Автор: Лариса Владимировна Килимчук
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ № 5 Дошкольное отделение 1
Населённый пункт: Серпухов
Наименование материала: статья Ребенок и окружающий мир
Тема: Ребенок и окружающий его мир
Ребенок и окружающий мир
Воспитатель Килимчук Л.В.
Ознакомление
ребенка
с
окружающим
миром
и
социальной
действительностью – сложная и злободневная проблема. Как же познакомить
с
окружающим
миром
детей?
Какое
отношение
к
нему
следует
сформировать у маленького ребёнка? С какими представлениями о мире
познакомить? Что же ребенку необходимо знать из огромного количества
информации об окружающем мире?
Важнейшими особенностями восприятия окружающего мира детьми
дошкольного возраста являются наблюдательность и эмоциональность. Дети
подмечают
многое:
особенности
строения
предметов,
животных,
их
поведение, настроение людей. Мир они сначала чувствуют, а потом
осознают, и часто эмоциональные оценки опережают верные, объективно
существующие.
Поэтому педагог должен обеспечить каждому ребёнку условия, в
которых он окрепнет духовно и физически, созреет интеллектуально,
получит необходимый опыт.
Ознакомление с окружающим миром и социальной действительностью
необходимо строить на основе воспитания у ребёнка чувств собственного
достоинства и уверенности в себе. Прежде всего, это осознание ребенком
своей индивидуальности,
которая
становится очевидной
только в
сравнении с другими детьми. Становлению индивидуальности способствует
осознание
ребёнком
своих
интересов,
предпочтений
и
желаний.
Воспитателям
важно
помочь
детям
познакомиться
со
вкусами
и
предпочтениям друг друга, увидеть, что они различны. Всё это составляет
основу формирования способности иметь и отстаивать собственное мнение.
Одной из составляющих, лежащих в основе формирования уверенности
в себе, является воспитание привязанности к своей семье, любви к
близким, гордость за принадлежность к своему роду. Конечно, проблема
ознакомления дошкольников с семьёй достаточно сложная, требующая от
воспитателя
большого такта и успешное её решение невозможно
без
тесного взаимодействия педагогов с семьёй.
История каждой семьи связана с историей страны, родного края и
родного города, является её частью. Нужно помочь дошкольникам увидеть
своеобразие своего родного края, его природы с её притягательной красотой,
познакомить с достопримечательностями родного города и др.
Для этого вместе с детьми можно составить «социальный портрет»
того окружения, в котором находится дошкольное учреждение. Сюда входит:
-описание близлежащих социальных объектов (школа, магазин, библиотека);
-перечень
близлежащих
улиц
с
указанием
названий
и
кратким
их
объяснением;
-события, которые будут иметь место в дошкольном учреждении и группе
детского сада (озеленение участка детского сада, уборка территории и т. п.).
Кроме того, используя реальную жизнь, можно познакомить детей с
деятельностью взрослых, их взаимоотношениями.
Таким образом, в процессе обучения и воспитания необходимо
сделать
окружающую
социальную
действительность
средством
воспитания и социализации ребенка.