Автор: Лабертова Разида Султангереевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад №13
Населённый пункт: г. Сыктывкар
Наименование материала: публикация
Тема: РППС
Сделать наших детей умными – желание любого педагога и родителя. Умён
тот- кто умеет мыслить
Развивающая предметная среда- это система материальных объектов
деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его
духовного и физического развития. Обогащенная среда предполагает
единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной
деятельности ребенка.»
В настоящее время недостаточно разработана проблема организации
предметно-развивающей среды для детей раннего возраста. Поскольку
ребенок большую часть времени проводит в дошкольном учреждении,
развивающая среда является неотъемлемой частью, «стартовой площадкой»,
и определенной ступенью постижения культуры и «выращивания» в ней
личности в организованном образовательном пространстве.
Среда является важным фактором воспитания и развития детей. Организация
предметно-игрового пространства и предметно-развивающей среды является
необходимым условием для формирования игровой, познавательной,
исследовательской, творческой деятельности ребенка.
Одна из наших задач – создать для каждого ребенка разностороннюю
развивающую среду, чтобы дать ему возможность проявить себя.
Цель предметной развивающей среды – создание благоприятных условий
развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными
особенностями и склонностями,
ППР среда в нашей группе организуется так, чтобы каждый ребенок имел
возможность одновременно с познанием окружающей действительности
заняться любимым делом. Для этого пространство группы было
преобразовано в разнообразные «уголки» и «центры». Развивающие уголки
расположены так, чтобы каждый ребенок мог свободно подойти, найти себе
занятие по душе.
РППС содержательно-насыщенная, трансформируемая,
полифункциональная, вариативная, эстетически привлекательная, доступная
и безопасная, имеет свои отличительные особенности.
Оснащение уголков (зон) меняется в связи с тематическим планированием.
Учитывая то, что ребенок находится в детском саду целый день,
необходимо
создавать ему оптимальные условия для игр, развития и обучения в разных
видах деятельности. Если ребенок нуждается в уединении, то в группе он
найдет специально выделенное для этого место.
Современные образовательные стандарты предъявляют определённые
требования к организации развивающей предметно-пространственной среды
в дошкольных учреждениях.
Создавая предметно-развивающую среду в нашей группе учитывались
требования нового ФГОС, отображая её во всех центрах группы. Мы
старались сделать ее разнообразной, яркой, информативно богатой, для того
чтобы максимально ускорить и облегчить адаптационный период детей в
детском саду, создать эмоционально положительную атмосферу в группе,
обеспечить индивидуальное гармоничное развитие ребенка.
При построении развивающей среды для детей раннего возраста в своей
группе, мы учитывали и возрастные физиологические и психические
особенности детей, повышенную двигательную активность и ярко
выраженную познавательную деятельность, которая проявляется в неуемном
стремлении исследовать все, что находится в поле зрения ребенка.
Много всего интересного и неизведанного для малыша можно найти вокруг.
Созданная предметно-пространственная среда вызывает у детей чувство
радости, способствует снятию напряженности, излишней тревоги,
эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать
его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной
творческой деятельности детей. Каждый ребенок имеет возможность
заниматься любимым делом.
В группе должно быть не только уютно и комфортно, но и красиво. Заботясь
о создании благоприятного, психологического комфорта и возможности
самореализации детей в нашей группе мы определили основные центры
детского развития
Центр сенсорики и познавательного развития, в которую входят
дидактические игры и материалы по развитию сенсорных эталонов; игры на
развитие мелкой моторики, логического мышления; а так же дидактические
пособия, наглядные материалы по ознакомлению детей раннего возраста с
окружающим миром.
Все представленные пособия, игры, наглядные материалы как фабричного
изготовления, так и, созданные руками педагогов и родителей из подручного,
бросового и других материалов.
Центр экспериментирования, в которой дети учатся экспериментировать с
различными предметами и природными материалами. Организуя игры с
песком и водой, мы знакомим детей со свойствами различных предметов и
материалов и закрепляем элементарные представления о форме, величине,
цвете предметов, развиваем мелкую моторику ребенка. Малыши любят такие
игры. Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совка в формочку,
в него можно закапывать различные предметы и откапывать их.
Игры с водой вызывают положительные эмоции. Дети переливают воду из
одной ёмкости в другую, пускают кораблики, окрашивают воду в разные
цвета. Знакомятся с такими понятиями, как тёплый-холодный, сухой-мокрый,
тонет-не тонет, пустой-полный и многое другое.
В нашей группе много
игровых пособий сделано своими руками. Исследуя новые предметы и
игрушки, экспериментируя с водой, песком и другими материалами, пытаясь
открыть различные емкости, коробочки, дверцы с замочками, малыши
решают самые настоящие мыслительные задачи. Возрастные особенности
раннего возраста диктуют особые требования к организации предметной
среды, которая должна способствовать развитию малышей. От того, какая
среда окружает ребенка, во многом зависит его физическое,
интеллектуальное и эстетическое развитие.
Центр детского творчества–. Ранний возраст, наиболее благоприятен для
развития изобразительной деятельности. Поэтому в уголке изобразительной
деятельности есть не только традиционные материалы такие как:
фломастеры, мелки, наборы карандашей, тонированная бумага, раскраски,
трафареты, обычный и пенопластовый пластилин, тесто и формочки для
лепки, гуашь простая и пальчиковая, восковые мелки, разнообразные
конструкторы, но и нетрадиционные материалы: печатки, ватные палочки,
мыльные пузыри, световые планшеты, самодельные гравюры, пластилиновые
заплатк
Центр сюжетно- ролевой игры – создана с целью организации
театрализованной деятельности и сюжетно – ролевой игры, где мы знакомим
наших воспитанников с различными видами театра: театр на палочках;
настольный театр; куклы Би-Ба-Бо; театр из фетра и ткани; театр на
магнитах; сказка на стаканчиках и ложках. Наличие разных видов театра
позволяет воспитателю организовать показ простейших видов театра и
привлечь каждого ребенка. Дидактические пособия играют важную роль в
позвательном и речевом развитии.
Содержание данного уголка позволяет формировать начальные навыки
ролевого поведения и связывать сюжетные действия с ролью. С помощью
взрослого дети выполняют несколько игровых действий объединенных
сюжетной канвой: «семья», «парикмахерская», «больница», «шофер». Так у
детей раннего возраста зарождаются первые предпосылки к сюжетно –
ролевым играм, решаются задачи коммуникативного развития и
социализации малышей.
Несмотря на ранний возраст наличие «художественно-эстетического
центра» благоприятно скажется на развитии детей. Здесь в свободном для
детей доступе находятся книжки, открытки, альбомы. Их содержание должно
быть понятно и интересно малышам. Рассматривая книги, малыши
пальчиками показывают на картинки, буквы, какие-либо знаки, спрашивают,
что это такое. Мы поддерживаем любознательность детей, отвечаем на их
вопросы.
На ряду с книгами расположенными на полках размещены наборы
предметных и сюжетных картинок, игры по познавательному и речевому
развитию, подборка потешек, стихов, загадок, пальчиковых гимнастик,
звуковые планшеты с аудио сказками. Наши малыши любят, когда мы читаем
с ними книги и рассматриваем картинки. Здесь же размещены тренажеры для
дыхательных упражнений и зрительных гимнастик: султанчики, снежинки,
бабочки, шарики, трубочки. Это помогает решать задачи по речевому
развитию.
Центр двигательной активности.
Потребность в движении является важной задачей при организации
предметно-развивающей среды. В зоне двигательной активности
расположено современное, яркое оборудование для проведения подвижных
игр, утренней гимнастики, а так же для самостоятельных игр и
индивидуальной работы с детьми по физическому развитию.
Центр музыкального развития, где есть такие музыкальные инструменты
как: металлофон, гармошка, балалайки, бубны, погремушки, колокольчики,
трещотка, барабанная стойка, свистульки, дудочки.
Много радостных минут доставляют детям игры с музыкальными книгами,
планшетами, музыкальным домом, что способствует развитию
фонематического слуха и чувства ритма.
Центр ПДД- в данном центре имеется большой арсенал транспорта- от
пассажирского, до специального и грузового.
Дети 2 - 3 лет должны знать,
что машины едут по дороге, а люди переходят дорогу по пешеходному
переходу.
С помощью игровых технологий и дидактических пособий можно интересно,
занимательно и увлекательно обучать детей правилам дорожного движения.
Нами были разработаны дидактические пособия, направленные на
формирование основ безопасного поведения детей дошкольного возраста на
улицах: «Дорожное панно»; Д/и «Собери светофор».
Центр конструирования
Конструирование - эта игра не только увлекательна, но и весьма полезна.
Дети очень любят создавать постройки из модулей, конструкторов «Лего», и
др. Детская фантазия обладает огромным творческим потенциалом, и наша
задача — развивать и совершенствовать уникальные конструкторские и
художественные способности детей.
Строительные игры приносят большую пользу, развивая малыша. У детей
развиваются творческие способности, мышление, трудолюбие, усидчивость и
терпение, а так же мелкая моторика.
Центр уединения – Нужен детям без сомненья,
Уголок уединенья,
Чтобы тихо посидеть,
На мир и деток посмотреть,
Успокоиться, вздохнуть,
И чуть – чуть, чуть – чуть,
Вздремнуть.
Помечтать, сквозь голоса,
Вспомнить мамины глаза
это зона, благодаря которой у детей появилась возможность расслабиться,
устранить беспокойство, возбуждение, скованность, сбросить излишнее
напряжение, восстановить силы, увеличить запас энергии, почувствовать
себя защищёнными. Это место, где ребёнок может побыть наедине с собой,
поиграть с любимыми игрушками, рассмотреть интересную книгу, семейные
фотографии или просто помечтать.
В заключении хочу представить вашему вниманию дидактическиое пособие,
сделанные своими руками , которое мы успешно применяем для развития
познавательной активности.