Автор: Ковальчук Людмила Сергеевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МДОАУ 197
Населённый пункт: г Оренбург
Наименование материала: Статья
Тема: Сенсорное развитие по средствам дидактических игр и упражнений.
Сенсорное развитие по средствам дидактических игр и упражнений.
Процесс формирования сенсорных функций имеет важное значение для
полноценного развития ребенка, в свези с этим в действующих федеральных
государственных стандартах (ФГОС) сенсорное развитие выделено отдельным
разделом в содержании образовательной области «Познание». Для развития
сенсорной сферы детей перед каждым педагогом возникает необходимость
разработки системы методов, приемов. Это заслуживает особое внимание в связи с
тем, что в Российской Федерации ежегодно рождается более 100 тыс. детей,
имеющих множественные нарушения, часто сопряжённые с поражением сенсорных
систем. Таки дети имеют свои специфические особенности – слишком высокую или
низкую чувствительность, эмоциональную лабильность, слабость нервной системы,
низкий уровень внимания и памяти и т.п.
В свою очередь сенсорное развитие предполагает формирование у ребенка
процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях
окружающего мира. Человек рождается на свет с готовыми к функционированию
органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей
действительности.
Только
в
процессе
сенсорного
воспитания,
полноценно
осуществляется сенсорное развитие. У детей целенаправленно формируются
эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах
различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др.,
развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития
умственной деятельности.
Дети, обладающие сенсорной культурой, становятся способны различать широкую
гамму красок, звуков, вкусовых ощущений. Сенсорные игры дают ребенку
возможность различать и классифицировать предметы по размеру, форме, окраске,
степени шероховатости или гладкости, по весу, температуре, вкусу, шуму,
звучанию.
Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного
развития ребенка. От его уровня в значительной степени зависит успешность
умственного, физического, эстетического воспитания детей. Основное содержание
сенсорного воспитания в детском саду – это ознакомление детей с сенсорными
эталонами и обогащение способами обследования предметов. Сенсорное воспитание
дошкольников направлено на то, чтобы научить детей точно, полно, и расчленено
воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму,
величину, расположение в пространстве).
Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка дошкольного
возраста является предметная игра. Играя, ребёнок учится осязанию, восприятию,
усваивает все сенсорные эталоны.
Можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного развития
являются дидактические игры. Только при определенной системе проведения
дидактических игр можно добиться сенсорного развития.
Дидактические игры
необходимо использовать в разных видах деятельности детей: познавательно-
исследовательской, продуктивной, свободной деятельности, в режимных моментах
и т. д.
Таким образом, использование интересных, доступных и полезных игр,
позволяет обеспечить решение образовательных сенсорных задач.