Автор: Крысенко Анастасия Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 1392 им. Д. В. Рябинкина, ОПД 4 г. Москва
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Проект
Тема: "Детская библиотека"
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 1392 имени Д.В. Рябинкина»
Проект
«Детская библиотека»
Составила : Крысенко Анастасия Валентиновна,
Воспитатель ГБОУ
«Школа № 1392 имени Д.В. Рябинкина»
г. Москва
2024 год.
1. Актуальность
2. Цель и задачи
3. Условия и сроки реализации
4. Предполагаемые результаты
5. Содержание и предполагаемый продукт проекта
6. Подведение итогов с детьми
7. Мониторинг
8. Список литературы
Предложенный проект – попытка показать на практике взаимосвязь
деятельности дошкольного учреждения с детской библиотекой и
родителями по воспитанию у дошкольников интереса к книге,
художественной литературе. Он предполагает систематическую,
разноплановую, длительную работу, активные формы организации,
просвещение и обучение детей, родителей по данной теме.
Проблема детского чтения очень актуальна. У многих
современных детей совершенно отсутствует интерес к чтению, к книге.
Интерес к чтению необходимо воспитывать у детей дошкольного
Содержание
Актуальность
возраста. Чуткость ребенка к художественному слову удивительна и при
хорошем руководстве у него постепенно, еще до умения хорошо читать,
начинает складываться начитанность, уважение к книге и способность
творчески воспринимать литературу.
Большая роль в руководстве детским чтением принадлежит
библиотеке. Именно все вместе: библиотека, родители и воспитатели
способны открыть для дошкольников чудодейственную силу чтения и
тем самым дать эффект детской духовной энергии, которая зажигает,
вдохновляет и творит; сделать процесс чтения для маленького читателя
увлекательным, желанным и радостным.
Проект направлен на развитие интереса к книге.
Серьезное внимание приковано к проблеме приобщения детей к
чтению литературы в контексте дошкольного образования.
Целеполагание к формированию интереса и потребностей в чтении
(восприятие, как одно из приоритетных) в существующих федеральных
государственных требованиях к реализации содержания
образовательной области «Речевое развитие», «Чтение художественной
литературы».
Потребность в ежедневном общении с книгой формирует у детей
привычку к постоянному интеллектуальному труду, способствует
развитию речи и мышления. Именно поэтому в стандартах,
обязательных при реализации основных образовательных программ
начального образования, интерес к чтению рассматривается в качестве
одного из ведущих показателей готовности ребенка к обучению в школе.
Ребенок-дошкольник, приученный к книге, обладает бесценным
даром, легко «входит» в содержание услышанного и прочитанного. Они
рисуют, не беспокоясь ни о каком мастерстве сюжетов, кричат и
смеются, пока (видит, слышит) читают настолько ярко, что чувствуют
себя частью событий.
Книга вводит ребенка в самое сложное жизни-в мир человеческих
чувств, радостей и страданий, отношений, мыслей, поступков,
характеров.
Книга раскрывает духовные ценности человека.
Книга вводит ребенка в мир нравственных отношений, открывает
чистые помыслы дружбы, помогает стать добрым ко всем живым
существам.
Маленький человек становится воспитанным.
Ребенок – слушатель – это уже читатель. Читательская судьба
ребенка зависит от взрослого, который берет в руки книгу и становится
посредником между писателем и слушателем (читателем). Взрослый,
чтобы довести книгу до ребенка, должен любить литературу, искренне
увлекаться событиями и обстоятельствами, в которые попадают герои
книг, уметь передавать свои чувства и переживания детям.
Вызвать у воспитанников интерес к
ознакомлению с художественной
литературой, которая помогает
сформировать нравственный смысл
и оценку, развивает воображение и
Цель :
познакомить детей с историей книги, помещением библиотеки;
ознакомиться с правилами поведения в библиотеке и правилами
обращения с книгой;
объяснить детям важность книг в жизни человека.
содействовать формированию самостоятельности при выборе
книг;
-развивать коммуникативные навыки, артистические способности
и творчество.
воспитывать интерес к чтению книг, привить бережное отношение
к книге;
содействовать осознанному выбору читательских материалов;
обогатить свою жизнь и духовный опыт.
Задачи :
Образовательные
Развивающие
Воспитательные
Условия и сроки
реализации
Тип проекта: познавательно - творческий.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели,
библиотекари, родители.
Длительность – 1 месяц.
Срок реализации проекта: с 1февраля 2022 по 1 марта
2022 года
Проект имеет пролонгированный эффект (на 2022-2023
учебный год).
В этот период дети, читают книги (совместно с родителями и
самостоятельно), делятся своими впечатлениями о том, что они читают
в группе, используют информацию на занятиях по ознакомлению с
художественной литературой.
пробудить интерес детей к общению с книгой;
расширить представления детей о значении библиотеки в жизни
человека;
сформировать подбор методических материалов по теме проекта
(лэпбук);
пополнить развивающую предметно-пространственную среду в
групповой комнате;
повысить компетентность членов семьи в воспитании грамотного
и заинтересованного читателя (анкета);
установить сотрудничество с социальными партнерами:
библиотекой, педагогами и родителями в воспитании у детей
старшего дошкольного возраста интереса к книге и чтению;
организовать сюжетно-ролевую игру «Библиотека»
Предполагаемый
результат и продукт
Необходимое
оборудование
книги,
репродукции с иллюстрациями известных художников-
иллюстраторов,
книжные полки,
столы,
ТСО.
Первый этап - организационный (подготовительный) – с
1 по 20 февраля
Совместная деятельность всех участников образовательного
проекта: педагоги – дети – родители – социальные партнеры.
№
п/п
Название
мероприятия
Срок
реализации
Охват
участников
Ответственн
ый
1
Заключение договора с
библиотекой на
совместную
деятельность
1-2 февраля
Библиотека
ри
Воспитатели
2
Подбор анкет для
родителей и беседа -
опрос с детьми «Моя
любимая книга»
Участие в беседах
1-4 февраля
Родители
Воспитатели
3
Анкетирование
родителей «Семейное
чтение»
4-12
февраля
Родители
Воспитатели
4
«В мире книг»
Ежедневное чтение
произведений
художественной
литературы
1-14февраля
Дети
Воспитатели
5
Акция «Подари книгу
группе»
14-20
февраля
Родители,
дети
Воспитатели
6
Организация
книжного уголка
«Мир книги». Подбор
книг с
произведениями
детских писателей по
12-
20февраля
Дети
Воспитатели
Содержание и
предполагаемый
продукт проекта
программе
Второй этап работы над проектом – основной – с 5 по 20
февраля
Работа по приобщению ребят к книге делится на блоки: работа с
библиотекой, взаимодействие с родителями, совместная деятельность с
детьми.
№
п/п
Название
мероприятия
Срок
реализации
Охват
участников
Ответственный
1
Беседа о
библиотеке
5-14 февраля
Родители
Воспитатели
2
Экскурсия в
библиотеку
14 февраля
Дети
Библиотекари
Воспитатели
3
Изготовление
лэпбука «Сказки
К.И. Чуковского»
16 февраля
Дети
Воспитатели
4
Викторина по
сказкам К. И.
Чуковского
20февраля
Дети
Воспитатели
5
Изготовление
лэпбука С.Я.
Маршак
22 февраля
Дети,
родители
Воспитатели
6
Оформление
книжек –
самоделок «Моя
любимая сказка»
До 26
февраля
Дети,
родители
Воспитатели
7
Подготовка к
сюжетно-ролевой
игре «Детская
библиотека»
До 15
февраля
Дети,
родители
Воспитатели
8
Аппликация
«Формуляры для
игры»
15 февраля
Дети,
родители
Воспитатели
9
Сюжетно-ролевая
игра «Детская
библиотека»
С 15 февраля
Дети
Воспитатели
Третий этап работы - завершающий - декабрь 2022 года
последняя декада.
№
п/п
Название мероприятия
Срок
реализации
Охват
участников
Ответственный
1
Папка-передвижка
«День книги»
20 февраля
Дети,
родители
Библиотекари,
воспитатели
2
Музыкальная игра
«Муха-цокотуха»
26февраля
Дети,
родители
воспитатели
3
Подготовка к
родительскому
собранию «Папа, мама,
бабушка и я –
читающая семья»
До
20апреля
родители
воспитатели
4
Оформление
результатов,
представление проекта
Родители,
дети
Библиотекари,
воспитатели
Анализируя проведенный проект, задаем себе вопросы:
Какая часть проекта оказалась наиболее удачной? Экскурсия в
библиотеку; сюжетно-ролевая игра «Библиотека»
Что удивило нас (воспитателей), понравилось или не понравилось?
Понравилась заинтересованность детей и родителей в подготовке
творческих работ, в проекте.
Чему уделить внимание в следующий раз?
Привлечь родителей к более тесному сотрудничеству в проектной
деятельности.
Что не удалось? Почему?
Подведение итогов
Для проведения мониторинга развития интереса у
дошкольников к художественной литературе были
использованы задания:
Критерии оценки:
Высокий уровень: У ребенка сформирован интерес к книге, знает и
называет жанры художественной литературы,
пересказывает небольшие тексты.
Средний уровень: Ребенок с помощью взрослого может составить
рассказ, назвать жанры художественной литературы.
Частично сформированы навыки связной речи.
Низкий уровень: У ребенка недостаточно сформированы
художественно- эстетические навыки, бедный
словарный запас.
Уровень
Высокий
Средний
Низкий
Начало
30%
58%
12%
Окончание
80%
14%
6%
Диаграмма уровня формирования интереса к книге и
чтению у детей старшего дошкольного возраста
начало
окончание
0
10
20
30
40
50
60
70
80
30
80
58
14
12
6
высокий
средний
низкий
Вывод: высокий уровень в начале года – 30%, средний уровень
показали58% детей, низкий уровень – 12%. В конце года:
высокий - 80%, средний – 14%, низкий – 6%. Прослеживается
положительная динамика.
У воспитанников появился интерес к книге, расширились
представления детей о значении библиотеки в жизни человека,
дети с удовольствием принимают участие в театрализованной
деятельности.
1.
Акулова О.В., А.Г.Гогоберидзе, Т.И.Гризик «Успех: совместная
деятельность взрослых и детей: основные формы»;
2.
Большева Т.В. Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников
с помощью мнемотехники/ Детство-Пресс, 2005..
3.
Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. –
М.:Мозаика – синтез,2005.
4.
Гриценко З.А. Пришли мне чтения доброго.- М.: Просвещение, 2003.
5.
Гриценко З.А. Положи твое сердце у чтения.- М.: Просвещение, 2003.
6.
Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения
детей к чтению. – М.: Линка-пресс, 2003.
7.
Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребенок и книга. – М.:
Просвещение, 1992.
8.
Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании
личности ребенка. // Дошкольное воспитание. - 2007. №6. – С 35-40.
9.
Доронова Т.Н «Играем в театр»;
10.
Зябкина В.В. Эмоциональное освоение мира. //Воспитатель ДОУ. -
2009. № 1. - С.119-128
11.
Короткова Н.А.Образовательный процесс в группах детей
старшего дошкольного возраста.- М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. С.40-69.
12.
Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения,
конспекты занятий / Под. Ред. О.С. Ушаковой – М.: Сфера, 2009
Список
литературы
Книжки-малышки «Моя любимая сказка»