Автор: Повесина Ирина Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Чернокозовская СОШ"
Населённый пункт: ЧЕЧЕНСКАЯ РЕСПУБЛИКА, НАУРСКИЙ РАЙОН, НАУРСКАЯ
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Олимпиада по литературе для 9 класса
1
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
ЛИТЕРАТУРА. 2022–2023 уч. г.
ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 9 КЛАСС
ЗАДАНИЯ, ОТВЕТЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
1–3. Узнайте отечественного писателя по описанию.
Этот писатель оказался свидетелем Великой французской революции и оставил
заметки о своих впечатлениях, беседовал с Иммануилом Кантом, ввёл в русский
язык букву ё.
1.
Напишите его имя (одно слово).
Ответ: Николай. 0,5 балла.
2.
Напишите его отчество.
Ответ: Михайлович. 0,5 балла.
3.
Напишите его фамилию.
Ответ: Карамзин. 1 балл.
4–5. Рассмотрите портреты и выполните задания 4–5.
4. Укажите фамилии писателей.
Всероссийская олимпиада школьников. Литература. 2022–2023 уч. г.
Школьный этап. 9 класс. Критерии оценивания
2
Ответ:
Тредиаковский /
Тредьяковский
Батюшков
Ломоносов
Державин
Жуковский
Баратынский/Боратынский
Критерии оценки: по 0,5 балла за каждое верное соотнесение. Всего 3 балла.
5. Разделите представленные выше изображения на две группы: классицизм и
романтизм.
Ответ:
Классицизм.
Всероссийская олимпиада школьников. Литература. 2022–2023 уч. г.
Школьный этап. 9 класс. Критерии оценивания
3
Романтизм:
Критерии оценки: по 0,5 балла за каждое верное соотнесение. Всего 3 балла.
6–8. Рассмотрите изображения и выполните задания 6–8.
6. Запишите названия произведений, по которым были сделаны экранизации.
Названия пишите без кавычек.
Всероссийская олимпиада школьников. Литература. 2022–2023 уч. г.
Школьный этап. 9 класс. Критерии оценивания
4
Ответ:
Евгений Онегин
Тарас Бульба
Записки сумасшедшего
Дубровский
Бедная Лиза
Всероссийская олимпиада школьников. Литература. 2022–2023 уч. г.
Школьный этап. 9 класс. Критерии оценивания
5
Ревизор
Пиковая дама
Критерии оценки: по 1 баллу за кадры экранизации «Записки сумасшедшего»
и «Пиковая дама» (непрограммные произведения), за остальные кинофильмы
по 0,5 балла за верный ответ. Всего 4,5 балла.
7. Подпишите фамилии писателей.
Ответ:
Пушкин
Гоголь
Карамзин
Критерии оценки: за верный ответ Карамзин – 1 балл, остальные по 0,5 балла.
Всего 2 балла.
Всероссийская олимпиада школьников. Литература. 2022–2023 уч. г.
Школьный этап. 9 класс. Критерии оценивания
6
8.
Соотнесите
кадры
из
фильмов,
созданных
по
произведениям
русской
классики, с изображениями авторов произведений.
Авторы:
Кадры из фильмов:
Всероссийская олимпиада школьников. Литература. 2022–2023 уч. г.
Школьный этап. 9 класс. Критерии оценивания
7
Всероссийская олимпиада школьников. Литература. 2022–2023 уч. г.
Школьный этап. 9 класс. Критерии оценивания
8
Ответ:
Авторы:
Кадры из фильмов:
Ответ: по 0,5 балла за каждое верное соотнесение. Всего 3,5 балла.
Всероссийская олимпиада школьников. Литература. 2022–2023 уч. г.
Школьный этап. 9 класс. Критерии оценивания
9
9. Решите кроссворд.
4
1
8
3
5
2
7
6
9
По горизонтали:
1. Свободный стих.
3. Французский сочинитель басен.
6. Эпическое произведение фольклора или литературы с волшебным или быто-
вым сюжетом.
9. Жанр хвалебной речи, используемый в дни юбилея.
По вертикали:
2. Род литературы.
4. Герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
5. Хронологическая последовательность событий в произведении.
7. Английский поэт-романтик.
8. Прозаический жанр, предполагающий отсутствие вымысла.
Всероссийская олимпиада школьников. Литература. 2022–2023 уч. г.
Школьный этап. 9 класс. Критерии оценивания
10
Ответ:
По горизонтали:
По вертикали:
1. верлибр
3. Лафонтен
6. сказка
9. панегирик
2. эпос
4. Грушницкий
5. фабула
7. Байрон
8. очерк
4
г
1
в
е
р
л
и
б
р
у
8
о
ш
ч
3
л
а
5
ф о
н
т
е
н
а
и
р
2
э
б
ц
к
п
у
к
о
7
б
л
и
6
с
к
а
з
к
а
й
й
р
о
9
п
а
н
е
г
и
р
и
к
Критерии оценки: по 1 баллу за каждый верный ответ. Всего 9 баллов.
10. Прочитайте тексты. Подберите к каждому тексту соответствующий термин.
эпилог
предисловие
экспозиция
завязка
кульминация
развязка
рассказ в рассказе
1) Кто бы ты ни был, мой читатель, на каком бы месте ни стоял, в каком бы
звании ни находился, почтён ли ты высшим чином или человек простого
сословия, но, если тебя вразумил бог грамоте и попалась уже тебе в руки моя
книга, я прошу тебя помочь мне.
В книге, которая перед тобой, которую, вероятно, ты уже прочёл в её первом
издании, изображён человек, взятый из нашего же государства. Ездит он по
нашей русской земле, встречается с людьми всяких сословий, от благородных
до простых.
Всероссийская олимпиада школьников. Литература. 2022–2023 уч. г.
Школьный этап. 9 класс. Критерии оценивания
11
2)
Городничий.
Я
пригласил
вас,
господа,
с
тем,
чтобы
сообщить
вам
пренеприятное известие: к нам едет ревизор.
Аммос Фёдорович. Как ревизор?
Артемий Филиппович. Как ревизор?
Городничий.
Ревизор
из
Петербурга,
инкогнито.
И
ещё
с
секретным
предписаньем.
3) Явление последнее
Те же и жандарм.
Жандарм.
Приехавший
по
именному
повелению
из
Петербурга
чиновник
требует вас сей же час к себе. Он остановился в гостинице.
Произнесённые слова поражают как громом всех. Звук изумления единодушно
взлетает из дамских уст; вся группа, вдруг переменивши положение, остаётся
в окаменении.
4) Ведь есть, право, этакие люди, у которых на роду написано, что с ними
должны случаться разные необыкновенные вещи!
– Необыкновенные? – воскликнул я с видом любопытства, подливая ему чая.
–
А вот я вам расскажу. Вёрст шесть от крепости жил один мирной князь.
Сынишка его, мальчик лет пятнадцати, повадился к нам ездить: всякий день,
бывало, то за тем, то за другим; и уж точно, избаловали мы его с Григорием
Александровичем. А уж какой был головорез, проворный на что хочешь: шапку
ли поднять на всём скаку, из ружья ли стрелять. Одно было в нём нехорошо:
ужасно падок был на деньги.
5) Здесь прекращаются записки Петра Андреевича Гринёва. Из семейственных
преданий известно, что он был освобождён от заключения в конце 1774 года, по
именному повелению; что он присутствовал при казни Пугачёва, который узнал
его в толпе и кивнул ему головою, которая через минуту, мёртвая
и
окровавленная, показана была народу. Вскоре потом Пётр Андреевич женился
на Марье Ивановне. Потомство их благоденствует в Симбирской губернии.
В тридцати
вёрстах
от
***
находится
село,
принадлежащее
десятерым
помещикам.
В
одном
из
барских
флигелей
показывают
собственноручное
письмо Екатерины II за стеклом и в рамке…
Издатель.
6) Хлестаков. Просто не говорите. На столе, например, арбуз – в семьсот
рублей
арбуз.
Суп
в
кастрюльке
прямо
на
пароходе
приехал
из
Парижа;
откроют
крышку
–
пар,
которому
подобного
нельзя
отыскать
в
природе.
Я всякий день на балах. Там у нас и вист свой составился: министр иностран-
ных дел, французский посланник, английский, немецкий посланник и я. И уж
так уморишься, играя, что просто ни на что не похоже. Как взбежишь по
лестнице к себе на четвёртый этаж – скажешь только кухарке: «На, Маврушка,
шинель...» Что ж я вру – я и позабыл, что живу в бельэтаже. У меня одна
Всероссийская олимпиада школьников. Литература. 2022–2023 уч. г.
Школьный этап. 9 класс. Критерии оценивания
12
лестница сто
́
ит... А любопытно взглянуть ко мне в переднюю, когда я ещё не
проснулся: графы и князья толкутся и жужжат там, как шмели, только и
слышно: ж... ж... ж... Иной раз и министр...
Городничий и прочие с робостью встают со своих стульев.
7) Бобчинский. Сначала вы сказали, а потом и я сказал. «Э! – сказали мы
с Петром Ивановичем. – А с какой стати сидеть ему здесь, когда дорога ему
лежит в Саратовскую губернию?» Да-с. А вот он-то и есть этот чиновник.
Городничий. Кто, какой чиновник?
Бобчинский. Чиновник-та, о котором изволили получили нотицию, – ревизор.
Городничий (в страхе). Что вы, господь с вами! это не он.
Добчинский. Он! и денег не платит и не едет. Кому же б быть, как не ему?
И подорожная прописана в Саратов.
Бобчинский. Он,
он, ей-богу он... Такой наблюдательный: всё обсмотрел.
Увидел, что мы с Петром-то Ивановичем ели сёмгу, – больше потому, что Пётр
Иванович насчёт своего желудка... да, так он и в тарелки к нам заглянул. Меня
так и проняло страхом.
Городничий. Господи, помилуй нас, грешных! Где же он там живёт?
Добчинский. В пятом номере, под лестницей.
Ответ:
эпилог
5
предисловие
1
экспозиция
2
завязка
7
кульминация
6
развязка
3
рассказ в рассказе
4
Критерии оценки: по 1 баллу за каждое верное соотношение, штраф 0,5 балла
за неверный ответ. Всего 7 баллов.
11–16. Прочитайте стихотворение и ответьте на вопросы.
Иван Никитин
ТОСКА
(1) Как у нас по селу
(2) Путь-дорога лежит,
(3) По степной по глухой
(4) Колокольчик звенит.
(5) На мосту прозвенит,
(6) За горой запоёт,
(7) Молодца-удальца
(8) За собою зовёт.
Всероссийская олимпиада школьников. Литература. 2022–2023 уч. г.
Школьный этап. 9 класс. Критерии оценивания
13
(9) Ах, у нас-то житьё –
(10) От сохи к бороне,
(11) Наяву – сухота,
(12) Нужда-горе во сне.
(13) В синеву да в туман
(14) Наше поле ушло,
(15) Любо ясным очам,
(16) Да плечам тяжело…
(17) По траве ль, по росе
(18) Алый вечер идёт –
(19) По буграм, по межам
(20) Хищных птиц перелёт.
(21) Стон кукушки в лесу,
(22) Чей-то плач за рекой…
(23) Дать бы волю тоске –
(24) Пролилась бы слезой.
(25) А вдали облака
(26) Охватило огнём:
(27) Высоко поднялась
(28) Колокольня с крестом.
(29) Золотой городок
(30) Вдоль по взморью стоит,
(31) Из серебряных труб
(32) Дым янтарный валит.
(33) Пролетит на ночлег
(34) Белый голубь в село.
(35) В синеве – по заре
(36) Загорится крыло.
(37) Уж и где ж ты, трава,
(38) Без покосу растёшь –
(39) Молодецкая жизнь,
(40) Без печали идёшь?
Всероссийская олимпиада школьников. Литература. 2022–2023 уч. г.
Школьный этап. 9 класс. Критерии оценивания
14
(41) Ах ты глушь-тишина,
(42) Всё ковыль, камыши –
(43) На всю степь закричи,
(44) Не ответит души.
11. Назовите латинизированным термином строфу стихотворения Никитина.
Ответ: катрен. 1 балл.
12. В
интервале
стихотворных
строк
1–12
укажите
номера
тех,
в которых
встречается внутренняя рифма.
Ответ: 3, 7.
Критерии оценки: по 1 баллу за верный вариант, штраф за неверный вариант –
0,5 баллов. Если выбрано более 6 ответов – 0 баллов. Всего 2 балла.
13. В
стиховедении
мужские
рифмы
обозначают
маленькими
буквами,
женские – большими. Буквой Х (х) нередко отмечают холостую (нерифмо-
ванную)
стихотворную
строку.
Отметьте
все
варианты,
в
которых
верно
записана схема рифмовки 3-й строфы стихотворения.
1) abсb
2) АbАb
3) xaxa
4) ВаВХ
5) ааbb
Ответ: 1, 3.
Критерии оценки: по 1 баллу за верный вариант, штраф за неверный вариант –
0,5 баллов. Если выбрано более 4 ответов – 0 баллов. Всего 2 балла.
14. Укажите номера строф, в которых встречаются цветовые эпитеты.
Ответ: 5, 8, 9.
Критерии оценки: по 0,5 балла за верный вариант, штраф за неверный вариант
– 0,5 баллов. Если выбрано более 6 ответов – 0 баллов. Всего 1,5 балла.
15. В каких строфах есть образный параллелизм?
Укажите все верные ответы.
1) в первой
2) в четвёртой
3) в шестой
4) в предпоследней
5) в последней
Ответ: 3, 4.
Критерии оценки: по 1 баллу за верный вариант, штраф за неверный вариант
–
0,5 баллов. Если выбрано более 4 ответов – 0 баллов. Всего 2 балла.
Всероссийская олимпиада школьников. Литература. 2022–2023 уч. г.
Школьный этап. 9 класс. Критерии оценивания
15
16. Какая рифма в стихотворении? Выберите все правильные варианты.
1) мужская
2) женская
3) точная
4) неточная
5) дактилическая
6) бедная
Ответ: 1, 3, 6.
Критерии оценки: по 0,5 балла за верный вариант, штраф за неверный вариант
– 0,5 балла. Если выбрано более 5 ответов – 0 баллов. Всего 1,5 балла.
Всего 44 балла.