Автор: Быкова Надежда Ивановна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МАОУ сош № 25
Населённый пункт: г. Уссурийск
Наименование материала: статья
Тема: "Как сделать урок географии интересным"
Современная педагогика насыщена разнообразием форм и методов
преподавания, но одно остаётся неизменным – существенную роль играет
урок. Как найти, подобрать то, что поможет сделать процесс обучения
интересным,
творческим,
запоминающимся?
Интересный
урок
–
это
современный урок географии. Современный урок — это совершенно новый,
но в то же время не теряющий связи с прошлым, имеющий непосредственное
отношение к интересам живущего человека, то есть актуальный урок.
Современный урок позволяет реализовать основные компоненты обучения:
целевой, содержательный, деятельностный, оценочно-результативный. Урок
длится сравнительно недолго, и в каждую минуту может появиться жажда
знаний, захватывающая сердца ребят, или скука, разъедающее их сознание
безделье.
В
новых
Стандартах
образования
сформулированы
требования
к
современному учителю.
Во-первых, это профессионал, который:
демонстрирует универсальные и предметные способы действий;
инициирует действия учащихся;
консультирует и корректирует их действия;
находит способы включения в работу каждого ученика;
создает условия для приобретения детьми жизненного опыта.
Во-вторых, это педагог, применяющий различные технологии.
В-третьих,
современный
учитель
обладает
информационной
компетентностью.
Чтобы провести современный урок необходимо:
определить место темы в учебном курсе; определить ведущие понятия,
на которые опирается данный урок; обозначить для себя ту часть
учебного материала, которая будет использована в дальнейшем.
Определить и четко сформулировать для себя и для учащихся целевую
установку урока. В связи с этим обозначить обучающие, развивающие
и воспитывающие функции урока.
подобрать литературу по теме; подобрать учебные задания, целью
которых является:
а) узнавание нового материала,
б) воспроизведение,
в) применение знаний в новой ситуации,
г) применение знаний в незнакомой ситуации,
д) творческий подход к знаниям; упорядочить учебные задания в
соответствии с принципом "от простого к сложному"; составить три набора
заданий:
- задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;
- задания, способствующие осмыслению материала учеником;
- задания, способствующие закреплению материала учеником.
1
Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление,
изумление, восторг учеников - одним словом, то, что они будут
помнить. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие,
красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.
подумать, в какой последовательности будет организована работа с
отобранным
материалом,
как
будет
осуществлена
смена
видов
деятельности учащихся.
Спланировать как контролировать; как использовать результаты
контроля. При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа
всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения,
Подготовить оборудование для урока учебно-наглядных пособий,
приборов и т.д.
Продумать задания на дом.
Как для учеников, так и для учителя урок интересен тогда, когда он
современен
в
самом
широком
понимании
этого
слова
или
просто
актуальный.
Для успешного достижения вышеизложенных целей на уроке должны
просматриваться следующие ситуации:
ученик
должен
иметь
возможность
быть
успешным
настолько,
насколько он может или хочет быть;
для ученика должна быть создана атмосфера, мотивирующая его к
успешному
обучению
и
направленная
на
формирование
положительного отношения к учению, что, безусловно, является
дополнительным импульсом к активной работе;
благоприятный микроклимата на уроке учитель должен оказывать
поддержку ученику в эмоциональном, волевом, интеллектуальном,
деятельном аспектах;
продуктивное общение, направленное на эффективное взаимодействие
учителя и ученика.
Перед началом урока можно использовать прием «Защитный лист»,
прием «Кредит доверия». Для нас с вами важно дать понять ученику, что в
него верят, что есть все возможности для достижения успеха, необходимо
только что-то сделать по-другому, стараться чуть больше.
Всегда нужен настрой на определенный вид деятельности. Для этого
существует
своя
процедура
«вход
в
урок»
-
можно
начать
с
интеллектуальной разминки - два, три не слишком сложных вопроса на
размышление.
- Что лишнее (Земля, Марс, Луна, Венера);
- Какое слово скрывается (фотамсеар – атмосфера) и так далее.
Там, где правит бал случай, - там азарт, можно использовать прием «Игра
в случайность». Для этого можно использовать (бумажки), или бочонки
русского лото с номером учащегося в журнале. Объектом случайного выбора
может стать решаемая задача у доски, тема повторения, тема доклада,
вызываемый ученик с домашним заданием в тетради.
2
Детям толковым, но обладающим медленной реакцией, приходится
поневоле занимать пассивную позицию использовать прием «Отсроченная
реакция» задается вопрос и включается таймер на 10 – 30 секунд.
В начале урока можно дает загадку (удивительный факт), отгадка к
которой (ключик для понимания) будет на уроке при работе над новым
материалом. Или загадка (удивительный факт) дается в конце урока, чтобы
начать с нее следующее занятие.
Такой прием называется «Отсроченная
отгадка».
Можно
использовать
всем
известный
приём «Ручеек».
Или
«Ассоциативное солнышко».
Прием « Я утверждаю, что…». Цифровой диктант в устной форме («Я
утверждаю, что…), учащиеся сигнализируют учителю согласии или
несогласии с помощью сигнальных карточек.
В ходе урока любого типа ученик принимает участие в разного вида
работе: опросе, ответ у доски, работа консультантом, ответ по д/з и т. д. За
каждый вид деятельности получает бонус – цветной жетончик (цвет имеет
свой балл). В конце урока можно посчитать свои бонусы и сравнить свою
работу с работой товарищей – получить оценку. Этот приём получил
название «Получи бонус».
Работа по решению проблемных ситуаций или нахождению ответов на
проблемные вопросы ведется в парах. Прием «Один ум – хорошо, а два –
лучше».
Приём «Опиши меня…». Прием «Паутина».
Приём «Забей гол!» или «Установи соответствие».
Приём «Лови ошибку!».
Один из приемов, развивающий не только мыслительную деятельность, но
и чувство юмора. Такие упражнения очень хорошо использовать в качестве
паузы между двумя письменными видами учебной работы. Это прием
«Перевод с русского на русский» (на слух). Пословицы, «переведенные»
на язык географических или биологических терминов. Например - Сбился с
азимута среди 3-х голосеменных. (Заблудился в 3-х соснах);
Наиболее сильная мотивация достигается при нетрадиционном построении
урока, привлечению игровых приемов и элементов соревнования. Так при
обобщения материала по теме «Литосфера» можно использовать приём
«Музыкальная шкатулка»
С целью установления на уроке обратной связи, контроля и коррекции
знаний учащихся можно применять следующие приемы, использование
которых
способствует
стимулированию
мотивации
учения,
снятию
напряжения и созданию ситуации успеха.
Прием «Слепой текст».
Прием «Терминологический диктант».
Прием « Выбери ответ».
3
Прием «Опрос-итог». В конце урока задает вопросы, побуждающие к
рефлексии.
В
конце
урока
ребятам
можно
предложить
закончить
предложения:
- А я и не знал…
- На будущее мне надо иметь в виду…
- Самым сложным для меня сегодня было…
Прием «Самооценка».
Даже подача домашнего задания может быть делом нескучным.
Привнесите в него некую тайну, загадку. Конечно, не каждый раз. Конечно,
загадку посильную.
Прием «Необычная обычность». Например, темы сообщений записаны
на листочках и помещены в импровизированный рюкзачок, и ребята
вытягивают тему домашнего сообщения или задания.
Прием «Сочинялка». На дом задаются творческие задания – написать
сочинение-сказку. Например, такие темы: «О чем рассказал ветер?», «Сказка
о капельке воды».
Прием
«Идеальное задание».
Учащимся предлагает выполнить дома
работу по их собственному выбору и пониманию. Это может быть любое из
известных нам видом заданий. Пусть кто-то решит несколько задач, а кто-то
подберет пример или нарисует иллюстрацию к изучаемой теме и т. п.
Обычно такое задание можно задавать после проведения контроля, когда и
задание задавать не обязательно.
Прием «Творчество работает на будущее». творческое домашнее задание
по разработке дидактического материала: составить тест из 5 вопросов, на
каждый из которых 4 варианта ответа, или придумать ребус по данной теме.
Конечно это далеко ни все приёмы которые есть в современной методике.
В своей работе для проверки номенклатуры я часто использую приём
«Что это?» или «Переведи топоним». Суть приема состоит в том, что
называются признаки какой-либо территории или явления, а ученик должен
определить, о чем (или о ком) идет речь. Например, при проверке домашнего
задания при изучении Северной Америки использую следующие вопросы:
1. Название этого полуострова происходит от слов индейцев, которые
переводятся как: «Мы вас не понимаем». Испанские завоеватели услышали
эту фразу на свой вопрос: «Где мы находимся?» (полуостров Юкатан).
На доске географическое название, например, “Караганда”. Из букв этого
слова нужно составить другие географические названия, не прибавляя новых
букв, а буквы, которые есть в этом названии, в одном слове можно
использовать только один раз. Из букв слова “Караганда” можно сложить
такие названия: Канада, Ангара, Анкара, Гана.
Дети не знают какая буква в алфавита будет на уроке например сегодня буква
А
1. Назовите известного русского путешественника- географа. Атласов.
2. Назовите страну нашей планеты. Аргентина.
3. Назовите столицу европейского государства. Андора .
4
4. Какая река протекает в Южной Америке? Амазонка
5.Назовите город, расположенный в Приморском крае- Арсеньев,.
6. Какой полуостров в Европе вы знаете? Аппенинский.
7. Какую вы знаете горную страну? Анды.
Суть этого приёма сводится к тому, что перед началом объяснения нового
материала приводит детям некий парадоксальный пример, загадку, отрывок
из литературного или документального произведения, захватывающие
детское воображение.
например, зачитываю детям отрывок книги Н. Носова «Приключения
Незнайки и его друзей». Дети заинтересованы, почему Незнайка и его друзья
замерзли, поднимаясь на воздушном шаре. Далее в течение урока предлагаю
рассчитать, на какой высоте был воздушный шар, если у одного из героев на
носу появились сосульки. Имея в условии, что температура у поверхности
Земли была плюс 24 градуса, зная, что температура замерзания воды 0
градусов, а на каждый километр высоты температура понижается на 6
градусов, ребята решают простой математический пример: 24:6=4 км.
Прием «Удивляй!».
Можно заставить сразу в начале урока ребят
удивиться. При изучении темы «Гидросфера».
- Однажды, говорю я, - в одной африканской школе ребятам читали рассказ
об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И самое интересное,
что это был правдивый рассказ! А теперь посмотрите в окно! Разве мы с вами
не ходим по воде? (Дело происходит зимой, за окном снег). Мы так
привыкли к воде, что не замечаем, а часто не знаем ее удивительных свойств.
Иногда удивительное не просто привлекает внимание «здесь и сейчас», но и
удерживает интерес в течение длительного отрезка времени.
При чтения текста можно
использовать
Прием «Задай вопрос»
и
«Составь задание». Так, в теме «Как люди открывали Землю» в 5 классе
рассматривается вопрос «Что знали о нашем мире древние?». Пятиклассники
могут многое рассказать по данному вопросу. Но, возможно, их знания не
систематизированы. Поэтому целесообразно организовать чтение параграфа
.
Пятиклассники
часто
затрудняются,
формулируют
некорректные
или
неконкретные вопросы: задайте вопрос товарищу, если он сможет ответить,
значит, вопрос сформулирован верно. Вопросы не должны дублировать
вопросы, приведенные в параграфах учебника. Здесь можно использовать
технику постановки вопросов.
Открытые вопросы.
Вопросы, предполагающие развернутый ответ
Начинайте с вопросов «Что?», «Как?», «Почему?», «Каким образом?» и. т. п.
Закрытые вопросы. Вопросы предполагающие однозначный ответ или
ответ «Да», «Нет» «Сколько на Земле материков?» «Кто совершил первое
кругосветное плавание?»
Альтернативные вопросы в формулировке которых содержаться варианты
ответов «Какие реки: горные или равнинные, больше подходят для
строительства гидроэлектростанций?» Это можно использовать в старших
классах. По ходе чтения текста заполняются графы таблицы:
5
«Плюс» (+)записываем те факты, которые могут отвечать на вопрос
«Что в этом хорошего?»
«Минус» (-)записываем все те факты и мысли, которые могут отвечать
на вопрос «Что в этом плохого?»
«Интересно (или «Вопрос учителю»)» (?) – предназначается для записи
различных интересующих ученика фактов и мыслей «Что в этом
интересного?»
При использовании таблицы внимание намеренно направляется сначала на
«Плюс», потом на «Минус», затем на «Интересно».
Какие элементы урока будут использованы учителем на конкретном
уроке, зависит от типа и вида и этапа урока. Всё зависит от учителя.
1.Лазерный диск
Солнечный зайчик от лазерного диска виден до 7 км. Это
даёт
шанс
подать
сигнал
спасательным
самолётам,
которые
станут
прочёсывать место катастрофы
2.Бутылка с минеральной водой. Позволит продержаться в жаре Индийского
океана до 2 суток, что увеличит шансы на спасение
3.Шахматы.
Позволяют снять стресс, отвлечь играющих и успокоить
остальных. Психологи утверждают, что психологическая устойчивость в
таких
ситуациях
важнее
физиологического
комфорта.
Спасённые
на
«Титанике» вспоминают благотворную роль оркестра, который играл на
палубе, успокаивая панику.
4.Фонарик Достаточно бесполезная вещь, ибо свет его рассеивается в 10
метрах, а батарейка сядет через 8 часов.
5
.
Мазь от комаров
Совершенно бессмысленная вещь, ибо в океане нет
насекомых.
Наши уроки должны быть более наглядными, более интересными, более
доступными и понятными нашим ученикам. Это может каждый! Было бы
желание! «Сложно», - многие скажут. Сложно, не спорю. Но учитель – это
тот человек, который не только учит других, но и всю жизнь учится сам.
6