Автор: Афанасенко Екатерина Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ - детский сад комбинированного вида №1 пгт. Погар
Населённый пункт: Брянская обл., пгт. Погар
Наименование материала: проект
Тема: "Люби и знай – родной свой край"
Педагогический проект
Тема:
«Люби и знай – родной свой край»
Проект подготовила:
Афанасенко Е.В.
2024г.
пгт. Погар
Содержание
1.
Введение. Эпиграф.
2.
Проблема
3.
Аннотация
4.
Актуальность темы
5.
Цель, задачи, участники проекта
6.
Научные принципы, основные организационные формы, методы и
приемы
7.
Этапы организационного проекта
8.
Плановые мероприятия
9.
Ожидаемые результаты
10.
Вывод
11.
Литература
1. Введение
«Человеку важно знать свои корни, обычаи и традиции своего края –
отдельному человеку, семье, народу – тогда и воздуху которым мы дышим,
будет целебен и вкусен, дороже будет взрастившая нас земля и легче будет
почувствовать назначение и смысл человеческой жизни».
Василий Песков.
Давным- давно доказано, что именно в дошкольном возрасте процесс
формирования нравственных ценностей: любви к Родине, чувство
национальной гордости не возникает само по себе, оно формируется
постепенно с самого раннего детства. Понимание Родины у дошкольников
связано с ощущением родного края, земли, на которой он родился и рос, с
любовью к родителям, своим близким, своему дому, родным местам. В
дошкольном возрасте закладываются основы личностной культуры человека,
приобщение к общечеловеческим духовным ценностям. Ребёнок должен
научиться ориентироваться в природе, предметах, созданных руками
человека, явлениях окружающей действительности, общественной и
собственной жизни. А это невозможно без обращения к своим историческим
истокам.
2. Проблема:
В процессе работы с детьми в ДОУ по истории родного края, его традициях,
обычаях мы столкнулись с тем, что дети испытывали дефицит знаний о
родном поселке. Провели исследования: наблюдали за их общением, игрой,
беседовали с детьми. В результате обнаружили что, около 75 % детей не
владели знаниями об истории и культуре родного города. Также мы
столкнулись с отсутствием у дошкольников познавательного интереса; 80%
детей назвали домашний адрес, название города, но не могли рассказать о
природе родного края, о памятных местах. Проведение среди родителей
воспитанников ДОУ опроса: 50% родителей не имеют возможности
посещать исторические места родного края из-за высокой занятости. Задача
воспитания любви к родному поселку традиционно решалась в ДОУ, но
результаты исследований показали необходимость усиления работы в
данном направлении, наполнение её новым содержанием. Поэтому возникла
необходимость изменить формы организации педагогического процесса по
ознакомлению детей с особенностями источников нашего поселка, края. На
наш взгляд, решением данной проблемы станет реализация проекта «Люби и
знай – родной свой край».
3. Аннотация
Проект рассчитан на детей дошкольного возраста, он направлен на решение
различных целей и задач по созданию у детей базы знаний об окружающем
мире, развитие которой продолжится в начальном образовательном
учреждении. Занятия в кружке, обогатят запас знаний детей о истории
родного поселка о нашем культурном прошлом и настоящем, расширят
знания о народный традициях Брянского края. Что будет способствовать
воспитанию у них патриотических чувств, любознательности, желание знать
больше.
4. Актуальность проекта:
Любой край, город, любой посёлок - неповторимы. В каждом месте своя
природа, свои традиции, свой быт. Мы живём в посёлке Погар. Актуальность
темы обусловлена тем, что дети должны узнать историю своего посёлка,
традиции, памятные места, знать о людях, проживающих в Погаре, любить
свой посёлок. Подвести детей к пониманию того, что их посёлок частица
Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:
повсюду люди трудятся, соблюдают традиции, берегут и охраняют природу,
отмечают праздники. Чтобы познакомить детей с понятием «Родина»,
необходимо выработать у них ясное представление о малой Родине.
5. Цель проекта:
Формирование у воспитанников ДОУ целостных представлений об
окружающей природе, социальной среде родного края и месте человека в
ней, чувства собственного достоинства, гармоническое проявление
патриотических чувств и культуры общения.
Задачи проекта:
Обучающие:
• Развивать познавательный интерес к изучению родного поселка, города,
края.
• Формировать знания о природных богатствах края, быте, традициях
коренных народов, их культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая
их в неразрывном органическом единстве.
• Способствовать социализации воспитанников.
• Обогатить знания дошкольников о поселке Погар, его истории,
достопримечательностях, богатствах поселка, людях-тружениках.
Развивающие:
• Развивать личностные интегративные качества: наблюдательность,
ответственность, активность, интерес к изучаемому материалу.
• Прививать навыки познавательной творческой деятельности.
• Развивать творческие способности детей.
• Развивать нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм,
желания сохранять и приумножать богатства родного поселка, края.
Воспитательные:
• Формировать активную жизненную позицию через изучение природы
родного края.
• Прививать навыки здорового образа жизни.
• Воспитывать уважение к труду людей, создающих красивый поселок.
• Усилить роль семьи в гражданско-патриотическом воспитании детей.
Участники проекта:
Дети, родители воспитанников, воспитатели группы.
6. В соответствии с ФГОС, проект опирается на научные принципы:
- историзма;
- гумманизации;
- дифференциации и индивидуализации;
- интеграции образовательных областей
Основные организационные формы:
• непосредственно-образовательная деятельность;
• в свободной деятельности;
• целевые прогулки по поселку;
• экскурсии с различной тематикой о поселке;
• праздники, развлечения;
• тематические выставки;
• тестирование по нравственно- патриотическим способностям детей;
• встречи с участниками исторических событий, людьми искусства;
Методы и приемы:
• диалоги; беседы, рассказ воспитателя, родителей;
• игры-практикумы, сюжетно-ролевые игры, дидактические, подвижные
игры;
• проблемные ситуации;
• проектирование;
• конкурсы, викторины;
• экспериментирование;
• коллективно-творческие дела;
• наблюдения;
• целевые прогулки и экскурсии;
• рассматривание картин, иллюстраций.
7. Этапы организации проекта
1 этап. Подготовительно - проектировочный.
- провести мониторинг потребностей в образовательных услугах ДОУ
- изучить нормативные документы
- создать рабочую группу
- разработать концепции и стратегии проекта
- создать условия для реализации проекта
2 этап. Практический.
- проанализировать теоретическую методологическую, психолого –
педагогическую и управленческую литературу
- подобрать помещение и оборудование
- отобрать детей - определить руководителя кружка
- разработать программу кружка и перспективное планирование
3 этап. Результативный (обобщающий)
- утвердить программу и перспективное планирование кружка «Люби и знай
– родной свой край»
- выставка детских работ «Мой сказочный посёлок»
- информировать родителей о проекте
- провести диагностику детей и родителей
-презентация проекта
- оценить качество реализации проекта
- прогнозировать полученные результаты
8. Плановые мероприятия
Месяц
Тема ООД Содержание
Сентябрь
1. Беседа с детьми о летнем отдыхе.
2.Путешествие по поселку.
3.«Мой любимый поселок»
4. Фотостенд в группе «Из истории поселка»
Формировать у детей
понимание, что страна большая (где были, что видели, просмотр фотографий
с мест отдыха). Экскурсия по улицам поселка - познакомить детей с
названиями улиц села, с названием улицы, где живут, рассмотреть
достопримечательности поселка. Формировать представление о малой
Родине. Для нас - это поселок Погар.
Октябрь
1.Природа Брянской области.
2. Экскурсия в Погарский музей «Радогощ»
Формировать представления
детей о природе Брянской области, об ее разнообразии, рассмотреть книги,
иллюстрации, фотографии. Прививать любовь к родному краю. Начать
знакомить с растениями родного края (постепенно весь год)
Ноябрь
1.Уголок России - отчий дом.
2.Знакомство с флагом и гербом России.
3.3накомство с государственной символикой поселка.
Довести до сознания детей, что такое Родина, почему так называют.
Формировать представление о столице нашей родины - Москве,
государственной символике. Рассмотреть изображения главных
достопримечательностей Москвы/Кремль, Кремлевская башня и куранты,
Красная площадь/. Формировать представление о государственной
символике страны, Брянской области, родного поселка.
Декабрь
1.Чем отличаются город и поселок (Брянск и Погар)
2.Экскурсия в краеведческий музей.
3.Животный мир района.
Формировать представления детей о разных
населенных пунктах. Познакомить с особенностями труда жителей города и
поселка. Учить находить между городом и поселком сходства и отличия.
Подвести детей к пониманию, что в мире природе есть еще удивительный
мир - мир животных, ввести и обосновать классификацию животных на
диких и домашних (по взаимоотношению с человеком).
Январь
1.Конкурс рассказов «Биография моей улицы»
2.«Моя семья – моя радость» Беседа с творческим заданием
формировать представления детей об улице, на которой они живут
(почему так называется, что было раньше на этой улице, кто на ней живет)
формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе;
вызвать желание рассказывать о своей семье; воспитывать у детей чувство
гордости, любви, уважения к членам семьи; побуждать детей к
использованию в речи фольклора (пословицы, поговорки).
Февраль
1.Чем славится наш поселок.
2.Экскурсия на хлебозавод.
3.Изготовление с детьми и родителями мини альбомов из рисунков и
фотографий «Достопримечательности нашего поселка».
Дать знания о том, чем славится посёлок (рассказать о местной
промышленности, уточнить, где расположены предприятия, чьи родители
там работают).
Привлечь родителей к расширению знаний детей о родном крае.
Воспитывать любовь, чувство привязанности к нему.
Март
1.Красная книга района и области.
2.«Как на Руси весну встречали».
Формировать представления детей о
проблемах загрязнения окружающей среды, как ухудшения
экологического условий влияют на жизнь живой природы. Как человек
влияет на природу. Объяснить причины создания Красной книги. Знакомство
с растениями района.
Апрель
1. Солнце и его семья.
2. Посещение детской библиотеки.
3.3емные и подземные богатства родного края. Формировать представления
о Солнце, о планетах, луне. Рассказать об изучении космоса, чем планеты
отличаются от звезд.
Ввести детей в мир камней; рассмотреть с ними коллекции минералов, дать
некоторые интересные сведения из истории камней (использование, ценность
красота).
Май
1.Они защищали Родину. Рассказ о тех, кто защищал родной край.
2.Конкурс сочинений, рассказов «Мой поселок в будущем»
Познакомить с памятниками воинам, посещение памятника воинам,
возложение цветов к памятнику.
Выявить объем полученных знаний и степень их осознанности.
9. Ожидаемые результаты
Дошкольники будут знать:
• Особенности природы родного края (характерные признаки сезонов,
типичных представителей животного и растительного мира, полезные
ископаемые, охраняемые растения.
• Наиболее важные исторические события истории родного поселка и края.
• Символику поселка и края.
• Писателей и поэтов поселка и края, их творчество.
• Национальный состав края, обычаи, игры, виды жилищ, предметы быта,
элементы народного творчества.
Дошкольники будут уметь:
• Вести самостоятельные наблюдения в природе.
• Узнавать изученные растения и животных.
• Работать с элементами народного творчества.
• Применять игры разных народов края для организации собственного
досуга.
• Применять полученные знания в добрых делах и поступках на благо
родного поселка.
• Творчески мыслить и рассуждать.
10. Вывод
Данный проект должен стать мощным импульсом к развитию творческой
инициативы дошкольных педагогических коллективов.
Воспитание чувства любви к малой Родине у дошкольников – процесс
сложный и длительный, требующий от педагога и родителей личной
убежденности и вдохновения. Проект не требует значительных
материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители.
Сведения о родном посёлке доступны и интересны. В целом проект имеет
прогрессивный характер и позволяет не только углубить знания детей о
родном крае, но и даёт толчок для развития интегративных качеств
дошкольников.
Программа кружка рассчитана на год, занятия проводятся два раз в месяц,
во вторую половину дня.
11. ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеева, Л.Н. Стихи о растениях сост. Л.Н.Алексеева. – СПб: Тритон,
1997.
2. Бродовска, З.В. В стране экологических загадок / З.В. Бродовская. –
Новосибирск, 2003.
3. Воспитание детей через приобщение их к истории родного края / З.
Герасимова, Н. Козачек // Дошкольное воспитание.- 2001. — №12. – C. 47-52.
4. Зимина А.Н. Государственные праздники для дошкольников. – М.:
Педагогическое общество России, 2005.
5. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] /
сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990.
6. Комратова М.Г., Грибова Л.Ф. С чего начинается Родина… // Управление
ДОУ №6, 2003, с. 82.
7. Миронова, Л. П. Люби и знай родной свой край / Л. П. Миронова //
Воспитатель ДОУ.- 2008.- №1.- C. 17-23.
8. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания
дошкольников. Сост. Н.А. Арапова-Пискарева. – М., 2005.
9. И. Рыбалова Ознакомление с родным городом как средство
патриотического воспитания // Д.в. №6, 2003, с. 45.