"Насыщенность и разнообразие РППС"

Автор: Истомина Наталья Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС "Ёлочка"
Населённый пункт: ЯНАО Новый Уренгой
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Насыщенность и разнообразие РППС"
Дата публикации: 16.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Насыщенность и разнообразие РППС,

обеспечении занятости каждого ребёнка

«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не

оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в

прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка

конкретного мира. Тот, кому удастся создать такую обстановку,

облегчит свой труд в высшей степени. Среди неё ребёнок будет

жить – развиваться собственно самодовлеющей жизнью, его

духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от

природы»

Е.И.Тихеева.

Образовательная среда
– совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.
Развивающая предметно-пространственная среда
– часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Насыщенная
развивающая предметно – пространственная и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
При организации РППС необходимо учитывать:
 гигиенические нормы площади на одного ребенка (норматив наполняемости групп);
 наличие физкультурного и музыкального залов;  наличие прогулочных площадок, обеспечивающих физическую активность и разнообразную игровую деятельность детей на прогулке;  оснащенность групп мебелью, игровым и дидактическим материалом в соответствии с ФГОС;  наличие в дошкольной организации возможностей, необходимых для организации питания детей;  наличие в дошкольной организации возможностей для дополнительного образования детей;  наличие возможностей для работы специалистов, в том числе для педагогов коррекционного образования;  наличие дополнительных помещений для организации разнообразной деятельности детей.
РППС в младшем дошкольном возрасте
Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания
РППС в среднем дошкольном возрасте
Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.
Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.
РППС в старшем дошкольном возрасте
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. У детей изменяется психологическая позиция: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение. Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность, развивающие игры, технические устройства и игрушки и т.д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты
РППС должна быть:
 Содержательно-насыщенной : o разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе и на участке; должна соответствовать возрастным особенностям и содержанию программы.  Трансформируемой : o пространства обеспечивает возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, от меняющихся интересов детей, от возможностей детей.  Полуфункциональной: o возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т.д.);
o наличие не обладающих жёстко закреплённым способом употребления полифункциональных предметов (в т. ч. природные материалы, предметы-заместители).  Вариативной: o наличие различных пространств; периодическую сменяемость игрового материала; o разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми; o появление новых предметов. Доступной: o доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; o свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности; o исправность и сохранность материалов и оборудования.  Безопасной: o соответствие всех её элементов по обеспечению надёжности и безопасности, т.е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия. Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда должна быть развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста. Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно- образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда. Подготовила воспитатель группы «Рябинка», Истомина Наталья Михайловна.