Автор: Карнеева Александра Сергеевна
Должность: педагог-библиотекарь
Учебное заведение: МБОУ "Гурзуфская средняя школа им. А.С. Пушкина"
Населённый пункт: город Ялта, пгт Гурзуф, Республика Крым
Наименование материала: конспект урока
Тема: Один за всех и все за одного! Проблемы моральной мотивации. Вдохновляющий урок проводят герои любимых книг-юбиляров
Александра Сергеевна Карнеева, педагог-библиотекарь
МБОУ «Гурзуфская средняя школа им. А. С. Пушкина» муниципального
образования городской округ Ялта Республики Крым
Один за всех и все за одного!
Проблемы моральной мотивации. Вдохновляющий урок проводят герои
любимых книг-юбиляров
Мотивация – материя тонкая и хрупкая. Можно цитировать
мудрецов… Можно вспомнить, что мотивация начинается с
психологического тычка в то место, откуда теоретически могли бы расти
крылья… Но как, в какой форме, откуда должен быть послан этот тычок?
Смена поколений – это смена реалий не только внешней жизни, но и в
первую очередь, жизни души человеческой. В том числе, может меняться и
формат мотивации.
Перегружать читателя теорией неразумно, памятуя о знаменитой
иронической реплике из «Фауста» Гёте… «Суха, мой друг, теория везде…Но
древо жизни пышно зеленеет…»
Зато практика – убедительнее. А практика это урок, в пространстве
которого мотивируют сами герои обожаемых книг.
И детям, и взрослым нужен, как это холодно не прозвучит,
тренажёр и для моральных качеств.
И этот тренажёр не что иное, как великий опыт человечества,
спрессованный в увлекательную форму для примера и подражания –
литература всех времён, стран и народов.
Как замечательно сказала ученица нашей школы, барышня из третьего
класса:
- Я читала и, знаете…как будто всё это видела, как будто всё это
происходило вокруг. (Речь шла об «Алисе в Стране Чудес»).
Известно, что взрослые грешат приписыванием детям своих
собственных изречений, своей манеры речи и собственной мотивации – но
школьный библиотекарь, уважая читателей любого возраста, склонен
относиться к ним как к книгам. А книги библиотекарь старается цитировать
как можно точнее.
Отсюда вывод: схема «что такое хорошо, и что такое плохо» работает
тогда, когда озвучена живым человеком – пусть это и персонаж, превосходно
прописанный в своей реальности художником-реалистом. Причём, реализм
может быть и магический, и романтический, и сам-по-себе реализм в духе
городских буден.
Вдохновляющий урок проводит педагог-библиотекарь, хорошо
знакомый со своей аудиторией…Слово «знакомый» здесь корневое. Не с
назиданием в духе «мероприятия» пришёл в класс «человек с книжкой».
Большинство педагогов, для которых библиотека – второй дом родной,
– знакомы со своей публикой. Дети приходят в библиотеку в своём «другом»
образе – они раскрепощены, это их «частная жизнь», здесь они ощущают
себя на равных с миром взрослых.
Предлагаю опробованный несколько раз вариант «моральной
библиотерапии» для почтеннейшей публики из параллели пятых классов.
Уверена, у каждого в «волшебном чемоданчике» найдётся немало таких
«секретных ингредиентов» удачной работы – но и этот вариант будет совсем
не лишним!
Конспект урока «Один за всех…А все? За одного!»
Приветствую уважаемую аудиторию! Сегодня у нас праздник…День
рождения! Книги празднуют своё появление на свет и ревниво относятся к
тому, чтобы читатели об этом не забыли!
Каждая книга имеет свою судьбу, как человек. Бывает так, что книга
живёт очень и очень долго.
Почему? Высказывайте версии.
…Вот и я думаю: если книжка в сердце читателя попала, проросла в его
памяти навсегда – этот читатель потом захочет, чтобы его собственные
детишки прочитали эту книгу. И пришлёт их за ней в библиотеку.
Сегодня я и пришла к вам с героями книг, которых вы знаете…знаете,
потому что ваши мама и папа читали их в детстве. Так приятно было
услышать от вас и увидеть ваши записочки с родительскими пожеланиями.
Вдобавок, эти книги и эти герои чем-то очень похожи. И это странно.
Ведь они совсем разные…и живут в разных странах. И в разных временах…
да и реальность в этих книгах разнится – в одной книге происходят
сказочные события, а в двух других вроде бы всё подчинено законам
природы нашего мира…
Но давайте разбираться. Не забывайте мне помогать и подсказывать,
если я что-нибудь забуду или скажу неправильно!
Бравые мушкетёры придумали отличное правило. Один за всех и все за
одного! Но разве только они руководствуются в своей жизни таким девизом?
Сразу вспоминается потрясающий воображение пример из реальной
жизни, из нашей исторической памяти.
Когда-то советские лётчики и французские летчики вместе – в одном
небе, как говорится, крыло к крылу – сражались с фашизмом. Французы
подружились с советскими героями, уважали друг друга за
самоотверженность. Но вот что заметили советские лётчики …В легендарной
эскадрилье «Нормандия-Неман» было очень много потерь. Оказывается, у
них не было системы боя, принятой у нас: ведущий истребитель всегда
прикрывают два ведомых. Поэтому герой в истребителе может не
отвлекаться на боковые манёвры врага. Он твёрдо знает – друзья его
защищают. Поэтому и потерь было значительно меньше…
А лётчики полка «Нормандия-Неман», были хоть и храбрые, и дерзкие
в небе, но у них было правило: «каждый за себя, один Бог за всех».
Французы пришли на «разбор полётов». Там их новые боевые
товарищи обучили их своей премудрости…Каждый – за всех…И все – за
каждого.
Выходит, советские лётчики в жизни исповедовали принцип
мушкетёров!
Именно такому принципу следует в своей жизни Серёжа Каховский.
…Да, да! Превосходно, что знаете это имя! Давайте вспоминать, кто
он, чем знаменит и сколько ему лет?
Серёже Каховскому было всего двенадцать, когда ему вручили именную
шпагу.
Но получить шпагу было, конечно, непросто.
Однажды Серёжа провожал домой второклассников. Не мог он
позволить малышам идти в темноте без защиты. И вот из темноты, из
городской легенды выходят нападающие. Увы, мы знаем, что мир не состоит
целиком из света.
Возможно, эти подростки, которые решили напасть на тех, кто младше
– изначально были вовсе не злые…но в этот момент рассуждать о том, что у
всех людей есть тяга к добру – было бы не к месту.
Серёжа оказывается один-одинёшенек перед лицом несправедливости,
перед лицом этой ожившей темноты. Перед этими ухмыляющимися лицами
и грубыми голосами.
И не просто один. Ему предстоит защитить детей…Один из них
сбегает, а второй совсем беззащитен и напуган.
Конечно, можно было отдать ничтожным негодяям карманные
деньги…можно было даже убежать с криком и найти помощь у взрослых.
И знаете? Я ведь просто обязана вам сказать, что такое поведение
совершенно оправдано. Ребёнок не должен вступать в бой с бандитами…
Но вот только Серёжа Каховский считал иначе…Не мог он отдать
деньги, которые мама дала с собой малышу, вот этим жалким персонажам…
Но Сережа к тому же был и спортсменом…он был фехтовальщиком.
Шпага досталась ему не просто так. Это была цена долгих месяцев
дисциплины и тренировок.
Но шпаги с ним не было.
Серёжа обладал даром быстро принимать решения – причем, сразу
решить, что будет и хорошо, и правильно. И если бы у него не было
внутренней уверенности в своих возможностях, – поступить так, как он
поступил, было бы неразумно.
Но дело в том, что уверенность у него была.
В отличие от шпаги.
Но он вспомнил, чему учил их тренер в клубе «Эспада».
…Ты всегда фехтовальщик, всегда мушкетёр…даже когда в руке у тебя
нет шпаги!
Что это значит? Человек важнее шпаги. Шпага всего лишь инструмент
уверенности и силы.
Но даже сейчас, без неё, у Серёжи была его собственная сила. Его
осанка. Умение быстро двигаться. Навыки мгновенного реагирования на
ситуацию. Его кураж! Это тоже часть силы спортсмена.
Серёжа видит выпавшую из забора рейку и вооружается этой
призрачной шпагой, которая играет, скорее, психологическую роль.
И Серёжа выступил вперёд и своим натиском прогнал хулиганов. Один
– прогнал четверых!
И защитил ребёнка. Себя Серёжа Каховский в двенадцать лет ребёнком
не считал…
Кто же он? Кто этот мальчик?
Главный герой трилогии «Мальчик со шпагой», которой исполнилось
уже полвека…
В Советском Союзе ребята писали письма Серёже Каховскому. Они
были уверены, что это реальный человек. Хотели вступить в пионерский
клуб «Эспада». Интересовались планами Серёжи на дальнейшую жизнь.
Удивительный человек, который написал трилогию «Мальчик со
шпагой», объяснял читателям: на самом деле, Серёжа – это собирательный
образ всех юнкоров, моряков и фехтовальщиков, всех смелых и умных…В
Серёже может себя узнать тот, кто заступился за обиженного, помог
нуждающемуся, не побоялся противостоять кривде.
Автор трилогии и сам был таким человеком. Владислав Крапивин –
создатель школы «Каравелла», которая продолжает жить и после того, как
истинный рыцарь литературы ушёл из жизни.
В далёком 1961 году появилась эта необычная школа, в которой
изучали морское дело и сами строили яхты. За всю историю школы к
настоящему дню сами ребята построили тридцать четыре яхты разных типов!
В школе «Каравелла» учились и учатся принципам журналистики.
Оттачивают писательские навыки. Создали свой пресс-центр «Ветер». Очень
интересна газета, которую они издают – каждые сто номеров газета меняет
название, которое должно отражать новое направление в жизни отряда.
В уставе школы есть слова, которые напоминают нам о принципах
Серёжи Каховского:
«Я вступлю в бой с любой несправедливостью, подлостью и
жестокостью, где бы их ни встретил. Я не стану ждать, когда на защиту
правды встанет кто-то раньше меня».
А это про кого? Узнаете героя?
Он «первым нашёл пленников и задержался на дне только потому,
что желал вернуть на сушу не только своего собственного, а непременно
всех пленников.
…такое поведение говорит о высоких моральных ценностях и
заслуживает высшей оценки».
Правда, Гарри сделал это не ради победы на конкурсе. Он спас всех,
потому что не мог иначе.
Только что исполнилось четверть века одной из книг Поттерианы, а
именно, истории о тайной комнате. И это повод вспомнить все самое яркое,
из всех книг, что мы читали о Гарри.
В школе объявлен великий конкурс, в котором мечтают принять
участие все ученики и ученицы. (Кубок огня).
Гарри должен выполнить условия второго тура, второго испытания.
Спасти со дна озера одного пленника. Своего главного друга Рона.
Но вот Гарри, с огромным трудом, – скорее, с помощью своего
упорства и выносливости, а не магии! – добирается до назначенного места.
Он видит и Гермиону, и Чжоу Чанг, и маленькую сестричку Флёр…
И хотя пленникам ничего не грозит, Гарри не может, не в состоянии
покинуть подводную площадь, забрав только Рона…
Тритоны, угрожающие ему оружием, требуют:
- Забирай одного пленника и – прочь!
Что ответил Гарри?
- Вот ещё! И не подумаю!
Они повторяют ему условие конкурса, напоминая, что всё это лишь
игра…
- Ты должен забрать только своего друга…
Но Гарри указывает на Гермиону, на других ребят и кричит:
- Она тоже мой друг! И их я умирать не оставлю!
Вы поняли? Гарри уже забыл про конкурс.
Никакой конкурс, никакая самая увлекательная игра не имеет для него
значения. Амбиции и надежды, честолюбие – всё мгновенно испаряется.
Он видит лишь людей, которые беспомощны, которым грозит
опасность. Он видит лишь несправедливость, видит зло, которое он просто
обязан исправить…как Серёжа Каховский.
И он не ждёт, когда на защиту правды встанет кто-то раньше
него…
Один за всех…Вот принцип благородного героя…
Но если мы не рассмотрим вторую часть нашего с вами девиза,
которым мы начали нашу встречу – идея не будет полной.
И все – за одного!
Когда человек чувствует себя одиноким перед нагромождением
обстоятельств, когда ему кажется, что он один-одинёшенек…как он
поступает? Верно. Сам начинает бороться с несправедливостью…
Но тогда происходит чудо. Обыкновенное чудо… Его имя – дружба.
В повести для детей «Эмиль и сыщики» рассказывается самая простая
история на свете. История взаимовыручки, история про друзей…
Но почему эта повесть стала интересна, по словам самого же автора,
всем от семи до семидесяти семи и старше? А самой книге уже девяносто
пять лет! Почему книга, опубликованная аж в 1929 году, до сих пор в
списках рекомендаций?
Потому что Эрих Кестнер, немецкий писатель, всегда был искренним,
честным и самоотверженным человеком… Он ничего не боялся. Только в
детстве – боялся огорчить маму.
Эту книгу читали во всем мире… Эту книгу во времена фашизма в
Германии гитлеровцы сожгли на костре, автора арестовали.
Но правда всегда торжествует. Снова тьма была побеждена.
И книга вернулась к читателям.
О чем же она?
Главный герой по имени Эмиль, по фамилии Тышбайн, совершенно
обычный мальчуган. Живёт в маленьком городке Нейштадт, где до сих пор
ходит конка – вагон, который тащит лошадь!
Что особенного в Эмиле? Да ничего…Разве что он очень
ответственный мальчик. Его мама, вдова, работает парикмахером. Это
тяжёлая работа и деньги заработать непросто. Эмиль помогает ей, как может
– и главное, он отлично учится. Он всей душой осознаёт, как это важно для
его прекрасной мамы…
Его ждёт счастливая поездка. Мама накопила денег и отправляет его
на каникулы к бабушке. В столицу, в Берлин! Там Эмиля ждут чудеса
большого города и его замечательная кузина Пони-Шапочка. И бабушке он
отвезёт деньги от дочери.
Казалось бы, что может случиться во время поездки?
День чудесный, купе поезда уютное…попутчики – симпатичные
немолодые люди – разговорчивые и приветливые…Разве что один странный
господин в чёрном котелке внушает какие-то сомнения. Но надо ведь верить
в людей!
Эмиль для сохранности протыкает деньги булавкой – сто сорок марок,
заработанных мамой – и прикалывает их внутри кармана пиджачка. И
сладко засыпает…
Но увы…На сей раз зло приняло образ мерзкого и мелкого воришки,
который не погнушался обокрасть ребёнка. Когда Эмиль проснулся, в
кармане была только булавка…
Эмиль в отчаянии. Но он – несмотря на свой возраст – человек,
который привык полностью отвечать за себя.
Он продумывает предварительный план действий. Сходит на другой
остановке. И начинает следить за человеком в чёрном котелке.
Тот пренагло устраивается в ресторане и начинает проедать деньги,
которые с таким трудом заработала фрау Тышбайн.
Эмиль не позволяет себе разнюниться…Но в момент острого чувства
одиночества он слышит звук автомобильного клаксона. Обернувшись, видит
своего сверстника с клаксоном в руке.
Так Эмиль познакомился с Густавом, а потом и с Профессором,
Вторником и со всеми берлинскими мальчишками. Как только они узнали,
что произошло, началась неистовая организация по восстановлению
справедливости.
Ребята организовали дежурство по наблюдению за вором, собрали
немножко денег в общую кассу на расходы, принесли еду для дежурных…
отправили посланника к родным Эмиля, чтобы те не переживали. Густав
даже почти устроился на работу в гостинице. Там помощником консьержа
работал тоже берлинский мальчишка, который включился в общее веселое
дело.
Да, представьте! Грустная обидная история превратилась в весёлое
приключение! Мальчики постоянно шутили, не забывали подкалывать друг
друга и, конечно, все поголовно тайно влюбились в Пони-Шапочку.
Столичную кузину было не провести мальчишескими секретами. Когда
посланник к родственникам Эмиля отправился восвояси, она помчалась за
ним на своём велосипеде со звонким звоночком. Девочка мигом
присоединилась к «заговорщикам».
И вот наступило утро триумфа справедливости!
Все дети Берлина, все мальчики и девочки, собрались на площади
вокруг гостиницы. Все они веселились и играли, но когда вор вышел на
улицу, ему сделалось не по себе.
Этот негодяй отправился не куда-нибудь, а в банк! Он собирался
разменять деньги, украденные у мальчика, и концы в воду. Ищи-свищи.
И вот он пытается пройти по улице, а детская кавалькада сопровождает
его, сбивая с толку и поселяя в пустом сердце испуг перед этим торжеством
детства!
Главный штаб по спасению справедливости – Эмиль, Густав,
Профессор и Пони-Шапочка – держатся в стороне. В нужный момент они
входят в это огромное помещение, где хранятся деньги «всего мира».
В банке Эмиль вежлив и спокоен …а представьте, как трудно говорить
спокойно и вежливо, ведь у него сердце так и выпрыгивает из груди!
Эмиль просит сотрудника банка поверить ему…Сотрудник колеблется.
Вор смеется и уверяет, что детки просто балуются.
Сотрудник банка – умный человек. Он начинает понимать, что дело не
так просто.
- Быть может, ты вспомнишь какую-нибудь примету этих денег?
Может, там есть надпись карандашом? – Обращается он к Эмилю.
И Эмиль вспомнил…А вы вспомнили? Он ведь приколол деньги
булавкой! Значит, на всех купюрах должна быть дырочка!
Сотрудник банка подносит деньги к свету… А вор кидается к выходу!
Справедливость восторжествовала. Деньги, заработанные честным
трудом, возвращаются к Эмилю, и он может передать их бабушке.
Но главное в том, что во время этого приключения возникла чудесная
дружба. Ребята на всю жизнь запомнили – никто не может быть один, у
каждого должны быть друзья…
Густав не смог пройти мимо Эмиля, узнав, что случилось. И
незнакомые ребята не смогли… Целый отряд справедливости возник, потому
что всего одному парню требовалась подмога!
Воистину, эти берлинские мальчишки тоже могли бы повторить слова
Серёжи Каховского…
И я не буду ждать, когда на защиту правды встанет кто-то раньше
меня!