Автор: Истомина Наталья Михайловна Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС "Ёлочка"
Населённый пункт: ЯНАО Новый Уренгой
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Насыщенность и разнообразие РППС"
«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не
оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в
прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка
конкретного мира. Тот, кому удастся создать такую обстановку,
облегчит свой труд в высшей степени. Среди неё ребёнок будет
жить – развиваться собственно самодовлеющей жизнью, его
духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от
природы»
Е.И.Тихеева.
Образовательная среда
– совокупность условий, целенаправленно
создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития
детей.
Развивающая предметно-пространственная среда –
часть
образовательной среды, представленная специально организованным
пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами,
оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в
соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и
укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их
развития.
Насыщенная
развивающая предметно – пространственная и
образовательная среда становится основой для организации увлекательной,
содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка.
Развивающая предметная среда является основным средством
формирования личности ребенка и является источником его знаний и
социального опыта.
При организации РППС необходимо учитывать:
гигиенические нормы площади на одного ребенка (норматив
наполняемости групп);
наличие физкультурного и музыкального залов;
наличие прогулочных площадок, обеспечивающих физическую активность
и разнообразную игровую деятельность детей на прогулке;
оснащенность групп мебелью, игровым и дидактическим материалом в
соответствии с ФГОС;
наличие в дошкольной организации возможностей, необходимых для
организации питания детей;
наличие в дошкольной организации возможностей для дополнительного
образования детей;
наличие возможностей для работы специалистов, в том числе для
педагогов коррекционного образования;
наличие дополнительных помещений для организации разнообразной
деятельности детей.
РППС в младшем дошкольном возрасте
Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для
удовлетворения потребности в двигательной активности. Правильно
организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти
занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться
взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать
их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего
обучения.
При создании развивающего пространства в групповом помещении
необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии, это в
свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка,
развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере
отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы
сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и
воспитания
РППС в среднем дошкольном возрасте
Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на
дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к
ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и
взаимодействию.
Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей
для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки
располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению.
Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника,
где он может подумать, помечтать.
РППС в старшем дошкольном возрасте
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие
интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. У
детей изменяется психологическая позиция: они впервые начинают ощущать
себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает
дошкольникам понять это новое положение.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок
имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования
по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим
интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая
деятельность, экспериментирование). Обязательными в оборудовании
являются материалы, активизирующие познавательную деятельность,
развивающие игры, технические устройства и игрушки и т.д. Широко
используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты
РППС должна быть:
Содержательно-насыщенной :
o
разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе и
на участке; должна соответствовать возрастным особенностям и
содержанию программы.
Трансформируемой :
o
пространства обеспечивает возможность изменений РППС в
зависимости от образовательной ситуации, от меняющихся
интересов детей, от возможностей детей.
Полуфункциональной:
o
возможность разнообразного использования различных
составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие
модули, ширмы и т.д.);
o
наличие не обладающих жёстко закреплённым способом
употребления полифункциональных предметов (в т. ч.
природные материалы, предметы-заместители).
Вариативной:
o
наличие различных пространств; периодическую сменяемость
игрового материала;
o
разнообразие материалов и игрушек для обеспечения
свободного выбора детьми;
o
появление новых предметов.
Доступной:
o
доступность для воспитанников всех помещений, где
осуществляется образовательная деятельность;
o
свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям,
обеспечивающим все виды детской активности;
o
исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасной:
o
соответствие всех её элементов по обеспечению надёжности и
безопасности, т.е. на игрушки должны быть сертификаты и
декларации соответствия.
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой
системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда
должна быть развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир,
окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая
к новообразованиям определенного возраста.
Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной
группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы
конструктивного взаимодействия участников воспитательно-
образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды
дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной
группы, на которую нацелена данная среда.
Подготовила воспитатель группы «Рябинка», Истомина Наталья Михайловна.