Автор: Чекалина Ольга Дмитриевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ СОШ "ЛИДЕР"
Населённый пункт: Московская область, город Химки
Наименование материала: Доклад
Тема: "Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста"
Семинар-практикум для педагогов на тему «Нетрадиционные техники
рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного
возраста» (Свеча+акварель; набрызг)
Цель: приобретение навыков работы воском и акварелью.
Задачи: поиск выразительного колористического и композиционного решения.
Обучающие: знакомство со смешанной техникой – воск и акварель.
Развивающие: развитие навыков работы в различных техниках;
- развитие навыков комбинирования в декоративном изображении;
- развитие воображения, фантазии, творческого потенциала;
- развитие ассоциативного, образного мышления, способности к воображению;
Воспитывающие: воспитание внимания учащихся, сознательного отношения к работе,
воспитание дисциплинированности, аккуратности, самостоятельности.
Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и
практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного
возраста. Как говорил В. А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на
кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые
питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской
руке, тем умнее ребёнок”. Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы.
Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как
можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни.
Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребёнок создаёт
новые работы (рисунок, аппликация). Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз
экспериментирует со способами создания объекта. Дошкольник в своём эстетическом
развитии проходит путь от элементарного наглядночувственного впечатления до создания
оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно - выразительными
средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше
ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет
деятельность его воображения.
По словам психолога Ольги Новиковой "Рисунок для ребенка является не искусством, а
речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он
не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план,
отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен".
Нетрадиционные
техники
рисования
демонстрируют
необычные
сочетания
материалов
и
инструментов.
Несомненно,
достоинством
таких
техник
является
универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как
взрослому, так и ребенку.
Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так
как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и
самовыражению в целом.
Нетрадиционное рисование – искусство изображать, не основываясь на традиции.
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об
окружающем мире в своём изобразительном творчестве.
Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисование
нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая
удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда.
Поэтому при организации предметно - развивающей среды учитывала, чтобы содержание
носило развивающий характер, и было направлен на развитие творчества каждого ребёнка
в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей
возрастным особенностям детей. Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная
щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т.д).
Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не
присутствует слово «Нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно
придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные
эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его
огорчает.
Проведение НОД с использованием нетрадиционных техник:
способствует снятию детских страхов;
развивает уверенность в своих силах;
развивает пространственное мышление;
побуждает детей к творческим поискам и решениям;
знакомит с разнообразным материалом;
развивает чувство композиции,
ритма,
колорита,
цветовосприятия;
чувство фактурности и объёмности;
развивает мелкую моторику рук;
развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что
они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.
Виды нетрадиционного рисования:
Кляксография, тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками, рисование
ладошкой, оттиск смятой бумагой, восковые мелки + акварель, свеча + акварель,
набрызг, отпечатки листьев, метод ниткографии и другие…
Подробнее рассмотрим метод свеча+акварель и набрызг.
Свеча + акварель
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: свеча, плотная
бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на
бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой
остается белым.
Основное свойство воска – отталкивать воду. На этом свойстве и основан метод
работы в этой технике. Сочетание акварели и свечи даёт совершенно неожиданный
эффект: если поверх воска пройтись акварелью, то места на бумаге, не закрашенные
воском, окрасятся краской. Такая техника работы называется смешанной.
Набрызг
Средства выразительности: точка, фактура. Материалы: бумага, гуашь, жесткая
кисть, зубные щётки, шаблон. Способ получения изображения: смочить щётку водой;
стряхнуть лишнюю воду, чтобы не было клякс; набрать немного краски на зубную щётку;
взять щётку в левую руку, а стеку в правую; держать щётку над листом, отвернув от себя,
и быстрыми движениями проводить стекой по поверхности щётки, по направлению к себе
(снизу вверх); брызги полетят на бумагу; постараться направить брызги в нужном
направлении и затонировать ими весь рисунок или конкретный его участок, в зависимости
от замысла.