Автор: Доброва Наталья Николаевна
Должность: ст. преподаватель
Учебное заведение: ГОУ "ПРИДНЕСТРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Т.Г. Шевченко" БЕНДЕРСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ФИЛИАЛ
Населённый пункт: г. Бендеры
Наименование материала: Методический материал
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ХОДЕ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В
ХОДЕ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Доброва Н.Н.
ст. преподаватель,
ГОУ «ПГУ им. Т.Г. ШЕВЧЕНКО»
Бендерский политехнический филиал
г. Бендеры
Закономерности изменений в сфере образования явились предпосылкой
для
введения
новых
федеральных
государственных
образовательных
стандартов (ФГОС).
ФГОС предполагает подход к обучению, основанный на компетенциях:
позволяет повысить мобильность учащихся;
повысить мотивацию учащихся к обучению;
повысить эффективность обучения;
формировать самые различные курсы обучения в зависимости от
потребности обучающихся и их исходного уровня (т. е. умений, знаний и
опыта, полученного в ходе ранее завершенного обучения или трудовой
деятельности);
Согласно варианту, представленному в Глоссарии терминов Европейского
фонда образования, компетенция определяется как:
1. Способность делать что-либо хорошо или эффективно.
2. Соответствие требованиям, предъявляемым при устройстве на работу.
3. Способность выполнять трудовые функции.
В литературе подчеркивается практическая направленность компетенций –
«Компетенция является ... сферой отношений, существующих между знанием
и действием в человеческой практике», а «Компетентностный подход
предполагает
значительное
усиление
практической
направленности
образования».
Авторы Ю. И. Илюшина и Н. А. Дмитриевская считают, что компетенция –
это «единство знаний, навыков и отношений в процессе профессиональной
деятельности, определяемых требованиями должности, конкретной ситуации
и бизнес-целями организации».
До недавнего времени феномен компетентности связывался более всего со
сферой
профессионального
образования.
Всегда
было
ясно,
что
компетентность не тождественна «прохождению курса», а связана с
некоторыми дополнительными предпосылками развития специалиста, его
собственным творческим потенциалом и качеством образования, которое он
получил.
Именно
в
профессиональной
школе,
ориентированной
на
компетентность,
зародились
такие
специфические
методы
подготовки
компетентных
специалистов,
как
задачный
подход,
имитационно-
моделирующий, проектный и контекстный способы обучения, интеграция
учебной и исследовательской работы.
Вместе с компетентностью в новой образовательной политике большое
значение
придается
ключевым
компетентностям
–
универсальным
компетентностям широкого спектра (радиуса) использования.
По мнению Э. Ф. Зеера, ключевые компетентности включают в себя
знания
общих
принципов
организации
технологических
процессов,
естественно-научных основ техники и технологии, умения применять
современные
орудия
труда,
средства
механизации
и
автоматизации,
использование современной информационной техники и т. д.
По мнению того же автора, более правильно называть их базовыми
компетентностями, тем самым подчеркивая их первичность по отношению к
другим метаобразовательным конструктором, и отнести к ним комплекс
универсальных знаний, отличающихся широким уровнем обобщения. Эти
интегральные знания включают общенаучные и общепрофессиональные
категории, понятия, принципы и закономерности функционирования науки,
техники и общества.
Основная идея профессионального образования заключается в том, чтобы
подготовить новое поколение работников, способных адаптироваться к
динамичному производству, легко переходить от одного вида труда к
другому, обладающих способностями, необходимыми для широкого круга
профессий. Т. е. понятие «ключевая квалификация» имеет самостоятельное
значение и не связано с определенной профессией. В отечественной
профессиональной
педагогике
традиционное
понимание
квалификации
существенно обогащается.
Так, Э. Ф. Зеер определяет квалификации как совокупность социальных и
профессиональных
квалификационных
требований,
предъявляемых
к
социальным и профессиональным способностям человека. А под ключевой
квалификацией понимает комплекс психологических качеств, способностей,
знаний, умений и навыков специалиста, обеспечивающий эффективное
выполнение определенной профессиональной функции (или нескольких
функций) и составляющий один из компонентов общей квалификации
работника.
При реализации профессионального модуля «Финансово-экономическое
планирование в секторе государственного и муниципального управления и
организация исполнения бюджетов бюджетной системы», который является
частью основной профессиональной образовательной программы подготовки
специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС, происходит освоение
основного
вида
профессиональной
деятельности:
«Финансово-
экономическое планирование в секторе государственного и муниципального
управления и организация исполнения бюджетов бюджетной системы» и
соответствующих профессиональных компетенций.
Программа
профессионального
модуля
формирует
у
обучающихся
следующие профессиональные компетенции:
1. Рассчитывать показатели проектов бюджетов бюджетной системы.
2. Обеспечивать исполнение бюджетов бюджетной системы.
3. Осуществлять контроль за совершением операций со средствами
бюджетов бюджетной системы.
4. Составлять бюджетные сметы казенных учреждений и планы финансово
– хозяйственной деятельности бюджетных и автономных учреждений.
С целью овладения указанными видом профессиональной деятельности и
соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в
ходе освоения профессионального модуля должен:
Иметь практический опыт:
формирования финансовых ресурсов организаций и осуществления
финансовых операций.
Уметь:
рассчитывать показатели проектов бюджетов бюджетной системы;
обеспечивать исполнение бюджетов бюджетной системы;
осуществлять контроль за совершением операций со средствами
бюджетов бюджетной системы;
составлять бюджетные сметы казенных учреждений и планы финансово
– хозяйственной деятельности бюджетных и автономных учреждений;
использовать бюджетное законодательство, подзаконные нормативные
правовые акты в своей профессиональной деятельности;
проводить мониторинг исполнения бюджетов бюджетной системы,
бюджетных смет и планов бюджетных и автономных учреждений;
применять
бюджетную
классификацию
в
профессиональной
деятельности;
составлять сводные перечни главных распорядителей (распорядителей)
и
получателей
бюджетных
средств,
главных
администраторов
и
администраторов доходов бюджета и источников финансирования дефицита
бюджета;
формировать
государственные
(муниципальные)
задания
для
государственных
(муниципальных)
учреждений
и
определять
размеры
субсидий;
формировать
реестры
расходных
обязательств
муниципального
образования;
проектировать предельные объемы бюджетных средств по главным
распорядителям (распорядителям) средств
бюджетов,
государственным
и муниципальным учреждениям;
проводить проверку платежных документов получателя бюджетных
средств, представленных для проведения кассовых выплат;
руководствоваться
действующими
законодательными и иными
нормативными правовыми актами, регулирующими порядок планирования и
финансирования
деятельности
государственных
и
муниципальных
учреждений;
рассчитывать
основные
показатели
деятельности
бюджетных
и
автономных\учреждений;
исчислять расходы на оплату труда работников государственных и
муниципальных учреждений;
использовать
утвержденные
методики
определения
расходов
на
содержание бюджетных и автономных учреждений;
составлять планы финансово-хозяйственной деятельности бюджетных и
автономных учреждений.
Знать:
законодательные и иные нормативные правовые акты, регулирующие
деятельность
органов
государственной
власти
и
органов
местного
самоуправления по вопросам организации бюджетного процесса,
межбюджетных отношений, финансово-экономического планирования;
структуру бюджетной системы , принципы ее построения;
бюджетные полномочия и муниципальных образований;
порядок определения дефицита бюджетов бюджетной системы
и
источников его финансирования;
особенности правового положения казенных, бюджетных и автономных
учреждений;
действующие
законодательные
и
нормативные
правовые
акты,
регулирующие
порядок
планирования
и
финансирования
деятельности
государственных и муниципальных учреждений.
Использование технологий компетентностного образования способствует
повышению
уровня
подготовки
специалистов
и
формирования
их
профессиональной
готовности,
поскольку
побуждает
обучающихся
к
активному
овладению
системой
знаний
и
умений,
творческого
их
использования в профессиональной деятельности; учит квалифицированно и
независимо
решать
профессиональные
задачи;
самостоятельно
формулировать проблемы, выбирать способы и средства их решения. А так
же самостоятельно строить и корректировать свою профессиональную
деятельность и ориентироваться в многообразии источников информации,
форм,
методов,
приемов,
средств
достижения
поставленной
цели;;
осуществлять рефлексию для дальнейшего профессионального, творческого
роста и социализации личности.
Библиографический список:
1. Зеер Э. Ф. Ключевые компетенции, определяющие качество образования
/ II науч.-практ. конф. Екатеринбург: РГППУ, 2017. Ч. 2. С. 22-25.
2.Илюшина Ю. И., Дмитриевская Н.А. Компетентностная модель: от идеи
к образовательной программе // Педагогика. 2018. № 10.
3. Glossariy-terminov-evropeyskogo-vysshego-obrazovaniya-utochnennaya-
versiya.html
ГЛОССАРИЙ ТЕРМИНОВ ЕВПЕЙСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
(уточненная версия)