Автор: Артемьева Наталия Юрьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГБУ ЦССВ "Центральный"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: статья
Тема: Как не потерять и сохранить связь с ребенком во время длительной разлуки?
Артемьева Наталия Юрьевна, педагог-психолог ГБУ ЦССВ «Центральный»
города Москвы.
Советы взрослым:
что может сделать пребывание ребенка в разлуке с
родителем менее травматичным.
Как не потерять и сохранить связь с ребенком
во время длительной разлуки?
В современном мире разлука, которая случается со многими людьми
происходит по разным причинам: мобилизация на СВО, длительная
командировка,
госпитализация
и
т.д.
Особенно
сложно
расставание
отражается на детях младшего возраста.
К нам в Центр обратилась мама мальчика дошкольника с
запросом: как сделать расставание ребенка с отцом менее
травматичным для сына.
Папу
мальчика
должны
мобилизовать
на
спецоперацию. У Левы, так зовут малыша, очень сильная
привязанность к отцу, вместе играют, гуляют, ребенок
может долго наблюдать за отцом, когда тот возится с
автомобилем, у него уже есть предпочтения в еде,
одежде, подражая отцу.
Известно, что первые 3-4 года жизни – это период
интенсивного формирования привязанности, в этом возрасте он не донца
владеет своими эмоциями и поведением, потому не способен справиться с
резкими изменениями в его жизни.
О последствиях длительного разлучения с отцом, было разъяснено
матери. Поэтому важным для сохранения психического здоровья Левы стала
работа по выстраиванию связи с отцом.
Как поддерживать отношения отца с мальчиком во время долгой
разлуки? Какие подобрать методы? Совместное обсуждение педагогов с
родителем позволило выработать ряд последовательных действий в оказании
необходимой помощи ребенку.
Во время беседы с Левой, была придумана история о том, где папа
находится сейчас и что он делает. Педагог вместе с мамой и Левой готовили
подарки для папы, были даны рекомендации о возможности отправлять
видеосообщения - приветствия, рассказы из жизни мальчика, его достижения
и др.
Через полгода встреча Левы с отцом состоялась, это была яркая и
эмоциональная
встреча.
Мальчик
как
будто
понимал
важность
и
необходимость отсутствия папы, смотрел на него другими глазами. Лева
снова расстался с папой, но он уже знал, что папа обязательно придет.
Вот несколько советов:
что может сделать пребывание ребенка в
разлуке с родителем менее травматичным.
Рассказать правдивую (несколько выдуманную) историю
Лучше конечно рассказать историю, во всех подробностях, перед
предстоящей разлукой. Начиная с поездки на вокзал до дня, когда вы за ним
вернетесь.
Рассказывать,
что
он
будет
делать
в
учреждении
(с воспитателями), а что в это время будет делать родитель. Если ребенку
два-три года, можете придумать какую-нибудь сказочную и очень важную
причину вашего отсутствия (сказка может облегчить переживания малыша).
Рассказать о том, что будет после того как родитель вернется.
Организовывать созвоны по телефону (по возможности). Напоминать
ребенку всякий раз, что мама (папа)
к нему вернется обязательно.
И рассказывать при случае, как это случится с подробностями. Побеседовать,
что ждет его дома — любимые игрушки, любимая комната, детская
площадка во дворе. Вспомнить про любимые совместные игры с родителями
и уверить, что возобновятся они, как только встретятся снова.
Оставлять «приветы от родителя»
Педагог (тот самый заботящийся взрослый, с которым остается
ребенок) от имени родителя каждый день может передавать ребенку что-
нибудь приятное, что-то вроде «привета от папы», но не стоит дарить
игрушку каждый день.
Семейные фотографии
Приготовить фотографии родителя с ребенком и отдельно — листочек
с отверстием в виде сердечка. Во время отсутствия мамы (папы) малыш
сможет накладывать листок на фотографию и смотреть, как их «окружает»
и «соединяет» любовь. В личный альбом ребенка вставить семейные фото, а
сам альбом должен находиться в доступном для ребенка месте.
Созваниваться чаще, по возможности каждый день
Отдельный
пункт —
частые
видеоразговоры
по телефону.
Это
становится возможным, только если ребенок позитивно реагирует, рад вас
видеть
и слышать
и не расстраивается
до слез
всякий
раз,
когда
вы созваниваетесь. Если ребенок грустит, плачет, когда видит родителя
на экране, — лучше оставить попытки видео встреч и попробовать снова
через какое-то время. Иногда становится понятно, что ребенку легче
переносить разлуку, когда он не видит родителя и не слышит его голос.
Интуитивно становится понятным, как быть в каждом случае.
Если телефонные разговоры приносят радость, то можно использовать
эту возможность широко: показывать свою группу, игровую зону с
игрушками, свои поделки, рисунки, можно хором спеть любимые песни,
рассказывать стихи, рассказывать о своих ребятах в группе.
Можно записывать родителю видеосообщения, которые ребенок может
просматривать офлайн много раз.