Напоминание

Формирование психологической базы у детей с особыми образовательными потребностями с помощью информационно-коммуникативных технологий

Авторы: Липатова Светлана Викторовна, Тюлютина Татьяна Алексеевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ"Детский сад №123"
Населённый пункт: Город Казань
Наименование материала: Информационно-коммуникационные технологии в образовательном пространстве
Тема: Формирование психологической базы у детей с особыми образовательными потребностями с помощью информационно-коммуникативных технологий







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Формирование психологической базы у детей с особыми

образовательными потребностями с помощью информационно-

коммуникативных технологий

Аннотация

Компьютеризация современного общества не могла не затронуть процесс обучения лиц с

ограниченными возможностями здоровья. Включение информационно-коммуникативных

технологий в образовательный процесс стало социально обусловленной необходимостью,

способствующей увеличению доступности и качества обучения, обеспечению развития

личности, свободно ориентирующейся в информационном пространстве.

При условии

систематического использования электронных мультимедиа обучающих программ в

образовательном процессе в сочетании с традиционными методами обучения и

педагогическими инновациями значительно повышается эффективность обучения детей

с особыми образовательными потребностями, с разноуровневой подготовкой. При этом

происходит качественное усиление результата образования вследствие одновременного

воздействия нескольких технологий.

Ключевые слова:

Дети с ограниченными возможностями здоровья, информационно-коммуникативные

технология, дети с множественными (комплексными) нарушениями развития, дети с

тяжелыми нарушениями речи, высшие психические функции, общая моторика, мелкая

моторика.

Масштабный процесс информатизации всех сфер жизни общества является

ведущим

фактором,

обуславливающим

потребность

и

необходимость

внедрения

информационно-коммуникационных

технологий

(далее

ИКТ)

в

образовательное

пространство. Компьютеризация современного общества не могла не затронуть процесс

обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ). В Указе

Президента РФ «О научном и информационном обеспечении проблем инвалидности и

инвалидов» и «Законе об образовании в Российской Федерации» особо подчеркивается

значимость «индивидуализированных образовательные» условий обучения и воспитания,

включающих специальные технические средства обучения [7, статья 79]. Включение ИКТ

в

образовательный

процесс

стало

социально

обусловленной

необходимостью,

способствующей увеличению доступности и качества обучения, обеспечению развития

личности, свободно ориентирующейся в информационном пространстве.

Система психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ предполагает

разработку содержания, средств, методов образовательного процесса, направленного на

выявление и использование субъектного опыта дошкольника, раскрытие способов его

мышления, выстраивание индивидуальной траектории развития через реализацию

образовательной программы с учетом его личностных потребностей [1, c. 20].

Преимущества же ИКТ по сравнению с другими средствами заключаются в возможности

индивидуализации обучения, обеспечения каждому ребенку с ОВЗ подходящего темпа,

объема и способа усвоения знаний и самостоятельной продуктивной деятельности [2, с.

77].

С точки зрения формирования ключевых компетенций в методике обучения

зарекомендовала себя одна современная технология – мультимедийное обучение. Это

общепринятое название, используемое для описания теории мультимедийного обучения,

которая включает в себя несколько принципов обучения с помощью или посредством

ИКТ. Современные цифровые технологии позволяют представлять информацию на уроке

не только в виде печатного текста, а также как аудио, изображение, видео, анимацию.

Согласно теории двойного кодирования Алана Пайвио, такое представление содержания

обучения намного удобнее, так как задействует одновременно несколько видов

восприятия у обучающихся, а именно визуальное и вербальное, в результате чего

повышается процент усвоения материала. Поэтому одним из актуальных направлений

внедрения

информационных

технологий

в

коррекционную

работу,

является

использование мультимедийных презентаций, видеоматериалов, видеороликов, которые

воспроизводятся с помощью ноутбука и (или) проектора.

Каждая непосредственно-образовательная деятельность должна быть комплексной,

то есть совмещать в себе традиционные и компьютерные средства коррекционного

обучения, отвечающие индивидуальным образовательным потребностям ребенка с ОВЗ.

Использование ИКТ в работе с детьми с ОВЗ открывает возможности:

-

представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать

иными способами;

-

создать

положительную

мотивацию

за

счет

использования

средств

привлечения внимания;

-

активизировать познавательную деятельность воспитанников;

-

оптимально

использовать

время

непосредственной

образовательной

деятельности;

-

видеть реакцию воспитанников, вовремя реагировать на изменяющуюся

ситуацию.

Совершенно очевидно, что использование ИКТ в психолого-педагогическом

сопровождении позволяет учитывать особые образовательные потребности детей с

множественными

(комплексными)

нарушениями

развития,

определяющиеся

специфическими закономерностями отклоняющегося развития: уменьшение доступных

каналов компенсации дефекта, резкое снижение средств компенсации, практически

полная невозможность получать информацию об окружающем по естественным каналам.

Исследователи,

занимающиеся

проблемой

множественных

нарушений,

единодушно отмечают тот факт, что психическое развитие при двойном или тройном

дефекте не сводится к сумме особенностей психического развития при каждом

нарушении, а образует новую, сложную структуру нарушений и требует особого

психолого-педагогического подхода (А. И. Мещеряков, Т. В. Розанова и др.) [3, с. 65].

Опыт зарубежных ученых по использованию ИКТ в образовательном процессе

убедительно доказывает возможность и целесообразность применения ИКТ в развитии

речи, познавательной деятельности [4, с. 163, 18].

Широкое освещение в работах отечественных авторов получили психолого-

педагогические аспекты применения компьютерных технологий в процессе формирования

картины мира, элементарных математических представлений [5, с. 162], развития

читательской деятельности, самостоятельной письменной речи и коммуникативных

умений у детей с ОВЗ (Е. Л. Гончарова, Т. К. Королевская, О. И. Кукушкина) [6, с. 20].

Включение

ИКТ

в

процесс

психолого-педагогического

сопровождения

дошкольников с множественными (комплексными) нарушениями развития – это

необходимость, продиктованная поиском эффективных подходов к обучению детей

данной категории [4, с. 3]. Повышение уровня информационной компетентности

педагогов и родителей приведет к модернизации процесса психолого-педагогического

сопровождения, повышая его эффективность и качество, углубляя межпредметные связи

за счёт использования современных средств подачи, получения и обработки информации.

Необходимость

поиска

новых

путей

решения

профессиональных

задач

в

образовательной деятельности с детьми с ОВЗ сподвигла коллектив педагогов-практиков

дошкольных организаций разработать дидактическую игру «ИГРАЛОЧКА».

Цель игры направлена на развитие познавательных процессов дошкольников с

особыми

образовательными

потребностями.

Выполняя

красочные

задания,

дети

расширяют знания об окружающей действительности, обогащают словарный запас,

развивают логическое мышление, зрительную и слуховую память, сообразительность.

Игра включает 2 блока:1 блок

–высшие психические

функции

2

блок–

нейропсихологические и кинезиологические приемы.

Главной особенностью, представленной авторской дидактической игры, является

ее коррекционно-развивающая направленность, реализуемая через информационно-

коммуникационные

технологии.

Использование

системы

заданий,

учитывающих

закономерности

речевого

развития

дошкольников

с

особыми

образовательными

потребностями, а также двигательные, психологические особенности детей, позволяет

оптимизировать

коррекционно-педагогический

процесс

и

значительно

повышать

мотивацию к обучению.

Дидактическая игра предназначена для использования на индивидуальных и

подгрупповых занятиях в ДОУ, охватывает логопедические группы для детей с ТНР, а

также группу компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом.

Рецензируемая авторская дидактическая игра, предназначена для использования в

своей

работе

учителям-дефектологам,

учителям-логопедам,

педагогам-психологам,

разработана в русле приоритетных направлений отечественной логопедии и направлена на

создание условий для повышения эффективности коррекционно-педагогической работы

по формированию готовности к школьному обучению детей дошкольного возраста с ОВЗ:

мимической и артикуляционной моторики,

общей моторики,

зрительно-моторной

координации, правильного произношения, связной речи, а также высших психических

функций, воспитанию познавательной активности, интереса и инициативы во время

непосредственной образовательной деятельности, логопедических занятиях, культуры

общения в учебно-игровой деятельности.

Рецензируемая авторская работа имеет обоснованную, грамотную структуру: в

пояснительной записке представлены актуальность, цель и задачи коррекционно-

педагогической работы по формированию психологической базы у детей с особыми

образовательными потребностями, а также требования знаниям, умениям, навыкам,

которыми должен овладеть дошкольник в ходе занятий; материалы в соответствии с

основными направлениями коррекционно-педагогической работы:

- формирование высших психических функций;

- развития мелкой, общей моторики;

- мимической моторики;

- артикуляционной моторики и др.

Основной структурной особенностью, рецензируемой авторской дидактической

игры, является ее коррекционно-развивающая направленность через информационно-

коммуникационные

технологии.

Использование

системы

заданий,

учитывающих

закономерности

речевого

развития

дошкольников

с

особыми

образовательными

потребностями, а также двигательные, психологические особенности детей, позволит

оптимизировать

коррекционно-педагогический

процесс

и

значительно

повысить

мотивацию к обучению.

Целевой группой являются дошкольники трёх логопедических групп с тяжёлыми

нарушениями речи (50 человек), а также воспитанники группы компенсирующей

направленности (10 человек). Общая численность детей – 60 (в возрасте от 3 до 7 лет).

Применение представленного игрового пособия в работе с воспитанниками

показала высокой результат сформированности у них высших психических функций.

Представленная авторами дидактическая игра позволит осуществить обучение через

использование

информационные

технологии

разнообразных

творческих

заданий,

направленных на совершенствование знаний умений и навыков, развивая одновременно

когнитивную функцию и активизируя речевую деятельность дошкольников с ОВЗ.

Рецензируемая

авторская

работа

заслуживает

положительной

оценки

и

представляет интерес для учителей-дефектологов, учителей-логопедов ДОУ, педагогов

начальной школы, воспитателей, родителей и может быть использована в коррекционно-

педагогической работе по формированию высших психических функций у дошкольников

с ОВЗ.

Таким образом, информационно-коммуникационные средства обучения являются

инструментом социальной интеграции людей с ОВЗ, поскольку облегчают им свободный

доступ к знаниям и информации.

Реализация инклюзивного образования, несомненно, способствует формированию

толерантного поведения обучающихся, развитию гуманной личности, способной к

сопереживанию.

В такой образовательной системе использование современных средств ИКТ

выступает

в

качестве

одного

из

средств

специальных

образовательных

и

реабилитационных технологий, представляющих собой совокупность организационных

структур и мероприятий, системных средств и методов, эффективно обеспечивающих

реализацию и усвоение образовательных программ. Реабилитационная и образовательная

деятельность проводятся с учетом действующих в образовательной среде ограничений по

срокам обучения, состоянию материально-технической базы, квалификации персонала,

интеллектуального, образовательного и реабилитационного потенциала обучаемых лиц и

их специальных образовательных потребностей.

При

условии

систематического

использования

электронных

мультимедиа

обучающих программ в образовательном процессе в сочетании с традиционными

методами

обучения

и

педагогическими

инновациями

значительно

повышается

эффективность

обучения

детей

с

особыми

образовательными

потребностями,

с

разноуровневой подготовкой. При этом происходит качественное усиление результата

образования вследствие одновременного воздействия нескольких технологий.

Конечно, применение ИКТ не решает всех проблем в образовании людей с

ограниченными возможностями здоровья. ИКТ лишь обеспечивают кардинальное

улучшение доступа к информации и поддержки коммуникаций и могут стать мощным

дидактическим и коммуникационным средством, которое в свою очередь закладывает

основание существенного прогресса в личном развитии, позволяя людям с особыми

образовательными потребностями полноценно участвовать в жизни общества.

Литература:

1.

Хохлова,

Н.

А.

Психолого-педагогическое

сопровождение

детей

с

ограниченными возможностями здоровья в процессе интегрированного обучения / Н. А.

Хохлова // Дефектология. – 2011. – № 6. – С. 20–24.

2. Arkhipova S. V., Bobkova O. V., Gamajunova A. N., Zolotkova E. V., Minayeva N.

G., Ryabova N. V., Babushkina L. E. (2017). Specific aspects of information and communication

technologies application by teachers within the inclusive education. Ponte. 73 (10). pp. 77–88.

3.

Мещеряков, А. И. Опыт обучения детей, страдающих множественными

дефектами / А. И. Мещеряков // Дефектология. – 1973. – № 3. – С. 65–69.

4.Arhipova, S. V. Features of the Information and Communication Technology

Application by the Subjects of Special Education / S. V. Arhipova, O. S. Sergeeva //

International Education Studies. – 2015. – Vol. 8. – No. 6. – pp. 162–170.

5.

Кукушкина, О. И. Как сделать видимыми скрытые проблемы в развитии ребенка:

метод. пособие к специализированной компьютерной программе «Мир за твоим окном» /

О. И. Кукушкина, Т. К. Королевская, Е. Л. Гончарова. – М.: Полиграф, 2004. – 144 с.

6.Кукушкина, О. И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы. Поиски.

Подходы / О. И. Кукушкина // Дефектология. – 1994. – № 5. – С. 3–9.