Напоминание

Олимпиада по литературе для 9 класса

Автор: Повесина Ирина Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Чернокозовская СОШ"
Населённый пункт: ЧЕЧЕНСКАЯ РЕСПУБЛИКА, НАУРСКИЙ РАЙОН, НАУРСКАЯ
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Олимпиада по литературе для 9 класса







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

1

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ЛИТЕРАТУРА. 2022–2023 уч. г.

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 9 КЛАСС

ЗАДАНИЯ, ОТВЕТЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

1–3. Узнайте отечественного писателя по описанию.

Этот писатель оказался свидетелем Великой французской революции и оставил

заметки о своих впечатлениях, беседовал с Иммануилом Кантом, ввёл в русский

язык букву ё.

1.

Напишите его имя (одно слово).

Ответ: Николай. 0,5 балла.

2.

Напишите его отчество.

Ответ: Михайлович. 0,5 балла.

3.

Напишите его фамилию.

Ответ: Карамзин. 1 балл.

4–5. Рассмотрите портреты и выполните задания 4–5.

4. Укажите фамилии писателей.

Всероссийская олимпиада школьников. Литература. 2022–2023 уч. г.

Школьный этап. 9 класс. Критерии оценивания

2

Ответ:

Тредиаковский /

Тредьяковский

Батюшков

Ломоносов

Державин

Жуковский

Баратынский/Боратынский

Критерии оценки: по 0,5 балла за каждое верное соотнесение. Всего 3 балла.

5. Разделите представленные выше изображения на две группы: классицизм и

романтизм.

Ответ:

Классицизм.

Всероссийская олимпиада школьников. Литература. 2022–2023 уч. г.

Школьный этап. 9 класс. Критерии оценивания

3

Романтизм:

Критерии оценки: по 0,5 балла за каждое верное соотнесение. Всего 3 балла.

6–8. Рассмотрите изображения и выполните задания 6–8.

6. Запишите названия произведений, по которым были сделаны экранизации.

Названия пишите без кавычек.

Всероссийская олимпиада школьников. Литература. 2022–2023 уч. г.

Школьный этап. 9 класс. Критерии оценивания

4

Ответ:

Евгений Онегин

Тарас Бульба

Записки сумасшедшего

Дубровский

Бедная Лиза

Всероссийская олимпиада школьников. Литература. 2022–2023 уч. г.

Школьный этап. 9 класс. Критерии оценивания

5

Ревизор

Пиковая дама

Критерии оценки: по 1 баллу за кадры экранизации «Записки сумасшедшего»

и «Пиковая дама» (непрограммные произведения), за остальные кинофильмы

по 0,5 балла за верный ответ. Всего 4,5 балла.

7. Подпишите фамилии писателей.

Ответ:

Пушкин

Гоголь

Карамзин

Критерии оценки: за верный ответ Карамзин – 1 балл, остальные по 0,5 балла.

Всего 2 балла.

Всероссийская олимпиада школьников. Литература. 2022–2023 уч. г.

Школьный этап. 9 класс. Критерии оценивания

6

8.

Соотнесите

кадры

из

фильмов,

созданных

по

произведениям

русской

классики, с изображениями авторов произведений.

Авторы:

Кадры из фильмов:

Всероссийская олимпиада школьников. Литература. 2022–2023 уч. г.

Школьный этап. 9 класс. Критерии оценивания

7

Всероссийская олимпиада школьников. Литература. 2022–2023 уч. г.

Школьный этап. 9 класс. Критерии оценивания

8

Ответ:

Авторы:

Кадры из фильмов:

Ответ: по 0,5 балла за каждое верное соотнесение. Всего 3,5 балла.

Всероссийская олимпиада школьников. Литература. 2022–2023 уч. г.

Школьный этап. 9 класс. Критерии оценивания

9

9. Решите кроссворд.

4

1

8

3

5

2

7

6

9

По горизонтали:

1. Свободный стих.

3. Французский сочинитель басен.

6. Эпическое произведение фольклора или литературы с волшебным или быто-

вым сюжетом.

9. Жанр хвалебной речи, используемый в дни юбилея.

По вертикали:

2. Род литературы.

4. Герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

5. Хронологическая последовательность событий в произведении.

7. Английский поэт-романтик.

8. Прозаический жанр, предполагающий отсутствие вымысла.

Всероссийская олимпиада школьников. Литература. 2022–2023 уч. г.

Школьный этап. 9 класс. Критерии оценивания

10

Ответ:

По горизонтали:

По вертикали:

1. верлибр

3. Лафонтен

6. сказка

9. панегирик

2. эпос

4. Грушницкий

5. фабула

7. Байрон

8. очерк

4

г

1

в

е

р

л

и

б

р

у

8

о

ш

ч

3

л

а

5

ф о

н

т

е

н

а

и

р

2

э

б

ц

к

п

у

к

о

7

б

л

и

6

с

к

а

з

к

а

й

й

р

о

9

п

а

н

е

г

и

р

и

к

Критерии оценки: по 1 баллу за каждый верный ответ. Всего 9 баллов.

10. Прочитайте тексты. Подберите к каждому тексту соответствующий термин.

эпилог

предисловие

экспозиция

завязка

кульминация

развязка

рассказ в рассказе

1) Кто бы ты ни был, мой читатель, на каком бы месте ни стоял, в каком бы

звании ни находился, почтён ли ты высшим чином или человек простого

сословия, но, если тебя вразумил бог грамоте и попалась уже тебе в руки моя

книга, я прошу тебя помочь мне.

В книге, которая перед тобой, которую, вероятно, ты уже прочёл в её первом

издании, изображён человек, взятый из нашего же государства. Ездит он по

нашей русской земле, встречается с людьми всяких сословий, от благородных

до простых.

Всероссийская олимпиада школьников. Литература. 2022–2023 уч. г.

Школьный этап. 9 класс. Критерии оценивания

11

2)

Городничий.

Я

пригласил

вас,

господа,

с

тем,

чтобы

сообщить

вам

пренеприятное известие: к нам едет ревизор.

Аммос Фёдорович. Как ревизор?

Артемий Филиппович. Как ревизор?

Городничий.

Ревизор

из

Петербурга,

инкогнито.

И

ещё

с

секретным

предписаньем.

3) Явление последнее

Те же и жандарм.

Жандарм.

Приехавший

по

именному

повелению

из

Петербурга

чиновник

требует вас сей же час к себе. Он остановился в гостинице.

Произнесённые слова поражают как громом всех. Звук изумления единодушно

взлетает из дамских уст; вся группа, вдруг переменивши положение, остаётся

в окаменении.

4) Ведь есть, право, этакие люди, у которых на роду написано, что с ними

должны случаться разные необыкновенные вещи!

– Необыкновенные? – воскликнул я с видом любопытства, подливая ему чая.

А вот я вам расскажу. Вёрст шесть от крепости жил один мирной князь.

Сынишка его, мальчик лет пятнадцати, повадился к нам ездить: всякий день,

бывало, то за тем, то за другим; и уж точно, избаловали мы его с Григорием

Александровичем. А уж какой был головорез, проворный на что хочешь: шапку

ли поднять на всём скаку, из ружья ли стрелять. Одно было в нём нехорошо:

ужасно падок был на деньги.

5) Здесь прекращаются записки Петра Андреевича Гринёва. Из семейственных

преданий известно, что он был освобождён от заключения в конце 1774 года, по

именному повелению; что он присутствовал при казни Пугачёва, который узнал

его в толпе и кивнул ему головою, которая через минуту, мёртвая

и

окровавленная, показана была народу. Вскоре потом Пётр Андреевич женился

на Марье Ивановне. Потомство их благоденствует в Симбирской губернии.

В тридцати

вёрстах

от

***

находится

село,

принадлежащее

десятерым

помещикам.

В

одном

из

барских

флигелей

показывают

собственноручное

письмо Екатерины II за стеклом и в рамке…

Издатель.

6) Хлестаков. Просто не говорите. На столе, например, арбуз – в семьсот

рублей

арбуз.

Суп

в

кастрюльке

прямо

на

пароходе

приехал

из

Парижа;

откроют

крышку

пар,

которому

подобного

нельзя

отыскать

в

природе.

Я всякий день на балах. Там у нас и вист свой составился: министр иностран-

ных дел, французский посланник, английский, немецкий посланник и я. И уж

так уморишься, играя, что просто ни на что не похоже. Как взбежишь по

лестнице к себе на четвёртый этаж – скажешь только кухарке: «На, Маврушка,

шинель...» Что ж я вру – я и позабыл, что живу в бельэтаже. У меня одна

Всероссийская олимпиада школьников. Литература. 2022–2023 уч. г.

Школьный этап. 9 класс. Критерии оценивания

12

лестница сто

́

ит... А любопытно взглянуть ко мне в переднюю, когда я ещё не

проснулся: графы и князья толкутся и жужжат там, как шмели, только и

слышно: ж... ж... ж... Иной раз и министр...

Городничий и прочие с робостью встают со своих стульев.

7) Бобчинский. Сначала вы сказали, а потом и я сказал. «Э! – сказали мы

с Петром Ивановичем. – А с какой стати сидеть ему здесь, когда дорога ему

лежит в Саратовскую губернию?» Да-с. А вот он-то и есть этот чиновник.

Городничий. Кто, какой чиновник?

Бобчинский. Чиновник-та, о котором изволили получили нотицию, – ревизор.

Городничий (в страхе). Что вы, господь с вами! это не он.

Добчинский. Он! и денег не платит и не едет. Кому же б быть, как не ему?

И подорожная прописана в Саратов.

Бобчинский. Он,

он, ей-богу он... Такой наблюдательный: всё обсмотрел.

Увидел, что мы с Петром-то Ивановичем ели сёмгу, – больше потому, что Пётр

Иванович насчёт своего желудка... да, так он и в тарелки к нам заглянул. Меня

так и проняло страхом.

Городничий. Господи, помилуй нас, грешных! Где же он там живёт?

Добчинский. В пятом номере, под лестницей.

Ответ:

эпилог

5

предисловие

1

экспозиция

2

завязка

7

кульминация

6

развязка

3

рассказ в рассказе

4

Критерии оценки: по 1 баллу за каждое верное соотношение, штраф 0,5 балла

за неверный ответ. Всего 7 баллов.

11–16. Прочитайте стихотворение и ответьте на вопросы.

Иван Никитин

ТОСКА

(1) Как у нас по селу

(2) Путь-дорога лежит,

(3) По степной по глухой

(4) Колокольчик звенит.

(5) На мосту прозвенит,

(6) За горой запоёт,

(7) Молодца-удальца

(8) За собою зовёт.

Всероссийская олимпиада школьников. Литература. 2022–2023 уч. г.

Школьный этап. 9 класс. Критерии оценивания

13

(9) Ах, у нас-то житьё –

(10) От сохи к бороне,

(11) Наяву – сухота,

(12) Нужда-горе во сне.

(13) В синеву да в туман

(14) Наше поле ушло,

(15) Любо ясным очам,

(16) Да плечам тяжело…

(17) По траве ль, по росе

(18) Алый вечер идёт –

(19) По буграм, по межам

(20) Хищных птиц перелёт.

(21) Стон кукушки в лесу,

(22) Чей-то плач за рекой…

(23) Дать бы волю тоске –

(24) Пролилась бы слезой.

(25) А вдали облака

(26) Охватило огнём:

(27) Высоко поднялась

(28) Колокольня с крестом.

(29) Золотой городок

(30) Вдоль по взморью стоит,

(31) Из серебряных труб

(32) Дым янтарный валит.

(33) Пролетит на ночлег

(34) Белый голубь в село.

(35) В синеве – по заре

(36) Загорится крыло.

(37) Уж и где ж ты, трава,

(38) Без покосу растёшь –

(39) Молодецкая жизнь,

(40) Без печали идёшь?

Всероссийская олимпиада школьников. Литература. 2022–2023 уч. г.

Школьный этап. 9 класс. Критерии оценивания

14

(41) Ах ты глушь-тишина,

(42) Всё ковыль, камыши –

(43) На всю степь закричи,

(44) Не ответит души.

11. Назовите латинизированным термином строфу стихотворения Никитина.

Ответ: катрен. 1 балл.

12. В

интервале

стихотворных

строк

1–12

укажите

номера

тех,

в которых

встречается внутренняя рифма.

Ответ: 3, 7.

Критерии оценки: по 1 баллу за верный вариант, штраф за неверный вариант –

0,5 баллов. Если выбрано более 6 ответов – 0 баллов. Всего 2 балла.

13. В

стиховедении

мужские

рифмы

обозначают

маленькими

буквами,

женские – большими. Буквой Х (х) нередко отмечают холостую (нерифмо-

ванную)

стихотворную

строку.

Отметьте

все

варианты,

в

которых

верно

записана схема рифмовки 3-й строфы стихотворения.

1) abсb

2) АbАb

3) xaxa

4) ВаВХ

5) ааbb

Ответ: 1, 3.

Критерии оценки: по 1 баллу за верный вариант, штраф за неверный вариант –

0,5 баллов. Если выбрано более 4 ответов – 0 баллов. Всего 2 балла.

14. Укажите номера строф, в которых встречаются цветовые эпитеты.

Ответ: 5, 8, 9.

Критерии оценки: по 0,5 балла за верный вариант, штраф за неверный вариант

– 0,5 баллов. Если выбрано более 6 ответов – 0 баллов. Всего 1,5 балла.

15. В каких строфах есть образный параллелизм?

Укажите все верные ответы.

1) в первой

2) в четвёртой

3) в шестой

4) в предпоследней

5) в последней

Ответ: 3, 4.

Критерии оценки: по 1 баллу за верный вариант, штраф за неверный вариант

0,5 баллов. Если выбрано более 4 ответов – 0 баллов. Всего 2 балла.

Всероссийская олимпиада школьников. Литература. 2022–2023 уч. г.

Школьный этап. 9 класс. Критерии оценивания

15

16. Какая рифма в стихотворении? Выберите все правильные варианты.

1) мужская

2) женская

3) точная

4) неточная

5) дактилическая

6) бедная

Ответ: 1, 3, 6.

Критерии оценки: по 0,5 балла за верный вариант, штраф за неверный вариант

– 0,5 балла. Если выбрано более 5 ответов – 0 баллов. Всего 1,5 балла.

Всего 44 балла.