Автор: Волкова Любовь Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СШ №11
Населённый пункт: город Новый Уренгой
Наименование материала: статья
Тема: Системно - деятельностный подход на уроках математики
Системно - деятельностный подход на уроках математики.
Учитель : Волкова Любовь Николаевна
Как бы машина хорошо ни работала, она может решать
все требуемые от нее задачи, но она никогда не придумает
ни одной.
А. Эйнштейн
«…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с
очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в
которой надо действовать – вот основания нетрадиционной педагогики, основанной на
психологической теории учебной деятельности…»
Г. А. Цукерман, доктор псих. наук
Системно – деятельностный подход предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного
общества;
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на
основе разработки содержания и технологий образования;
- ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта
(развитие личности);
- признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной
деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и
познавательного развития обучащихся;
- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей
обучающихся;
- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего
(полного) общего образования;
- разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития
каждого обучающегося.
Данный подход в обучении направлен на развитие каждого ученика, на формирование его
индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочнить знания и увеличить
темп изучения материала без перегрузки обучающихся. При этом создаются благоприятные
условия для их разноуровневой подготовки. Технология деятельностного метода обучения не
разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя все
необходимое для реализации новых образовательных целей.
Каждый раз, составляя проект очередного урока, учитель задает себе одни и те же вопросы:
а) как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;
б) какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;
в) какие методы и средства обучения выбрать;
г) как организовать собственную деятельность и деятельность учеников.
д) как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе
знаний и ценностных ориентаций.
Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью
школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить
учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения,
иначе говоря, умение учиться.
Изучение теории – один из наиболее трудных вопросов преподавания математики.
Теорема
Виета.
Сумма
корней
приведенного
квадратного
уравнения
равна
второму
коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а произведение корней равно свободному
члену.
После
формулировки
учащимися
предлагается
рассмотреть
приведенное
квадратное уравнение x
2
+ px + q = 0 и написать в тетрадях формулы для его корней x1и x2.
Далее учитель предлагает ученикам найти сумму и произведение корней.
Рассмотрим доказательство теоремы, обратной теореме Виета:
Теорема. Если числа x1и x2 таковы, что их сумма равна – p, а произведение равно q, то эти числа
являются корнями уравнения x2 + px + q = 0.
В результате выполнения подобных заданий у учащихся возникает чувство уверенности в
собственных силах, появляется интерес к самостоятельной теоретической работе.
Урок, основанный на принципах системно – деятельностного подхода прививает такие навыки
учащимися, которые дают возможность использовать их при последующем обучении и в
дальнейшей жизни. Например, решить задачу из раздела по теории вероятностей:
Несколько стран в качестве символа своего государства решили использовать флаг в виде трех
горизонтальных полос одинаковых по ширине, но разных по цвету: белый, синий, красный.
Сколько стран могут использовать такую символику при условии, что у каждой страны свой,
отличный от других, флаг?
Учащиеся
самостоятельно
работая
в
парах
приходят к такому результату, что позволяет
перейти от индивидуальной формы усвоения
знаний к признанию решающей роли учебного
сотрудничества в достижении целей обучения
От изолированного изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание
учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых
жизненных задач.
В 7 классе на первых уроках геометрии целью является показать различие между такими
понятиями как: «Способы решений задач и число решений задач». Предлагается выполнить
мини-проект. Решая две задачи и учащиеся делают выводы:
Задача 1
Один
из углов
равнобедренного
треугольника равен 98◦.
Найдите один из других
его углов. Ответ дайте
в градусах.
Задача2
Один
из углов
равнобедренного
треугольника равен 10◦.
Найдите
углы
этого
треугольника.
Вывод1: решая задачу различными способами, мы получаем один и тот же ответ.
Вывод2: можно увидеть несколько решений в одной задаче , если
– это неоднозначная формулировка условия задачи,
- смоделировать различные ситуации и найти для каждой из них решение.
Метод проектов в значительной мере способствует тому, что знания учащихся максимально
приближены к научному познанию мира. И тогда долгосрочные проекты переходят в ранг
научно- исследовательскую деятельность.
К примеру исследовательские работы по геометрии на темы:
«Признаки равенства треугольников» 7 класс
«Алгоритм построения сечения многогранников» 10 класс.
Реализация проектного и исследовательского методов на практике ведет к изменению позиции
учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной
деятельности своих учеников. Меняется и психологический климат на уроке, так как учителю
приходится
переориентировать
свою
учебно-воспитательную
работу.
Из
авторитетного
источника
информации
преподаватель
становится
соучастником
исследовательского,
творческого
процесса,
наставником,
консультантом,
организатором
самостоятельной
деятельности учащихся. А это и есть подлинное сотрудничество.
Ну конечно же чтобы научить учащихся нужно и самому учителю
заниматься научно- исследовательской деятельностью.