Авторы: Родникова Юлия Борисовна, Юлия Борисовна Родникова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ 49 РОДНИЧОК
Населённый пункт: НИЖНЕВАРТОВСК
Наименование материала: доклад
Тема: Развитие познавательных способностей у детей дошкольников через игры с кинетическим песком
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска
детский сад № 49«Родничок»
Доклад на тему:
«Развитие познавательных способностей у детей дошкольников через
игры с кинетическим песком».
Автор: РОДНИКОВА ЮЛИЯ БОРИСОВНА
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста
особенно актуально на современном этапе, так как именно познавательная
активность развивает детскую любознательность, пытливость ума и
формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через
исследовательскую деятельность. Ежедневно дети познают всё новые и новые
предметы, стремятся назвать не только их названия, но и черты сходства,
задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Когда
ребёнок сам действует с объектами, он лучше познаёт окружающий мир,
поэтому приоритет в работе с детьми лучше отдавать практическим методам
обучения: экспериментам, проектам, опытам.
Если бы меня попросили назвать универсальную все возрастную игровую
среду, то я бы, ни на секунду не сомневаясь, сказала, что это - «Песок!»
Обучение детей дошкольного возраста наиболее продуктивно, если оно идёт
в контексте с практической и игровой деятельностью. Также в
процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребёнка.
Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность
ребёнка осознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по
себе эмоциональная сфера качественно не развивается, её
необходимо развивать.
Нельзя забывать о роли общения в формировании личности детей. Именно
ранние формы общения во многом определяют дальнейшее их развитие и
влияние на личность человека, на его отношение к окружающим людям, к себе,
к миру. Работа с песком- одна из форм естественной деятельности ребёнка.
Именно поэтому она может быть использована в развивающих и обучающих
занятиях. В процессе игры с песком ребёнок имеет возможность выразить свои
самые глубокие эмоциональные переживания. Песочница обладает
психотерапевтическим эффектом, помогая ребёнку избавиться от
застенчивости, конфликтности в общении и многих других проблем.
Песочная терапия- это прежде всего возможность самовыражения.
Еще одно важнейшее свойство песка - возможность изменения сюжета,
событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте сказочного
мира, ребенку предоставляется возможность изменения дискомфортной для
него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности. С одной
стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. С другой
стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие
познавательных процессов. А если учесть, что песок обладает замечательным
свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе
образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального
состояния ребенка.
В своей работе с детьми я предпочла работу с кинетическим песком. Дети
любят играть с песком.
Кинетический песок
это достаточно, сыпучий материал, обладающий при этом удивительными свойствами:
он пластичен и однороден, легко поддается лепке и отлично держит любую форму,
поэтому с ним с легкостью можно играть как в обычный песок
С кинетическим песком можно работать на любой поверхности.
Кинетический песок – сказочный материал для работы с ребенком.
Для работыс детьми я остановила свой выбор на космическом песке. Было
приобретено 12 комплекта цветного песка, по 1 кг в каждом. Для каждого
комплекта песка имеется пластиковая песочница. Количество песка,
используемого во время игр и занятий, зависит от формы проведения
(индивидуально или фронтально, а также от направления работы)
Для организации игр с песком необходимы пластиковые формочки
разнообразной величины и тематики, формочки для теста, стеки либо
деревянные шпатели, большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в
совокупности символизирующих окружающий мир и отражающих работу по
лексическим темам. В классической песочной терапии существует следующая
классификация предметов, используемых в процессе работы с песком :
-человеческие персонажи;
-здания: дома, школы, церкви, замки;
-животные: домашние, дикие, доисторические, морские и пр. ;
-машины: сухопутные, водные, космические, боевые;
-растения: деревья, кусты, цветы, овощи и пр. ;
-постройки: мосты, ограды, ворота, порталы, загоны для скота;
-естественные предметы: ракушки, ниточки, камни, яйца и пр. ;
-сказочные герои: злые и добрые;
-пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические
фигуры (круги, треугольники, прямоугольники, пирамиды и др.)
Набор игрового оборудования хранится в пластиковых контейнерах и
располагается на полках. Коллекция постоянно пополняется, периодически
обрабатывается. Для усиления воздействия песочной терапии в процессе игр и
упражнений используем музыкальные произведения, например:
релаксационную и классическую музыку, рекомендованную для
детей дошкольного возраста.
Подбор материала для игр не оказался обременительным, т. к. каждый
ребёнок с большим желанием старался поделиться фигурками из киндер -
сюрпризов, деталями конструкторов, ракушками, камушками и т. д. Если все же
для занятий не хватает каких-либо фигурок-образов, можно использовать
заламинированные картинки.
Теперь у нас есть все, чтобы отправиться вместе с детьми в увлекательное
путешествие по стране Песочных Игр.
Целью песочных игр является Развитие познавательных, способностей
детей.
Для того чтобы достигнуть поставленной цели , я поставила перед собой
следующие задачи: 1. Совершенствование умений и навыков практического
общения. 2. Снижение уровня тревожности. 3. Развитие фантазии и образного
мышления. 4. Снижение психоэмоционального напряжения.5 восстановление
дружеских взаимоотношения между детьми.
В своей работе я стараюсь использовать различные формы, методы и
приемы песочной терапии на основании следующих принципов воспитания и
обучения:
-создание стимулирующей среды, в которой ребёнок чувствует себя
комфортно и защищено и может проявить творческую активность;
-спонтанность проявлений ребёнка во время игр с песком;
-исключение негативной оценки действий и результатов ребёнка;
-максимальное поощрение фантазии и творческого подхода;
-проигрывание ситуаций вместе с героями сказочных сюжетов; -
доброжелательное отношение к детям.
Система занятий с кинетическим песком сочетает в себе несколько методов
воздействия:
1 метод Песочная терапия – способствует самовыражению,
даёт средства для разрешения кофликтов и передачи чувств;
2 метод сказкотерапия –сказки в увлекательной форме и доступными
словами показывают детям окружающий мир, поступки людей, выбирают
критерии нравственных ценностей, помогают ребёнку ощутить себя творцом и
создателем;
3 метод игротерапия- является частью целого комплекса различных
воздействий на ребёнка.
9 слайд
Этапы проведения игротерапии проходят следующим образом:
Сюрпризный момент, проблемная ситуация;
Демонстрация техники изображения предмета;
Самостоятельное или совместное со взрослым воспроизведение предмета;
Обыгрывание предмета, постройки;
положительная оценка результатов.
Работу с кинетическим песком я начала в 2022 году, когда мы с детьми
перешли в среднюю группу. Мы познакомились с кинетическим песком и с
игрушкой-посредником. Им оказался житель страны песочных игр Песочный
человек. Песочный человек пригласил детей поиграть с песком, но обозначил
некоторые правила поведения.
Здесь нельзя толкаться, драться
И песком в друзей кидаться!
Можно мять песок, катать,
Можно сказки сочинять.
Строить, рисовать, лепить,
И, конечно, говорить!
11слайд
Дети с большим восторгом восприняли новый материал. С удовольствием
мяли песок, создавали новые необычные формы, придумывали и строили свои
миры. Некоторых дошкольников тактильные прикосновения к космическому
песку при первых пробах зачаровывали, они не могли оторваться, подолгу
просто перебирали песчинки. Я просила детей описать свои впечатления от
знакомства с космическим песком. Спрашивала, на что он похож, что
напоминает? Мы играли в следующие игры:
- «ходили» ладошками по песку, оставляя свои следы;
- «ездили» ладошками или ребром ладони, выполняя зигзагообразные и
круговые движения;
- создавали отпечатками ладоней, кулачков разнообразные рисунки (цветы,
деревья, траву, солнышко, дождь);
- сложив пальцы, изображали загадочные следы птиц, животных, которых не
существует
- «просеивали» песочек между пальцами.
Процесс знакомства с песком растянуться на несколько дней. Каждый вечер
ребята просили снова и снова поиграть с чудо – материалом. Далее, через
организацию базовых игр, мы изучили свойства кинетического песка.
Я отметила, что в процессе применения игр с кинетическим песком
сформировались доверительные отношения,
стабилизировался эмоциональный фон, и появилась положительная
мотивация к новому предмету для изучения.
Также к нашей работе мы подключили родителей. Дети с большим
восторгом рассказывали дома о кинетическом песке, поэтому родители
проявили искреннюю заинтересованность.
Благодаря родителям были собраны материалы и атрибутика к играм с
песком. Для того что бы родители имели представление о том , что же такое
кинетический песок, и что с ним можно делать я предоставила цикл
консультаций и игр по работе с ним.
В результате нам удалось установить партнёрские отношения с семьями и
объединить усилия для развития и воспитания детей.
Среди педагогов дошкольного учреждения направление моей работы так
же нашло понимание и поддержку. В каждой группе есть дети, которым трудно
сидеть на месте. Такие дошкольники создают дополнительные трудности
в работе воспитателя. Поэтому были проведены консультации,
индивидуальные беседы.
Таким образом, опыт работы показал, что кинетический песок является
тем эффективным средством, который позволяет:
1) сформировать доверительные, партнерские отношения;
2) гармонизировать эмоциональное состояние ребёнка
3) дольше сохранять работоспособность ребенка;
4) формировать коммуникативные навыки;
5) развивать тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую
моторику;
6) активизировать потенциальные творческие способности ребенка.
В заключении, следует отметить, что применение игр
с кинетическим песком нельзя рассматривать как самостоятельный и
самодостаточный метод развития познавательной и эмоциональной сферы
дошкольника. Его использование, скорее всего, выступает в качестве
вспомогательного средства, но позволяющего стимулировать ребенка,
создавать благоприятный эмоциональный фон.
Кинетический песок в своей работе может применять любой педагог,
когда возникает вопрос взаимодействия с детьми, требующими особого
внимания.