Напоминание

"Люби и знай – родной свой край"

Автор: Афанасенко Екатерина Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ - детский сад комбинированного вида №1 пгт. Погар
Населённый пункт: Брянская обл., пгт. Погар
Наименование материала: проект
Тема: "Люби и знай – родной свой край"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Педагогический проект

Тема:

«Люби и знай – родной свой край»

Проект подготовила:

Афанасенко Е.В.

2024г.

пгт. Погар

Содержание

1.

Введение. Эпиграф.

2.

Проблема

3.

Аннотация

4.

Актуальность темы

5.

Цель, задачи, участники проекта

6.

Научные принципы, основные организационные формы, методы и

приемы

7.

Этапы организационного проекта

8.

Плановые мероприятия

9.

Ожидаемые результаты

10.

Вывод

11.

Литература

1. Введение

«Человеку важно знать свои корни, обычаи и традиции своего края –

отдельному человеку, семье, народу – тогда и воздуху которым мы дышим,

будет целебен и вкусен, дороже будет взрастившая нас земля и легче будет

почувствовать назначение и смысл человеческой жизни».

Василий Песков.

Давным- давно доказано, что именно в дошкольном возрасте процесс

формирования нравственных ценностей: любви к Родине, чувство

национальной гордости не возникает само по себе, оно формируется

постепенно с самого раннего детства. Понимание Родины у дошкольников

связано с ощущением родного края, земли, на которой он родился и рос, с

любовью к родителям, своим близким, своему дому, родным местам. В

дошкольном возрасте закладываются основы личностной культуры человека,

приобщение к общечеловеческим духовным ценностям. Ребёнок должен

научиться ориентироваться в природе, предметах, созданных руками

человека, явлениях окружающей действительности, общественной и

собственной жизни. А это невозможно без обращения к своим историческим

истокам.

2. Проблема:

В процессе работы с детьми в ДОУ по истории родного края, его традициях,

обычаях мы столкнулись с тем, что дети испытывали дефицит знаний о

родном поселке. Провели исследования: наблюдали за их общением, игрой,

беседовали с детьми. В результате обнаружили что, около 75 % детей не

владели знаниями об истории и культуре родного города. Также мы

столкнулись с отсутствием у дошкольников познавательного интереса; 80%

детей назвали домашний адрес, название города, но не могли рассказать о

природе родного края, о памятных местах. Проведение среди родителей

воспитанников ДОУ опроса: 50% родителей не имеют возможности

посещать исторические места родного края из-за высокой занятости. Задача

воспитания любви к родному поселку традиционно решалась в ДОУ, но

результаты исследований показали необходимость усиления работы в

данном направлении, наполнение её новым содержанием. Поэтому возникла

необходимость изменить формы организации педагогического процесса по

ознакомлению детей с особенностями источников нашего поселка, края. На

наш взгляд, решением данной проблемы станет реализация проекта «Люби и

знай – родной свой край».

3. Аннотация

Проект рассчитан на детей дошкольного возраста, он направлен на решение

различных целей и задач по созданию у детей базы знаний об окружающем

мире, развитие которой продолжится в начальном образовательном

учреждении. Занятия в кружке, обогатят запас знаний детей о истории

родного поселка о нашем культурном прошлом и настоящем, расширят

знания о народный традициях Брянского края. Что будет способствовать

воспитанию у них патриотических чувств, любознательности, желание знать

больше.

4. Актуальность проекта:

Любой край, город, любой посёлок - неповторимы. В каждом месте своя

природа, свои традиции, свой быт. Мы живём в посёлке Погар. Актуальность

темы обусловлена тем, что дети должны узнать историю своего посёлка,

традиции, памятные места, знать о людях, проживающих в Погаре, любить

свой посёлок. Подвести детей к пониманию того, что их посёлок частица

Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

повсюду люди трудятся, соблюдают традиции, берегут и охраняют природу,

отмечают праздники. Чтобы познакомить детей с понятием «Родина»,

необходимо выработать у них ясное представление о малой Родине.

5. Цель проекта:

Формирование у воспитанников ДОУ целостных представлений об

окружающей природе, социальной среде родного края и месте человека в

ней, чувства собственного достоинства, гармоническое проявление

патриотических чувств и культуры общения.

Задачи проекта:

Обучающие:

• Развивать познавательный интерес к изучению родного поселка, города,

края.

• Формировать знания о природных богатствах края, быте, традициях

коренных народов, их культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая

их в неразрывном органическом единстве.

• Способствовать социализации воспитанников.

• Обогатить знания дошкольников о поселке Погар, его истории,

достопримечательностях, богатствах поселка, людях-тружениках.

Развивающие:

• Развивать личностные интегративные качества: наблюдательность,

ответственность, активность, интерес к изучаемому материалу.

• Прививать навыки познавательной творческой деятельности.

• Развивать творческие способности детей.

• Развивать нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм,

желания сохранять и приумножать богатства родного поселка, края.

Воспитательные:

• Формировать активную жизненную позицию через изучение природы

родного края.

• Прививать навыки здорового образа жизни.

• Воспитывать уважение к труду людей, создающих красивый поселок.

• Усилить роль семьи в гражданско-патриотическом воспитании детей.

Участники проекта:

Дети, родители воспитанников, воспитатели группы.

6. В соответствии с ФГОС, проект опирается на научные принципы:

- историзма;

- гумманизации;

- дифференциации и индивидуализации;

- интеграции образовательных областей

Основные организационные формы:

• непосредственно-образовательная деятельность;

• в свободной деятельности;

• целевые прогулки по поселку;

• экскурсии с различной тематикой о поселке;

• праздники, развлечения;

• тематические выставки;

• тестирование по нравственно- патриотическим способностям детей;

• встречи с участниками исторических событий, людьми искусства;

Методы и приемы:

• диалоги; беседы, рассказ воспитателя, родителей;

• игры-практикумы, сюжетно-ролевые игры, дидактические, подвижные

игры;

• проблемные ситуации;

• проектирование;

• конкурсы, викторины;

• экспериментирование;

• коллективно-творческие дела;

• наблюдения;

• целевые прогулки и экскурсии;

• рассматривание картин, иллюстраций.

7. Этапы организации проекта

1 этап. Подготовительно - проектировочный.

- провести мониторинг потребностей в образовательных услугах ДОУ

- изучить нормативные документы

- создать рабочую группу

- разработать концепции и стратегии проекта

- создать условия для реализации проекта

2 этап. Практический.

- проанализировать теоретическую методологическую, психолого –

педагогическую и управленческую литературу

- подобрать помещение и оборудование

- отобрать детей - определить руководителя кружка

- разработать программу кружка и перспективное планирование

3 этап. Результативный (обобщающий)

- утвердить программу и перспективное планирование кружка «Люби и знай

– родной свой край»

- выставка детских работ «Мой сказочный посёлок»

- информировать родителей о проекте

- провести диагностику детей и родителей

-презентация проекта

- оценить качество реализации проекта

- прогнозировать полученные результаты

8. Плановые мероприятия

Месяц

Тема ООД Содержание

Сентябрь

1. Беседа с детьми о летнем отдыхе.

2.Путешествие по поселку.

3.«Мой любимый поселок»

4. Фотостенд в группе «Из истории поселка»

Формировать у детей

понимание, что страна большая (где были, что видели, просмотр фотографий

с мест отдыха). Экскурсия по улицам поселка - познакомить детей с

названиями улиц села, с названием улицы, где живут, рассмотреть

достопримечательности поселка. Формировать представление о малой

Родине. Для нас - это поселок Погар.

Октябрь

1.Природа Брянской области.

2. Экскурсия в Погарский музей «Радогощ»

Формировать представления

детей о природе Брянской области, об ее разнообразии, рассмотреть книги,

иллюстрации, фотографии. Прививать любовь к родному краю. Начать

знакомить с растениями родного края (постепенно весь год)

Ноябрь

1.Уголок России - отчий дом.

2.Знакомство с флагом и гербом России.

3.3накомство с государственной символикой поселка.

Довести до сознания детей, что такое Родина, почему так называют.

Формировать представление о столице нашей родины - Москве,

государственной символике. Рассмотреть изображения главных

достопримечательностей Москвы/Кремль, Кремлевская башня и куранты,

Красная площадь/. Формировать представление о государственной

символике страны, Брянской области, родного поселка.

Декабрь

1.Чем отличаются город и поселок (Брянск и Погар)

2.Экскурсия в краеведческий музей.

3.Животный мир района.

Формировать представления детей о разных

населенных пунктах. Познакомить с особенностями труда жителей города и

поселка. Учить находить между городом и поселком сходства и отличия.

Подвести детей к пониманию, что в мире природе есть еще удивительный

мир - мир животных, ввести и обосновать классификацию животных на

диких и домашних (по взаимоотношению с человеком).

Январь

1.Конкурс рассказов «Биография моей улицы»

2.«Моя семья – моя радость» Беседа с творческим заданием

формировать представления детей об улице, на которой они живут

(почему так называется, что было раньше на этой улице, кто на ней живет)

формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе;

вызвать желание рассказывать о своей семье; воспитывать у детей чувство

гордости, любви, уважения к членам семьи; побуждать детей к

использованию в речи фольклора (пословицы, поговорки).

Февраль

1.Чем славится наш поселок.

2.Экскурсия на хлебозавод.

3.Изготовление с детьми и родителями мини альбомов из рисунков и

фотографий «Достопримечательности нашего поселка».

Дать знания о том, чем славится посёлок (рассказать о местной

промышленности, уточнить, где расположены предприятия, чьи родители

там работают).

Привлечь родителей к расширению знаний детей о родном крае.

Воспитывать любовь, чувство привязанности к нему.

Март

1.Красная книга района и области.

2.«Как на Руси весну встречали».

Формировать представления детей о

проблемах загрязнения окружающей среды, как ухудшения

экологического условий влияют на жизнь живой природы. Как человек

влияет на природу. Объяснить причины создания Красной книги. Знакомство

с растениями района.

Апрель

1. Солнце и его семья.

2. Посещение детской библиотеки.

3.3емные и подземные богатства родного края. Формировать представления

о Солнце, о планетах, луне. Рассказать об изучении космоса, чем планеты

отличаются от звезд.

Ввести детей в мир камней; рассмотреть с ними коллекции минералов, дать

некоторые интересные сведения из истории камней (использование, ценность

красота).

Май

1.Они защищали Родину. Рассказ о тех, кто защищал родной край.

2.Конкурс сочинений, рассказов «Мой поселок в будущем»

Познакомить с памятниками воинам, посещение памятника воинам,

возложение цветов к памятнику.

Выявить объем полученных знаний и степень их осознанности.

9. Ожидаемые результаты

Дошкольники будут знать:

• Особенности природы родного края (характерные признаки сезонов,

типичных представителей животного и растительного мира, полезные

ископаемые, охраняемые растения.

• Наиболее важные исторические события истории родного поселка и края.

• Символику поселка и края.

• Писателей и поэтов поселка и края, их творчество.

• Национальный состав края, обычаи, игры, виды жилищ, предметы быта,

элементы народного творчества.

Дошкольники будут уметь:

• Вести самостоятельные наблюдения в природе.

• Узнавать изученные растения и животных.

• Работать с элементами народного творчества.

• Применять игры разных народов края для организации собственного

досуга.

• Применять полученные знания в добрых делах и поступках на благо

родного поселка.

• Творчески мыслить и рассуждать.

10. Вывод

Данный проект должен стать мощным импульсом к развитию творческой

инициативы дошкольных педагогических коллективов.

Воспитание чувства любви к малой Родине у дошкольников – процесс

сложный и длительный, требующий от педагога и родителей личной

убежденности и вдохновения. Проект не требует значительных

материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители.

Сведения о родном посёлке доступны и интересны. В целом проект имеет

прогрессивный характер и позволяет не только углубить знания детей о

родном крае, но и даёт толчок для развития интегративных качеств

дошкольников.

Программа кружка рассчитана на год, занятия проводятся два раз в месяц,

во вторую половину дня.

11. ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеева, Л.Н. Стихи о растениях сост. Л.Н.Алексеева. – СПб: Тритон,

1997.

2. Бродовска, З.В. В стране экологических загадок / З.В. Бродовская. –

Новосибирск, 2003.

3. Воспитание детей через приобщение их к истории родного края / З.

Герасимова, Н. Козачек // Дошкольное воспитание.- 2001. — №12. – C. 47-52.

4. Зимина А.Н. Государственные праздники для дошкольников. – М.:

Педагогическое общество России, 2005.

5. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] /

сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990.

6. Комратова М.Г., Грибова Л.Ф. С чего начинается Родина… // Управление

ДОУ №6, 2003, с. 82.

7. Миронова, Л. П. Люби и знай родной свой край / Л. П. Миронова //

Воспитатель ДОУ.- 2008.- №1.- C. 17-23.

8. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания

дошкольников. Сост. Н.А. Арапова-Пискарева. – М., 2005.

9. И. Рыбалова Ознакомление с родным городом как средство

патриотического воспитания // Д.в. №6, 2003, с. 45.