"Патриотическое воспитание детей средствами проектной деятельности. Проект "Родничок"

Автор: Хлюпина Ирина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Лесная сказка"
Населённый пункт: ЯНАО, г.Новый Уренгой
Наименование материала: Статья
Тема: "Патриотическое воспитание детей средствами проектной деятельности. Проект "Родничок"
Дата публикации: 16.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

«Патриотическое воспитание детей средствами проектной деятельности Проект "Родничок"». Я – человек! Я живу на этой Земле! Здесь мой дом, мои близкие и дорогие люди. Я люблю эту Землю, мой родной край, все что живет и радуется вместе со мной. Я хочу научиться заботиться о них! Я танцую, пою, слушаю музыку своего народа! Я учусь мастерить, рисовать у лучших мастеров своей Земли! Мне читают сказки, легенды, былины о героях, их подвигах, о доброте и отваге, о вечной победе добра над злом! Это все – моя Родина! Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина, патриота и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально - значимых ценностей, гражданственности, и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов». Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, родному городу и родной стране. Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному краю и родной стране. Любовь к родному городу, поселку, гордость за свою страну имеют огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к Родине и уважения ее истории и культуры невозможно воспитать гражданина и патриота свое Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительные качества личности. Чтобы решить проблемы в воспитания в этом направлении мной была организована в подготовительной группе работа факультатива «Родничок». Программа кружка «Родничок» представляет собой попытку обеспечить обновление содержания воспитательной и экокраеведческой работы с дошкольниками, исходя из особенностей из развития. Программа нацелена на развитие у старших дошкольников нравственных чувств, воспитание любви и уважения к Родине, родному краю с помощью эмоциональных и чувственно- практических способов познания.
Актуальность программы
Происходящие изменения в обществе выдвинули ряд важных, качественно новых задач по формированию у подрастающего поколения патриотизма и гражданственности. В связи с этим проблема нравственно-патриотического
воспитания детей становится одной из актуальных. На повышение общественного статуса патриотического воспитания детей ориентированы Федеральные законы: «О государственном флаге РФ»; «О Государственном гимне РФ»; Государственная программа «Патриотическое воспитание РФ на 2009-2010 годы».
Цель программы
Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение их к истории народа, родного края, города, знакомство с их прошлым и настоящим.
Задачи программы:
1. Пробуждать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям русского народа. 2. Учить видеть историю вокруг себя (в домах, которые нас окружают, в предметах быта, в названиях улиц, деревень) . 3. Воспитывать у детей любовь к Родине, родному краю, природе через непосредственное общение с ней, восприятие её красоты и многообразия. 4. Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к семье, детскому дому, родной улице, городу. 5. Расширять представления о России, её столице, ознакомить детей с символикой государства: гербом, флагом, гимном. 6. Формировать элементарные знания о правах человека. 7. Развивать чувство сопереживания к бедствиям, происходящим в природе, потребность бороться за сохранение природы.
Критерии результативности обучения
1. Дети должны знать и проявлять интерес к истории, быту, традициям русского народа. 2. Использовать в активной речи фольклор. 3. Знать былинных и сказочных героев. 4. Уметь играть в русские народные игры. 5. Знать названия улиц ближайшего окружения, памятники культуры, историю возникновения города. Дети должны понять, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они граждане России, маленькие россияне. Для этого лучше всего знакомить детей с малой родиной – местом, где они живут. Они должны знать тот район, в котором они живут, видеть красоту тех улиц, по которым проходят каждый день. Затем нужно подводить к пониманию того, что город – часть большой страны, а дети – жители России, ее граждане. Гражданин – житель страны, который признает ее законы (правила поведения), потому что он любит свою страну. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя, как личность любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки.
Поэтому я стараюсь донести до сознания детей, что они являются носителями русской народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Для этого необходимо обратится к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь русского народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков. Русский танец, русская песня, русская музыка, должны стать частичкой жизни ребёнка. Русское народное искусство, русская национальная культура должны стать стержнем и основой для воспитания патриотических, духовно- нравственных, социально-коммуникативных качеств подрастающего поколения. Особенно это важно для становления патриотической личности ребёнка. Посредством народной культуры развиваются духовно-
нравственные качества личности ребёнка, навыки культурного поведения. Общечеловеческие ценности, несомненно, должны внести вклад в воспитание чувства красоты и добра. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. На основе знакомства с народным искусством дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобразительные). Слушая сказку, получают представление о добре и зле. Рассматривая произведения декоративно - прикладного искусства, дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов. Народные игры способствуют воспитанию патриотических чувств, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми. Народная культура — это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее, источник чистый и вечный. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Ведь воспитание детей в национальных традициях положительно влияет на духовное эстетическое и патриотическое развитие детей. Литература: 1 Князева, О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. [Текст] Учебно-методическое пособие/ О. Л. Князева, М. Д. Маханева. - СПб: Детство-Пресс, 1998.- 304с. 2. Система патриотического воспитания в ДОУ./Авторы-составители Е. Ю. Александрова и др. - Волгоград: изд. «Учитель», 2007 3. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет[Текст] / авт. -сост. В. Н. Косарева. - Волгоград: Учитель, 2013.- 166с.
4. Народные сказки [Текст]: сказки: для детей ст. дошк. возраста/ под ред. Т. А. Акимова. - Кемерово: «Примула», 2008.- 32с.