Автор: Бекова Анна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Лесновский детский сад муниципального образования-Шиловский муниципальный район Рязанской области
Населённый пункт: Посёлок Лесной
Наименование материала: Методический материал
Тема: Конспект занятия с использованием здоровьесберегающих технологий и экспериментальной деятельности детей старшей группы "Путешествие в Страну Здоровья"
Конспект занятия с использованием здоровьесберегающих технологий и
экспериментальной деятельности детей старшей группы
«Путешествие в Страну Здоровья»
Цель: формирование у детей представление о здоровом образе жизни.
Задачи:
Обучающая:
Упражнять детей в узнавании вредных и полезных продуктов и привычек.
Расширять представление о том, что здоровье зависит от человека,
за здоровьем можно и нужно следить, беречь, сохранять и поддерживать
Развивающая:
Развивать в детях стремление к самостоятельному поиску знаний.
Формировать у детей представления о воздухе, вредных и полезных
продуктах, правилах культурно гигиенических навыков и их роли в
жизнедеятельности человека.
Развивать память, внимание, наглядно – действенное мышление, умение
слушать и отвечать на вопросы воспитателя.
Воспитательная:
Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью
окружающих.
Воспитывать положительное отношение к здоровому образу жизни,
сохранять и укреплять физическое здоровье детей.
Оборудование: флажки, карта, лучики солнца из бумаги (картона) желтого
цвета, сюжетные картинки режимных моментов, «режимные» таблицы,
трубочки для коктейля, стаканы с водой по количеству детей, дидактическая
игра «Вредные и полезные продукты» (прищепки с картинками продуктов, 2
тарелки (красная и зеленая), бутылка кока – колы, стакан, сахар, поднос,
картинка Мойдодыра , мешочек, предметы личной гигиены (мыло, зубная
щетка, зубная паста, полотенце, носовой платок, мочалка, расческа,
медицинская маска).
Содержание.
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Дети стоят в кругу вместе с воспитателем. На доске картинка грустного
солнышка (без лучиков)
Воспитатель: Русская народная поговорка гласит: «Здороваться не
будешь, здоровья не получишь». Дети, давайте улыбнемся и поздороваемся друг с
другом. Этим мы пожелаем всем здоровья!
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: Ребята, в нашем почтовом ящике я нашла письмо и карту,
которые прислали жители «Страны Здоровья», они просят нас о помощи.
Сердитый волшебник забрал у них лучики солнышка, благодаря которым все
жители были здоровые и веселые. А сейчас они грустят, и стали чаще болеть.
Посмотрите на доску, у солнца нет лучиков. Давайте поможем найти лучики
здоровья. Вы согласны помочь?
Дети: да.
Основная часть (содержательный, деятельный этап)
Воспитатель: Давайте посмотрим на карту и подумаем с чего нам нужно
начать?
Дети: (ответы детей) Начнём с флажка оранжевого цвета под номером 1
Воспитатель: Идём к флажку оранжевого цвета и приступаем к выполнению
первого задания. (Дети присаживаются за столы)
Воспитатель: Все мы знаем, что 1 суточный день делится на 4 части. Как
называются они?
Дети: утро, день, вечер, ночь.
Воспитатель: Предлагаю вам поиграть в игру «Режимная таблица», где
нужно разложить сюжетные картинки по подгруппам (утро, день, вечер,
ночь) в определенной последовательности с изображением режимных
моментов.
Дидактическая игра «Режимная таблица»
Воспитатель: Давайте посмотрим, что у вас получилось.
Дети: Высказывания детей (утро: пробуждение – умывание - зарядка – сбор в
детский сад; день: занятия – игры - прогулка на свежем воздухе – обед;
вечер: помощь по дому – игры – купание; ночь: подготовка ко сну – чтение
сказки - сон).
Воспитатель: Ребята, мы справились с заданием, и нашли первый лучик под
названием «Режим дня».
Воспитатель: Давайте посмотрим на карту, куда нам нужно двигаться
дальше?
Дети: (ответы детей) Флажок синего цвета по номером 2
Воспитатель: Двигаемся к флажку синего цвета.
Опыт с трубочкой и стаканом воды «Ищем невидимку»
Воспитатель: Возьмите аккуратно трубочку и на расстоянии от глаз
загляните внутрь, а теперь подуйте в неё. Вы что-нибудь увидели?
Дети: Нет, ничего не увидели.
Воспитатель: Сейчас мы посмотрим, кто там прячется. Ставим трубочку в
стакан с водой. Делаем носом вдох и выдыхаем ртом в трубочку, воду в рот
не втягиваем (Дети выполняют задание, соблюдая безопасность).
Воспитатель: Один, два, три, невидимка, из трубочки беги.
Воспитатель: Посмотрите из трубочки бегут пузырьки? Что за невидимка
сидел в трубочке?
Дети: Это воздух.
Воспитатель: Правильно, это воздух! А для чего нужен воздух?
Дети: Чтобы дышать, чтобы жить.
Воспитатель: Давайте с вами, выполним дыхательное упражнение.
Дыхательное упражнение
1, 2, 3, 4, 5,
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже,
Руки за спину положим,
Голову подымем выше
И легко, легко подышим. (Носом вдох, выдох ртом)
Воспитатель: Молодцы, ребята, воздух необходим нашему организму.
Поэтому наш второй лучик здоровья так и называется – «воздух».
Воспитатель: Посмотрите на карту – куда нужно двигаться дальше?
Дети: к флажку красного цвета под номером 3
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что здесь случилось. Наверное, это
сердитый волшебник разбил картинки на части!? Наша задача собрать из
элементов целые картинки.
Дидактическая игра «Собери картинку»
Воспитатель: Ребята, посмотрите на картинки: чем занимаются дети? Как
это назвать, одним словом?
Дети: Занимаются спортом.
Воспитатель: Давайте, подумаем, какую пользу приносят занятие
физкультурой и спортом?
Дети: укрепление своего здоровья, мы становимся сильными, смелыми.
Воспитатель: Правильно, занятия физкультурой и спортом
укрепляют здоровье. Давайте, сейчас выполним физическую разминку,
чтобы получить ещё один лучик здоровья.
Физическая разминка «Солнышко»
Утром солнышко встает: (поднимаем руки вверх)
Выше, выше, выше. (поднимаемся на носочки)
Ночью солнышко зайдёт: (опускаем руки перед грудью)
Ниже, ниже, ниже. (присед)
Хорошо, хорошо солнышко смеётся! (руки в стороны и к плечам)
А под солнышком нам всем, (руки в стороны и к плечам)
Весело живётся! (хлопаем в ладоши)
Воспитатель: Ребята посмотрите, мы выполнили задание, и нашли
третий лучик здоровья. Это «Спорт».
Воспитатель: Давайте посмотрим на карту, куда нужно двигаться дальше?
Дети: к флажку зеленого цвета под номером 4
Воспитатель: Ребята, чтобы быть здоровым нужно не только спортом
заниматься, но и правильно питаться. Давайте поиграем с вами в игру, и
закрепим знания о полезной и вредной еде для нашего организма.
Дидактическая игра «Полезные и вредные продукты питания»
Воспитатель: Перед нами две тарелки. На зеленую тарелку надо прикрепить
картинки с полезной едой, а на красную с вредной едой. Наша задача
определить, что является для нас здоровой пищей, а что вредной. Вам
необходимо взять прищепки с изображениями продуктов питания и
прикрепите к нужным тарелкам.
(Небольшая беседа воспитателя с детьми после выполнения задания) Давайте
посмотрим, что у вас получилось. Фрукты и овощи полезны витаминами, суп
и каша полезны для нашего организма, мёд вылечивает от простуды, рыба
полезна витамином Д. Кола вредная в ней содержаться газы, фри жирная,
конфеты очень много сахара.
Воспитатель: Вы справились и разложили полезные и вредные продукты
для нашего организма. Сейчас мы с вами проведём один из опытов с вредной
едой.
Опыт «Газировка и сахар»
Воспитатель: Все вы знаете напиток Кока - кола. Он нравится нам по вкусу,
но очень вреден для нашего организма. (Проведение опыта с Кока колой и
сахаром) Посмотрите, какая реакция происходит у нас в организме, когда
пьём газированную воду и кушаем много сладкого.
Мы доказали на опыте, что любимая и вкусная еда не всегда полезна для
нашего организма. И за это мы получаем четвертый лучик здоровья, который
называется «Здоровое питание».
Воспитатель: Посмотрите на карту, куда нужно идти дальше?
Дети: к флажку желтого цвета, под номером 5двигаемся к нему.
Воспитатель: (Дети присаживаются на стульчики) Ребята, вы узнали кто
это? (Картинка Мойдодыр)
Дети: Мойдодыр - умывальников Начальник и мочалок Командир.
Воспитатель: Мойдодыр, передал мне для вас чудесный мешочек с
предметами личной гигиены, сейчас мы с ними поиграем.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Дети, вы будете доставать по одному предмету из мешочка и расскажите, что
это за предмет и для чего он нужен. (мочалка, маска, расчёска, полотенце,
зубная паста, зубная щётка, носовой платок, мыло.
Воспитатель: Помните, «Чистота – залог здоровья», а предметы личной
гигиены, должны быть у каждого свои.
Воспитатель: Молодцы ребята, мы выполнили задание Мойдодыра и нашли
оставшийся лучик здоровья, который называется «Чистота и гигиена».
Давайте поскорее вернем солнышку лучики, оно нас ждёт.
(Дети собирают на доске солнышко вспоминая как назывались лучики. В то
время, когда дети садятся на стулья, воспитатель меняет картинку
грустного солнышка на веселое)
Воспитатель: Посмотрите на доску, солнышко заулыбалось, радуется за вас.
Потому что вы нашли все лучики и вернули жителям волшебной страны
хорошее настроение и здоровье.
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, мы проделали с вами большой путь, выполнили все
задания и теперь вы знаете, как беречь свое здоровье.
Воспитатель: - Вам понравились задания, которые мы выполняли?
Дети: (Ответы детей).
Воспитатель: - А вам их трудно было выполнять?
Дети: (Ответы детей).
Воспитатель: - Что вам больше всего запомнилось?
Дети: (Ответы детей).
Воспитатель: Для чего нужно вести здоровый образ жизни.
Дети: Чтоб долго жить, быть красивыми и здоровыми.
Итог.
Воспитатель: На этом наше занятие заканчивается. Ребята, помните, что
здоровье – это наша награда! Если вы будете выполнять все то, о чем мы с
вами сегодня говорили, то всегда будете здоровы.
Самоанализ открытого занятия с использованием здоровьесберегающих
технологий и экспериментальной деятельности детей старшей группы
«Путешествие в Страну Здоровья»
Цель: формирование у детей представление о здоровом образе жизни.
Задачи:
Обучающая:
Упражнять детей в узнавании вредных и полезных продуктов и привычек.
Расширять представление о том, что здоровье зависит от человека,
за здоровьем можно и нужно следить, беречь, сохранять и поддерживать
Развивающая:
Развивать в детях стремление к самостоятельному поиску знаний.
Формировать у детей представления о воздухе, вредных и полезных
продуктах, правилах культурно гигиенических навыков и их роли в
жизнедеятельности человека.
Развивать память, внимание, наглядно – действенное мышление, умение
слушать и отвечать на вопросы воспитателя
Воспитательная:
Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью
окружающих.
Воспитывать положительное отношение к здоровому образу жизни,
сохранять и укреплять физическое здоровье детей.
В занятии применялась интеграция областей: познавательное развитие,
социально-коммуникативное.
На занятие присутствовало 8 человек. При выборе темы занятия и
материалов к образовательной программы, я учитывала возрастные
особенности детей. На занятие я использовала следующие формы
организации детей: групповая, индивидуальная.
Я использовала следующие методы:
1 Словесный-вопрос-ответ
2 Практический метод
- дидактическая игра «Вредные и полезные продукты»;
-дидактическая игра «Режимная таблица»;
-дидактическая игра «Собери картинку»;
-дидактическая игра «Чудесный мешочек»;
-практический-эксперимент (опыт с трубочкой и стаканом воды «Ищем
невидимку».
Структура и содержание занятия соответствует возрастным особенностям
детей, состоит из трёх частей: вводной, основной, заключительной.
Вводная часть направлена на концентрацию внимания и мотивацию детей.
В начале занятия для создания позитивного настроя и хорошего настроения
мы с детьми улыбнулись друг другу и вспомнили поговорку о здоровье.
Письмо жителей страны здоровья с просьбой о помощи явилось мотивацией
детей к решению проблемы.
В основной части мы с помощью карты отправились выполнять задания
чтобы собрать лучики. С помощью 1 задания- дидактической игры
«режимная таблица» дети выстраивают картинки соблюдая друг за другом,
последовательность выполнения режимных моментов. С помощью второго
задания экспериментирования дети научились определять этим способам
обнаружения воздуха. После окончания эксперимента провела дыхательное
упражнение. Дидактическая игра «Полезные и вредные продукты питания» с
помощью этой игры закрепила представление детей о полезной и вредной
пищи. В игре «Чудесный мешочек» по теме «Предметы гигиены» была
представлена актуализация имеющихся знаний и представлений детей об
элементарных навыках гигиены, использовании предметов гигиены.
В течение занятия осуществлялась смена поз детей. По длительности занятие
соответствовало норме по возрасту. Дидактический и раздаточный
материалы использовались в полном объеме и соответствовали количеству
детей на занятии. Использовались коллективная и индивидуальная форма
работы.
В заключительной части проанализировали с детьми сегодняшнее занятия.
Полученные знания пригодятся ли им и для чего это нужно.