Напоминание

Развитие познавательных способностей у детей дошкольников через игры с кинетическим песком

Авторы: Родникова Юлия Борисовна, Юлия Борисовна Родникова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ 49 РОДНИЧОК
Населённый пункт: НИЖНЕВАРТОВСК
Наименование материала: доклад
Тема: Развитие познавательных способностей у детей дошкольников через игры с кинетическим песком







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска

детский сад № 49«Родничок»

Доклад на тему:

«Развитие познавательных способностей у детей дошкольников через

игры с кинетическим песком».

Автор: РОДНИКОВА ЮЛИЯ БОРИСОВНА

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста

особенно актуально на современном этапе, так как именно познавательная

активность развивает детскую любознательность, пытливость ума и

формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через

исследовательскую деятельность. Ежедневно дети познают всё новые и новые

предметы, стремятся назвать не только их названия, но и черты сходства,

задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Когда

ребёнок сам действует с объектами, он лучше познаёт окружающий мир,

поэтому приоритет в работе с детьми лучше отдавать практическим методам

обучения: экспериментам, проектам, опытам.

Если бы меня попросили назвать универсальную все возрастную игровую

среду, то я бы, ни на секунду не сомневаясь, сказала, что это - «Песок!»

Обучение детей дошкольного возраста наиболее продуктивно, если оно идёт

в контексте с практической и игровой деятельностью. Также в

процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребёнка.

Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность

ребёнка осознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по

себе эмоциональная сфера качественно не развивается, её

необходимо развивать.

Нельзя забывать о роли общения в формировании личности детей. Именно

ранние формы общения во многом определяют дальнейшее их развитие и

влияние на личность человека, на его отношение к окружающим людям, к себе,

к миру. Работа с песком- одна из форм естественной деятельности ребёнка.

Именно поэтому она может быть использована в развивающих и обучающих

занятиях. В процессе игры с песком ребёнок имеет возможность выразить свои

самые глубокие эмоциональные переживания. Песочница обладает

психотерапевтическим эффектом, помогая ребёнку избавиться от

застенчивости, конфликтности в общении и многих других проблем.

Песочная терапия- это прежде всего возможность самовыражения.

Еще одно важнейшее свойство песка - возможность изменения сюжета,

событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте сказочного

мира, ребенку предоставляется возможность изменения дискомфортной для

него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности. С одной

стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. С другой

стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие

познавательных процессов. А если учесть, что песок обладает замечательным

свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе

образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального

состояния ребенка.

В своей работе с детьми я предпочла работу с кинетическим песком. Дети

любят играть с песком.

Кинетический песок

это достаточно, сыпучий материал, обладающий при этом удивительными свойствами:

он пластичен и однороден, легко поддается лепке и отлично держит любую форму,

поэтому с ним с легкостью можно играть как в обычный песок

С кинетическим песком можно работать на любой поверхности.

Кинетический песок – сказочный материал для работы с ребенком.

Для работыс детьми я остановила свой выбор на космическом песке. Было

приобретено 12 комплекта цветного песка, по 1 кг в каждом. Для каждого

комплекта песка имеется пластиковая песочница. Количество песка,

используемого во время игр и занятий, зависит от формы проведения

(индивидуально или фронтально, а также от направления работы)

Для организации игр с песком необходимы пластиковые формочки

разнообразной величины и тематики, формочки для теста, стеки либо

деревянные шпатели, большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в

совокупности символизирующих окружающий мир и отражающих работу по

лексическим темам. В классической песочной терапии существует следующая

классификация предметов, используемых в процессе работы с песком :

-человеческие персонажи;

-здания: дома, школы, церкви, замки;

-животные: домашние, дикие, доисторические, морские и пр. ;

-машины: сухопутные, водные, космические, боевые;

-растения: деревья, кусты, цветы, овощи и пр. ;

-постройки: мосты, ограды, ворота, порталы, загоны для скота;

-естественные предметы: ракушки, ниточки, камни, яйца и пр. ;

-сказочные герои: злые и добрые;

-пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические

фигуры (круги, треугольники, прямоугольники, пирамиды и др.)

Набор игрового оборудования хранится в пластиковых контейнерах и

располагается на полках. Коллекция постоянно пополняется, периодически

обрабатывается. Для усиления воздействия песочной терапии в процессе игр и

упражнений используем музыкальные произведения, например:

релаксационную и классическую музыку, рекомендованную для

детей дошкольного возраста.

Подбор материала для игр не оказался обременительным, т. к. каждый

ребёнок с большим желанием старался поделиться фигурками из киндер -

сюрпризов, деталями конструкторов, ракушками, камушками и т. д. Если все же

для занятий не хватает каких-либо фигурок-образов, можно использовать

заламинированные картинки.

Теперь у нас есть все, чтобы отправиться вместе с детьми в увлекательное

путешествие по стране Песочных Игр.

Целью песочных игр является Развитие познавательных, способностей

детей.

Для того чтобы достигнуть поставленной цели , я поставила перед собой

следующие задачи: 1. Совершенствование умений и навыков практического

общения. 2. Снижение уровня тревожности. 3. Развитие фантазии и образного

мышления. 4. Снижение психоэмоционального напряжения.5 восстановление

дружеских взаимоотношения между детьми.

В своей работе я стараюсь использовать различные формы, методы и

приемы песочной терапии на основании следующих принципов воспитания и

обучения:

-создание стимулирующей среды, в которой ребёнок чувствует себя

комфортно и защищено и может проявить творческую активность;

-спонтанность проявлений ребёнка во время игр с песком;

-исключение негативной оценки действий и результатов ребёнка;

-максимальное поощрение фантазии и творческого подхода;

-проигрывание ситуаций вместе с героями сказочных сюжетов; -

доброжелательное отношение к детям.

Система занятий с кинетическим песком сочетает в себе несколько методов

воздействия:

1 метод Песочная терапия – способствует самовыражению,

даёт средства для разрешения кофликтов и передачи чувств;

2 метод сказкотерапия –сказки в увлекательной форме и доступными

словами показывают детям окружающий мир, поступки людей, выбирают

критерии нравственных ценностей, помогают ребёнку ощутить себя творцом и

создателем;

3 метод игротерапия- является частью целого комплекса различных

воздействий на ребёнка.

9 слайд

Этапы проведения игротерапии проходят следующим образом:

Сюрпризный момент, проблемная ситуация;

Демонстрация техники изображения предмета;

Самостоятельное или совместное со взрослым воспроизведение предмета;

Обыгрывание предмета, постройки;

положительная оценка результатов.

Работу с кинетическим песком я начала в 2022 году, когда мы с детьми

перешли в среднюю группу. Мы познакомились с кинетическим песком и с

игрушкой-посредником. Им оказался житель страны песочных игр Песочный

человек. Песочный человек пригласил детей поиграть с песком, но обозначил

некоторые правила поведения.

Здесь нельзя толкаться, драться

И песком в друзей кидаться!

Можно мять песок, катать,

Можно сказки сочинять.

Строить, рисовать, лепить,

И, конечно, говорить!

11слайд

Дети с большим восторгом восприняли новый материал. С удовольствием

мяли песок, создавали новые необычные формы, придумывали и строили свои

миры. Некоторых дошкольников тактильные прикосновения к космическому

песку при первых пробах зачаровывали, они не могли оторваться, подолгу

просто перебирали песчинки. Я просила детей описать свои впечатления от

знакомства с космическим песком. Спрашивала, на что он похож, что

напоминает? Мы играли в следующие игры:

- «ходили» ладошками по песку, оставляя свои следы;

- «ездили» ладошками или ребром ладони, выполняя зигзагообразные и

круговые движения;

- создавали отпечатками ладоней, кулачков разнообразные рисунки (цветы,

деревья, траву, солнышко, дождь);

- сложив пальцы, изображали загадочные следы птиц, животных, которых не

существует

- «просеивали» песочек между пальцами.

Процесс знакомства с песком растянуться на несколько дней. Каждый вечер

ребята просили снова и снова поиграть с чудо – материалом. Далее, через

организацию базовых игр, мы изучили свойства кинетического песка.

Я отметила, что в процессе применения игр с кинетическим песком

сформировались доверительные отношения,

стабилизировался эмоциональный фон, и появилась положительная

мотивация к новому предмету для изучения.

Также к нашей работе мы подключили родителей. Дети с большим

восторгом рассказывали дома о кинетическом песке, поэтому родители

проявили искреннюю заинтересованность.

Благодаря родителям были собраны материалы и атрибутика к играм с

песком. Для того что бы родители имели представление о том , что же такое

кинетический песок, и что с ним можно делать я предоставила цикл

консультаций и игр по работе с ним.

В результате нам удалось установить партнёрские отношения с семьями и

объединить усилия для развития и воспитания детей.

Среди педагогов дошкольного учреждения направление моей работы так

же нашло понимание и поддержку. В каждой группе есть дети, которым трудно

сидеть на месте. Такие дошкольники создают дополнительные трудности

в работе воспитателя. Поэтому были проведены консультации,

индивидуальные беседы.

Таким образом, опыт работы показал, что кинетический песок является

тем эффективным средством, который позволяет:

1) сформировать доверительные, партнерские отношения;

2) гармонизировать эмоциональное состояние ребёнка

3) дольше сохранять работоспособность ребенка;

4) формировать коммуникативные навыки;

5) развивать тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую

моторику;

6) активизировать потенциальные творческие способности ребенка.

В заключении, следует отметить, что применение игр

с кинетическим песком нельзя рассматривать как самостоятельный и

самодостаточный метод развития познавательной и эмоциональной сферы

дошкольника. Его использование, скорее всего, выступает в качестве

вспомогательного средства, но позволяющего стимулировать ребенка,

создавать благоприятный эмоциональный фон.

Кинетический песок в своей работе может применять любой педагог,

когда возникает вопрос взаимодействия с детьми, требующими особого

внимания.