Автор: Магомедова Зарема Алимагомедовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Мальвина"
Населённый пункт: г Ноябрьск, АО Ямало-Ненецкий
Наименование материала: методическая разработка
Тема: по социально - коммуникативному развитию в средней группе детского сада
Конспект занятия по социально - коммуникативному развитию в средней группе
детского сада. Тема «Одежда русских людей»
Занятие в детском саду для детей дошкольников 4-5 лет
Цель: формирование эмоционально-положительного отношения к одежде русских
людей.
Задачи:
— формировать первоначальные представления об отдельных атрибутах русской
традиционной одежды (рубаха, сарафан, пояс, платок, кокошник, лапти, валенки, зипун);
— вызывать чувство восхищения красотой национального костюма, мастерством
русских рукодельниц;
— обучать способам практического применения знаний в речевой, игровой, трудовой,
коммуникативной деятельности.
Оборудование:
кукла
домовенок
Кузя,
набор
одежды
мужского
русского
национального костюма (для Кузи), тематический альбом «Русский национальный
костюм», бусинки, бисер, сухие ягоды, береста для изготовления бус, одежда с вышивкой
и украшения для куклы.
* * *
Воспитатель. Ребята, нас сегодня снова в гости приглашает домовенок Кузя.
Под звуки русской народной песни «Крутись, веретенце» дети отправляются к Кузе.
Дети. Здравствуй, Кузя!
Никто не отвечает.
Здравствуй, Кузя! (Здороваются громче.)
Вдруг откуда-то слышится: «Помогите! Помогите!»
Воспитатель. Ребята, это вроде бы Кузин голос. Кузя, ты где!?
Дети и воспитатель начинают его искать. Открывают сундук, там сидит Кузя, на нем
надет сарафан.
Кузя, что ты здесь делаешь? Зачем надел сарафан?
Кузя. Меня пригласила в гости Аленушка, у нее сегодня день рождения. Я хотел
красиво нарядиться. Думал-думал и вспомнил, что бабушка, когда в гости собирается,
всегда сарафан надевает. Только я в нем запутался и поэтому не могу из сундука
выбраться. Помогите мне, пожалуйста!
Воспитатель достает Кузю из сундука.
Воспитатель. Кузя, ты ведь мальчик! Ребята, разве мальчики и мужчины сарафаны
носят?
Дети. Нет.
Воспитатель. Какую одежду в старину носили мужчины на Руси?
Дети. Рубаху с поясом и порты.
Воспитатель. Правильно, мужчины носили рубахи и порты. Одежду подвязывали
поясом. На ногах мужчины носили лапти или сапоги.
Рассказ воспитателя сопровождается показом иллюстраций с изображением мужского
русского народного костюма.
А что носили женщины?
Дети. Женщины носили длинные рубахи, поверх которых надевали сарафан.
Кузя. Я и надел сарафан поверх своей рубахи.
Воспитатель. Нет, Кузя, у женщин были совсем другие рубахи: длинные, и сарафаны
тоже длинные, до пола, чтобы тепло было. На голове — платок, кокошник. На ногах
женщины носили лапти.
Рассказ воспитателя сопровождается показом иллюстраций с изображением женского
русского народного костюма.
Здесь у бабушки в сундуке много разной одежды и для мужчин, и для женщин. Есть
праздничная, есть и повседневная. Праздничную одежду люди украшали вышивкой.
Рукава, ворот, пояс расшивали узорами. На кокошнике у женщин — бусинки, бисер. Вот
какие раньше были мастерицы, рукодельницы!
Рассказ
воспитателя
сопровождается
показом
одежды
или
иллюстраций
с
изображением повседневной и праздничной одежды русских людей.
Кузя, мы с ребятами поможем тебе нарядиться. Вот тебе праздничная рубаха и порты!
(Надевает их на Кузю.) Подвяжем рубаху поясом, расшитым красивыми узорами! На ноги
тебе наденем лапти. Посмотри, какой ты стал нарядный и красивый!
Кузя рассматривает себя в зеркале.
Кузя. Но я не могу зимой по улице идти в такой одежде, мне будет холодно! Что же
носили для тепла русские люди?
Дети. Зипуны, валенки.
Воспитатель. Верно, ребята, зимой мужчины и женщины для тепла носили зипуны, на
ногах — валенки.
Рассказ воспитателя сопровождается показом иллюстраций с изображением одежды,
которую носили русские люди зимой.
Воспитатель надевает на Кузю зипун, шапку, валенки.
Ребята у нас здесь много кукол, они тоже хотят идти на день рождения к Аленушке.
Поможем им нарядиться!?
Дидактическая игра «Одень Машу в русский национальный костюм»
Каждый ребенок надевает на свою куклу нарядную праздничную одежду с вышивкой,
украшения: бусы, серьги. По предложению воспитателя читают потешку:
А, тари, тари, тари,
Куплю Маше янтари.
Останутся деньги —
Куплю Маше серьги.
Останутся пятаки —
Куплю Маше башмаки.
Останутся гроши —
Куплю Маше ложки.
Останутся полушки —
Куплю Маше подушки.
Кузя. Какие красивые бусы у Маши, я такие хочу подарить Аленушке на день
рождения.
Воспитатель. Ребята, что же нам делать, как помочь Кузе? Где взять бусы?
Дети. Купить, нарисовать, смастерить самим.
Воспитатель. У меня есть различные бусинки, сухие ягоды, береста, давайте соберем
из них для Аленушки бусы. А Кузя подарит их ей.
Дети мастерят бусы.
Кузя. Спасибо, ребята! До свидания!