Напоминание

"Формирование 4К-компетенций посредством обучения детей старшего дошкольного возраста азам финансовой грамотности"

Авторы: Арсенчук Ирина Сергеевна, Смоленцева Вера Николаевна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ г. Иркутска детский сад №77
Населённый пункт: г. Иркутск, Иркутская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование 4К-компетенций посредством обучения детей старшего дошкольного возраста азам финансовой грамотности"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Формирование 4К-компетенций посредством обучения детей старшего дошкольного

возраста азам финансовой грамотности

Подготовили: Арсенчук Ирина Сергеевна,

Смоленцева Вера Николаевна

Активное развитие технологий и стремительное нарастание информационного потока

привели к резким изменениям во всех сферах жизни. Современная жизнь диктует свои стандарты:

в условиях рыночной экономики человеку, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово

грамотным.

Согласно Национальной Стратегии правительства России в области финансовой

грамотности, человек должен уметь планировать свои доходы и расходы, формировать

долгосрочные сбережения, рационально выбирать финансовые услуги и т.п. Поэтому обучение

основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о

деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.

Что же такое финансовая грамотность? Это психологическое качество человека,

показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и

управлять деньгами. Финансовая грамотность дошкольников включает, если кратко, - знание о

деньгах и правильное отношение к деньгам.

Вся работа с дошкольниками должна быть построена таким образом, чтобы ребенок

ощущал себя полноправным членом общества.

Как известно, дети старшего дошкольного

возраста уже умеют применять свой личный опыт в игровой деятельности и повседневной жизни,

умеют вычленять главное и конкретизировать детали, могут изменять правила в играх и

предлагать применять придуманные самостоятельно.

Основные задачи изучения основ финансовой грамотности: дать дошкольникам

первичные финансовые и экономические представления; воспитывать нравственно-экономические

качества; побуждать к взаимопомощи и поддержке.

Основные принципы обучения основам финансовой грамотности:

- доступность материала, чтобы ребенок мог увидеть результат своей деятельности;

различные формы поощрения дошкольников, которым особенно трудно выполнять

задания;

- объем образовательной нагрузки не должен превышать нагрузку,

максимально

допустимую санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.

Существуют различные формы игровой деятельности по экономическому воспитанию:

- сюжетно-ролевые игры;

- дидактические игры,

- интеллектуальные игры и развлечения,

- театрализованные мини-постановки,

- игровые образовательные ситуации.

Рассмотрим модель 4К. В нее входят четыре базовых навыка, которые можно и нужно

развивать с дошкольного возраста: коммуникация; командная работа (или кооперация);

критическое мышление; креативность.

Развиваются ли эти навыки при формировании основ финансовой грамотности

посредством игровой деятельности?

Рассмотрим одну из компетенций – коммуникацию. В мире, в котором мы живем, сами

знания и навыки не так важны, как умение взаимодействовать и ими обмениваться. Поэтому

эффективная коммуникация выходит на первый план и становится крайне важной сферой

развития детей в дошкольном возрасте. В детском саду мы развиваем коммуникативные навыки

через игру и общение.

Критическое мышление — это умение оценивать много разных вариантов и выбирать из

них лучший, умение искать и находить различные способы решения задач, а не только тот, что

«навязан» педагогом.

Работа в команде тесно связана с коммуникацией. Цель — научиться определять общую

задачу и способы ее достижения, распределять роли и оценивать результат.

Креативный человек умеет оценивать ситуацию с разных сторон, искать нестандартные

решения. Он способен чувствовать себя уверенно при любых изменениях обстоятельств. Такие

люди не боятся трудностей, потому что находят интерес в их преодолении.

Рассмотрим формирование навыков модели «4К» в сюжетно – ролевых играх

экономического содержания, например, таких, как «Магазин», «Аптека», «Банкомат» и др. Играя в

эти игры, у детей формируется коммуникация (при общении друг с другом), критическое

мышление (когда из нескольких предложенных вариантов надо выбрать лучше). В играх можно

работать в команде (например, игра «Супермаркет») и даже могут формироваться задатки

креативности, когда ребенок оценивает ситуацию с разных сторон и учится принимать

нестандартные решения.

Дидактические игры также предполагает собой выполнение заданий детьми в игровой

форме. Играя, дети не подозревают, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками,

учатся культуре общения и поведения, и формируются задатки навыков модели 4К -

коммуникации (когда играют несколько человек), соответственно формируются навыки работы в

команде, формируется критическое мышление при выполнении разных заданий. Некоторые игры,

например, «Монополия», «Миллионер» формируют задатки креативности.

При формировании основ финансовой грамотности мы активно применяем ИКТ.

Дидактические игры, созданные с применением ИКТ, пробуждают желание детей участвовать

в них, и эффективны, так как идет воздействие на зрительный и слуховой анализаторы.

Наглядные изображения позволяют доступно и интересно усвоить материал. Интерактивные игры

мы используем с соблюдением требований безопасности жизнедеятельности детей и

ограничением по времени не более 5-7 минут в старших и подготовительных группах. Многие из

них мы создаем сами, в соответствии с темой недели.

Использование интерактивных игр

на занятии в качестве дидактического средства помогает ребенку качественно усвоить новый

материал или повторить его. Игровые компоненты, включенные непосредственно в саму

интерактивную игру, активизируют познавательную деятельность дошкольника, и усиливают

усвоение материала, развивают произвольность внимания, что немаловажно для ребёнка т. к.

следующей ведущей деятельностью является учебная.

Таким образом, при ознакомлении с основами финансовой грамотности в процессе

игровой деятельности формируются не только некоторые экономические умения и навыки,

нравственно – экономические качества, но и навыки модели «4К».

Большую роль в формировании основ финансовой грамотности играет взаимодействие с

родителями воспитанников. Ведь семья – это реальная экономика. В ней не учатся жить, в ней

живут. В семье дошкольник знакомится с такими понятиями как «зарплата», «пенсия»,

«стипендия», «деньги», «бюджет».

Родители должны объяснить ребенку, что:

- семейный бюджет складывается из денег, которые получают все члены семьи;

- формировать бережное отношение к вещам, как к продуктам человеческой деятельности;

- развивать представления о таких нравственных качествах как трудолюбие, бережливость,

хозяйственность, экономность, самостоятельность, ответственность.

Дошкольники

могут

оказаться

в

различных

жизненных

ситуациях,

поэтому

при

формировании знаний, умений и навыков, связанных с жизнью человека в обществе, воспитатель

должен сформировать некоторые

экономические умения и навыки, а также нравственно -

экономически значимые качества (бережливость, трудолюбие, уважение к чужому труду и т.д.).

Дети должны понимать, что:

- Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.

- Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и

разумнее тратишь, тем больше можешь купить.

- Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его

произвести.

- Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине,

деньги, которые они могут потратить в магазине).

- Финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном

периоде).

- Деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила

финансовой безопасности).

- Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь,

отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).

- Обучение основам финансовой грамотности – это интересно и увлекательно!