Напоминание

"Как сделать урок географии интересным"

Автор: Быкова Надежда Ивановна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МАОУ сош № 25
Населённый пункт: г. Уссурийск
Наименование материала: статья
Тема: "Как сделать урок географии интересным"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Современная педагогика насыщена разнообразием форм и методов

преподавания, но одно остаётся неизменным – существенную роль играет

урок. Как найти, подобрать то, что поможет сделать процесс обучения

интересным,

творческим,

запоминающимся?

Интересный

урок

это

современный урок географии. Современный урок — это совершенно новый,

но в то же время не теряющий связи с прошлым, имеющий непосредственное

отношение к интересам живущего человека, то есть актуальный урок.

Современный урок позволяет реализовать основные компоненты обучения:

целевой, содержательный, деятельностный, оценочно-результативный. Урок

длится сравнительно недолго, и в каждую минуту может появиться жажда

знаний, захватывающая сердца ребят, или скука, разъедающее их сознание

безделье.

В

новых

Стандартах

образования

сформулированы

требования

к

современному учителю.

Во-первых, это профессионал, который:

демонстрирует универсальные и предметные способы действий;

инициирует действия учащихся;

консультирует и корректирует их действия;

находит способы включения в работу каждого ученика;

создает условия для приобретения детьми жизненного опыта.

Во-вторых, это педагог, применяющий различные технологии.

В-третьих,

современный

учитель

обладает

информационной

компетентностью.

Чтобы провести современный урок необходимо:

определить место темы в учебном курсе; определить ведущие понятия,

на которые опирается данный урок; обозначить для себя ту часть

учебного материала, которая будет использована в дальнейшем.

Определить и четко сформулировать для себя и для учащихся целевую

установку урока. В связи с этим обозначить обучающие, развивающие

и воспитывающие функции урока.

подобрать литературу по теме; подобрать учебные задания, целью

которых является:

а) узнавание нового материала,

б) воспроизведение,

в) применение знаний в новой ситуации,

г) применение знаний в незнакомой ситуации,

д) творческий подход к знаниям; упорядочить учебные задания в

соответствии с принципом "от простого к сложному"; составить три набора

заданий:

- задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;

- задания, способствующие осмыслению материала учеником;

- задания, способствующие закреплению материала учеником.

1

Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление,

изумление, восторг учеников - одним словом, то, что они будут

помнить. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие,

красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.

подумать, в какой последовательности будет организована работа с

отобранным

материалом,

как

будет

осуществлена

смена

видов

деятельности учащихся.

Спланировать как контролировать; как использовать результаты

контроля. При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа

всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения,

Подготовить оборудование для урока учебно-наглядных пособий,

приборов и т.д.

Продумать задания на дом.

Как для учеников, так и для учителя урок интересен тогда, когда он

современен

в

самом

широком

понимании

этого

слова

или

просто

актуальный.

Для успешного достижения вышеизложенных целей на уроке должны

просматриваться следующие ситуации:

ученик

должен

иметь

возможность

быть

успешным

настолько,

насколько он может или хочет быть;

для ученика должна быть создана атмосфера, мотивирующая его к

успешному

обучению

и

направленная

на

формирование

положительного отношения к учению, что, безусловно, является

дополнительным импульсом к активной работе;

благоприятный микроклимата на уроке учитель должен оказывать

поддержку ученику в эмоциональном, волевом, интеллектуальном,

деятельном аспектах;

продуктивное общение, направленное на эффективное взаимодействие

учителя и ученика.

Перед началом урока можно использовать прием «Защитный лист»,

прием «Кредит доверия». Для нас с вами важно дать понять ученику, что в

него верят, что есть все возможности для достижения успеха, необходимо

только что-то сделать по-другому, стараться чуть больше.

Всегда нужен настрой на определенный вид деятельности. Для этого

существует

своя

процедура

«вход

в

урок»

-

можно

начать

с

интеллектуальной разминки - два, три не слишком сложных вопроса на

размышление.

- Что лишнее (Земля, Марс, Луна, Венера);

- Какое слово скрывается (фотамсеар – атмосфера) и так далее.

Там, где правит бал случай, - там азарт, можно использовать прием «Игра

в случайность». Для этого можно использовать (бумажки), или бочонки

русского лото с номером учащегося в журнале. Объектом случайного выбора

может стать решаемая задача у доски, тема повторения, тема доклада,

вызываемый ученик с домашним заданием в тетради.

2

Детям толковым, но обладающим медленной реакцией, приходится

поневоле занимать пассивную позицию использовать прием «Отсроченная

реакция» задается вопрос и включается таймер на 10 – 30 секунд.

В начале урока можно дает загадку (удивительный факт), отгадка к

которой (ключик для понимания) будет на уроке при работе над новым

материалом. Или загадка (удивительный факт) дается в конце урока, чтобы

начать с нее следующее занятие.

Такой прием называется «Отсроченная

отгадка».

Можно

использовать

всем

известный

приём «Ручеек».

Или

«Ассоциативное солнышко».

Прием « Я утверждаю, что…». Цифровой диктант в устной форме («Я

утверждаю, что…), учащиеся сигнализируют учителю согласии или

несогласии с помощью сигнальных карточек.

В ходе урока любого типа ученик принимает участие в разного вида

работе: опросе, ответ у доски, работа консультантом, ответ по д/з и т. д. За

каждый вид деятельности получает бонус – цветной жетончик (цвет имеет

свой балл). В конце урока можно посчитать свои бонусы и сравнить свою

работу с работой товарищей – получить оценку. Этот приём получил

название «Получи бонус».

Работа по решению проблемных ситуаций или нахождению ответов на

проблемные вопросы ведется в парах. Прием «Один ум – хорошо, а два –

лучше».

Приём «Опиши меня…». Прием «Паутина».

Приём «Забей гол!» или «Установи соответствие».

Приём «Лови ошибку!».

Один из приемов, развивающий не только мыслительную деятельность, но

и чувство юмора. Такие упражнения очень хорошо использовать в качестве

паузы между двумя письменными видами учебной работы. Это прием

«Перевод с русского на русский» (на слух). Пословицы, «переведенные»

на язык географических или биологических терминов. Например - Сбился с

азимута среди 3-х голосеменных. (Заблудился в 3-х соснах);

Наиболее сильная мотивация достигается при нетрадиционном построении

урока, привлечению игровых приемов и элементов соревнования. Так при

обобщения материала по теме «Литосфера» можно использовать приём

«Музыкальная шкатулка»

С целью установления на уроке обратной связи, контроля и коррекции

знаний учащихся можно применять следующие приемы, использование

которых

способствует

стимулированию

мотивации

учения,

снятию

напряжения и созданию ситуации успеха.

Прием «Слепой текст».

Прием «Терминологический диктант».

Прием « Выбери ответ».

3

Прием «Опрос-итог». В конце урока задает вопросы, побуждающие к

рефлексии.

В

конце

урока

ребятам

можно

предложить

закончить

предложения:

- А я и не знал…

- На будущее мне надо иметь в виду…

- Самым сложным для меня сегодня было…

Прием «Самооценка».

Даже подача домашнего задания может быть делом нескучным.

Привнесите в него некую тайну, загадку. Конечно, не каждый раз. Конечно,

загадку посильную.

Прием «Необычная обычность». Например, темы сообщений записаны

на листочках и помещены в импровизированный рюкзачок, и ребята

вытягивают тему домашнего сообщения или задания.

Прием «Сочинялка». На дом задаются творческие задания – написать

сочинение-сказку. Например, такие темы: «О чем рассказал ветер?», «Сказка

о капельке воды».

Прием

«Идеальное задание».

Учащимся предлагает выполнить дома

работу по их собственному выбору и пониманию. Это может быть любое из

известных нам видом заданий. Пусть кто-то решит несколько задач, а кто-то

подберет пример или нарисует иллюстрацию к изучаемой теме и т. п.

Обычно такое задание можно задавать после проведения контроля, когда и

задание задавать не обязательно.

Прием «Творчество работает на будущее». творческое домашнее задание

по разработке дидактического материала: составить тест из 5 вопросов, на

каждый из которых 4 варианта ответа, или придумать ребус по данной теме.

Конечно это далеко ни все приёмы которые есть в современной методике.

В своей работе для проверки номенклатуры я часто использую приём

«Что это?» или «Переведи топоним». Суть приема состоит в том, что

называются признаки какой-либо территории или явления, а ученик должен

определить, о чем (или о ком) идет речь. Например, при проверке домашнего

задания при изучении Северной Америки использую следующие вопросы:

1. Название этого полуострова происходит от слов индейцев, которые

переводятся как: «Мы вас не понимаем». Испанские завоеватели услышали

эту фразу на свой вопрос: «Где мы находимся?» (полуостров Юкатан).

На доске географическое название, например, “Караганда”. Из букв этого

слова нужно составить другие географические названия, не прибавляя новых

букв, а буквы, которые есть в этом названии, в одном слове можно

использовать только один раз. Из букв слова “Караганда” можно сложить

такие названия: Канада, Ангара, Анкара, Гана.

Дети не знают какая буква в алфавита будет на уроке например сегодня буква

А

1. Назовите известного русского путешественника- географа. Атласов.

2. Назовите страну нашей планеты. Аргентина.

3. Назовите столицу европейского государства. Андора .

4

4. Какая река протекает в Южной Америке? Амазонка

5.Назовите город, расположенный в Приморском крае- Арсеньев,.

6. Какой полуостров в Европе вы знаете? Аппенинский.

7. Какую вы знаете горную страну? Анды.

Суть этого приёма сводится к тому, что перед началом объяснения нового

материала приводит детям некий парадоксальный пример, загадку, отрывок

из литературного или документального произведения, захватывающие

детское воображение.

например, зачитываю детям отрывок книги Н. Носова «Приключения

Незнайки и его друзей». Дети заинтересованы, почему Незнайка и его друзья

замерзли, поднимаясь на воздушном шаре. Далее в течение урока предлагаю

рассчитать, на какой высоте был воздушный шар, если у одного из героев на

носу появились сосульки. Имея в условии, что температура у поверхности

Земли была плюс 24 градуса, зная, что температура замерзания воды 0

градусов, а на каждый километр высоты температура понижается на 6

градусов, ребята решают простой математический пример: 24:6=4 км.

Прием «Удивляй!».

Можно заставить сразу в начале урока ребят

удивиться. При изучении темы «Гидросфера».

- Однажды, говорю я, - в одной африканской школе ребятам читали рассказ

об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И самое интересное,

что это был правдивый рассказ! А теперь посмотрите в окно! Разве мы с вами

не ходим по воде? (Дело происходит зимой, за окном снег). Мы так

привыкли к воде, что не замечаем, а часто не знаем ее удивительных свойств.

Иногда удивительное не просто привлекает внимание «здесь и сейчас», но и

удерживает интерес в течение длительного отрезка времени.

При чтения текста можно

использовать

Прием «Задай вопрос»

и

«Составь задание». Так, в теме «Как люди открывали Землю» в 5 классе

рассматривается вопрос «Что знали о нашем мире древние?». Пятиклассники

могут многое рассказать по данному вопросу. Но, возможно, их знания не

систематизированы. Поэтому целесообразно организовать чтение параграфа

.

Пятиклассники

часто

затрудняются,

формулируют

некорректные

или

неконкретные вопросы: задайте вопрос товарищу, если он сможет ответить,

значит, вопрос сформулирован верно. Вопросы не должны дублировать

вопросы, приведенные в параграфах учебника. Здесь можно использовать

технику постановки вопросов.

Открытые вопросы.

Вопросы, предполагающие развернутый ответ

Начинайте с вопросов «Что?», «Как?», «Почему?», «Каким образом?» и. т. п.

Закрытые вопросы. Вопросы предполагающие однозначный ответ или

ответ «Да», «Нет» «Сколько на Земле материков?» «Кто совершил первое

кругосветное плавание?»

Альтернативные вопросы в формулировке которых содержаться варианты

ответов «Какие реки: горные или равнинные, больше подходят для

строительства гидроэлектростанций?» Это можно использовать в старших

классах. По ходе чтения текста заполняются графы таблицы:

5

«Плюс» (+)записываем те факты, которые могут отвечать на вопрос

«Что в этом хорошего?»

«Минус» (-)записываем все те факты и мысли, которые могут отвечать

на вопрос «Что в этом плохого?»

«Интересно (или «Вопрос учителю»)» (?) – предназначается для записи

различных интересующих ученика фактов и мыслей «Что в этом

интересного?»

При использовании таблицы внимание намеренно направляется сначала на

«Плюс», потом на «Минус», затем на «Интересно».

Какие элементы урока будут использованы учителем на конкретном

уроке, зависит от типа и вида и этапа урока. Всё зависит от учителя.

1.Лазерный диск

Солнечный зайчик от лазерного диска виден до 7 км. Это

даёт

шанс

подать

сигнал

спасательным

самолётам,

которые

станут

прочёсывать место катастрофы

2.Бутылка с минеральной водой. Позволит продержаться в жаре Индийского

океана до 2 суток, что увеличит шансы на спасение

3.Шахматы.

Позволяют снять стресс, отвлечь играющих и успокоить

остальных. Психологи утверждают, что психологическая устойчивость в

таких

ситуациях

важнее

физиологического

комфорта.

Спасённые

на

«Титанике» вспоминают благотворную роль оркестра, который играл на

палубе, успокаивая панику.

4.Фонарик Достаточно бесполезная вещь, ибо свет его рассеивается в 10

метрах, а батарейка сядет через 8 часов.

5

.

Мазь от комаров

Совершенно бессмысленная вещь, ибо в океане нет

насекомых.

Наши уроки должны быть более наглядными, более интересными, более

доступными и понятными нашим ученикам. Это может каждый! Было бы

желание! «Сложно», - многие скажут. Сложно, не спорю. Но учитель – это

тот человек, который не только учит других, но и всю жизнь учится сам.

6