Напоминание

"Детская библиотека"

Автор: Крысенко Анастасия Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 1392 им. Д. В. Рябинкина, ОПД 4 г. Москва
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Проект
Тема: "Детская библиотека"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа № 1392 имени Д.В. Рябинкина»

Проект

«Детская библиотека»

Составила : Крысенко Анастасия Валентиновна,

Воспитатель ГБОУ

«Школа № 1392 имени Д.В. Рябинкина»

г. Москва

2024 год.

1. Актуальность

2. Цель и задачи

3. Условия и сроки реализации

4. Предполагаемые результаты

5. Содержание и предполагаемый продукт проекта

6. Подведение итогов с детьми

7. Мониторинг

8. Список литературы

Предложенный проект – попытка показать на практике взаимосвязь

деятельности дошкольного учреждения с детской библиотекой и

родителями по воспитанию у дошкольников интереса к книге,

художественной литературе. Он предполагает систематическую,

разноплановую, длительную работу, активные формы организации,

просвещение и обучение детей, родителей по данной теме.

Проблема детского чтения очень актуальна. У многих

современных детей совершенно отсутствует интерес к чтению, к книге.

Интерес к чтению необходимо воспитывать у детей дошкольного

Содержание

Актуальность

возраста. Чуткость ребенка к художественному слову удивительна и при

хорошем руководстве у него постепенно, еще до умения хорошо читать,

начинает складываться начитанность, уважение к книге и способность

творчески воспринимать литературу.

Большая роль в руководстве детским чтением принадлежит

библиотеке. Именно все вместе: библиотека, родители и воспитатели

способны открыть для дошкольников чудодейственную силу чтения и

тем самым дать эффект детской духовной энергии, которая зажигает,

вдохновляет и творит; сделать процесс чтения для маленького читателя

увлекательным, желанным и радостным.

Проект направлен на развитие интереса к книге.

Серьезное внимание приковано к проблеме приобщения детей к

чтению литературы в контексте дошкольного образования.

Целеполагание к формированию интереса и потребностей в чтении

(восприятие, как одно из приоритетных) в существующих федеральных

государственных требованиях к реализации содержания

образовательной области «Речевое развитие», «Чтение художественной

литературы».

Потребность в ежедневном общении с книгой формирует у детей

привычку к постоянному интеллектуальному труду, способствует

развитию речи и мышления. Именно поэтому в стандартах,

обязательных при реализации основных образовательных программ

начального образования, интерес к чтению рассматривается в качестве

одного из ведущих показателей готовности ребенка к обучению в школе.

Ребенок-дошкольник, приученный к книге, обладает бесценным

даром, легко «входит» в содержание услышанного и прочитанного. Они

рисуют, не беспокоясь ни о каком мастерстве сюжетов, кричат и

смеются, пока (видит, слышит) читают настолько ярко, что чувствуют

себя частью событий.

Книга вводит ребенка в самое сложное жизни-в мир человеческих

чувств, радостей и страданий, отношений, мыслей, поступков,

характеров.

Книга раскрывает духовные ценности человека.

Книга вводит ребенка в мир нравственных отношений, открывает

чистые помыслы дружбы, помогает стать добрым ко всем живым

существам.

Маленький человек становится воспитанным.

Ребенок – слушатель – это уже читатель. Читательская судьба

ребенка зависит от взрослого, который берет в руки книгу и становится

посредником между писателем и слушателем (читателем). Взрослый,

чтобы довести книгу до ребенка, должен любить литературу, искренне

увлекаться событиями и обстоятельствами, в которые попадают герои

книг, уметь передавать свои чувства и переживания детям.

Вызвать у воспитанников интерес к

ознакомлению с художественной

литературой, которая помогает

сформировать нравственный смысл

и оценку, развивает воображение и

Цель :

познакомить детей с историей книги, помещением библиотеки;

ознакомиться с правилами поведения в библиотеке и правилами

обращения с книгой;

объяснить детям важность книг в жизни человека.

содействовать формированию самостоятельности при выборе

книг;

-развивать коммуникативные навыки, артистические способности

и творчество.

воспитывать интерес к чтению книг, привить бережное отношение

к книге;

содействовать осознанному выбору читательских материалов;

обогатить свою жизнь и духовный опыт.

Задачи :

Образовательные

Развивающие

Воспитательные

Условия и сроки

реализации

Тип проекта: познавательно - творческий.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели,

библиотекари, родители.

Длительность – 1 месяц.

Срок реализации проекта: с 1февраля 2022 по 1 марта

2022 года

Проект имеет пролонгированный эффект (на 2022-2023

учебный год).

В этот период дети, читают книги (совместно с родителями и

самостоятельно), делятся своими впечатлениями о том, что они читают

в группе, используют информацию на занятиях по ознакомлению с

художественной литературой.

пробудить интерес детей к общению с книгой;

расширить представления детей о значении библиотеки в жизни

человека;

сформировать подбор методических материалов по теме проекта

(лэпбук);

пополнить развивающую предметно-пространственную среду в

групповой комнате;

повысить компетентность членов семьи в воспитании грамотного

и заинтересованного читателя (анкета);

установить сотрудничество с социальными партнерами:

библиотекой, педагогами и родителями в воспитании у детей

старшего дошкольного возраста интереса к книге и чтению;

организовать сюжетно-ролевую игру «Библиотека»

Предполагаемый

результат и продукт

Необходимое

оборудование

книги,

репродукции с иллюстрациями известных художников-

иллюстраторов,

книжные полки,

столы,

ТСО.

Первый этап - организационный (подготовительный) – с

1 по 20 февраля

Совместная деятельность всех участников образовательного

проекта: педагоги – дети – родители – социальные партнеры.

п/п

Название

мероприятия

Срок

реализации

Охват

участников

Ответственн

ый

1

Заключение договора с

библиотекой на

совместную

деятельность

1-2 февраля

Библиотека

ри

Воспитатели

2

Подбор анкет для

родителей и беседа -

опрос с детьми «Моя

любимая книга»

Участие в беседах

1-4 февраля

Родители

Воспитатели

3

Анкетирование

родителей «Семейное

чтение»

4-12

февраля

Родители

Воспитатели

4

«В мире книг»

Ежедневное чтение

произведений

художественной

литературы

1-14февраля

Дети

Воспитатели

5

Акция «Подари книгу

группе»

14-20

февраля

Родители,

дети

Воспитатели

6

Организация

книжного уголка

«Мир книги». Подбор

книг с

произведениями

детских писателей по

12-

20февраля

Дети

Воспитатели

Содержание и

предполагаемый

продукт проекта

программе

Второй этап работы над проектом – основной – с 5 по 20

февраля

Работа по приобщению ребят к книге делится на блоки: работа с

библиотекой, взаимодействие с родителями, совместная деятельность с

детьми.

п/п

Название

мероприятия

Срок

реализации

Охват

участников

Ответственный

1

Беседа о

библиотеке

5-14 февраля

Родители

Воспитатели

2

Экскурсия в

библиотеку

14 февраля

Дети

Библиотекари

Воспитатели

3

Изготовление

лэпбука «Сказки

К.И. Чуковского»

16 февраля

Дети

Воспитатели

4

Викторина по

сказкам К. И.

Чуковского

20февраля

Дети

Воспитатели

5

Изготовление

лэпбука С.Я.

Маршак

22 февраля

Дети,

родители

Воспитатели

6

Оформление

книжек –

самоделок «Моя

любимая сказка»

До 26

февраля

Дети,

родители

Воспитатели

7

Подготовка к

сюжетно-ролевой

игре «Детская

библиотека»

До 15

февраля

Дети,

родители

Воспитатели

8

Аппликация

«Формуляры для

игры»

15 февраля

Дети,

родители

Воспитатели

9

Сюжетно-ролевая

игра «Детская

библиотека»

С 15 февраля

Дети

Воспитатели

Третий этап работы - завершающий - декабрь 2022 года

последняя декада.

п/п

Название мероприятия

Срок

реализации

Охват

участников

Ответственный

1

Папка-передвижка

«День книги»

20 февраля

Дети,

родители

Библиотекари,

воспитатели

2

Музыкальная игра

«Муха-цокотуха»

26февраля

Дети,

родители

воспитатели

3

Подготовка к

родительскому

собранию «Папа, мама,

бабушка и я –

читающая семья»

До

20апреля

родители

воспитатели

4

Оформление

результатов,

представление проекта

Родители,

дети

Библиотекари,

воспитатели

Анализируя проведенный проект, задаем себе вопросы:

Какая часть проекта оказалась наиболее удачной? Экскурсия в

библиотеку; сюжетно-ролевая игра «Библиотека»

Что удивило нас (воспитателей), понравилось или не понравилось?

Понравилась заинтересованность детей и родителей в подготовке

творческих работ, в проекте.

Чему уделить внимание в следующий раз?

Привлечь родителей к более тесному сотрудничеству в проектной

деятельности.

Что не удалось? Почему?

Подведение итогов

Для проведения мониторинга развития интереса у

дошкольников к художественной литературе были

использованы задания:

Критерии оценки:

Высокий уровень: У ребенка сформирован интерес к книге, знает и

называет жанры художественной литературы,

пересказывает небольшие тексты.

Средний уровень: Ребенок с помощью взрослого может составить

рассказ, назвать жанры художественной литературы.

Частично сформированы навыки связной речи.

Низкий уровень: У ребенка недостаточно сформированы

художественно- эстетические навыки, бедный

словарный запас.

Уровень

Высокий

Средний

Низкий

Начало

30%

58%

12%

Окончание

80%

14%

6%

Диаграмма уровня формирования интереса к книге и

чтению у детей старшего дошкольного возраста

начало

окончание

0

10

20

30

40

50

60

70

80

30

80

58

14

12

6

высокий

средний

низкий

Вывод: высокий уровень в начале года – 30%, средний уровень

показали58% детей, низкий уровень – 12%. В конце года:

высокий - 80%, средний – 14%, низкий – 6%. Прослеживается

положительная динамика.

У воспитанников появился интерес к книге, расширились

представления детей о значении библиотеки в жизни человека,

дети с удовольствием принимают участие в театрализованной

деятельности.

1.

Акулова О.В., А.Г.Гогоберидзе, Т.И.Гризик «Успех: совместная

деятельность взрослых и детей: основные формы»;

2.

Большева Т.В. Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников

с помощью мнемотехники/ Детство-Пресс, 2005..

3.

Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. –

М.:Мозаика – синтез,2005.

4.

Гриценко З.А. Пришли мне чтения доброго.- М.: Просвещение, 2003.

5.

Гриценко З.А. Положи твое сердце у чтения.- М.: Просвещение, 2003.

6.

Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения

детей к чтению. – М.: Линка-пресс, 2003.

7.

Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребенок и книга. – М.:

Просвещение, 1992.

8.

Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании

личности ребенка. // Дошкольное воспитание. - 2007. №6. – С 35-40.

9.

Доронова Т.Н «Играем в театр»;

10.

Зябкина В.В. Эмоциональное освоение мира. //Воспитатель ДОУ. -

2009. № 1. - С.119-128

11.

Короткова Н.А.Образовательный процесс в группах детей

старшего дошкольного возраста.- М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. С.40-69.

12.

Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения,

конспекты занятий / Под. Ред. О.С. Ушаковой – М.: Сфера, 2009

Список

литературы

Книжки-малышки «Моя любимая сказка»