Авторы: Арсенчук Ирина Сергеевна, Смоленцева Вера Николаевна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ г. Иркутска детский сад №77
Населённый пункт: г. Иркутск, Иркутская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование 4К-компетенций посредством обучения детей старшего дошкольного возраста азам финансовой грамотности"
Формирование 4К-компетенций посредством обучения детей старшего дошкольного
возраста азам финансовой грамотности
Подготовили: Арсенчук Ирина Сергеевна,
Смоленцева Вера Николаевна
Активное развитие технологий и стремительное нарастание информационного потока
привели к резким изменениям во всех сферах жизни. Современная жизнь диктует свои стандарты:
в условиях рыночной экономики человеку, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово
грамотным.
Согласно Национальной Стратегии правительства России в области финансовой
грамотности, человек должен уметь планировать свои доходы и расходы, формировать
долгосрочные сбережения, рационально выбирать финансовые услуги и т.п. Поэтому обучение
основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о
деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.
Что же такое финансовая грамотность? Это психологическое качество человека,
показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и
управлять деньгами. Финансовая грамотность дошкольников включает, если кратко, - знание о
деньгах и правильное отношение к деньгам.
Вся работа с дошкольниками должна быть построена таким образом, чтобы ребенок
ощущал себя полноправным членом общества.
Как известно, дети старшего дошкольного
возраста уже умеют применять свой личный опыт в игровой деятельности и повседневной жизни,
умеют вычленять главное и конкретизировать детали, могут изменять правила в играх и
предлагать применять придуманные самостоятельно.
Основные задачи изучения основ финансовой грамотности: дать дошкольникам
первичные финансовые и экономические представления; воспитывать нравственно-экономические
качества; побуждать к взаимопомощи и поддержке.
Основные принципы обучения основам финансовой грамотности:
- доступность материала, чтобы ребенок мог увидеть результат своей деятельности;
различные формы поощрения дошкольников, которым особенно трудно выполнять
задания;
- объем образовательной нагрузки не должен превышать нагрузку,
максимально
допустимую санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.
Существуют различные формы игровой деятельности по экономическому воспитанию:
- сюжетно-ролевые игры;
- дидактические игры,
- интеллектуальные игры и развлечения,
- театрализованные мини-постановки,
- игровые образовательные ситуации.
Рассмотрим модель 4К. В нее входят четыре базовых навыка, которые можно и нужно
развивать с дошкольного возраста: коммуникация; командная работа (или кооперация);
критическое мышление; креативность.
Развиваются ли эти навыки при формировании основ финансовой грамотности
посредством игровой деятельности?
Рассмотрим одну из компетенций – коммуникацию. В мире, в котором мы живем, сами
знания и навыки не так важны, как умение взаимодействовать и ими обмениваться. Поэтому
эффективная коммуникация выходит на первый план и становится крайне важной сферой
развития детей в дошкольном возрасте. В детском саду мы развиваем коммуникативные навыки
через игру и общение.
Критическое мышление — это умение оценивать много разных вариантов и выбирать из
них лучший, умение искать и находить различные способы решения задач, а не только тот, что
«навязан» педагогом.
Работа в команде тесно связана с коммуникацией. Цель — научиться определять общую
задачу и способы ее достижения, распределять роли и оценивать результат.
Креативный человек умеет оценивать ситуацию с разных сторон, искать нестандартные
решения. Он способен чувствовать себя уверенно при любых изменениях обстоятельств. Такие
люди не боятся трудностей, потому что находят интерес в их преодолении.
Рассмотрим формирование навыков модели «4К» в сюжетно – ролевых играх
экономического содержания, например, таких, как «Магазин», «Аптека», «Банкомат» и др. Играя в
эти игры, у детей формируется коммуникация (при общении друг с другом), критическое
мышление (когда из нескольких предложенных вариантов надо выбрать лучше). В играх можно
работать в команде (например, игра «Супермаркет») и даже могут формироваться задатки
креативности, когда ребенок оценивает ситуацию с разных сторон и учится принимать
нестандартные решения.
Дидактические игры также предполагает собой выполнение заданий детьми в игровой
форме. Играя, дети не подозревают, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками,
учатся культуре общения и поведения, и формируются задатки навыков модели 4К -
коммуникации (когда играют несколько человек), соответственно формируются навыки работы в
команде, формируется критическое мышление при выполнении разных заданий. Некоторые игры,
например, «Монополия», «Миллионер» формируют задатки креативности.
При формировании основ финансовой грамотности мы активно применяем ИКТ.
Дидактические игры, созданные с применением ИКТ, пробуждают желание детей участвовать
в них, и эффективны, так как идет воздействие на зрительный и слуховой анализаторы.
Наглядные изображения позволяют доступно и интересно усвоить материал. Интерактивные игры
мы используем с соблюдением требований безопасности жизнедеятельности детей и
ограничением по времени не более 5-7 минут в старших и подготовительных группах. Многие из
них мы создаем сами, в соответствии с темой недели.
Использование интерактивных игр
на занятии в качестве дидактического средства помогает ребенку качественно усвоить новый
материал или повторить его. Игровые компоненты, включенные непосредственно в саму
интерактивную игру, активизируют познавательную деятельность дошкольника, и усиливают
усвоение материала, развивают произвольность внимания, что немаловажно для ребёнка т. к.
следующей ведущей деятельностью является учебная.
Таким образом, при ознакомлении с основами финансовой грамотности в процессе
игровой деятельности формируются не только некоторые экономические умения и навыки,
нравственно – экономические качества, но и навыки модели «4К».
Большую роль в формировании основ финансовой грамотности играет взаимодействие с
родителями воспитанников. Ведь семья – это реальная экономика. В ней не учатся жить, в ней
живут. В семье дошкольник знакомится с такими понятиями как «зарплата», «пенсия»,
«стипендия», «деньги», «бюджет».
Родители должны объяснить ребенку, что:
- семейный бюджет складывается из денег, которые получают все члены семьи;
- формировать бережное отношение к вещам, как к продуктам человеческой деятельности;
- развивать представления о таких нравственных качествах как трудолюбие, бережливость,
хозяйственность, экономность, самостоятельность, ответственность.
Дошкольники
могут
оказаться
в
различных
жизненных
ситуациях,
поэтому
при
формировании знаний, умений и навыков, связанных с жизнью человека в обществе, воспитатель
должен сформировать некоторые
экономические умения и навыки, а также нравственно -
экономически значимые качества (бережливость, трудолюбие, уважение к чужому труду и т.д.).
Дети должны понимать, что:
- Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.
- Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и
разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
- Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его
произвести.
- Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине,
деньги, которые они могут потратить в магазине).
- Финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном
периоде).
- Деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила
финансовой безопасности).
- Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь,
отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).
- Обучение основам финансовой грамотности – это интересно и увлекательно!