Напоминание

Музейный квест "В гости к чаю"

Автор: Полякова Ольга Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №34"
Населённый пункт: Московская область, г. Подольск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Музейный квест "В гости к чаю"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Музейный квест «В гости к чаю»

Цель: знакомство с историей чая, правилами чаепития.

Задачи:

- познакомить детей с историей чая, с правилами его заваривания, с

правилами культурного чаепития; с историей самовара;

- развивать познавательный интерес детей, расширять кругозор,

развивать творческие способности детей, память, смекалку,

внимание;

- воспитывать любовь к русским народным традициям, культуру

поведения.

Ход занятия

Ведущий:

Здравствуйте, участники игры!

Вы уже бывали в нашем школьном музее. Сегодня мы

предлагаем вам поучаствовать в музейном квесте.

Квест – это игра, в которой нужно хорошо подумать,

поискать подсказки и решить различные задачи и головоломки.

На эту встречу нас собрал чай. Много старинных обычаев было и

есть на Руси. Но один из замечательных – это чаепитие

Тема нашей игры «Чайная церемония на Руси».

Чай - это прекрасный, полезный напиток, который утоляет

жажду,

снимает

усталость,

придает

бодрость,

поднимает

настроение. Для многих народов он необходим также, как хлеб.

Действительно, чай обладает лечебными свойствами. Чай в

любом уголке земного шара лечит недуги, утоляет жажду и

снимает усталость, согревает от холода и спасает от палящего зноя.

Появление чая на Руси - особенное явление для всей русской

истории.

Чай на Руси всегда почитали, и чашка его была украшением

любой беседы, встречи. Пили не наспех, с чувством. Разговоры

вели неторопливо, степенно. Застольное чаепитие было с пышным

самоваром, пряниками, ароматным вареньем.

В каждом русском доме непреложно следовали правилам –

чай разливала хозяйка дома или старшая дочь. Подавали чай на

стол парами: небольшой чайник с заваркой устанавливали на

самоварчик либо на чайник с кипятком. Чай разливали сначала

гостям, а потом уже по старшинству всем членам семьи. Сахар в

чашке с чаем размешивают не слишком резко и по возможности

нешумно. Ложечку обязательно вынимают из чашки и кладут на

блюдце. Пьют чай маленькими глотками, чтобы не обжечься.

Много старинных обычаев было и есть на Руси. Но один

из самых замечательных - это чаепитие. В старинной русской

избе под шумок самовара велся согревающий душу и сердце

разговор. Обычай чаепития сохранился и до наших дней.

Ведущий:

А сейчас, ребята, давайте поиграем.

Условия

игры

заключаются

в

следующем:

чтобы

приготовить чай, вам необходимо выполнить 5 заданий, найти 5

ключей-подсказок, правильно пройти маршрут игры и накрыть

стол к чайной церемонии.

Правила игры.

Команда идет от задания №1 к заданию №5. Приступать к

следующему

заданию

можно

только

правильно

выполнив

предыдущее. А помогут вам в выполнении задания различные

подсказки.

Старт игры начинается с задания №1. Где находится

конверт с 1 заданием, дети узнают отгадав загадку.

Ведущий:

На дворе у Чудака

Золотистые бока.

Наелся Щепок до отвала.

Пускает струйки дыма – пара.

Пляшет глянцевый сапог.

Из брюха льётся кипяток.

(Самовар.)

Всем известно, что самовар - это устройство для приготовления

кипятка. "Сам варит" - отсюда и слово произошло. История

русского самовара не такая уж древняя, она насчитывает немногим

более 250 лет. С каким уважением, можно сказать, нежностью

относились в домах к самоварам! Это была последняя вещь, с

которой расставалась нуждающаяся семья. Вокруг него по вечерам

собирались

домочадцы,

пили

душистый

чай,

неторопливо

беседовали. Самовар кипит, уходить не велит — говорят в народе.

1 задание (находится под самоваром). Ответы на вопросы.

1.

Кто открыл чай?

2.

Чем полезен чай для человеческого организма?

3.

Родина чая?

4.

Какой чай лучше: с добавками или без добавок?

5.

В чем хранят чай?

6.

В какой посуде следует заваривать чай?

7.

Из каких растений, цветов можно заваривать чай?

8.

Чем можно заменить чай?

9.

Назовите сорта чая с добавками из лекарственных трав.

Ответы:

1.

Говорят, что козы, наевшись чайных листьев, стали вести

себя странно, живее, чем обычно.

2.

Восстанавливает силы, успокаивает сердце, предохраняет

от простуды.

3.

Китай.

4.

Настоящий чай не должен иметь добавок.

5.

Лучше в стеклянной посуде с плотной крышкой.

6.

В фарфоровой или фаянсовой, т.к. она как бы смягчает воду.

7.

Роза, Иван-чай, зверобой, липа, чага, морковь, смородиновый

лист, лист малины и др.

8.

Черника (лист, плоды), шиповник, Иван-чай, лист смородины.

9.

“Элегия”, “Идеал” и др.

Самовар ставится на стол.

Ведущий: Две галочки сидят на одной палочке (ведра на

коромысле).

2 задание (конверт находится в одном из вёдер).

В найденном конверте - задание. Дети должны наполнить

самовар водой.

Ведущий: Все вы знаете, что, прежде чем залить самовар, надо

сходить за водой.

Скорее к колодцу – воды набирайте,

Бегите к столу – самовар наливайте!

Итак, конкурс “Наливаем самовар”

Рядом с ведром с водой стоят стаканы. Участники переливают

стаканами воду в самовар. Задача налить самовар и не пролить

ни капли.

Ведущий:

Ящик на столе открыт,

Дивной он резьбой покрыт.

В нём колечки, перстни, брошки,

Ожерелье и серёжки.

Вдруг кусочек штукатурки

Спрыгнул с потолка в … (шкатулку)

Ведущий: В дворянских домах хозяйка, как правило, берегла чай

как зеницу ока и поэтому нередко хранила его не в кладовой с

другими продуктами, а в собственной спальне в особых ларцах. А

появившееся в народе знаменитое выражение «чаи гонять» очень

метко отображало пристрастие русских людей к чаепитию.

(Дети находят шкатулку и задание 3)

Конкурс “Угадай, что за чай”

На столе в нескольких чайниках заварены различные чаи -

лимонный, малиновый, смородиновый, шиповниковый, с мятой и др.

- каждый чайник пронумерован.

Участники по очереди пробуют чай и определяют, какой чай.

Ведущий:

360 лет назад монгольский хан, наряду с мехами и атласом,

подарил русским посланникам 200 пакетов с надписью «бах-ча»,

что означает, «чай для заварки». Русские послы деликатно

попытались

отказаться

от

груды

никчемных

пакетов.

Но

приближенные хана настояли на своем, утверждая, что русскому

царю напиток из листьев придется по душе возвратившись в

Москву, послы с опаской передали царю сушеные листья, которые

были в пакетах.

Сценка.

Царь.

Вы, послы мои, идите,

К Алтын-хану попадите,

Одарите соболями,

Чернобурыми лисами

Да каменьев драгоценных

Захватите непременно.

Ведущий.

Послы с приказом согласились

И с поклоном удалились.

Царь же стал, как всем понятно,

Ожидать послов обратно.

Царь.

Много ценных я диковин

Алтын-хану приготовил.

Чем ответит Алтын-хан?

Что же мне пришлет он в дар?

Ведущий.

Дни и месяцы прошли...

Возвращаются послы.

Царь их кормит, и поит,

И ответ держать велит.

Царь.

Чем ответил Алтын-хан?

Что же мне прислал он в дар?

Послы.

В чужих странах мы бывали,

Много дива повидали,

Посетили Алтын-хана.

Вроде все в нем без изъяна.

Но с чудинкой он, однако...

Вот смотри подарок, на-ка!

С подноса скидывается покрывало, а под ним горка чая с надписью

«Чай».

Ведущий.

Как увидел царь-отец,

Что принес ему гонец,

В гневе начал он чудесить

И послов хотел повесить.

Царь.

Посмотрите вы, бояре!

Ведь смеется хан над нами!

Ах, насмешник он какой!

На него пойду войной!

Посол.

Но, смягчившись на сей раз,

Слугам дал такой приказ:

Чудо-листья заварить

Да боярам подносить.

Царь.

Чтоб не страшно было вам,

Перву чашу выпью сам.

Ведущий.

Глотнул раз... Потом второй...

Вкус понравился.

Царь. Крутой!

Ведущий. Царь-то наш дивится чуду.

Царь.

Если только жив я буду,

Буду устали не знать,

Каждый день чаи гонять.

Ведущий.

Самовар-то греется,

Вот-вот закипит.

Надо, чтобы вовремя

Стол наш был накрыт.

Свысока он смотри вниз:

В нем и новенький сервиз,

И старинная посуда,

И ножей, и вилок груда.

Здесь одежды только нет:

Это все—таки…(Буфет)

(Дети находят буфет и задание 4)

«Собери посуду»

Захочешь чай - любую выбирай!

Вот они - толстушки.

Кто такие?

(Кружки)

Быть глубокой или мелкой

Может на столе ...

(Тарелка)

Всех кормлю с охотой я,

А сама безротая.

(Ложка)

Неприступная на вид,

Подбоченившись стоит,

А внутри-то, посмотри

Угощение внутри!

(Сахарница)

Он пыхтит как паровоз,

Важно кверху держит нос.

Пошумит, остепенится -

Пригласит чайку напиться.

(Чайник)

Дети сервируют стол.

Ведущий.

Для бедных людей чай был лишь в особых случаях, так как

чай был очень дорогим. Поэтому и возникло выражение «чайком

побаловаться» а многие простые люди даже не знали, как

заваривать чай.

Стихотворение «Раз прислал мне барин чаю…»

Раз привёз мне барин чаю

И велел его сварить.

А я отроду не знаю,

Как проклятый чай варить!

Взял тогда налил водички,

Кинул чай я весь в горшок,

Да приправил перцем, луком

И петрушки корешок.

Разлил варево по плошкам,

Хорошенько размешал,

Остудив его немножко,

На господский двор подал.

Гости с барином плевались,

Сам он ажно озверел

И, отправив на конюшню,

Меня выпороть велел.

Долго думал, удивлялся:

Чем же мог не угодить?

А потом-то догадался-

Чай забыл я посолить.

Ведущий.

Чтобы не случилось таких курьезных историй, нужно уметь

правильно заваривать чай.

Мы сейчас проверим, умеете ли вы заваривать чай. Отвечайте на

мои вопросы верно или неверно:

1. При длительном хранении чай теряет аромат? Верно.

2. Чай нужно хранить в пластиковой посуде. Неверно

3. Чай нужно заваривать водой, ее температура должно быть не

более 60 градусов. Неверно

3. Заварочный чайник нужно ополоснуть кипятком Верно

4. Чайник необходимо залить кипятком и прикрыть полотенцем,

чтобы не улетучились ароматические вещества.

5. Чайную заварку можно употреблять в течение нескольких дней.

Неверно

6. Чай пьют маленькими глотками. Нельзя допускать, чтобы

слишком горячая жидкость попадала в пищевод и желудок. Верно.

Ведущий.

Ну а чтобы получить свою кружку чая, надо вспомнить пословицу,

поговорку, высказывание о чае.

Ведущий.

Итак, давайте подведем итоги. Сегодня мы с вами научились

работать в группе и выполнили много заданий. А самовар

приготовил нам ароматный чай. Прошу всех к столу, будем чай из

самовара пить. С кренделями и блинами.