Автор: Кравчук Виктория Юрьевна
Должность: тьютор
Учебное заведение: МАДОУ детский сад общеразвивающего вида №57 г. Томска
Населённый пункт: Томск
Наименование материала: статья
Тема: Нейропсихологический подход в коррекционной педагогике
Статья для выступления на конференции в ТГПУ, посвященной
памяти Л.С. Выготского.
Нейропсихологический подход в коррекционной педагогике
Аннотация
Коррекционная педагогика является основной областью образования,
которая
занимается
детьми
и
взрослыми,
страдающими
различными
формами развития или поведенческими расстройствами. В настоящее время
наблюдается
рост
интереса
к
нейропсихологическому
подходу
в
коррекционной педагогике. Одной из ключевых фигур, повлиявших на этот
подход, является Лев Семёнович Выготский, выдающийся русский психолог
и педагог. В данном докладе мы рассмотрим роль Л.С. Выготского в
нейропсихологическом подходе в коррекционной педагогике.
Роль
Л.С.
Выготского
в
нейропсихологическом
подходе
в
коррекционной педагогике
Нейропсихологический подход в коррекционной педагогике является
ключевым инструментом эффективной работы с детьми, страдающими
различными нарушениями развития. Такой подход предполагает изучение
взаимосвязи между нервной системой и психическими процессами, и
позволяет разрабатывать индивидуальные программы для каждого ребёнка.
Л.С. Выготский – один из фундаментальных теоретиков, оказавший
значительное влияние на развитие нейропсихологических подходов в
коррекционной педагогике. Его концепция активного развития мозга ребёнка
стала основой для формулирования методов и программ, направленных на
улучшение психологических процессов у детей с нарушениями развития.
Нейропсихологический подход в работе педагога базируется на теории
развития высших психических функций по Л.С. Выготскому и учении А.Р.
Лурия о 3-х функциональных блоках мозга, теории нейропсихологической
реабилитации Цветковой Л.С.
Данный подход предполагает построение коррекционно-развивающей
работы с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья с учетом его
индивидуально
-
типологических
нейропсихологических
особенностей:
состояния каждой высшей психологической функции, выделение сильных и
слабых сторон, компонентов развития высших психологических функций и
включает
следующие
этапы:
диагностический,
установочный,
коррекционный и этап оценки эффективности коррекционно-развивающего
воздействия. Немаловажным аспектом знания и применения педагогом в
работе с детьми является нейропсихологическая диагностика, позволяющая
не только определить локализацию поражения, но и этап до которого созрели
эти
структуры,
что
позволяет
пройти
с
помощью
коррекционных
упражнений тот путь, который ребенок проходит естественным путем. На
основании
диагностических
данных
разрабатывается
коррекционные
приемы, оценивается эффективность их воздействия.
Цель диагностического этапа — установить наличие повреждения или
запаздывания
функционального
созревания
мозговых
структур.
При
проведении диагностики первостепенным является выявление не актуального
уровня знаний и умений, а соотношения базовых патогенных факторов и
сохранных
звеньев
психической
деятельности.
В
последующем,
на
основании
диагностических
данных
разрабатывается
коррекционная
программа, индивидуальная для каждого ребенка. Диагностика используются
не
только
для
выбора
коррекционных
приемов,
но
и
для
оценки
эффективности их воздействия в динамике. Так, нейропсихологический
подход
предполагает
диагностику,
учет
и
коррекцию
нарушенных
психических
процессов
(внимания,
памяти,
мышления,
речи),
и
эмоционально-волевой сферы ребёнка с ограниченными возможностями
здоровья.
Л.С. Выготский утверждал, что развитие ребёнка происходит через
активное взаимодействие с окружающей его средой и окружающими его
взрослыми. В масштабах нейропсихологического подхода эта теория
приобрела
особое
значение.
Все
тесты
и
методы,
применяемые
в
коррекционной педагогике, предназначены для определения уровня развития
психологических процессов и выявления специфических нарушений. Это
позволяет определить области, в которых требуется помощь и поддержка от
педагога.
Л.С.
Выготский
подчеркивал,
что
строить
воспитательно-
коррекционную деятельность необходимо исходя из области близкого
развития ребёнка – разрыва между его текущим уровнем развития и
возможным уровнем развития при активной поддержке взрослого.
В
нейропсихологическом
подходе
это
понятие
находит
своё
применение.
Задача
педагога
–
разработать
критерии
активного
взаимодействия
и
развития
ребёнка,
создавая
задания
и
игры,
стимулирующие развитие уязвимых зон и компенсирующие поврежденные
зоны.
Основополагающей составляющей нейропсихологического подхода
является персонализация образовательной программы и коррекционных
занятий, что также согласуется с идеями Л.С. Выготского.
Каждый ребёнок имеет свои уникальные особенности развития и
интересы, поэтому подходы к обучению и адаптации должны быть
адаптивными и персонализированными для каждого ученика. Поэтому роль
Л.С.
Выготского
в
нейропсихологическом
подходе
в
коррекционной
педагогике заключается в изучении основных принципов и подходов,
которые в настоящее время используются для совершенствования и развития
детей с нарушениями развития. Их концепция активного развития, поле
инклюзивного
развития
и
персонализация
образовательных
программ
являются
базовыми
принципами,
на
которых
базируется
успешное
использование детей, нуждающихся в коррекционной педагогике.