"Актуальные проблемы современного дошкольного образования"
Автор: Афанасьева Ольга Анатольевна Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС №19 "Родничок"
Населённый пункт: город Старый Оскол, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Актуальные проблемы современного дошкольного образования"
Актуальные проблемы современного дошкольного образования
Система современного дошкольного образования очень важна и актуальна. В
настоящее время есть проблемы современного образования. Именно в дошкольном
возрасте у ребенка закладываются все основные особенности личности и определяется
качество дальнейшего его физического и психического развития. Если проигнорировать
особенности развития ребенка в этом возрасте, то это может неблагополучно сказаться на
его дальнейшей жизни.
Семья - это одна из проблем современного дошкольного образования. На сегодняшний
день большое количество неполных семей, где воспитываются дети. Отсюда и вытекают
ситуации. Когда родителю некогда заниматься своим ребенком, он отдан на произвол
судьбы. Большинство современных родителей не желают сотрудничать с ДОУ ссылаясь на
занятость.
Общение – это тоже проблема проблема современного дошкольного образования. К
общению необходимо отнести - умение слышать и слушать, умения входить в контакт со
сверстниками и взрослыми, умение выражать свои мысли, понимать речь. Но
полноценное общение невозможно без коммуникативных умений, которые необходимо
развивать с самого детства в процессе сюжетно-ролевой игры. Но не смотря на все плюсы
сюжетно-ролевой игры не все воспитатели уделяют должное время этому виду
деятельности. И часто бывает, что воспитатель проводит сюжетно-ролевую игру только по
просьбе детей.
И таких проблем в современном образовании можно перечислить очень много,
такие как проблемы развития произвольной памяти, проблемы обучения НОД. И все
упирается на методики. Необходимо внедрение новых технологий и методик.
Перейдем непосредственно к самому современному образованию. Перечисляя
проблемы образования, хочется выяснить, каким же все-таки должно быть современное
образование. Рассмотрим несколько совершенно разных линий современного образования.
Первая — воспитатель и взрослые самостоятельно строят работу с детьми. Ребенок до
школы впитывает в себя информацию как «губка», ребенок часто активен в познании
нового, и заинтересован новым. Отсюда появляется у взрослых желание воспользоваться
этим периодом и немного сместить время, когда ребенок пойдет в школу, на год или на
пару лет. И эти случаи двояки. В первом случае взрослый хочет оставить ребенка в
детском саду на большее количество времени. Во втором же случае родитель настаивает
на том, что ребенку необходимо раньше пойти в школу, обращая внимание лишь на его
физиологическую готовность к школе и совсем забывая о психологической готовности к
школе. Это показывает то, что что практика раннего обучения детей ЗУН может привести
к исчезновению учебной мотивации. И часто может быть, что ребенок дважды изучает
программу первого класса.
Таким образом результатом вышесказанного является замедление цели раннего
образования. Принеся за собой отрицательные эффекты, такие как например - потеря
детьми интереса к учебе, возникают проблемы с преемственность в системе образования
между ДОУ и начальной школой. Наличие знаний ребенка не определяет успешность
обучения, намного важнее, чтобы ребенок самостоятельно их добывал и применял.
Вторая - образование строится на интересах самого ребенка и интересах его семьи,
т. е. Его законных представителей. Личностно-ориентированный подход нацелен на
развивающий тип образования. Она учитывает возрастные и индивидуальные
особенности, ориентируется на интересы каждого ребенка. Но хочется отметить, что
далеко не каждый воспитатель может увидеть эту грань в развивающем образовании. И не
для каждого ребенка можно реализовать цели развивающего образования из-за некоторых
причин. Можно заметить, что такой образования носит как развивающий эффект, так и
развитие или продвижение. Воспитатель должен ставить перед собой цель — обеспечения
развития с помощью этих знаний и умений. Если ребенок активный и любознательный,
можно предположить, что идет процесс развития.
Проанализировав вышеизложенное, видно, что проблемы в образовании, а в
частности в современном образовании есть, и они очевидны. Без общения невозможно
развить коммуникативную сторону личности ребенка, что далее может следовать
неблагоприятному социогенезу. Без сотрудничества родителей с ДОУ невозможно
полноценное развитие ребенка. Необходимо влиять на родителей таким образом, чтобы
они старались быть с ребенком на протяжении всего дошкольного возраста, помогали ему.
А что касается нескольких линий образования, хочется добавить, что они совершенно
противоположные, но часто встречающиеся. Конечно более эффективное обучение — то,
которое происходит в личностно-ориентированном стиле, но все зависит от воспитателя,
от его целей, что воспитатель принимает на первый план, что на второй. И именно от
взрослых зависит, будут ли решаться проблемы в современном образовании или нет.