Рабочая программа курса "Художественное творчество: "станем волшебниками"

Автор: Алексеева Оксана Рафаильевна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №91"
Населённый пункт: город Кемерово, Кемеровская область
Наименование материала: учебная программа
Тема: Рабочая программа курса "Художественное творчество: "станем волшебниками"
Дата публикации: 16.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 91» «Утверждаю» Директор:_____________ Маркова Т.В «___»___________2015 г. «Согласовано» Зам. директора по УВР ___________ Лысак Л.М. «___»___________2015 г. Рассмотрено на заседании Методического совета Протокол № _________ «___»____________2015 г.
Рабочая программа курса
«Художественное творчество: «станем волшебниками» Разработала: Алексеева Оксана Рафаильевна учитель технологии высшей квалификационной категории. Кемерово, 2015

Пояснительная записка Рабочая программа курса «Художественное творчество: «станем волшебниками» разработана на основе Примерных программ для внеурочных занятий с учащими ся 1-4 классов на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и программы курса «Художественное творчество: «станем волшебниками» Т.Н. Просняковой. Программа предназначена для внеурочных занятий с обучающимися 1 – 4 классов. Методологической основой курса является системно - деятельностный подход в начальном обучении. Занятия по данному курсу знакомят детей с огромным миром прикладного творчества, помогают освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями. Кроме решения задач художественного воспитания, данная программа развивает интеллектуально-творческий потенциал обучающихся, предоставляя каждому ребёнку широкие возможности для самореализации и самовыражения, познания и раскрытия собственных способностей, проявления инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Основное внимание при изучении курса уделяется духовно- нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:  патриотизма – через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;  трудолюбия – привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.;  творческого отношения к учению, труду, жизни;  формирования представлений об этических ценностях (восприятие красоты природы, знакомство с художественными ценностями материального мира, эстетической выразительностью предметов рукотворного мира, эстетикой труда и трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);  бережного отношения к природе, окружающей среде (в процессе работы с природным материалом, создания из различного материала образов картин природы, животных и др.);
 ценностного отношения к здоровью (освоение приёмов безопасной работы с инструментами, понимание необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.) Наряду с вышеназванными, курс «Художественное творчество: «станем волшебниками» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых: - интеграция предметных областей для формирования целостной картины мира и развития универсальных учебных действий; - формирование информационной грамотности современного школьника; - развитие метапредметных умений.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ



Целью
данного курса является формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций, воспитание творческой личности, способной осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно – прикладного искусства.


Задачи курса:
 развить творческий потенциал детей средствами художественного труда;  формировать прикладные умения и навыки;  воспитывать интерес к активному познанию истории материальной культуры своего и других народов, уважительное отношение к труду.
Продолжительность:
Программа включает в себя 135 занятий 1 час в неделю и рассчитана на четыре года обучения: 33 часа в 1 классе, 34 часа во 2 классе. 34 часа в 3 классе, 34 часа в 4 классе.
Основное направление:
художественное творчество.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ

1 уровень -
приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности.
2 уровень -
использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно – конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
3 уровень -
приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для
выполнения учебно – познавательных и проектных художественно- конструкторских задач.
Личностные универсальные учебные действия

у обучающегося будут сформированы:
 широкая мотивационная основа художественно-творчес кой деятельности, включающая социальные, учебно-познава тельные и внешние мотивы;  устойчивый познавательный интерес к новым видам прикладного творчества, новым способам исследования техно - логий и материалов, новым способам самовыражения;  адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования
:  внутренней позиции на уровне понимания необходимос ти творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни;  выраженной познавательной мотивации;  устойчивого интереса к новым способам познания;  адекватного понимания причин успешности/неуспеш ности творческой деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия:
 Обучающийся научится:  принимать и сохранять учебно-творческую задачу;  учитывать выделенные в пособиях этапы работы;  планировать свои действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль;  адекватно воспринимать оценку учителя;  различать способ и результат действия;  вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.
Обучающийся получит возможность научиться:
 проявлять познавательную инициативу;
 учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;  преобразовывать практическую задачу в познавательную;  самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
о
бучающийся

научится:
 осуществлять поиск нужной информации для выполне ния художественно-творческой задачи с использованием учеб ной и дополнительной литературы в открытом информацион ном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;  использовать знаки, символы, модели, схемы для реше ния познавательных и творческих задач и представления их результатов;  высказываться в устной и письменной форме;  анализировать объекты, выделять главное;  осуществлять синтез (целое из частей);  проводить сравнение, классификацию по разным критериям;  устанавливать причинно-следственные связи;  строить рассуждения об объекте;  обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);  подводить под понятие;  устанавливать аналогии;  проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
 осуществлять расширенный поиск информации в соот ветствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;  осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;  использовать методы и приемы художественно-твор ческой деятельности в основном учебном процессе и повсе дневной жизни.
Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

 понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;  учитывать разные мнения;  формулировать собственное мнение и позицию;  договариваться, приходить к общему решению;  соблюдать корректность в высказываниях;  задавать вопросы по существу;  использовать речь для регуляции своего действия;  стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ;  контролировать действия партнера;  владеть монологической и диалогической формами речи.
ОСНОВНЫЫ РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ

Разделы
1 год обучения 2 год обучения 3 год обучения 4 год обучения 1. Аппликация и моделирование 12 12 2. Оригами и аппликация из деталей оригами 15 18 3. Работа с пластическими материалами. 6 4 6 8 4. Работа с бумагой и картоном 12 12 5. Текстильные материалы 8 8 Модульное оригами 8 6 Итого:
33

34

34

34

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ
Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие обучающихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и совершенствование определённых технологических навыков. Программа позволяет ребёнку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение того или иного материала в окружающей жизни.
Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам позволяет обнаружить многообразные тесные взаимосвязи между изучаемыми явлениями, повышает качество освоения программного материала, мотивированность обучающихся. Программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчёт необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира), литературное чтение и русский язык (внимательное отношение к слову, точность формулировок, понимание значении и назначения инструкций, алгоритмов и т.п.). Программа содержит развивающие задания поискового и творческого характера, стимулируя развитие исследовательских навыков и обеспечивая индивидуализацию. Кроме того, ученик всегда имеет возможность выбрать задание, учитывая степень его сложности, заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами. Формирование информационной грамотности происходит на основе использования информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. В программу включены задания, направленные на активный поиск новой информации – в книгах, словарях, справочниках. Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения). Развитие коммуникативной компетентности осуществляется за счёт приобретения опыта коллективного взаимодействия (работа в парах, в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники), формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребёнка. Социализирующую функцию курса обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей. У ребёнка формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации. Повышению мотивации способствует создание положительного эмоционального фона, стимулирующего состояние вдохновения, желание творить, при котором легче усваиваются навыки и приёмы, активизируются фантазия и изобретательность. Произведения, созданные в этот момент детьми, невозможно сравнить с результатом рутинной работы. Поддержанию
интереса способствует то, что учебные пособия содержат разного рода информацию, расширяющую представления об изображаемых объектах, позволяющую анализировать и определять целевое назначение поделки. Существенную помощь в достижении поставленных задач оказывает методически грамотно построенная работа с учебными пособиями. На первом этапе ребёнок наблюдает, анализирует изображение поделки, пытается понять, как она выполнена, из каких материалов. Далее он должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий. В большинстве случаев основные этапы работы показаны в пособиях в виде схем и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать приёмы и методы, учиться применять их на других материалах. Задача каждого занятия – освоение нового технологического приёма или комбинация ранее известных приёмов, а не точное повторение поделки, предложенной в пособии. Такой подход позволяет оптимально учитывать возможности каждого обучающегося, поскольку допускаются варианты как упрощения, так и усложнения задания. Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел. Организовывается работа по поиску альтернативных возможностей, подбору других материалов вместо заданных, анализируя при этом существенные и несущественные признаки для данной работы. Работа по программе основана на книгах серии «Любимый образ»: «Бабочки», «Собачки», «Кошки», «Цветы», «Деревья», рабочих тетрадях «Школа волшебников» (1 класс), «Волшебные секреты» (2 класс) и книге «Забавные фигурки. Модульное оригами». Курс «Художественное творчество: «станем волшебниками» является логическим продолжением основного курса «Технология», разработанного в системе развивающего обучения Л.В.Занкова, но он так же может быть использовании в работе с обучающимися, занимающимися по другим программам.
Книги серии «Любимый образ»
предлагают в каждом издании рассмотреть одну из популярных тем в изобразительном и прикладном творчестве (бабочки, собачки, кошки, цветы, деревья), но делать это разными способами, при помощи разных материалов и технологий. Кроме того, в книгах предусмотрена интеграция различных предметных областей – не просто создание образов живой природы, но и параллельное ознакомление с их основными биологическими особенностями, интересными фактами.
Книги дополнены стихами, сказками и легендами о создаваемых персонажах, что даёт возможность устраивать инсценировки и театрализации с поделками собственного изготовления. Математический аппарат необходим для расчётов, вычислений, построения чертежей. При создании художественных образов используются так же средства художественной выразительности, которые дети осваивают на уроках изобразительного искусства. Многие задания в учебных пособиях предполагают разные виды коллективного творчества: работа в парах, в малых и больших группах, коллективный творческий проект, инсценировки, коллективные игры и праздники.
Книга «Забавные фигурки. Модульное оригами»
посвящена работе с одной техникой – конструированию из модулей, сложенных в технике оригами. Эта техника имеет большой развивающий потенциал, помогая раскрыть конструкторские способности ребёнка и художественно-образное мышление. Освоив основные базовые приёмы, дети самостоятельно смогут конструировать разнообразные изделия по своему выбору. Так же программа «Художественное творчество» дополнена заданиями информационно-практического характера, связанными с работой на компьютере в ограниченном интернет-пространстве. Детям предлагаются разные виды работы – от поиска информации до ведения собственной интернет-странички на сайте Страна Мастеров (посвящённом предметной области «Технология».
Формы и режим занятий
Базовые формы учебных занятий: художественное творчество, информационные, постановочные, общение с мастерами и любителями прикладного искусства. Художественное творчество – непосредственно процесс создания изделия по образцу с внесением своих изменений или по собственному замыслу. Информационное занятие предполагает беседы и сообщения. Фронтальная беседа – специально организованный диалог, в ходе которого учитель руководит обменом мнениями по какому-либо вопросу (проблеме). Назначение сообщений состоит в квалифицированном комментировании какой-либо проблемы, которое позволяет слушателю сориентироваться в информации.
Постановочные занятия (инсценировки, театрализация с поделками собственного изготовления) – творческий процесс создания мини представления.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 КЛАСС- 33 часа

Аппликация и моделирование – 12ч.
Аппликация из природных материалов на картоне. Аппликация из геометрических фигур. Аппликация из пуговиц. Мозаика из бисера и пайеток. Аппликация из круглых салфеток. Динамическая открытка с аппликацией Моделирование из бумаги и проволоки. Самостоятельное творчество.
Оригами и аппликация из деталей оригами- 15ч.
Композиция из выпуклых деталей оригами. Сказочные образы в технике оригами. Оригами из кругов. Архитектурные сооружения в технике оригами. Коллективные композиции в технике оригами.
Работа с пластическими материалами- 6ч.
Отпечатки на пластилине
.
Рисование пластилином
.
Обратная мозаика на прозрачной основе
.
Моделирование из природных материалов на пластилиновой основе
.
Разрезание смешанного пластилина проволокой.
2 КЛАСС- 34часа

Аппликация и моделирование – 12ч.
Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги. Аппликация из птичьих перьев. Аппликация из ткани. Аппликация из деталей оригами. Мозаика из ватных комочков. Прорезная аппликация. Выпуклая мозаика из плотной бумаги. Многослойное торцевание на плоскости. Самостоятельное творчество.
Оригами и аппликация из деталей оригами- 18ч.
Складывание из прямоугольника. Складывание из квадрата динамических игрушек. Складывание гармошкой. Аппликация из одинаковых деталей оригами. Оригами из фантиков и чайных пакетиков.
Оригами
.
Сюжетная композиция из деталей оригами на плоскости
.
Объемная композиция из деталей оригами. Коллективная работа Оригами из кругов. Соединение различных техник в одной работе.
Работа с пластическими материалами- 4ч.
Раскатывание и обрубовка пластилина. Выпуклая аппликация из пластилина. Торцевание на пластилине. Разрезание слоеного пластилина.
3 КЛАСС-34 часа.

Работа с бумагой и картоном-12ч.
Самостоятельное творчество.
Текстильные материалы- 8ч.
Приклеивание ниток по спирали. Аппликация из ткани и ниток
Модульное оригами – 8ч.
Дополнительные материалы по выбору с сайта Страна Мастеров Обрывная аппликация
.
Скручивание в жгут
.
Аппликации
.
Скатывание в комок. Мозаика. Гофрированный конструктор
.
Моделирование из полос
.
Плетение из бумаги. Аппликация. Мозаика из объемных деталей оригами. Коллективная работа. Мозаика из плоских деталей. Объемные изделия в технике оригами. Симметричное вырезание. Рисование ватой по бархатной бумаге. Моделирование из конусов. Надрезание бахромой, скручивание в жгут. Объемное конструирование из деталей оригами. Моделирование из бумажных салфеток. Простое торцевание на бумажной основе. Объемные украшения для костюма из бумаги. Аппликация из резаных нитей
.
Изонить
.
Аппликация из ткани, приклеенной на бумагу. Модуль кусудамы «Супершар». Художественные образы на основе этого модуля. Объемные изделия из треугольных модулей. Художественные образы из треугольных модулей.

Работа с пластическими материалами- 6ч.
Разрезание пластилина, аппликация.
4 КЛАСС- 34 часа.

Работа с бумагой и картоном-12ч.
Прорезание канцелярским ножом. Конструирование игрушки с подвижными деталями.
Текстильные материалы- 6ч.
Аппликация из ткани. Вязание крючком. Шитье мягкой игрушки.
Модульное оригами – 8ч.
Конструирование птиц сложной формы
.
Конструировании цветов
.
Конструирование животных.
Работа с пластическими материалами- 8ч.
Раскатывание пластилина, получение плоских изображений. Разрезание пластилина. Мозаика из разрезных деталей. Пластилиновые нити, продавленные сквозь сито. Аппликация с раздвижкой. Оригами из окрашенной бумаги. Коллаж из различных материалов. Объемное моделирование из бумаги. Веерное гофрирование. Трубочки из газетной бумаги. Разрезание многослойной пластилиновой заготовки сложной формы. Техника «пластилиновые нити» в сочетании с другими техниками. Лепка из пластилина на проволочном каркасе. Резьба по пластилину. Надрезание пластилина проволокой.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1класс


п/п

Наименование разделов,

тем

Все

го

час

ов

Кол-во

часов

Виды учебной и

художественной

деятельности
аудитор но внеауд
1

Аппликация и

моделирование

12

7

5
Осваивать историю возникновения бумаги и картона. Знакомство с понятиями: аппликация, орнамент, оригами, мозаика. Со свойствами бумаги и картона, со способами их обработки, а также последовательность выполнения работ и инструментами, используемые в процессе работы, с правилами использования инструментами. Выполнять и оформлять изделия из бумаги и картона в технике рваной мозаики, пластичной полоски и др. видах аппликации. Определять виды аппликаций: по форме - выпуклые, плоскостные; по цвету - одноцветные и многоцветные; по тематике – предметные, декоративные и сюжетные. Осваивать приемы оформления изделий из бумаги и картона с помощью аппликации. Выполнять аппликацию из геометрических фигур по заданному образцу. Аппликация из природных материалов на картоне 2 1 1 Аппликация из геометрических фигур 2 1 1 Аппликация из пуговиц 1 1 Мозаика из бисера и пайеток 1 1 Аппликация из круглых салфеток 1 1 Динамическая открытка с аппликацией 2 1 1 Моделирование из бумаги и проволоки 1 1 Выпуклая аппликация. Коллективная работа 2 1 1 Самостоятельное творчество 1
2

Оригами и аппликация

из деталей оригами

15

9

6
Осваивать «Историю возникновения и развития
оригами. Базовые понятия оригами: «складка», «базовая форма», «линия сгиба», «перегнуть», «вогнуть», «отрезать», «надрезать», «вставить одну деталь в другую», «оторвать (надорвать)». Техника выполнения фигурок, основанных на базовых формах. Выполнять операции и фигурки, основанных на базовых понятиях и формах. Отработка способов складывания всем известных и неизвестных форм. Складывание из прямоугольника 1 1 Складывание из квадрата динамических игрушек 1 1 Складывание гармошкой 1 1 Аппликация из одинаковых деталей оригами 2 1 Оригами из фантиков и чайных пакетиков 1 1 Композиция из выпуклых деталей оригами 2 1 1 Сказочные образы в технике оригами 1 1 Оригами из кругов 2 1 1 Архитектурные сооружения в технике оригами 2 1 1 Коллективные композиции в технике оригами 2 1 1
3

Работа с пластическими

материалами.

6

4

2
Осваивать историю возникновения пластилина, основные технологические сведения и приемы обработки. Узнать о профессии «гончар». Познакомиться с приемами лепки из пластилина. Уметь работать со смешению цветов пластилина, используя стеку. Отпечатки на пластилине 1 1 Рисование пластилином 2 1 1 Обратная мозаика на прозрачной основе 1 1 Моделирование из природных материалов на пластилиновой основе 1 1 Разрезание смешанного пластилина проволокой 1 1
ИТОГО:

33

20

13


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 класс


п/п

Наименование разделов,

тем

Все

го

час

ов

Кол-во

часов

Виды учебной и

художественной

деятельности
аудит орно внеауд
1

Аппликация и

моделирование

12

8

4
Осмысливать основы чертежа (линии, размеры), его элементы и особенности (фронтальный вид). Планирование и организация рабочего места. Осваивать технологические операции: разметка материалов с помощью шаблонов, линейки и угольника; обработка их различными ручными инструментами (резание, прокалывание, сгибание, складывание и т.д.). Выполнять соединение деталей, сборка с помощью клея, ниток, проволоки. Исследовать собственные проекты нестандартной формы, моделировать детали и разные варианты композиций Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги 2 1 1 Аппликация из птичьих перьев 2 1 1 Аппликация из ткани 2 1 1 Аппликация из деталей оригами 1 1 Мозаика из ватных комочков 1 1 Прорезная аппликация 1 1 Выпуклая мозаика из плотной бумаги 1 1 Многослойное торцевание на плоскости 1 1 Самостоятельное творчество 1 1
2

Оригами и аппликация

из деталей оригами

18

10

8
Осваивать историю возникновения и развития древней и японской техники складывания из бумаги – «оригами», ее характерные особенности. Знакомство с такими понятиями как: «складка-молния», «тянуть- тащить», «невидимая или воображаемая линия», Обрывная аппликация 2 1 1 Скручивание в жгут. Аппликации 1 1 Скатывание в комок. Мозаика 2 1 1 Гофрированный конструктор 1 1 Моделирование из полос 1 1
«равные углы», «вогнутый угол». Выполнять деление квадратного и прямоугольного места на равные части (четное и нечетное кол-во частей) двумя способами. Складывать новые базовые формы (усложнённые). Осваивать фигурки, основой которых являются базовые формы: б/ф «Двойной треугольник», «Двойной квадрат», «Воздушный змей». Плетение из бумаги. Аппликация 2 1 1 Мозаика из объемных деталей оригами. Коллективная работа 1 1 Мозаика из плоских деталей оригами 2 1 1 Сюжетная композиция из деталей оригами на плоскости 2 1 1 Объемная композиция из деталей оригами. Коллективная работа 1 1 Оригами из кругов 1 1 Соединение различных техник в одной работе 2 1 1
3

Работа с пластическими

материалами.

4

2

2
Осваивать историю возникновения пластилина, основные технологические сведения и приемы обработки. Узнать о профессии «гончар». Познакомиться с приемами лепки из пластилина. Уметь работать со смешению цветов пластилина, используя стеку. Раскатывание и обрубовка пластилина 1 1 Выпуклая аппликация из пластилина 1 1 Торцевание на пластилине 1 1 Разрезание слоеного пластилина 1 1
ИТОГО

34

20

14


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3 класс


п/п

Наименование разделов,

тем

Все

го

час

ов

Кол-во

часов

Виды учебной и

художественной

деятельности
аудит орно внеауд
1

Работа с бумагой и

картоном.

12

7

5
Осмысливать основы чертежа (линии, размеры), его элементы и особенности (фронтальный вид). Планирование и организация рабочего места. Осваивать технологические операции: разметка материалов с помощью шаблонов, линейки и угольника; обработка их различными ручными инструментами (резание, прокалывание, сгибание, складывание и т.д.). Выполнять соединение деталей, сборка с помощью клея, ниток, проволоки. Исследовать собственные проекты нестандартной формы, моделировать детали и разные варианты композиций Объемные изделия в технике оригами 1 1 Симметричное вырезание 1 1 Рисование ватой по бархатной бумаге 2 1 1 Моделирование из конусов 1 1 Надрезание бахромой, скручивание в жгут 1 1 Объемное конструирование из деталей оригами 1 1 Моделирование из бумажных салфеток 1 1 Простое торцевание на бумажной основе 1 1 Объемные украшения для костюма из бумаги 1 1 Самостоятельное твворчество 2 2
2

Текстильные материалы

8

5

3
Осмысливать знания о текстильных материалах и их видах, применять приемы на практике. Выполнять приемы творческой деятельности, технология создания эскиза. Осваивать планирование, Аппликация из резаных нитей 2 1 1 Изонить 2 1 1 Аппликация из ткани, приклеенной на бумагу 1 1 Приклеивание ниток по спирали 2 1 1
разметку, резание текстиля ножницами, складывание, соединение деталей из текстиля и картона. Планировать и организовывать рабочее место Аппликация из ткани и ниток 1 1
3

Модульное оригами

8

3

5
Осваивать новые факты из истории возникновения и развития оригами. Применять понятия как: «линия сгиба долиной», «линия сгиба горкой», «двойная складка», «рыбья складка», «лягушачья складка», с техникой их выполнения. Модуль кусудамы «Супершар». Художественные образы на основе этого модуля 2 1 1 Объемные изделия из треугольных модулей 2 1 1 Художественные образы из треугольных модулей 2 1 1 Дополнительные материалы по выбору с сайта Страна Мастеров 2 2
4

Работа с пластическими

материалами.

6

3

3
Осваивать историю возникновения пластилина, основные технологические сведения и приемы обработки. Узнать о профессии «гончар». Познакомиться с приемами лепки из пластилина. Уметь работать со смешению цветов пластилина, используя стеку. Раскатывание пластилина, получение плоских изображений 2 1 1 Разрезание пластилина. Мозаика из разрезных деталей 2 1 1 Пластилиновые нити, продавленные сквозь сито 1 1 Разрезание пластилина, аппликация 1 1
ИТОГО:

34

18

16


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
4 класс


п/п

Наименование разделов,

тем

Все

го

час

ов

Кол-во

часов

Виды учебной и

художественной

деятельности
аудит орно внеауд
1

Работа с бумагой и

картоном

12

7

5
Повторение и закрепление знаний о «чертеже» и его особенностях. Приемы творческой деятельности, технология создания эскиза. Планирование, разметка, резание бумаги ножницами, складывание, соединение деталей из бумаги и картона. Коллективное планирование предстоящей работы. Планирование и организация рабочего места Аппликация с раздвижкой 1 1 Оригами из окрашенной бумаги 1 1 Коллаж из различных материалов 2 1 1 Объемное моделирование из бумаги 2 1 1 Веерное гофрирование 1 1 Трубочки из газетной бумаги 2 1 1 Прорезание канцелярским ножом 1 1 Конструирование игрушки с подвижными деталями 2 1 1
2

Текстильные материалы

6

4

2
Осмысливать знания о текстильных материалах и их видах, применять приемы на практике. Выполнять приемы творческой деятельности, технология создания эскиза. Уметь выполнять вязание крючком петель с накидом и без накида, вязать простейшие изделия Аппликация из ткани. 2 1 1 Вязание крючком 2 1 1 Шитье мягкой игрушки 2 2
3

Модульное оригами.

8

3

5
Лепка сложной формы разными приемами, в том числе и приемами, используемыми в народных Конструирование птиц сложной формы 3 1 2 Конструирование цветов 2 1 1
художественных промыслах. Лепка низким и высоким рельефом (барельеф и горельеф). Конструирование животных 3 1 2
4

Работа с пластическими

материалами.

8

4

4
Осваивать историю возникновения пластилина, основные технологические сведения и приемы обработки. Узнать о профессии «гончар». Познакомиться с приемами лепки из пластилина. Уметь работать со смешению цветов пластилина, используя стеку. Разрезание многослойной пластилиновой заготовки сложной формы 1 1 Техника «пластилиновые нити» в сочетании с другими техниками 2 1 1 Лепка из пластилина на проволочном каркасе 1 1 Резьба по пластилину 3 1 2 Надрезание пластилина проволокой 1 1
ИТОГО:

34

18

16

Оценка планируемых результатов освоения программы
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портофолио. Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий Выставки могут быть:  однодневные — проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;  постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;  тематические — по итогом изучения разделов, тем;  итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.
Таким образом, нетрадиционные формы уроков помогают учителю раскрыть свой творческий потенциал, а вместе с тем они помогают творчески раскрываться самим учащимся, пробуждая в них познавательную активность. Готовить на уроке творчески активную личность, заинтересованную во все более самостоятельном познании не только можно, но и нужно, так как этого требует от нас образовательный стандарт. И в этом нам могут помочь не только отработанные в педагогической практике традиционные уроки, но и распространенные за последние годы нетрадиционные формы уроков.
ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ
1) Конкурс поделок; 2) Проектирование изделий по заданию учителя; 3) Изготовление поделок творческого характера по самостоятельным наблюдениям из разных видов материалов.
Литература для обучающихся: Учебные пособия: - Проснякова Т.Н. Школа волшебников: рабочая тетрадь по технологии для 1 класса. – Самара: Издательский дом «Фёдоров»: Издательство «Учебная литература», 2012. - Проснякова Т.Н. Книги серии «Любимый образ»: «Бабочки», «Собачки», «Кошки», «Цветы», «деревья». – Самара: Издательский дом «Фёдоров»: Издательство «Учебная литература». Литература для учителя: - Проснякова Т.Н. Забавные фигурки. Модульное оригами. – М.: АСТ- ПРЕСС КНИГА, 2012. (Золотая библиотека увлечений). - Интернет-сайт Страна Мастеров: Специфическое сопровождение (оборудование): - проекционная техника; - компьютер.

Календарно-тематическое планирование
1класс


п/п

Наименование разделов, тем
Всего часов подраз дел тема Сроки проведения
1

Аппликация и моделирование

12
Аппликация из природных материалов на картоне 2 сентябрь Аппликация из геометрических фигур 2 сентябрь Аппликация из пуговиц 1 сентябрь Мозаика из бисера и пайеток 1 октябрь Аппликация из круглых салфеток 1 октябрь Динамическая открытка с аппликацией 2 октябрь Моделирование из бумаги и проволоки 1 ноябрь Выпуклая аппликация. Коллективная работа 2 ноябрь Самостоятельное творчество
2

Оригами и аппликация из деталей

оригами

15
Складывание из прямоугольника 1 декабрь Складывание из квадрата динамических игрушек 1 декабрь Складывание гармошкой 1 декабрь Аппликация из одинаковых деталей оригами 2 январь Оригами из фантиков и чайных пакетиков 1 февраль Композиция из выпуклых деталей оригами 2 февраль Сказочные образы в технике оригами 1 март
Оригами из кругов 2 март Архитектурные сооружения в технике оригами 2 март Коллективные композиции в технике оригами 2 апрель
3

Работа с пластическими материалами.

6
Отпечатки на пластилине 1 апрель Рисование пластилином 2 май Обратная мозаика на прозрачной основе 1 май Моделирование из природных материалов на пластилиновой основе 1 май Разрезание смешанного пластилина проволокой 1 май
ИТОГО:

33


Календарно-тематическое планирование
2 класс


п/п

Наименование разделов, тем
Всего часов подразде л тема Сроки проведения
1

Аппликация и моделирование

12
Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги 2 сентябрь Аппликация из птичьих перьев 2 сентябрь Аппликация из ткани 2 октябрь Аппликация из деталей оригами 1 октябрь Мозаика из ватных комочков 1 октябрь Прорезная аппликация 1 октябрь Выпуклая мозаика из плотной бумаги 1 ноябрь Многослойное торцевание на плоскости 1 ноябрь Самостоятельное творчество 1 декабрь
2

Оригами и аппликация из деталей

оригами

18
Обрывная аппликация 2 декабрь Скручивание в жгут. Аппликации 1 декабрь Скатывание в комок. Мозаика 2 январь Гофрированный конструктор 1 январь Моделирование из полос 1 февраль Плетение из бумаги. Аппликация. 2 февраль Мозаика из объемных деталей оригами. Коллективная работа 1 февраль
Мозаика из плоских деталей оригами 2 март Сюжетная композиция из деталей оригами на плоскости 2 март Объемная композиция из деталей оригами. Коллективная работа 1 март Оригами из кругов 1 апрель Соединение различных техник в одной работе 2 апрель
3

Работа с пластическими

материалами.

4
Раскатывание и обрубовка пластилина 1 май Выпуклая аппликация из пластилина 1 май Торцевание на пластилине 1 май Разрезание слоеного пластилина 1 май
ИТОГО

34


Календарно-тематическое планирование
3 класс


п/п

Наименование разделов, тем

Кол-во часов
подразде л тема Сроки проведения
1

Работа с бумагой и картоном.

12
Объемные изделия в технике оригами 1 сентябрь Симметричное вырезание 1 сентябрь Рисование ватой по бархатной бумаге 2 сентябрь Моделирование из конусов 1 октябрь Надрезание бахромой, скручивание в жгут 1 октябрь Объемное конструирование из деталей оригами 1 октябрь Моделирование из бумажных салфеток 1 октябрь Простое торцевание на бумажной основе 1 ноябрь Объемные украшения для костюма из бумаги 1 ноябрь Самостоятельное творчество 2 декабрь
2

Текстильные материалы

8
Аппликация из резаных нитей 2 декабрь Изонить 2 январь Аппликация из ткани, приклеенной на бумагу 1 январь Приклеивание ниток по спирали 2 февраль Аппликация из ткани и ниток 1 февраль
3

Модульное оригами

8

Модуль кусудамы «Супершар». Художественные образы на основе этого модуля 2 февраль Объемные изделия из треугольных модулей 2 март Художественные образы из треугольных модулей 2 март Дополнительные материалы по выбору с сайта Страна Мастеров 2 апрель
4

Работа с пластическими

материалами.

6
Раскатывание пластилина, получение плоских изображений 2 апрель Разрезание пластилина. Мозаика из разрезных деталей 2 май Пластилиновые нити, продавленные сквозь сито 1 май Разрезание пластилина, аппликация 1 май
ИТОГО:

34


Календарно-тематическое планирование
4 класс


п/п

Наименование разделов, тем

Кол-во часов
подраз дел тема Сроки проведения
1

Работа с бумагой и картоном

12
Аппликация с раздвижкой 1 сентябрь Оригами из окрашенной бумаги 1 сентябрь Коллаж из различных материалов 2 сентябрь Объемное моделирование из бумаги 2 октябрь Веерное гофрирование 1 октябрь Трубочки из газетной бумаги 2 октябрь Прорезание канцелярским ножом 1 ноябрь Конструирование игрушки с подвижными деталями 2 декабрь
2

Текстильные материалы

6
Аппликация из ткани. 2 декабрь Вязание крючком 2 январь Шитье мягкой игрушки 2 февраль
3

Модульное оригами.

8
Конструирование птиц сложной формы 3 февраль Конструирование цветов 2 март Конструирование животных 3 март
4

Работа с пластическими

материалами.

8

Разрезание многослойной пластилиновой заготовки сложной формы 1 1 апрель Техника «пластилиновые нити» в сочетании с другими техниками 2 2 апрель Лепка из пластилина на проволочном каркасе 1 апрель Резьба по пластилину 3 май Надрезание пластилина проволокой 1 май
ИТОГО:

34