Напоминание

В. Твардовский "Василий Теркин" гл. "Переправа".

Автор: Кучина Людмила Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ ЦО № 13 им. Е.Н. Волкова
Населённый пункт: г. Тула
Наименование материала: методическая работа
Тема: В. Твардовский "Василий Теркин" гл. "Переправа".







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Конспект урока по литературе

Предмет: русский язык

Ф.И.О. учителя русского языка и литературы: Газизова Анастасия Ильясовна

Учебник, по которому работает учитель «Литература, 8 класс» Г.И.Беленький

Тема урока: «Василий Теркин». Идейно-художественное своеобразие поэмы. Анализ главы «Переправа».

Цель: познакомить учащихся с жанровым новаторством поэмы, приступить к анализу глав.

Задачи:

Обучающие:

1.

Познакомить с идейно-художественным своеобразием поэмы;

2.

Проанализировать главу «Переправа»;

Воспитательные:

1.

Активизировать интерес учащихся к чтению.

2.

Выявить и формировать нравственные убеждения школьников.

3.

Содействовать воспитанию уважения к одноклассникам через организацию слушания ответа товарища.

Развивающие:

1.

Содействовать развитию разных видов памяти при организации зрительного и слухового восприятия художественного текста.

2.

Развивать устную озвученную речь учащихся, через устные ответы.

3.

Развивать навыки озвученного выразительного чтения.

Литература: Литература, 8 класс Г.И.Беленький

План урока:

Этап урока

Хронометраж

1.Организационный момент.

2. Чтение отрывка из поэмы наизусть

3. Подготовка к первичному восприятию текста

4. Анализ главы «Переправа»

5. Объяснение домашнего задания

2 минуты

21 минута

7 минут

13 минут

2 минуты

Методическое обоснование: данный урок входит в систему уроков по творчеству А.Т.Твардовского. На первом этапе урока учащиеся наи-

зусть читают отрывок из поэмы «Василий Теркин», это позволяет развивать память и воспитывать уважение к друг другу через организацию

слушания ответа товарищей. Следующим этапом идет рассказ учителя о жанровом и художественном своеобразии поэмы, это позволяет уча-

щимся понять особенности поэмы. На этапе анализа главы «Переправа» учащиеся развивают мышление и учатся вежливо слушать друг дру-

га и учителя. После чего объясняется домашнее задание и подводится итог урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечания

Организационный

этап

Метод, прием: слово учителя, ведущее

слово, инструктирующее слово.

Здравствуйте, ребята. Мы с вам продолжаем

изучать поэму А.Т.Твардовского «Василий

Теркин» Сегодня на уроке мы послушаем

ваше чтение отрывков из поэмы наизусть и

проанализируем главу «Переправа». А так-

же, я расскажу вам о жанрово-стилевых и

сюжетно-композиционных

особенностях

поэмы.

Слушание (глобальное, нерефлексивное,

некритическое, информативное).

Чтение наизусть от-

рывков из поэмы

Метод, прием: слово учителя, ведущее

слово, инструктирующее слово.

Прежде чем перейти к анализу главы «Пере-

права», давайте проверим ваше домашнее за-

дание. Дома вы должны были выучить наи-

зусть отрывок из поэмы. Сейчас по очереди

будем его рассказывать. Не забывайте, что

мы должны рассказывать отрывок вырази-

тельно. Если вы расскажете его без ошибок,

то получите «5», если несколько раз собье-

тесь, то получите «4», если будете часто сби-

ваться и забывать текст поэмы, то я постав-

лю вам «3», ну а тем, кто вообще не выучил,

я поставлю «2». Когда один человек будет

читать наизусть отрывок, все остальные

должны слушать его внимательно и не со-

здавать шум в классе.

Итак, начинаем выразительное чтение от-

рывков из поэмы. Кто хочет пойти отвечать

первым?

Слушание (глобальное, нерефлексивное,

некритическое, информативное).

Выразительное озвученное чтение.

Подготовка к пер-

вичному восприя-

тию текста

Метод, прием: слово учителя, ведущее

слово.

Поэма «Василий Теркин» - произведение но-

ваторское по своим жанрово-стилевым и сю-

Слушание (глобальное, нерефлексивное,

некритическое, информативное).

жетно-композиционным особенностям. Поэ-

ма Твардовского имеет так называемый

«свободный сюжет». «Эта книга про бойца/

Без начала и конца» - так характеризует свое

произведение Твардовский в стихотворном

вступлении «от автора».

Первая глава – «На перевале» - начинается с

шутливого монолога, насыщенного шут-

ками-прибаутками, показывающего умение

героя приспособиться к любой ситуации,

расположить к себе окружающих, поднять

настроение в трудную минуту.

Затем Теркин рисуется в деле других глав.

Так рождается структурный принцип вну-

тренней завершённости каждой беседы –

главы. Поэма состоит из 25 внутренне закон-

ченных глав. Законченность поэме придают

объективно-исторические

хронологические

рамки: все события происходят в период Ве-

ликой Отечественной войны.

Над поэмой Твардовский работал на протя-

жении всей войны. По мере работы образ ге-

роя укрупнялся, типизировался. Содержание

и форма поэмы поистине народны. Поэтому

и стала поэма значительным произведением

не только военной, но и всей русской ли-

тературы второй половины XX века.

Анализ главы

«Переправа»

Метод, прием: слово учителя, ведущее

слово, инструктирующее слово.

Ребята, давайте сейчас вслух прочитаем гла-

ву «Переправа». Я начну читать, а потом по-

прошу кого-нибудь из вас продолжить, так

что следим все внимательно за текстом, по-

Слушание (глобальное, нерефлексивное,

некритическое, информативное).

Чтение.

тому что я могу попросить читать любого из

вас.

Метод, прием: слово учителя, ведущее

слово, беседа, эвристическая беседа.

Давайте теперь обсудим эту главу.

- На какие части разделяют главу слова

«Переправа, переправа…» подобные рефре-

ну?

- Каким настроением проникнута каждая

часть главы? С какой интонацией следует

каждый раз читать эти слова?

-

Как изображены молодые солдаты? Почему

поэт сравнивает их с отцами и воинами

прошлых веков?

- Каким предстает в этой главе перед читате-

лями Василий Теркин?

Примерные ответы учеников:

- Слова «Переправа, переправа…» звучат

как «вздох-возглас». Они делят главу на 3

части.

- Первая часть главы связана с драматиче-

скими переживаниями, картина окрашена

в грустные, скорбные тона. Во второй ча-

сти поэт передает чувство горечи утраты.

В третей – картины гибелей товарищей,

незабываемой грусти.

- Поэт видит, что в ратном труде его

современников воплощены славные тра-

диции красноармейцев гражданской вой-

ны, традиции воинов прошедших столе-

тий.

-

В первой главе Василий Теркин предста-

ет как человек решительных, храбрый и

выносливый; уже в этой главе он прояв-

ляет свой задорный характер.

Объяснение домаш-

него задания

Метод, прием: слово учителя, ведущее

слово, инструктирующее слово.

Ребята, ваше задание – дома прочитать гла-

вы «О награде», «Гармонь», «Два бойца»,

«Кто стрелял». Открываем дневники и запи-

сываем задание.

Слушание (глобальное, нерефлексивное,

некритическое, информативное).

Итог урока

Метод, прием: слово учителя, ведущее

слово, обобщающее слово.

Итак, ребята, сегодня на уроке мы с вами вы-

разительно прочитали наизусть отрывок из

главы «Переправа», а также проанализирова-

ли ее. Дома вы прочитаете дальше главы из

поэмы, и мы продолжим их анализ. Спасибо

за урок.