Напоминание

"Дидактический материал, используемый с детьми старшего дошкольного возраста по ранней профориентации"

Автор: Путря Ольга Сергеевна
Должность: воспитатель доу
Учебное заведение: МАДОУ Трудармейский детский сад "Чебурашка"
Населённый пункт: п.Трудармейский, Прокопьевский МО
Наименование материала: Опыт работы
Тема: "Дидактический материал, используемый с детьми старшего дошкольного возраста по ранней профориентации"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Дидактический материал , используемый с детьми в старшего

дошкольного возраста по ранней профориентации

Для того чтобы, воспитать у детей уважительное отношение к труду,

важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о

роли труда в жизни людей, о пользе и результатах , и чтобы наша работа

по профориентации была интересна , разнообразна и полезна мы

используем дидактический материал. Что такое дидактический материал?

Дидактический материал-это наглядные развивающие учебные пособия,

которые применяют для освоения и закрепления изучаемого материала.

Дидактический материал включает наборы предметных и сюжетных

карточек, макеты, муляжи , стенды, плакаты, фото, альбомы, и конечно

дидактические игры.

Дидактическая игра — одна из форм обучаемого воздействия педагогов на

ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей.

Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические

задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников. Ценность

дидактических игр заключается в том, что благодаря их использованию

можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков.

Я хотела бы поделиться с вами опытом проведения тех дидактических игр, в

которых накопление знаний о профессиях у детей происходит в процессе

взаимодействия

всех

участников

образовательного

процесса,

включая

родителей.

Дидактических пособий много , но сегодня я расскажу вам о тех при

использовании которых у детей формируются обобщенные представления о

той или иной профессии.

Всем известно дидактическое пособие лэпбук. Лэпбук - отличный способ

закрепить

определенные

знания

детей

о

профессии,

провести

исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске,

анализе и сортировке информации. Он помогает ребенку по своему желанию

организовать

информацию

по

теме

и

лучше

понять

и

запомнить

материал. Лэпбук может быть , как по одной профессии , так и по

нескольким. Он представляет собой папку –раскладушку , на страницах

которого имеются различные кармашки с карточками, в которых собрана

информация, игры ,задания по теме.

Например:

1. Кармашек с изображением представителя профессии- ребенок достает

картинку и называет профессию о которой пойдет речь.

2. Кармашек «Отгадай загадку» - карточки с загадками, связанные с этой

профессией.

3. «Место работы»- карточки , при помощи которых уточняем

представления детей о том, где работают люди и как называется их рабочее

место.

4. Картинки на липучках« Что нужно для работы» -картинки с предметами

для той или иной профессии .

6. кармашек с раскрасками- для выполнения творческого задание.

7.

. Кармашек «Собери картинку» - дети собирать целое изображение из

отдельных кусочков

Сравнительно новое, но эффективное дидактическое пособие - кубик Блума.

Методика использования «Кубика Блума».

Понадобится обычный куб, на гранях которого написаны слова. Педагог

или ребенок бросают кубик. Выпавшая грань указывает на вопрос, который

ребенок должен дать развернутый ответ.

• Назови. –ребенок отвечает на поставленный вопрос

• Почему.- Почему люди получают профессии и работают?

Объясни.- детям предлагается объяснить выражение «Работать по

призванию»

Предложи.- какие профессии ты считаешь важные ,

Придумай.-Что бы было, если бы у людей не было профессий?.

Поделись- ребенок рассказывает кем бы хотел работать когда вырастит.

Применения «Кубик Блума» в образовательной деятельности открывает

большие возможности развития познавательного интереса детей по ранней

профориентации.

Одним из современных и интереснейших

дидактических пособий, которое

мы используем в работе по профориентации- это "Круги Луллия"

- круги с

картинками, подобранные по изучаемым темам :

«Кто больше назовёт действий»

«Назови профессии»

«Кому что нужно для работы»

«Кто где работает»…

Круги вращаются относительно друг друга с помощью пальчиков ребенка,

перемещая картинки с целью поиска нужного результата, например в

следующих дидактических играх:

1 "Подбор соответствия"

Ребенок крутит круг и соединяет картинки профессии, например, Повар, с

предметом, который необходим ему при работе. После чего называет

профессию, инструмент, а так же действия которые он выполняет с помощью

него.

2 "Элемент случайности в установке колец"

Ребенок крутит круги и соединяет их стрелкой-распределителем в случайном

порядке. Например- Почтальон и кисти

После чего называет профессию -Почтальон, инструмент- кисти, который

был выбран случайно и рассказывает необходима ли кисть для Почтальона

3 "Игра на развитие творческого воображения"

Ребенок

крутит круги и соединяет стрелкой распределителем в любом

порядке на его усмотрение. Например – профессия учитель , предмет –

свисток .После чего ребенок называет профессию, инструмент, который был

выбран и в каких ситуациях этот предмет может помочь человеку данной

профессии.

Главное

в

этом

варианте

дать

детям

возможность

пофантазировать.

По закреплению знаний детей о различных профессиях, мы используем

дидактическое пособие «Кубики историй». «Кубики историй» -это

рассказывание истории по картинкам , находящимся на гранях куба. Кубик

на каждой из шести граней имеет картинку, с которой нужно связать свой

рассказ. Суть игры в том, что вы предлагаете составить историю. В данном

случае историю о профессии.

-Сегодня , я хочу рассказать вам об одной профессии.

Далее ребенок кидает кубик и в зависимости какая грань с картинкой

выпадет он составляет предложения ,затем следующий ход – по другой

картинки ,он продолжает составлять предложения ,не теряя нить рассказа и

т.далее . В процессе работы с «Кубиком истории», получается связный

рассказ о профессии.

Картинки на гранях кубика можно распределить следующим образом:

-первая сторона — картинка с изображением человека определённой

профессии (врач, полицейский, парикмахер, повар)

-вторая сторона- картинка с его местом работы,

-третья сторона –картинка с орудием труда,

-четвёртая сторона –картинка с профессиональной одеждой,

-пятый сторона — картинка с трудовыми действиями (лечит, стрижёт,

следит за порядком),

-шестая сторона — картинка с результатом труда (красивая причёска,

здоровый пациент, приготовленное блюдо)

Таким образом дидактический материал знакомит детей дошкольного возраста с

профессиями взрослых, позволяет детям глубже проникнуть в мир профессий ,

формирует интерес к труду, зарождает мечту о собственном будущем, позволяет

гордиться результатами труда своих близких родственников и людей вообще, узнавать

больше о мире профессий и том, как они влияют на нас и на общество.