Автор: Путря Ольга Сергеевна
Должность: воспитатель доу
Учебное заведение: МАДОУ Трудармейский детский сад "Чебурашка"
Населённый пункт: п.Трудармейский, Прокопьевский МО
Наименование материала: Опыт работы
Тема: "Дидактический материал, используемый с детьми старшего дошкольного возраста по ранней профориентации"
Дидактический материал , используемый с детьми в старшего
дошкольного возраста по ранней профориентации
Для того чтобы, воспитать у детей уважительное отношение к труду,
важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о
роли труда в жизни людей, о пользе и результатах , и чтобы наша работа
по профориентации была интересна , разнообразна и полезна мы
используем дидактический материал. Что такое дидактический материал?
Дидактический материал-это наглядные развивающие учебные пособия,
которые применяют для освоения и закрепления изучаемого материала.
Дидактический материал включает наборы предметных и сюжетных
карточек, макеты, муляжи , стенды, плакаты, фото, альбомы, и конечно
дидактические игры.
Дидактическая игра — одна из форм обучаемого воздействия педагогов на
ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей.
Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические
задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников. Ценность
дидактических игр заключается в том, что благодаря их использованию
можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков.
Я хотела бы поделиться с вами опытом проведения тех дидактических игр, в
которых накопление знаний о профессиях у детей происходит в процессе
взаимодействия
всех
участников
образовательного
процесса,
включая
родителей.
Дидактических пособий много , но сегодня я расскажу вам о тех при
использовании которых у детей формируются обобщенные представления о
той или иной профессии.
Всем известно дидактическое пособие лэпбук. Лэпбук - отличный способ
закрепить
определенные
знания
детей
о
профессии,
провести
исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске,
анализе и сортировке информации. Он помогает ребенку по своему желанию
организовать
информацию
по
теме
и
лучше
понять
и
запомнить
материал. Лэпбук может быть , как по одной профессии , так и по
нескольким. Он представляет собой папку –раскладушку , на страницах
которого имеются различные кармашки с карточками, в которых собрана
информация, игры ,задания по теме.
Например:
1. Кармашек с изображением представителя профессии- ребенок достает
картинку и называет профессию о которой пойдет речь.
2. Кармашек «Отгадай загадку» - карточки с загадками, связанные с этой
профессией.
3. «Место работы»- карточки , при помощи которых уточняем
представления детей о том, где работают люди и как называется их рабочее
место.
4. Картинки на липучках« Что нужно для работы» -картинки с предметами
для той или иной профессии .
6. кармашек с раскрасками- для выполнения творческого задание.
7.
. Кармашек «Собери картинку» - дети собирать целое изображение из
отдельных кусочков
Сравнительно новое, но эффективное дидактическое пособие - кубик Блума.
Методика использования «Кубика Блума».
Понадобится обычный куб, на гранях которого написаны слова. Педагог
или ребенок бросают кубик. Выпавшая грань указывает на вопрос, который
ребенок должен дать развернутый ответ.
• Назови. –ребенок отвечает на поставленный вопрос
• Почему.- Почему люди получают профессии и работают?
• Объясни.- детям предлагается объяснить выражение «Работать по
призванию»
• Предложи.- какие профессии ты считаешь важные ,
Придумай.-Что бы было, если бы у людей не было профессий?.
• Поделись- ребенок рассказывает кем бы хотел работать когда вырастит.
Применения «Кубик Блума» в образовательной деятельности открывает
большие возможности развития познавательного интереса детей по ранней
профориентации.
Одним из современных и интереснейших
дидактических пособий, которое
мы используем в работе по профориентации- это "Круги Луллия"
- круги с
картинками, подобранные по изучаемым темам :
«Кто больше назовёт действий»
«Назови профессии»
«Кому что нужно для работы»
«Кто где работает»…
Круги вращаются относительно друг друга с помощью пальчиков ребенка,
перемещая картинки с целью поиска нужного результата, например в
следующих дидактических играх:
1 "Подбор соответствия"
Ребенок крутит круг и соединяет картинки профессии, например, Повар, с
предметом, который необходим ему при работе. После чего называет
профессию, инструмент, а так же действия которые он выполняет с помощью
него.
2 "Элемент случайности в установке колец"
Ребенок крутит круги и соединяет их стрелкой-распределителем в случайном
порядке. Например- Почтальон и кисти
После чего называет профессию -Почтальон, инструмент- кисти, который
был выбран случайно и рассказывает необходима ли кисть для Почтальона
3 "Игра на развитие творческого воображения"
Ребенок
крутит круги и соединяет стрелкой распределителем в любом
порядке на его усмотрение. Например – профессия учитель , предмет –
свисток .После чего ребенок называет профессию, инструмент, который был
выбран и в каких ситуациях этот предмет может помочь человеку данной
профессии.
Главное
в
этом
варианте
дать
детям
возможность
пофантазировать.
По закреплению знаний детей о различных профессиях, мы используем
дидактическое пособие «Кубики историй». «Кубики историй» -это
рассказывание истории по картинкам , находящимся на гранях куба. Кубик
на каждой из шести граней имеет картинку, с которой нужно связать свой
рассказ. Суть игры в том, что вы предлагаете составить историю. В данном
случае историю о профессии.
-Сегодня , я хочу рассказать вам об одной профессии.
Далее ребенок кидает кубик и в зависимости какая грань с картинкой
выпадет он составляет предложения ,затем следующий ход – по другой
картинки ,он продолжает составлять предложения ,не теряя нить рассказа и
т.далее . В процессе работы с «Кубиком истории», получается связный
рассказ о профессии.
Картинки на гранях кубика можно распределить следующим образом:
-первая сторона — картинка с изображением человека определённой
профессии (врач, полицейский, парикмахер, повар)
-вторая сторона- картинка с его местом работы,
-третья сторона –картинка с орудием труда,
-четвёртая сторона –картинка с профессиональной одеждой,
-пятый сторона — картинка с трудовыми действиями (лечит, стрижёт,
следит за порядком),
-шестая сторона — картинка с результатом труда (красивая причёска,
здоровый пациент, приготовленное блюдо)
Таким образом дидактический материал знакомит детей дошкольного возраста с
профессиями взрослых, позволяет детям глубже проникнуть в мир профессий ,
формирует интерес к труду, зарождает мечту о собственном будущем, позволяет
гордиться результатами труда своих близких родственников и людей вообще, узнавать
больше о мире профессий и том, как они влияют на нас и на общество.