Напоминание

Организация исследовательской деятельности детей в ДОУ

Автор: Катанаева Марина Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 51 "Ёлочка"
Населённый пункт: Белово
Наименование материала: Консультация дл педагогов
Тема: Организация исследовательской деятельности детей в ДОУ







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Консультация и методические рекомендации для педагогов ДОУ

«Организация исследовательской деятельности детей в ДОУ»

В дошкольный период происходит формирование многих умений,

способностей, знаний. Обучение и воспитание детей в данный период

активно стимулируют развитие всех познавательных процессов: восприятия,

мышления, памяти, внимания, воображения, речи и др. Детям старшего

дошкольного возраста присущи живой интерес к окружающему и жажда

познания, а также особая восприимчивость к той информации, которую он

получает как самостоятельно, так и от взрослых. В этот период дети очень

впечатлительны, эмоциональны и внушаемы, поэтому влияя на чувства

детей, направляя их деятельность в нужное русло, педагоги могут с большим

успехом вызывать желание ребёнка активно исследовать и познавать

окружающий мир. Ребенку бесполезно просто говорить о пользе познания,

исследования, если не существует их реализации в действиях окружающих

людей. Именно в подражании деятельности, поведению взрослых (педагогов

и родителей), кроется основной познавательный потенциал развития ребенка

в целом, и исследовательских, экспериментаторских навыков в частности.

1.1 Правила организации исследовательской деятельности

дошкольников.

Для полноценного использования познавательного потенциала развития

исследовательских умений и навыков у дошкольников педагоги могут

использовать следующие правила и принципы организации

исследовательской деятельности детей:

1. Работу следует организовать так, чтобы у ребенка было желание

участвовать в исследовательской деятельности, проявлять инициативу, чтобы

он осознавал, что исследование, эксперимент содержит такие задания,

которые будут для него интересны и которые никто кроме него, не сможет

выполнить.

2. Необходимо предоставлять детям свободу выбора. Свобода выбора

должна реализовываться и в процессе определения объекта исследования, и в

выдвижении гипотез, и в определении путей решения проблемы. В действиях

детей должна проявляется их индивидуальность.

3. К любым наблюдениям ребёнка следует относиться серьезно, и при

этом хвалить его как можно чаще. Ребёнок должен почувствовать всю

значимость своей деятельности. Подобное отношение взрослого является

прекрасным стимулом развития познавательного интереса ребенка.

4. Необходимо проявлять доброжелательность и заинтересованность в

отношении детских исследований. Недопустимо говорить, что ребенок что-

то выполнил неправильно, а его выводы и действия являются ошибочными.

Это может привести к исчезновению у ребенка интереса к его работе. В

случае, если он допустил ошибку, сделал неверные выводы, не нужно

акцентировать на этом внимание, а лучше незаметно, совместно с ребенком,

при помощи наводящих вопросов проанализировать его деятельность так,

чтобы ему стало самому понятно, где и в чем он не прав. Дети не должны

бояться ошибиться в процессе исследований, к тому же стоит иметь в виду,

что одни и те же явления и процессы можно рассматривать с разных сторон.

5. Следует избегать в своей речи назидательности, морализаторства и

лозунгов. Вместо этого, взрослому (родителю, педагогу) следует незаметно и

доходчиво подвести ребёнка к пониманию наблюдаемых результатов,

закономерностей, явлений. Исследовательское поведение должно

основываться исключительно на понимании, но никак не на запоминании.

6. Нужно стремиться постоянно поддерживать интерес ребёнка к

окружающему миру, к природе, стимулировать детскую любознательность.

Сохранение и развитие этих качеств является залогом успешного развития

исследовательских качеств.

7. В процессе выполнения исследовательской деятельности должны быть

максимально задействованы все органы чувств ребенка: зрение, слух,

обоняние, осязание. При этом с помощью соответствующих заданий

необходимо развивать и эмоциональную сферу детей.

8. Необходимо помочь детям увидеть необыкновенное в повседневном и

обыденном, обращать их внимание на всё необычное, красивое,

изменяющееся, побуждать их изучать заинтересовавший их вопрос (объект,

явление, событие) более внимательно и с разных сторон.

9. Исследовательская деятельность должна осуществляться как

сотворчество взрослых и детей. Родитель (педагог) должен выступать в роли

соавтора, а для того, чтобы дети почувствовали это, следует делиться с ними

своими чувствами и впечатлениями.

10. Следует стремиться развивать творчество и фантазию. Не страшно, если

ребёнок будет дополнять реальные исследования, эксперименты

придуманными рассказами, не следует уличать его при этом во лжи.

Придерживаясь данных рекомендаций, можно сделать исследовательскую

деятельность эффективным инструментом развития личности ребёнка,

формирования знаний, умений.

При организации совместной исследовательской деятельности с детьми,

для активизации этой деятельности, я бы рекомендовала придерживаться

следующих правил:

Меньше учите, больше делитесь. Дошкольник эффективно способен

усвоить только ту информацию, которая отвечает его интересам. Голые

факты его не интересуют. Здесь необходима эмоциональная окраска.

Поощряйте поисковую активность детей. В каждый момент времени

вокруг нас что-то происходит, что-то меняется. Важно не упустить это

мгновение, извлечь из него привлекательное, волнующее. Чутко реагировать

на интересы ребят. Поощрять поисковую активность детей.

Активизируйте внимание ребёнка. На прогулках, на отдыхе, дома

занимайте внимание ребёнка загадкой, шуткой, вопросом, песенкой,

рассказывая попутно, что интересного можно увидеть и услышать.

Учите детей наблюдать и соблюдать правила поведения в природе.

Дети редко забывают опыт прямого общения с природой. Живая и неживая

природа – неиссякаемый источник познания для ребёнка.

Знакомство с окружающим миром должно быть увлекательным,

радостным. Очень важно, как входит окружающий мир в жизненный опыт

ребёнка, как он эмоционально им осваивается. Надо заражать детей

собственным энтузиазмом, восхищением прекрасным. Помнить, что только

положительное накопление эмоций даёт толчок к творчеству, к желанию

исследовать и познавать окружающее.

1.2 Формы, способы и методы организации исследовательской

деятельности дошкольников.

Основной целью развития исследовательских умений и навыков у детей, в

рамках дошкольного учреждения и в семье, является развитие свободной

творческой личности ребенка. При этом должны решаться следующие

задачи:

· обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

· развитие познавательных способностей;

· развитие творческого воображения;

· развитие творческого мышления;

· развитие коммуникативных навыков.

В каждом возрасте существует своя специфика задач, так в младшем

дошкольном возрасте - это: вхождение детей в проблемную игровую

ситуацию (ведущая роль педагога, родителя);

· активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации

(вместе с родителем, педагогом);

· формирование начальных предпосылок поисковой деятельности

(практические опыт; простые, доступные для понимания эксперименты).

В старшем дошкольном возрасте - это: формирование предпосылок

поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

· развитие умения определять возможные методы решения проблемы с

помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

· формирование умения применять данные методы, способствующие

решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

· развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение

конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской

деятельности.

Дошкольный период является благоприятным временем для знакомства

ребенка с живой и неживой природой, с явлениями и закономерностями

окружающего мира и это является прекрасной основой для развития

исследовательского поведения и навыков экспериментирования. Потому

что, ребенок знакомится с миром природы, непосредственно наблюдая ее, и

может практически с ней взаимодействовать, исследуя и экспериментируя.

Предметом восприятия ребенка становятся отдельные природные явления и

объекты. У ребенка дошкольного возраста преобладает правополушарный

тип мышления, в связи с чем, он знакомятся с окружающим миром

посредством эмоционально-чувственного восприятия всех объектов, с

которыми сталкивается.

Дошкольники обычно любопытны, их живо интересуют объекты

окружающей их среды, и они с интересом исследуют их свойства и качества.

Поскольку к 6 годам внимание детей становится достаточно устойчивым, в

этом возрасте для них становится возможным исследование и понимание

простейших взаимосвязей в явлениях и процессах протекающих в природе.

Содержание работы педагога с детьми при организации

исследовательской деятельности должно строиться на следующих

принципах:

- принцип опоры на актуальные интересы дошкольников и создания

перспективы движения детей к решению новых задач, к освоению

исследовательских умений;

- принцип широкой реализации исследовательского подхода дошкольников к

решению проблемных ситуаций в разных видах деятельности (создание

исследовательского пространства в группе ДОУ, активизирующего

поисковую, экспериментальную деятельность старших дошкольников);

- принцип непрерывности исследовательской деятельности дошкольников,

предполагающий продолжение детского экспериментирования с объектами в

условиях семьи и взаимодействие детей с родителями;

- принцип дозирования экспериментальной деятельности с учетом уровня

исследовательской активности старших дошкольников;

- принцип сочетания индивидуального и коллективного исследовательского

поиска, объединения детей в исследовательские мини-проекты, с учетом

направленности их интересов;

- принцип партнерского сотрудничества и взаимодействия взрослых

(педагогов, родителей) и детей в организации исследовательской

деятельности; принцип педагогической поддержки и обеспечения

переживания детьми успеха и радости открытий.

1.3 Методические рекомендации, способствующие эффективному

развитию исследовательских умений и навыков у дошкольников:

- тщательный подбор материала для обучения, для исследовательской и

экспериментальной деятельности, обусловленный возрастными,

психологическими и индивидуальными возможностями дошкольников;

- создание положительной эмоциональной атмосферы при организации

исследовательской деятельности, направленной на перспективу успеха

каждого ребёнка, на предотвращение «страха ошибки»;

- интеграция работы по развитию исследовательских умений и навыков с

различными образовательными областями (экология, ознакомление с

окружающим миром, развитие речи, формирование элементарных

математических представлений и логического мышления) и видами

деятельности детей (ознакомление с природой, игры, обучение, труд,

творчество);

- активное включение детей в реальную практическую исследовательскую,

экспериментальную, трудовую деятельность, в поиск решения проблемных

ситуаций;

- регулярное проведение тренингов по развитию умений определять цель и

этапы исследования, выдвигать гипотезы и прогнозы, формулировать

выводы и вносить предложения;

- базирование исследовательской деятельности на природоведческом

материале, на доступных объектах живой и неживой природы;

- активная совместная деятельность педагога с родителями, направленная на

развитие исследовательских умений и навыков, поисковой активности не

только у детей, но и у родителей;

- полноценное информирование родителей об особенностях

исследовательского поведения детей на разных возрастных этапах, о

важности исследовательской деятельности для развития ребёнка, о

правильной организации исследовательской, экспериментальной

деятельности, исследовательского поиска решения проблемы;

- обеспечение развивающей среды для детского экспериментирования и

исследовательской деятельности и её постоянное развитие, обновление;

- использование личного примера;

- регулярная организация совместной деятельности детей и родителей:

исследовательские проекты, творческие работы, конкурсы, выставки,

праздники, экскурсии, «Дни открытых дверей» и др.;

- девизом и для педагога, и для родителей должно стать изречение

В.А.Сухомлинского «К ребёнку относиться нужно не как к сосуду,

который предстоит наполнить информацией, а как к факелу, который

необходимо зажечь».