Напоминание

Формирование основ пространственного воображения младших школьников в процессе изучения объемных фигур в курсе математики начальных классов

Автор: Чернова Галина Павловна
Должность: студентка группы б-6 дн
Учебное заведение: Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Ставропольский государственный педагогический институт" в г. Железноводске
Населённый пункт: г. Краснодар, Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: Формирование основ пространственного воображения младших школьников в процессе изучения объемных фигур в курсе математики начальных классов







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Пространственное воображение играет весомую роль в современном

образовательном

процессе:

оно

содействует

успешному

усвоению

геометрического материала, в частности – стереометрического, где необходимо

уметь читать изображения фигур, мысленно представлять требуемый объект,

удерживать в поле зрения сразу несколько объектов и оперировать ими. Поэтому

важной задачей в начальном обучении является овладение детьми младшего

школьного возраста навыками пространственного воображения в соответствии с

предъявляемыми

требованиями

Федерального

государственного

образовательного стандарта начального общего образования и Федеральной

основной образовательной программой начального общего образования.

Пространственное воображение, создание и оперирование образами,

ориентация в реальном и воображаемом пространстве – важный компонент

психического

развития

человека,

значимость

которого

неоднократно

подчеркивали педагоги и психологи. Проблема формирования и развития

пространственного воображения младших школьников рассматривается в

трудах Андрущенко Алевтины Викторовны, Выготского Льва Семеновича,

Крутецкого Вадима Андреевича, Цукарь Анатолия Яковлевича, Якиманской

Ираиды Сергеевны, и других.

В последнее время педагогами отмечается снижение математической

подготовленности учащихся в разных аспектах. Это проявляется в первую

очередь из-за низкого уровня пространственного воображения. Можно выделить

две основные причины такого положения. Во-первых, процесс обучения

геометрии в школе строится преимущественно как изучение некой проекции

науки

геометрии,

а

значит,

не

всегда

учитываются

психологические

закономерности

развития

мышления,

особенности

процесса

восприятия,

личностный

опыт

учащихся.

Во-вторых,

пространственное

воображение,

является разновидностью образного мышления, которое трудно формируется

без

дополнительных

средств

обучения.

Но

именно

образная

стратегия

мышления учащихся лежит в основе их собственных интуитивных способов

решения задач.

Без пространственного воображения нельзя решать многие задачи, но

особенно важно умение образно мыслить для такого раздела знания, как

математика.

Наиболее

подходящим

периодом

для

развития

пространственного

воображения является школьный возраст до 11-12 лет.

В начальной школе развитие пространственного воображения в основном

происходит на уроках математики с элементами геометрии. Одной из задач

обучения младших школьников элементам геометрии является выработка у них

практических умений измерения и построения геометрических фигур с

помощью чертежных и измерительных инструментов.

Основу

работы

по

формированию

пространственного

воображения

составляет, прежде всего, создание запаса пространственных представлений,

получаемых

на

основе

непосредственного

знакомства

с

материальными

образами геометрических объектов, которые в дальнейшем совершенствуются с

привлечением геометрического материала.

На базе создания запаса представлений в дальнейшем становится

возможным формирование собственно пространственного воображения, когда

новые пространственные представления создаются как комбинация ранее

созданных.

Пространственное воображение вырабатывается в процессе упражнения с

пространственной ориентировкой реальных предметов, материальных моделей

геометрических

фигур.

Такие

упражнения

способствуют

развитию

пространственного

воображения,

вооружают

учащихся

практическими

навыками, широко применяющимися в жизненных ситуациях, таким образом,

изучение геометрического материала является одним из средств связи обучения

с жизнью.

Исходя из выше изложенного, можно утверждать, что тема данного

исследования является актуальной, так как в настоящее время все еще

существует необходимость сосредоточения внимания к проблеме формирования

основ

пространственного

воображения:

пространственное

воображение

содействует

восприятию

окружающего

мира

в

реальном

измерении,

способствует успешному освоению геометрических понятий.

На основе анализа психолого-педагогической литературы по вопросу

формирования основ пространственного воображения младших школьников в

процессе изучения объемных фигур в курсе математики начальных классов

можно сделать следующие выводы.

Под пространственным воображением следует понимать особый вид

воображения, который обеспечивает создание пространственных образов,

оперирование ими и участвует в решении задач, связанных с ориентировкой в

реальном и воображаемом пространстве.

Проблема формирования основ пространственного воображения является

актуальной в настоящее время. Для его формирования необходимо уделять

особое внимание основным средствам развития. К ним можно отнести

следующие: уделять внимание активизации интереса у учащихся младшего

школьного

возраста

к

заданиям

геометрического

характера,

а

также

систематически

использовать

в

деятельности

на

уроках

математики

развивающие упражнения, которые будут разработаны на основе принципа

усложнения.

Основными

средствами

формирования

основ

пространственного

воображения являются задания на демонстрирование и сравнение фигур

относительно друг друга, моделирование, грамотное изображение фигур,

головоломки, построение танграммов, рисование узоров, графический диктант,

построение пространственных фигур.

Для

подтверждения

истинности

выдвинутых

теоретических

предположений мы организовали комплекс специальных мероприятий по их

практическому использованию и проверке и решили данную задачу в ходе

проведения экспериментальной работы.

Экспериментальная работа проводилась на базе МБОУ гимназии № 11 г.

Пятигорск. В исследовании приняли участие 36 школьников, обучающиеся в 3

«Г» (18 человек) и 3 «Б» (18 человек) классах (из них: 21 – девочки и 15

мальчиков).

Целью

констатирующего

этапа

эксперимента

является

выявление

актуального уровня сформированности основ пространственного воображения

учащихся начальных классов.

Для реализации поставленной цели данного этапа эксперимента

были

подобраны следующие диагностические методики и задания: «Домик»

Н.И.

Гуткиной;

«Лабиринт» Л.А.

Венгера, задания для самостоятельной работы

учащихся из рабочей тетради по математике для 3 класса, автором которой

является О.А. Рыдзе.

На основе работы Якиманской Ираиды Сергеевны были выделены

критерии и показатели, которые являются ведущими для определения уровня

развития пространственного воображения учащихся. Они представлены на

слайде.

Критерии,

показатели

для

определения

уровня

развития

пространственного воображения младших школьников:

Критерии

Показатели

Глубина оперирования

образом (Рабочая

тетрадь по математике

Способность

к

параллельному

оперированию несколькими пространственными

образами

с

мысленным

отвлечением

от

О.А. Рыдзе)

исходного изображения

Полнота образа

(Методика Н.И.

Гуткиной «Домик»)

Способность

к

установлению

пространственных отношений (формы, величины,

пространственной размещенности)

Широта оперирования

образом (Методика Л.А.

Венгер « Лабиринт»)

Способность

к

оперированию

образом,

созданным на различной графической основе

Индивидуальные данные уровня сформированности пространственного

воображения младших школьников отражены в слайде.

Уровень сформированности пространственного воображения учащихся

начальных классов на констатирующем этапе эксперимента

Из рисунка видно, что в группах преобладает средний и низкий уровни

развития пространственного воображения.

После определения уровня развития пространственного воображения

младших школьников и выделения экспериментальной и контрольной групп,

был реализован формирующий этап эксперимента.

Формирующий этап эксперимента осуществлялся в процессе работы на

уроках математики со школьниками экспериментальной группы и состоял из

трех частей: вводной – в количестве 3 уроков, основной – 11 уроков и

заключительной – 1 урока.

На

каждом

уроке

математики

использовались

задания

на

демонстрирование и сравнение фигур относительно друг друга, моделирование,

грамотное изображение фигур, головоломки, построение танграммов, рисование

узоров, графический диктант, построение пространственных фигур.

После реализации формирующего этапа по развитию пространственного

воображения учащихся экспериментальной группы нами был осуществлен

контрольный этап эксперимента.

Целью контрольного этапа эксперимента явилась проверка эффективности

проведенной нами работы с учащимися экспериментальной группы, то есть

выявление динамики формирования основ пространственного воображения у

младших школьников при изучении объемных фигур с использованием

разработанных заданий.

Индивидуальные данные уровня сформированности пространственного

воображения младших школьников на

контрольном

этапе

эксперимента

представлены на слайде.

По

данным

рисунка

можно

наблюдать

положительную

динамику

сформированности

пространственного

воображения

младших

школьников

экспериментальной группы.

Количество

младших

школьников

из

экспериментальной

группы

обладающих высоким уровнем увеличилось на 10% за счет перехода двух

учащихся со среднего уровня. Средний уровень также характеризуется

положительными изменениями, так как произошло увеличение числа младших

школьников данной группы на 12%. Показатели низкого уровня развития

пространственного

мышления

учащихся

снизились

на

22% благодаря

переходу четырех детей с данного уровня на средний.

Рису

нок 9 –Динамика сформированности пространственного воображения учащихся

экспериментальной группы.

Качественные изменения отразились в совершенствовании способностей

детей из экспериментальной группы не только устанавливать пространственные

отношения, оперировать условными обозначениями для построения образа, но

также произошли улучшения характеризующие переход от непосредственного

наблюдения и манипулирования образами к мысленному отвлечению от

исходных

изображений

для

решения

поставленных

задач.

Также

по

наблюдениям фиксировалось сокращение времени на выполнение заданий, по

сравнению с констатирующим этапом, наблюдался перенос полученных знаний

и умений в самостоятельную деятельность при решении заданий по математике.

Таким

образом,

реализация

формирующего

этапа

эксперимента

с

использованием различных заданий, направленных на формирование основ

пространственного воображения при изучении объемных фигур дала результат,

что подтверждает выдвинутую гипотенузу.