Напоминание

"Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста"

Автор: Чекалина Ольга Дмитриевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ СОШ "ЛИДЕР"
Населённый пункт: Московская область, город Химки
Наименование материала: Доклад
Тема: "Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Семинар-практикум для педагогов на тему «Нетрадиционные техники

рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного

возраста» (Свеча+акварель; набрызг)

Цель: приобретение навыков работы воском и акварелью.

Задачи: поиск выразительного колористического и композиционного решения.

Обучающие: знакомство со смешанной техникой – воск и акварель.

Развивающие: развитие навыков работы в различных техниках;

- развитие навыков комбинирования в декоративном изображении;

- развитие воображения, фантазии, творческого потенциала;

- развитие ассоциативного, образного мышления, способности к воображению;

Воспитывающие: воспитание внимания учащихся, сознательного отношения к работе,

воспитание дисциплинированности, аккуратности, самостоятельности.

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и

практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного

возраста. Как говорил В. А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на

кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые

питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской

руке, тем умнее ребёнок”. Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы.

Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как

можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни.

Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребёнок создаёт

новые работы (рисунок, аппликация). Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз

экспериментирует со способами создания объекта. Дошкольник в своём эстетическом

развитии проходит путь от элементарного наглядночувственного впечатления до создания

оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно - выразительными

средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше

ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет

деятельность его воображения.

По словам психолога Ольги Новиковой "Рисунок для ребенка является не искусством, а

речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он

не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план,

отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен".

Нетрадиционные

техники

рисования

демонстрируют

необычные

сочетания

материалов

и

инструментов.

Несомненно,

достоинством

таких

техник

является

универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как

взрослому, так и ребенку.

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так

как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и

самовыражению в целом.

Нетрадиционное рисование – искусство изображать, не основываясь на традиции.

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об

окружающем мире в своём изобразительном творчестве.

Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисование

нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая

удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда.

Поэтому при организации предметно - развивающей среды учитывала, чтобы содержание

носило развивающий характер, и было направлен на развитие творчества каждого ребёнка

в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей

возрастным особенностям детей. Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная

щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т.д).

Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не

присутствует слово «Нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно

придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные

эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его

огорчает.

Проведение НОД с использованием нетрадиционных техник:

способствует снятию детских страхов;

развивает уверенность в своих силах;

развивает пространственное мышление;

побуждает детей к творческим поискам и решениям;

знакомит с разнообразным материалом;

развивает чувство композиции,

ритма,

колорита,

цветовосприятия;

чувство фактурности и объёмности;

развивает мелкую моторику рук;

развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.

во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что

они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

Виды нетрадиционного рисования:

Кляксография, тычок жесткой полусухой кистью, рисование пальчиками, рисование

ладошкой, оттиск смятой бумагой, восковые мелки + акварель, свеча + акварель,

набрызг, отпечатки листьев, метод ниткографии и другие…

Подробнее рассмотрим метод свеча+акварель и набрызг.

Свеча + акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: свеча, плотная

бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на

бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой

остается белым.

Основное свойство воска – отталкивать воду. На этом свойстве и основан метод

работы в этой технике. Сочетание акварели и свечи даёт совершенно неожиданный

эффект: если поверх воска пройтись акварелью, то места на бумаге, не закрашенные

воском, окрасятся краской. Такая техника работы называется смешанной.

Набрызг

Средства выразительности: точка, фактура. Материалы: бумага, гуашь, жесткая

кисть, зубные щётки, шаблон. Способ получения изображения: смочить щётку водой;

стряхнуть лишнюю воду, чтобы не было клякс; набрать немного краски на зубную щётку;

взять щётку в левую руку, а стеку в правую; держать щётку над листом, отвернув от себя,

и быстрыми движениями проводить стекой по поверхности щётки, по направлению к себе

(снизу вверх); брызги полетят на бумагу; постараться направить брызги в нужном

направлении и затонировать ими весь рисунок или конкретный его участок, в зависимости

от замысла.