Напоминание

"Формирование умения работать с информацией на уроках математики в начальной школе"

Автор: Дарья Николаевна Остроухова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: "Ставропольский государственный педагогический институт"
Населённый пункт: поселок Новоульяновский Георгиевский муниципальный округ Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование умения работать с информацией на уроках математики в начальной школе"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Остроухова Дарья Николаевна

МБОУ СОШ №25 поселка Новоульяновского

Георгиевского муниципального округа

Учитель начальных классов

Статья на тему: «Формирование умения работать с информацией на

уроках математики в начальной школе».

Аннотация: В

статье

рассматриваются

аспекты

обучения

младших

школьников работе с информацией, приводятся примеры заданий на

развитие умения работать с информацией, приводится анализ учебников

математики по программе «Школа России» с 1 по 4 класс.

Ключевые слова: работа с информацией, обучение математике, младший

школьник.

Не секрет, что в настоящее время наблюдается интенсивный рост

информации. Умение мыслить самостоятельно, опираясь на знания и опыт,

ценится гораздо больше и выше, чем эрудиция и владение большим запасом

знаний без умения применения их для решения жизненных вопросов.

Согласно требованиям ФГОС, выпускники начальной школы в процессе

изучения абсолютно всех предметов должны приобретать первичные навыки

работы с информацией. К начальным навыкам работы с информацией

относятся:

поиск

информации,

выделение

и

фиксация

необходимой

информации,

систематизация,

сопоставление,

анализ

и

обобщение

информации, ее интерпретация и преобразование.

Для формирования умения работать с информацией учебно-методические

комплекты должны быть построены таким образом, чтобы ученик с начала

обучения в школе постоянно сталкивался с необходимостью:

- добывать и фиксировать информацию;

- осмысливать информацию и уметь ее преобразовывать;

- применять информацию в учебной деятельности;

- уметь относиться к полученной информации критически, определять

степень ее достоверности

1

[5].

В процессе изучения курса математики, обучающиеся начальной школы

должны приобретать в ходе работы с таблицами и диаграммами важные для

практико-ориентированной математической деятельности умения, связанные

с представлением, анализом и интерпретацией данных. Также, обучающие к

концу

начального

общего

образования

должны

научиться

извлекать

необходимые данные из таблиц и диаграмм, заполнять готовые формы,

объяснять, сравнивать и обобщать информацию, делать выводы и прогнозы.

В учебниках математики для начальной школы М.И. Моро «Школа России»,

предусмотрено

целенаправленное

формирование

умений

работы

с

информацией.

В учебниках этой программы раздел «Работа с информацией» является

частью каждой темы начального курса математики. Это можно увидеть в

формулировке заданий учебника и в способах организации учебной

деятельности младших школьников. В соответствии с логикой построения

курса учащиеся учатся понимать информацию, представленную различными

способами, такими как: рисунок, текст, графические и символические

модели,

схема,

таблица,

диаграмма,

использовать

информацию

для

установления количественных и пространственных отношений, причинно-

следственных связей. В процессе решения задач и выполнения различных

учебных

заданий

ученики

учатся

понимать

логические

выражения,

содержащие связки «и», «или», «если, то...», «верно /неверно, что...»,

«каждый», «все», «некоторые» и пр.

С первого класса школьники учатся ориентироваться на странице

учебника, анализировать информацию, представленную на иллюстрации.

Младшие школьники учатся отвечать на вопросы учителя по картинкам в

учебнике. Например: «Что здесь изображено?», «Сколько животных?», «Что

можно узнать, рассматривая эту иллюстрацию?».

Такие вопросы, как: «Чем похожи?», «Чем различаются?» способствуют

развитию умения сравнивать несколько объектов, описывать, искать и

выделять существенные признаки, а также формулировать выводы по

результатам своих наблюдений. Отвечая на данные вопросы, учащиеся могут

давать разные варианты ответов, в том числе и ошибочные, здесь речь идет

об умении подвергать сомнению полученную информацию.

Развивать умение работать с информацией, представленной в разной

форме, могут такие задания, которые требуют переключения внимания с

текста на рисунок. Большинство рисунков способствует развитию умения

понимать и сохранять информацию, представленную в неявном виде. При

ответе на вопросы заданий учебника, у учащихся развивается умение

интерпретировать и обобщать информацию. Характер некоторых заданий

направляет младших школьников на дискуссию, обмен мнениями, развитие

умения передавать партнеру важную для учебной задачи информацию.

С первого класса детям можно предлагать такие задания, как:

-Сравни два рисунка, скажи, чем они похожи и чем различаются.

-Прочитай три текста. Сравни их. Выдели среди этих текстов задачу,

которую можно решить.

1. На столе стояли 3 чашки и 4 тарелки.

2. На столе стояли 3 чашки и 4 тарелки. Сколько чашек стояло на столе?

3. На столе стояли 3 чашки и 4 тарелки. Сколько всего посуды стояло на

столе?

С помощью таких заданий дети научаться сравнивать объекты,

находить общее, выделять различия, анализировать прочитанный текст.

Во втором классе дети продолжают работать с таблицами, схемами,

рисунками. Обучающиеся уже могут представлять текстовую информацию в

виде схематического рисунка, графической, схематической и знаково-

символической

моделей.

Соотносят

знаково-символические

модели

(числовые выражения, равенства, неравенства) с их изображениями на схеме

и поясняют, что обозначает на ней каждый отрезок. Умеют выбирать схему,

соответствующую условию задачи. Способны построить схему, которая бы

соответствовала условию задачи. В учебниках часто встречаются задания:

«Используя данные таблицы, ответь на вопросы», «Составь задачу по схеме»

и так далее.

Во втором классе, можно использовать следующие задания:

-Рассмотри таблицу. Скажи, кто из ребят занимается футболом, кто

волейболом, а кто и футболом и волейболом.

Имена

Футбол

Волейбол

Коля

+

-

Вася

-

+

Егор

+

+

Это задание помогает научиться анализировать данные таблицы, строить

грамотные математические высказывания, отвечать на поставленный вопрос.

-Рассмотри схемы. Составь по данным схемам задачи.

Такое задание учит ребенка понимать схемы, строить высказывание,

составлять задачу, подбирать данные к условию задач.

В третьем классе к работе с таблицами, схемами и рисунками

добавляется работа с диаграммами. Дети учатся читать простые столбчатые

диаграммы;

сравнивать

информацию,

представленную

в

тексте

и

в

столбчатой

диаграмме;

распознавать

одну

и

ту

же

информацию,

представленную вербально и графически, пользоваться выделенной из

столбчатой диаграммы сведениями для ответа на вопросы.

В третьем классе учащиеся учатся работать с диаграммами, читать их,

искать ответы в диаграмме на вопросы, а также самостоятельно строить

диаграммы. Приведём некоторые примеры заданий.

-Расскажи, сколько денег уходит на питание? Сколько на одежду? Сравни, на

что уходит денег больше всего, на что меньше всего?

Данное задание полезно тем, что дети учатся не просто читать диаграмму, но

и оперировать её данными (складывать, вычитать, искать разницу).

-Прочитай текст задачи. Построй диаграмму и ответь на вопрос.

В магазине огурцы стоят 50 рублей, помидоры 65 рублей, баклажаны 70

рублей, лук 25 рублей, кабачки 47 рублей. Найди разницы между самым

дорогим и самым дешёвым товаром в этом магазине.

Учащиеся четвёртого класса моделируют текстовые ситуации (таблицы,

схемы,

знаково-символические

модели,

диаграммы);

моделируют

предметные ситуации на схеме, проводят кодировку текста задачи в таблицу;

интерпретируют текст задач в виде схематического рисунка.

В четвёртом классе дети уже свободно ориентируются в таблицах, схемах,

диаграммах, рисунках, поэтому ученикам можно давать задания такие, как:

-Прочитай задачу. Выбери интерпретацию задачи (схема, рисунок, таблица,

краткая запись) и реши её.

Для постройки забора привезли металлические щиты длиной 3 м. Ширина

участка 36 м, а длина 120 м. Сколько щитов привезли?

-У Наташи 1 500 р. Ей нужно купить два утюга разных моделей. В торговом

центре цены на утюги в разных отделах такие:

Модель утюга

Отдел

Электробытовые

товары

Свет

1

690 р.

625 р.

2

780 р.

856 р.

3

585 р.

586 р.

4

650 р.

642 р.

В каких отделах торгового центра и по какой цене Наташа сможет сделать

покупку?

В каком случае стоимость покупки будет наименьшей? Сколько денег

останется у Даши в этом случае?

Использование на уроке математики в начальной школе заданий,

которые относятся к разделу «Работа с информацией», насыщает учебный

процесс,

делает

его

наиболее

эффективным.

Для

ребёнка

обучение

становится

творческим,

насыщенным

поисковой

и

исследовательской

деятельностью.

Такие

задания

развивают

у

младших

школьников

познавательную и самостоятельную активность.

Таким образом, можем сделать вывод о том, что раздел «Работа с

информацией» является важнейшей частью начального курса математики.

Задания, представленные в разделе «Работа с информацией», учат младших

школьников осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать

нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и

обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать ее. Важно

учить детей правильно работать с разной информацией, представленной в

различных интерпретациях. Именно умение работать с информацией –

интегральная характеристика выпускника начальной школы.

Список литературы:

1.

Желтогонова А.А. «Формирование информационной компетенции у

учащихся через проектную деятельность на уроках математики».

2.

Истомина Н.Б. Уроки математики: Методические рекомендации к

учебнику для 1 класса: Пособие для учителей / Н.Б. Истомина, Е.С.

Немкина С.В. Попова, 3.Б. Редько. – Смоленск: Ассоциация XXI век,

2013. – 244 с.

3.

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

дошкольного

образования/

Министерство

образования

и

науки

Российской Федерации.-М.:Просвещение, 2013.

1 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного

образования/ Министерство образования и науки Российской Федерации.-

М.:Просвещение, 2013.