Напоминание

"Формирование элементарных знаний по здоровому образу жизни у детей с ОВЗ через различные виды деятельности"

Автор: Болдырева Людмила Александровна
Должность: воспитатель группы продленного дня
Учебное заведение: КОУ "Леушинская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ"
Населённый пункт: с.Леуши, Тюменская область ХМАО-Югра
Наименование материала: Педагогический проект
Тема: "Формирование элементарных знаний по здоровому образу жизни у детей с ОВЗ через различные виды деятельности"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Болдырева Л.А. – воспитатель I квалификационной категории

Проект «Формирование элементарных знаний по здоровому образу жизни у

детей с ОВЗ через различные виды деятельности»

Вид проекта:
информационно – творческий.
Продолжительность:
краткосрочный - 1месяц.
Участники проекта
: дети 1 ступени, воспитатель, родители.
Актуальность
Для детей с нарушением интеллекта характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании, или не испытывают вообще, так как в период младшего школьного возраста у таких детей преобладает игровая деятельность. В результате эти дети получают неполные и, возможно, искаженные представления об окружающем, в том числе и о своем здоровье. Для детей с ограниченными возможностями здоровья характерна недостаточная сформированность эмоциональных состояний и саморегуляции, адекватной самооценки и соответственно недостаточное развитие коммуникативной сферы. Поэтому основными задачами я считаю не только развитие умственных способностей детей, но и их эмоциональное благополучие, и социальную адаптацию. Работа с детьми с ОВЗ направлена в первую очередь на создание условий обеспечения школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирования у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, использование полученных знаний в повседневной жизни. Умственно отсталые дети предпочитают в работе легкий путь, не требующий волевых усилий. В их деятельности чаще наблюдается подражание и импульсивные поступки. Отличительные качества их волевых процессов - слабость собственных намерений, побуждений, большая внушаемость. Я работаю с особой категорией учеников – с детьми со сложной структурой дефекта. Формирование необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни - это одна из основных воспитательных задач, стоящих передо мной. Для ее решения с детьми с интеллектуальным недоразвитием в нашем образовательном учреждении организована воспитательно-образовательная работа, содержание, формы и методы которой адекватны их возможностям. Считаю, что научиться рассуждать о своем здоровье ребенок должен не со слов взрослых, а на основе собственного (пока элементарного) опыта. Знание
ребенком основ гигиены, правил самообслуживания и безопасной жизнедеятельности составляет фундамент формирования здорового образа жизни, способствующий эффективности всех оздоровительных мероприятий, проводимых в школьном учреждении и семье. Таким образом, все более ясной становится необходимость целенаправленной и организованной работы по сохранению и укреплению здоровья детей. Важным условием успешной работы по сохранению здоровья детей является понимание того, что «здоровый образ жизни» должен стать стилем жизни. Проблема заключается в том, что у детей с ОВЗ отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера. Это связано и с особенностями данной категории детей с одной стороны, и с пассивностью, а иногда и игнорированием правилами здорового образа жизни со стороны семьи. Проведение специальной работы с детьми и родителями (беседы, наблюдения, встречи) показало, что основам ЗОЖ необходимо учить и детей, и родителей. Это и стало основной причиной обращения к данному проекту. Формирование элементарных знаний по здоровому образу жизни у детей с ОВЗ проводится через различные виды деятельности: воспитательные занятия, беседы, оздоровительные физкультминутки, дидактические игры, творческие работы, консультации родителей и другие виды. Проведенная работа является началом большого пути, для преодоления которого был разработан коррекционно-развивающий маршрут, основными задачами которого являются: 1. Формирование представлений ребенка о себе. 2. Формирование умений позаботиться о себе и содействовать обеспечению своего существования. 3. Формирование представлений об окружающем мире и ориентации в среде. 4. Развитие навыков коммуникации и общения в доступных видах социальных отношений. 5. Познание предметного мира и участие в созидательной деятельности.
Цель:
Формирование навыков по укреплению и сохранению здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья для подготовки их к дальнейшей успешной жизни.
Задачи:
o Формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья осознанного отношения к сохранению и укреплению своего здоровья. o Укрепление жизнеспособности детского организма через воспитание навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков.
o Воспитание практических навыков и приемов, направленных на сохранение и укрепление здоровья в повседневной жизни.
Формы реализации проекта:
 воспитательные занятия  дидактические игры  беседы  оздоровительные физкультминутки  выполнение творческих работ  использование мультимедийных презентаций  работа с родителями.
Предполагаемый результат:
1. Осознание детьми понятия «здоровье» и влияние образа жизни на состояние здоровья. 2. Повышение уровня физического, психического и социального здоровья детей. 3. Осознанное отношение детей и их родителей к состоянию здоровья, как к основному фактору успеха на последующих этапах жизни.
I этап. Подготовительный
1. Формирование проблемы. 2. Определение задач. 3. Подбор методической литературы по теме. 4. Подбор художественной литературы для чтения детям. 5. Подбор дидактического материала, наглядных пособий (альбомы для рассматривания, картины, настольные игры). 6. Подготовка материала для изобразительной деятельности 7. Составление перспективного плана мероприятий.

II этап. Содержание проекта
- провести занятия познавательного характера по формированию у воспитанников потребности в ЗОЖ; - организовать творческую деятельность детей: игры, рисование, аппликация и т.д.; - провести работу с родителями: беседа, встречи, привлечение к сбору материала.
III этап. Заключительный
- Анализ результатов проекта. - Оформление выставки рисунков: «Если хочешь быть здоров». - Оформление папки для родителей«Богатство на все времена». - Презентация проекта.
Реализация проекта

1. Занятия познавательного характера по формированию у воспитанников

потребности в ЗОЖ
Тема 1. Воспитательное занятие «В здоровом теле – здоровый дух» Цель: Формировать у воспитанников потребность в ЗОЖ, в занятии спортом. Тема 2. Воспитательное занятие «Если хочешь быть здоров» Цель: Продолжать формировать навыки здорового образа жизни, учить избегать ситуаций, приносящих вред здоровью. Тема 3. Беседа «Богатство на все времена» Цель: Продолжать учить самостоятельно следить за своим здоровьем. Рассмотреть влияние образа жизни на здоровье человека. Тема 4. Беседа с родителями на тему «Личный пример родителей – лучший пример для детей». Цель: Информировать родителей о значимости и ценности соблюдений оздоровительных мероприятий с ранних лет, о том, что они должны стать привычными для детей.
2. Игры
 Дидактические игры: «Овощи», «Вредные – полезные», «Одеваемся по погоде», «Опасно – не опасно».
 Сюжетно-ролевые игры: «Аптека», «Скорая помощь». Цель: Закрепление полученных знаний о здоровье.
3. Изобразительная деятельность детей
 Рисование: «Курить - здоровью вредить». Цель: Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.  Лепка: «Витамины с грядки». Цель: Закреплять знания детей о том, что витамины содержатся не только в лекарствах, но и в овощах и фруктах.
4. Чтение художественной литературы
А. Барто «Я расту» и «Девочка чумазая», К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», М. Безруков «Разговор о правильном питании», Г. Зайцев «Приятного аппетита».
5. Папка для родителей
«Богатство на все времена». Цель: повысить уровень знаний родителей об укреплении здоровья детей.