Напоминание

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ХОДЕ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Автор: Доброва Наталья Николаевна
Должность: ст. преподаватель
Учебное заведение: ГОУ "ПРИДНЕСТРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Т.Г. Шевченко" БЕНДЕРСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ФИЛИАЛ
Населённый пункт: г. Бендеры
Наименование материала: Методический материал
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ХОДЕ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В

ХОДЕ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Доброва Н.Н.

ст. преподаватель,

ГОУ «ПГУ им. Т.Г. ШЕВЧЕНКО»

Бендерский политехнический филиал

г. Бендеры

Закономерности изменений в сфере образования явились предпосылкой

для

введения

новых

федеральных

государственных

образовательных

стандартов (ФГОС).

ФГОС предполагает подход к обучению, основанный на компетенциях:

позволяет повысить мобильность учащихся;

повысить мотивацию учащихся к обучению;

повысить эффективность обучения;

формировать самые различные курсы обучения в зависимости от

потребности обучающихся и их исходного уровня (т. е. умений, знаний и

опыта, полученного в ходе ранее завершенного обучения или трудовой

деятельности);

Согласно варианту, представленному в Глоссарии терминов Европейского

фонда образования, компетенция определяется как:

1. Способность делать что-либо хорошо или эффективно.

2. Соответствие требованиям, предъявляемым при устройстве на работу.

3. Способность выполнять трудовые функции.

В литературе подчеркивается практическая направленность компетенций –

«Компетенция является ... сферой отношений, существующих между знанием

и действием в человеческой практике», а «Компетентностный подход

предполагает

значительное

усиление

практической

направленности

образования».

Авторы Ю. И. Илюшина и Н. А. Дмитриевская считают, что компетенция –

это «единство знаний, навыков и отношений в процессе профессиональной

деятельности, определяемых требованиями должности, конкретной ситуации

и бизнес-целями организации».

До недавнего времени феномен компетентности связывался более всего со

сферой

профессионального

образования.

Всегда

было

ясно,

что

компетентность не тождественна «прохождению курса», а связана с

некоторыми дополнительными предпосылками развития специалиста, его

собственным творческим потенциалом и качеством образования, которое он

получил.

Именно

в

профессиональной

школе,

ориентированной

на

компетентность,

зародились

такие

специфические

методы

подготовки

компетентных

специалистов,

как

задачный

подход,

имитационно-

моделирующий, проектный и контекстный способы обучения, интеграция

учебной и исследовательской работы.

Вместе с компетентностью в новой образовательной политике большое

значение

придается

ключевым

компетентностям

универсальным

компетентностям широкого спектра (радиуса) использования.

По мнению Э. Ф. Зеера, ключевые компетентности включают в себя

знания

общих

принципов

организации

технологических

процессов,

естественно-научных основ техники и технологии, умения применять

современные

орудия

труда,

средства

механизации

и

автоматизации,

использование современной информационной техники и т. д.

По мнению того же автора, более правильно называть их базовыми

компетентностями, тем самым подчеркивая их первичность по отношению к

другим метаобразовательным конструктором, и отнести к ним комплекс

универсальных знаний, отличающихся широким уровнем обобщения. Эти

интегральные знания включают общенаучные и общепрофессиональные

категории, понятия, принципы и закономерности функционирования науки,

техники и общества.

Основная идея профессионального образования заключается в том, чтобы

подготовить новое поколение работников, способных адаптироваться к

динамичному производству, легко переходить от одного вида труда к

другому, обладающих способностями, необходимыми для широкого круга

профессий. Т. е. понятие «ключевая квалификация» имеет самостоятельное

значение и не связано с определенной профессией. В отечественной

профессиональной

педагогике

традиционное

понимание

квалификации

существенно обогащается.

Так, Э. Ф. Зеер определяет квалификации как совокупность социальных и

профессиональных

квалификационных

требований,

предъявляемых

к

социальным и профессиональным способностям человека. А под ключевой

квалификацией понимает комплекс психологических качеств, способностей,

знаний, умений и навыков специалиста, обеспечивающий эффективное

выполнение определенной профессиональной функции (или нескольких

функций) и составляющий один из компонентов общей квалификации

работника.

При реализации профессионального модуля «Финансово-экономическое

планирование в секторе государственного и муниципального управления и

организация исполнения бюджетов бюджетной системы», который является

частью основной профессиональной образовательной программы подготовки

специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС, происходит освоение

основного

вида

профессиональной

деятельности:

«Финансово-

экономическое планирование в секторе государственного и муниципального

управления и организация исполнения бюджетов бюджетной системы» и

соответствующих профессиональных компетенций.

Программа

профессионального

модуля

формирует

у

обучающихся

следующие профессиональные компетенции:

1. Рассчитывать показатели проектов бюджетов бюджетной системы.

2. Обеспечивать исполнение бюджетов бюджетной системы.

3. Осуществлять контроль за совершением операций со средствами

бюджетов бюджетной системы.

4. Составлять бюджетные сметы казенных учреждений и планы финансово

– хозяйственной деятельности бюджетных и автономных учреждений.

С целью овладения указанными видом профессиональной деятельности и

соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в

ходе освоения профессионального модуля должен:

Иметь практический опыт:

формирования финансовых ресурсов организаций и осуществления

финансовых операций.

Уметь:

рассчитывать показатели проектов бюджетов бюджетной системы;

обеспечивать исполнение бюджетов бюджетной системы;

осуществлять контроль за совершением операций со средствами

бюджетов бюджетной системы;

составлять бюджетные сметы казенных учреждений и планы финансово

– хозяйственной деятельности бюджетных и автономных учреждений;

использовать бюджетное законодательство, подзаконные нормативные

правовые акты в своей профессиональной деятельности;

проводить мониторинг исполнения бюджетов бюджетной системы,

бюджетных смет и планов бюджетных и автономных учреждений;

применять

бюджетную

классификацию

в

профессиональной

деятельности;

составлять сводные перечни главных распорядителей (распорядителей)

и

получателей

бюджетных

средств,

главных

администраторов

и

администраторов доходов бюджета и источников финансирования дефицита

бюджета;

формировать

государственные

(муниципальные)

задания

для

государственных

(муниципальных)

учреждений

и

определять

размеры

субсидий;

формировать

реестры

расходных

обязательств

муниципального

образования;

проектировать предельные объемы бюджетных средств по главным

распорядителям (распорядителям) средств

бюджетов,

государственным

и муниципальным учреждениям;

проводить проверку платежных документов получателя бюджетных

средств, представленных для проведения кассовых выплат;

руководствоваться

действующими

законодательными и иными

нормативными правовыми актами, регулирующими порядок планирования и

финансирования

деятельности

государственных

и

муниципальных

учреждений;

рассчитывать

основные

показатели

деятельности

бюджетных

и

автономных\учреждений;

исчислять расходы на оплату труда работников государственных и

муниципальных учреждений;

использовать

утвержденные

методики

определения

расходов

на

содержание бюджетных и автономных учреждений;

составлять планы финансово-хозяйственной деятельности бюджетных и

автономных учреждений.

Знать:

законодательные и иные нормативные правовые акты, регулирующие

деятельность

органов

государственной

власти

и

органов

местного

самоуправления по вопросам организации бюджетного процесса,

межбюджетных отношений, финансово-экономического планирования;

структуру бюджетной системы , принципы ее построения;

бюджетные полномочия и муниципальных образований;

порядок определения дефицита бюджетов бюджетной системы

и

источников его финансирования;

особенности правового положения казенных, бюджетных и автономных

учреждений;

действующие

законодательные

и

нормативные

правовые

акты,

регулирующие

порядок

планирования

и

финансирования

деятельности

государственных и муниципальных учреждений.

Использование технологий компетентностного образования способствует

повышению

уровня

подготовки

специалистов

и

формирования

их

профессиональной

готовности,

поскольку

побуждает

обучающихся

к

активному

овладению

системой

знаний

и

умений,

творческого

их

использования в профессиональной деятельности; учит квалифицированно и

независимо

решать

профессиональные

задачи;

самостоятельно

формулировать проблемы, выбирать способы и средства их решения. А так

же самостоятельно строить и корректировать свою профессиональную

деятельность и ориентироваться в многообразии источников информации,

форм,

методов,

приемов,

средств

достижения

поставленной

цели;;

осуществлять рефлексию для дальнейшего профессионального, творческого

роста и социализации личности.

Библиографический список:

1. Зеер Э. Ф. Ключевые компетенции, определяющие качество образования

/ II науч.-практ. конф. Екатеринбург: РГППУ, 2017. Ч. 2. С. 22-25.

2.Илюшина Ю. И., Дмитриевская Н.А. Компетентностная модель: от идеи

к образовательной программе // Педагогика. 2018. № 10.

3. Glossariy-terminov-evropeyskogo-vysshego-obrazovaniya-utochnennaya-

versiya.html

ГЛОССАРИЙ ТЕРМИНОВ ЕВПЕЙСКОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

(уточненная версия)