Напоминание

Нейропсихологический подход в коррекционной педагогике

Автор: Кравчук Виктория Юрьевна
Должность: тьютор
Учебное заведение: МАДОУ детский сад общеразвивающего вида №57 г. Томска
Населённый пункт: Томск
Наименование материала: статья
Тема: Нейропсихологический подход в коррекционной педагогике







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Статья для выступления на конференции в ТГПУ, посвященной

памяти Л.С. Выготского.

Нейропсихологический подход в коррекционной педагогике

Аннотация

Коррекционная педагогика является основной областью образования,

которая

занимается

детьми

и

взрослыми,

страдающими

различными

формами развития или поведенческими расстройствами. В настоящее время

наблюдается

рост

интереса

к

нейропсихологическому

подходу

в

коррекционной педагогике. Одной из ключевых фигур, повлиявших на этот

подход, является Лев Семёнович Выготский, выдающийся русский психолог

и педагог. В данном докладе мы рассмотрим роль Л.С. Выготского в

нейропсихологическом подходе в коррекционной педагогике.

Роль

Л.С.

Выготского

в

нейропсихологическом

подходе

в

коррекционной педагогике

Нейропсихологический подход в коррекционной педагогике является

ключевым инструментом эффективной работы с детьми, страдающими

различными нарушениями развития. Такой подход предполагает изучение

взаимосвязи между нервной системой и психическими процессами, и

позволяет разрабатывать индивидуальные программы для каждого ребёнка.

Л.С. Выготский – один из фундаментальных теоретиков, оказавший

значительное влияние на развитие нейропсихологических подходов в

коррекционной педагогике. Его концепция активного развития мозга ребёнка

стала основой для формулирования методов и программ, направленных на

улучшение психологических процессов у детей с нарушениями развития.

Нейропсихологический подход в работе педагога базируется на теории

развития высших психических функций по Л.С. Выготскому и учении А.Р.

Лурия о 3-х функциональных блоках мозга, теории нейропсихологической

реабилитации Цветковой Л.С.

Данный подход предполагает построение коррекционно-развивающей

работы с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья с учетом его

индивидуально

-

типологических

нейропсихологических

особенностей:

состояния каждой высшей психологической функции, выделение сильных и

слабых сторон, компонентов развития высших психологических функций и

включает

следующие

этапы:

диагностический,

установочный,

коррекционный и этап оценки эффективности коррекционно-развивающего

воздействия. Немаловажным аспектом знания и применения педагогом в

работе с детьми является нейропсихологическая диагностика, позволяющая

не только определить локализацию поражения, но и этап до которого созрели

эти

структуры,

что

позволяет

пройти

с

помощью

коррекционных

упражнений тот путь, который ребенок проходит естественным путем. На

основании

диагностических

данных

разрабатывается

коррекционные

приемы, оценивается эффективность их воздействия.

Цель диагностического этапа — установить наличие повреждения или

запаздывания

функционального

созревания

мозговых

структур.

При

проведении диагностики первостепенным является выявление не актуального

уровня знаний и умений, а соотношения базовых патогенных факторов и

сохранных

звеньев

психической

деятельности.

В

последующем,

на

основании

диагностических

данных

разрабатывается

коррекционная

программа, индивидуальная для каждого ребенка. Диагностика используются

не

только

для

выбора

коррекционных

приемов,

но

и

для

оценки

эффективности их воздействия в динамике. Так, нейропсихологический

подход

предполагает

диагностику,

учет

и

коррекцию

нарушенных

психических

процессов

(внимания,

памяти,

мышления,

речи),

и

эмоционально-волевой сферы ребёнка с ограниченными возможностями

здоровья.

Л.С. Выготский утверждал, что развитие ребёнка происходит через

активное взаимодействие с окружающей его средой и окружающими его

взрослыми. В масштабах нейропсихологического подхода эта теория

приобрела

особое

значение.

Все

тесты

и

методы,

применяемые

в

коррекционной педагогике, предназначены для определения уровня развития

психологических процессов и выявления специфических нарушений. Это

позволяет определить области, в которых требуется помощь и поддержка от

педагога.

Л.С.

Выготский

подчеркивал,

что

строить

воспитательно-

коррекционную деятельность необходимо исходя из области близкого

развития ребёнка – разрыва между его текущим уровнем развития и

возможным уровнем развития при активной поддержке взрослого.

В

нейропсихологическом

подходе

это

понятие

находит

своё

применение.

Задача

педагога

разработать

критерии

активного

взаимодействия

и

развития

ребёнка,

создавая

задания

и

игры,

стимулирующие развитие уязвимых зон и компенсирующие поврежденные

зоны.

Основополагающей составляющей нейропсихологического подхода

является персонализация образовательной программы и коррекционных

занятий, что также согласуется с идеями Л.С. Выготского.

Каждый ребёнок имеет свои уникальные особенности развития и

интересы, поэтому подходы к обучению и адаптации должны быть

адаптивными и персонализированными для каждого ученика. Поэтому роль

Л.С.

Выготского

в

нейропсихологическом

подходе

в

коррекционной

педагогике заключается в изучении основных принципов и подходов,

которые в настоящее время используются для совершенствования и развития

детей с нарушениями развития. Их концепция активного развития, поле

инклюзивного

развития

и

персонализация

образовательных

программ

являются

базовыми

принципами,

на

которых

базируется

успешное

использование детей, нуждающихся в коррекционной педагогике.