Напоминание

Один за всех и все за одного! Проблемы моральной мотивации. Вдохновляющий урок проводят герои любимых книг-юбиляров

Автор: Карнеева Александра Сергеевна
Должность: педагог-библиотекарь
Учебное заведение: МБОУ "Гурзуфская средняя школа им. А.С. Пушкина"
Населённый пункт: город Ялта, пгт Гурзуф, Республика Крым
Наименование материала: конспект урока
Тема: Один за всех и все за одного! Проблемы моральной мотивации. Вдохновляющий урок проводят герои любимых книг-юбиляров







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Александра Сергеевна Карнеева, педагог-библиотекарь

МБОУ «Гурзуфская средняя школа им. А. С. Пушкина» муниципального

образования городской округ Ялта Республики Крым

Один за всех и все за одного!

Проблемы моральной мотивации. Вдохновляющий урок проводят герои

любимых книг-юбиляров

Мотивация – материя тонкая и хрупкая. Можно цитировать

мудрецов… Можно вспомнить, что мотивация начинается с

психологического тычка в то место, откуда теоретически могли бы расти

крылья… Но как, в какой форме, откуда должен быть послан этот тычок?

Смена поколений – это смена реалий не только внешней жизни, но и в

первую очередь, жизни души человеческой. В том числе, может меняться и

формат мотивации.

Перегружать читателя теорией неразумно, памятуя о знаменитой

иронической реплике из «Фауста» Гёте… «Суха, мой друг, теория везде…Но

древо жизни пышно зеленеет…»

Зато практика – убедительнее. А практика это урок, в пространстве

которого мотивируют сами герои обожаемых книг.

И детям, и взрослым нужен, как это холодно не прозвучит,

тренажёр и для моральных качеств.

И этот тренажёр не что иное, как великий опыт человечества,

спрессованный в увлекательную форму для примера и подражания –

литература всех времён, стран и народов.

Как замечательно сказала ученица нашей школы, барышня из третьего

класса:

- Я читала и, знаете…как будто всё это видела, как будто всё это

происходило вокруг. (Речь шла об «Алисе в Стране Чудес»).

Известно, что взрослые грешат приписыванием детям своих

собственных изречений, своей манеры речи и собственной мотивации – но

школьный библиотекарь, уважая читателей любого возраста, склонен

относиться к ним как к книгам. А книги библиотекарь старается цитировать

как можно точнее.

Отсюда вывод: схема «что такое хорошо, и что такое плохо» работает

тогда, когда озвучена живым человеком – пусть это и персонаж, превосходно

прописанный в своей реальности художником-реалистом. Причём, реализм

может быть и магический, и романтический, и сам-по-себе реализм в духе

городских буден.

Вдохновляющий урок проводит педагог-библиотекарь, хорошо

знакомый со своей аудиторией…Слово «знакомый» здесь корневое. Не с

назиданием в духе «мероприятия» пришёл в класс «человек с книжкой».

Большинство педагогов, для которых библиотека – второй дом родной,

– знакомы со своей публикой. Дети приходят в библиотеку в своём «другом»

образе – они раскрепощены, это их «частная жизнь», здесь они ощущают

себя на равных с миром взрослых.

Предлагаю опробованный несколько раз вариант «моральной

библиотерапии» для почтеннейшей публики из параллели пятых классов.

Уверена, у каждого в «волшебном чемоданчике» найдётся немало таких

«секретных ингредиентов» удачной работы – но и этот вариант будет совсем

не лишним!

Конспект урока «Один за всех…А все? За одного!»

Приветствую уважаемую аудиторию! Сегодня у нас праздник…День

рождения! Книги празднуют своё появление на свет и ревниво относятся к

тому, чтобы читатели об этом не забыли!

Каждая книга имеет свою судьбу, как человек. Бывает так, что книга

живёт очень и очень долго.

Почему? Высказывайте версии.

…Вот и я думаю: если книжка в сердце читателя попала, проросла в его

памяти навсегда – этот читатель потом захочет, чтобы его собственные

детишки прочитали эту книгу. И пришлёт их за ней в библиотеку.

Сегодня я и пришла к вам с героями книг, которых вы знаете…знаете,

потому что ваши мама и папа читали их в детстве. Так приятно было

услышать от вас и увидеть ваши записочки с родительскими пожеланиями.

Вдобавок, эти книги и эти герои чем-то очень похожи. И это странно.

Ведь они совсем разные…и живут в разных странах. И в разных временах…

да и реальность в этих книгах разнится – в одной книге происходят

сказочные события, а в двух других вроде бы всё подчинено законам

природы нашего мира…

Но давайте разбираться. Не забывайте мне помогать и подсказывать,

если я что-нибудь забуду или скажу неправильно!

Бравые мушкетёры придумали отличное правило. Один за всех и все за

одного! Но разве только они руководствуются в своей жизни таким девизом?

Сразу вспоминается потрясающий воображение пример из реальной

жизни, из нашей исторической памяти.

Когда-то советские лётчики и французские летчики вместе – в одном

небе, как говорится, крыло к крылу – сражались с фашизмом. Французы

подружились с советскими героями, уважали друг друга за

самоотверженность. Но вот что заметили советские лётчики …В легендарной

эскадрилье «Нормандия-Неман» было очень много потерь. Оказывается, у

них не было системы боя, принятой у нас: ведущий истребитель всегда

прикрывают два ведомых. Поэтому герой в истребителе может не

отвлекаться на боковые манёвры врага. Он твёрдо знает – друзья его

защищают. Поэтому и потерь было значительно меньше…

А лётчики полка «Нормандия-Неман», были хоть и храбрые, и дерзкие

в небе, но у них было правило: «каждый за себя, один Бог за всех».

Французы пришли на «разбор полётов». Там их новые боевые

товарищи обучили их своей премудрости…Каждый – за всех…И все – за

каждого.

Выходит, советские лётчики в жизни исповедовали принцип

мушкетёров!

Именно такому принципу следует в своей жизни Серёжа Каховский.

…Да, да! Превосходно, что знаете это имя! Давайте вспоминать, кто

он, чем знаменит и сколько ему лет?

Серёже Каховскому было всего двенадцать, когда ему вручили именную

шпагу.

Но получить шпагу было, конечно, непросто.

Однажды Серёжа провожал домой второклассников. Не мог он

позволить малышам идти в темноте без защиты. И вот из темноты, из

городской легенды выходят нападающие. Увы, мы знаем, что мир не состоит

целиком из света.

Возможно, эти подростки, которые решили напасть на тех, кто младше

– изначально были вовсе не злые…но в этот момент рассуждать о том, что у

всех людей есть тяга к добру – было бы не к месту.

Серёжа оказывается один-одинёшенек перед лицом несправедливости,

перед лицом этой ожившей темноты. Перед этими ухмыляющимися лицами

и грубыми голосами.

И не просто один. Ему предстоит защитить детей…Один из них

сбегает, а второй совсем беззащитен и напуган.

Конечно, можно было отдать ничтожным негодяям карманные

деньги…можно было даже убежать с криком и найти помощь у взрослых.

И знаете? Я ведь просто обязана вам сказать, что такое поведение

совершенно оправдано. Ребёнок не должен вступать в бой с бандитами…

Но вот только Серёжа Каховский считал иначе…Не мог он отдать

деньги, которые мама дала с собой малышу, вот этим жалким персонажам…

Но Сережа к тому же был и спортсменом…он был фехтовальщиком.

Шпага досталась ему не просто так. Это была цена долгих месяцев

дисциплины и тренировок.

Но шпаги с ним не было.

Серёжа обладал даром быстро принимать решения – причем, сразу

решить, что будет и хорошо, и правильно. И если бы у него не было

внутренней уверенности в своих возможностях, – поступить так, как он

поступил, было бы неразумно.

Но дело в том, что уверенность у него была.

В отличие от шпаги.

Но он вспомнил, чему учил их тренер в клубе «Эспада».

…Ты всегда фехтовальщик, всегда мушкетёр…даже когда в руке у тебя

нет шпаги!

Что это значит? Человек важнее шпаги. Шпага всего лишь инструмент

уверенности и силы.

Но даже сейчас, без неё, у Серёжи была его собственная сила. Его

осанка. Умение быстро двигаться. Навыки мгновенного реагирования на

ситуацию. Его кураж! Это тоже часть силы спортсмена.

Серёжа видит выпавшую из забора рейку и вооружается этой

призрачной шпагой, которая играет, скорее, психологическую роль.

И Серёжа выступил вперёд и своим натиском прогнал хулиганов. Один

– прогнал четверых!

И защитил ребёнка. Себя Серёжа Каховский в двенадцать лет ребёнком

не считал…

Кто же он? Кто этот мальчик?

Главный герой трилогии «Мальчик со шпагой», которой исполнилось

уже полвека…

В Советском Союзе ребята писали письма Серёже Каховскому. Они

были уверены, что это реальный человек. Хотели вступить в пионерский

клуб «Эспада». Интересовались планами Серёжи на дальнейшую жизнь.

Удивительный человек, который написал трилогию «Мальчик со

шпагой», объяснял читателям: на самом деле, Серёжа – это собирательный

образ всех юнкоров, моряков и фехтовальщиков, всех смелых и умных…В

Серёже может себя узнать тот, кто заступился за обиженного, помог

нуждающемуся, не побоялся противостоять кривде.

Автор трилогии и сам был таким человеком. Владислав Крапивин –

создатель школы «Каравелла», которая продолжает жить и после того, как

истинный рыцарь литературы ушёл из жизни.

В далёком 1961 году появилась эта необычная школа, в которой

изучали морское дело и сами строили яхты. За всю историю школы к

настоящему дню сами ребята построили тридцать четыре яхты разных типов!

В школе «Каравелла» учились и учатся принципам журналистики.

Оттачивают писательские навыки. Создали свой пресс-центр «Ветер». Очень

интересна газета, которую они издают – каждые сто номеров газета меняет

название, которое должно отражать новое направление в жизни отряда.

В уставе школы есть слова, которые напоминают нам о принципах

Серёжи Каховского:

«Я вступлю в бой с любой несправедливостью, подлостью и

жестокостью, где бы их ни встретил. Я не стану ждать, когда на защиту

правды встанет кто-то раньше меня».

А это про кого? Узнаете героя?

Он «первым нашёл пленников и задержался на дне только потому,

что желал вернуть на сушу не только своего собственного, а непременно

всех пленников.

…такое поведение говорит о высоких моральных ценностях и

заслуживает высшей оценки».

Правда, Гарри сделал это не ради победы на конкурсе. Он спас всех,

потому что не мог иначе.

Только что исполнилось четверть века одной из книг Поттерианы, а

именно, истории о тайной комнате. И это повод вспомнить все самое яркое,

из всех книг, что мы читали о Гарри.

В школе объявлен великий конкурс, в котором мечтают принять

участие все ученики и ученицы. (Кубок огня).

Гарри должен выполнить условия второго тура, второго испытания.

Спасти со дна озера одного пленника. Своего главного друга Рона.

Но вот Гарри, с огромным трудом, – скорее, с помощью своего

упорства и выносливости, а не магии! – добирается до назначенного места.

Он видит и Гермиону, и Чжоу Чанг, и маленькую сестричку Флёр…

И хотя пленникам ничего не грозит, Гарри не может, не в состоянии

покинуть подводную площадь, забрав только Рона…

Тритоны, угрожающие ему оружием, требуют:

- Забирай одного пленника и – прочь!

Что ответил Гарри?

- Вот ещё! И не подумаю!

Они повторяют ему условие конкурса, напоминая, что всё это лишь

игра…

- Ты должен забрать только своего друга…

Но Гарри указывает на Гермиону, на других ребят и кричит:

- Она тоже мой друг! И их я умирать не оставлю!

Вы поняли? Гарри уже забыл про конкурс.

Никакой конкурс, никакая самая увлекательная игра не имеет для него

значения. Амбиции и надежды, честолюбие – всё мгновенно испаряется.

Он видит лишь людей, которые беспомощны, которым грозит

опасность. Он видит лишь несправедливость, видит зло, которое он просто

обязан исправить…как Серёжа Каховский.

И он не ждёт, когда на защиту правды встанет кто-то раньше

него…

Один за всех…Вот принцип благородного героя…

Но если мы не рассмотрим вторую часть нашего с вами девиза,

которым мы начали нашу встречу – идея не будет полной.

И все – за одного!

Когда человек чувствует себя одиноким перед нагромождением

обстоятельств, когда ему кажется, что он один-одинёшенек…как он

поступает? Верно. Сам начинает бороться с несправедливостью…

Но тогда происходит чудо. Обыкновенное чудо… Его имя – дружба.

В повести для детей «Эмиль и сыщики» рассказывается самая простая

история на свете. История взаимовыручки, история про друзей…

Но почему эта повесть стала интересна, по словам самого же автора,

всем от семи до семидесяти семи и старше? А самой книге уже девяносто

пять лет! Почему книга, опубликованная аж в 1929 году, до сих пор в

списках рекомендаций?

Потому что Эрих Кестнер, немецкий писатель, всегда был искренним,

честным и самоотверженным человеком… Он ничего не боялся. Только в

детстве – боялся огорчить маму.

Эту книгу читали во всем мире… Эту книгу во времена фашизма в

Германии гитлеровцы сожгли на костре, автора арестовали.

Но правда всегда торжествует. Снова тьма была побеждена.

И книга вернулась к читателям.

О чем же она?

Главный герой по имени Эмиль, по фамилии Тышбайн, совершенно

обычный мальчуган. Живёт в маленьком городке Нейштадт, где до сих пор

ходит конка – вагон, который тащит лошадь!

Что особенного в Эмиле? Да ничего…Разве что он очень

ответственный мальчик. Его мама, вдова, работает парикмахером. Это

тяжёлая работа и деньги заработать непросто. Эмиль помогает ей, как может

– и главное, он отлично учится. Он всей душой осознаёт, как это важно для

его прекрасной мамы…

Его ждёт счастливая поездка. Мама накопила денег и отправляет его

на каникулы к бабушке. В столицу, в Берлин! Там Эмиля ждут чудеса

большого города и его замечательная кузина Пони-Шапочка. И бабушке он

отвезёт деньги от дочери.

Казалось бы, что может случиться во время поездки?

День чудесный, купе поезда уютное…попутчики – симпатичные

немолодые люди – разговорчивые и приветливые…Разве что один странный

господин в чёрном котелке внушает какие-то сомнения. Но надо ведь верить

в людей!

Эмиль для сохранности протыкает деньги булавкой – сто сорок марок,

заработанных мамой – и прикалывает их внутри кармана пиджачка. И

сладко засыпает…

Но увы…На сей раз зло приняло образ мерзкого и мелкого воришки,

который не погнушался обокрасть ребёнка. Когда Эмиль проснулся, в

кармане была только булавка…

Эмиль в отчаянии. Но он – несмотря на свой возраст – человек,

который привык полностью отвечать за себя.

Он продумывает предварительный план действий. Сходит на другой

остановке. И начинает следить за человеком в чёрном котелке.

Тот пренагло устраивается в ресторане и начинает проедать деньги,

которые с таким трудом заработала фрау Тышбайн.

Эмиль не позволяет себе разнюниться…Но в момент острого чувства

одиночества он слышит звук автомобильного клаксона. Обернувшись, видит

своего сверстника с клаксоном в руке.

Так Эмиль познакомился с Густавом, а потом и с Профессором,

Вторником и со всеми берлинскими мальчишками. Как только они узнали,

что произошло, началась неистовая организация по восстановлению

справедливости.

Ребята организовали дежурство по наблюдению за вором, собрали

немножко денег в общую кассу на расходы, принесли еду для дежурных…

отправили посланника к родным Эмиля, чтобы те не переживали. Густав

даже почти устроился на работу в гостинице. Там помощником консьержа

работал тоже берлинский мальчишка, который включился в общее веселое

дело.

Да, представьте! Грустная обидная история превратилась в весёлое

приключение! Мальчики постоянно шутили, не забывали подкалывать друг

друга и, конечно, все поголовно тайно влюбились в Пони-Шапочку.

Столичную кузину было не провести мальчишескими секретами. Когда

посланник к родственникам Эмиля отправился восвояси, она помчалась за

ним на своём велосипеде со звонким звоночком. Девочка мигом

присоединилась к «заговорщикам».

И вот наступило утро триумфа справедливости!

Все дети Берлина, все мальчики и девочки, собрались на площади

вокруг гостиницы. Все они веселились и играли, но когда вор вышел на

улицу, ему сделалось не по себе.

Этот негодяй отправился не куда-нибудь, а в банк! Он собирался

разменять деньги, украденные у мальчика, и концы в воду. Ищи-свищи.

И вот он пытается пройти по улице, а детская кавалькада сопровождает

его, сбивая с толку и поселяя в пустом сердце испуг перед этим торжеством

детства!

Главный штаб по спасению справедливости – Эмиль, Густав,

Профессор и Пони-Шапочка – держатся в стороне. В нужный момент они

входят в это огромное помещение, где хранятся деньги «всего мира».

В банке Эмиль вежлив и спокоен …а представьте, как трудно говорить

спокойно и вежливо, ведь у него сердце так и выпрыгивает из груди!

Эмиль просит сотрудника банка поверить ему…Сотрудник колеблется.

Вор смеется и уверяет, что детки просто балуются.

Сотрудник банка – умный человек. Он начинает понимать, что дело не

так просто.

- Быть может, ты вспомнишь какую-нибудь примету этих денег?

Может, там есть надпись карандашом? – Обращается он к Эмилю.

И Эмиль вспомнил…А вы вспомнили? Он ведь приколол деньги

булавкой! Значит, на всех купюрах должна быть дырочка!

Сотрудник банка подносит деньги к свету… А вор кидается к выходу!

Справедливость восторжествовала. Деньги, заработанные честным

трудом, возвращаются к Эмилю, и он может передать их бабушке.

Но главное в том, что во время этого приключения возникла чудесная

дружба. Ребята на всю жизнь запомнили – никто не может быть один, у

каждого должны быть друзья…

Густав не смог пройти мимо Эмиля, узнав, что случилось. И

незнакомые ребята не смогли… Целый отряд справедливости возник, потому

что всего одному парню требовалась подмога!

Воистину, эти берлинские мальчишки тоже могли бы повторить слова

Серёжи Каховского…

И я не буду ждать, когда на защиту правды встанет кто-то раньше

меня!