"Коррекционно-развивающее занятие по повышению уровня учебной мотивации подростков"

Автор: Лисина Анна Леонидовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МОУ СОШ №22
Населённый пункт: г.Комсомольск-на-Амуре
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Коррекционно-развивающее занятие по повышению уровня учебной мотивации подростков"
Дата публикации: 16.12.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Лисина Анна Леонидовна
Коррекционно-развивающие занятие по повышению

уровня учебной мотивации подростков.
При организации учебной деятельности ничто так сильно не интересует и не заботит опытного педагога, как учебная мотивация школьников, так как по справедливому наблюдению А. С. Мясищева, результаты деятельности человека на 20-30% зависят от интеллекта, и на 70-80% –от мотивов. И каждого педагога волнует, как же сформировать у учащихся положительные мотивы к обучению и познанию. В настоящее время проблема формирования устойчивых положительных мотивов у школьников актуальна в педагогике, психологии и практике школы. К сожалению, многие учителя совершенно не обращают внимания на то, ради чего учится школьник, не анализируют процесс обучения с этой точки зрения. Вместе с тем самые, казалось бы, мелочи методики обучения, как, например, подбор и последовательность примеров и задач, имеют прямое, непосредственное отношение к формированию учебной мотивации. Результатом учебной деятельности является, прежде всего, изменение самого ученика, его развитие. Важнейшая задача школьного обучения – формирование учебно-познавательных мотивов. Формирование этих мотивов основывается на трёх факторах: 1. Способности, задатки ребёнка. 2. Субъект (воля и эмоции ребёнка, преодоление своих неспособностей). 3. Среда (которая подаёт пример, образец, заинтересовывает, мотивирует или вынуждает действовать). Дать равные возможности развития всем детям с разными способностями – задача школы. Все эти факторы взаимосвязаны и отсутствие или сформированность одного влияет на общее развитие ребёнка.
Ритуал приветствия.

Тема: Делу время – потехе час.
Кто выиграл время, тот выиграл все. Ж. Мольер, французский драматург, комедиограф
Цель занятия:
осознание течения собственного времени; развитие навыков адекватного своим возможностям расчета времени. Оно длиннее всего на свете – и короче. Быстрее всего – и медленнее. Самое доброе – и самое неразрывное. Его больше всего ценят, Но больше всего сожалеют о его отсутствии. Без него ничего не может быть сделано. Когда его много – оно дает возможность вздохнуть спокойно. Что это? ВРЕМЯ. Время – это главная ценность человека. Экономя его, люди получают дополнительную возможность творить и познавать. Чем больше мы учимся экономить время, тем быстрее растут наши достижения в учёбе, в труде. В нашей жизни важен каждый час, каждая минута и даже секунда. Поэтому каждый из нас должен ценить время, не растрачивать его понапрасну.
Упражнение 1 (Разминка). «Мое имя».
Каждый участник пишет свое имя, располагая буквы вертикально. Затем к каждой букве подобрать позитивную положительную характеристику себя. Если в имени имеются 2-3 одинаковые буквы, необходимо найти разные слова на каждую. 2-3 человека зачитывают, что у них получилось.
Лисина Анна Леонидовна -Спасибо. Вот с таким позитивным настроем и продолжим наше занятие.
Упражнение 2 «Круги воли».
(Н.А. Сакович «Практика сказкотерапии», Речь, С-П, 2005, стр. 209). Участники отвечают на вопросы о том, как они понимают, что такое сила воли, а также по каким признакам могут определить, что перед ними волевой или безвольный человек. Называются волевые качества.
Волевые качества личности
- это сложившиеся в процессе получения жизненного опыта свойства личности, связанные с реализацией воли и преодолением препятствий на жизненном пути.
Сила воли
- это способность человека сделать то, что он решил, даже если вр
е
менные трудности (в виде обстоятельств или текущего настроения) этому мешают.
Сила воли
- это количество воли. Сила воли бестолкового ребенка - упрямство. Мужество – это качество воли, проявление воли смелого, взрослого и мудрого человека. Заполнение бланка «Круги воли» Ф.И.____________ возраст______дата_____ Нарисуйте круг (который, как вы считаете, соответствует Вашей силе воли. Подберите те цвета карандашей, которые, как Вам кажется, соответствуют следующим волевым качествам, и отметьте сектора, отражающие степень представленности каждого из этих качеств в Вас самих: 1.Решительность 2.Настойчивость 3.Смелость 4.Самосоятельность 5.Целенаправленность 6.Инициативность 7.Выдержка 8.Дисциплинированность. Сила воли – необходимое личностное качество, которое мы развиваем на протяжении всей нашей жизни. Многие люди считают, что силу воли очень сложно развить и якобы легче плыть по течению, подчиняясь жесткой дисциплине. Но, как говорил Конфуций, «Желающий ищет возможности, нежелающий – причину». Так что, силу воли развить легко. В первую очередь, нужно иметь четкое понимание того, чем, в сущности, является сила воли. Осознав это, вам не будет необходимости подавлять свои мечты, желании при помощи стереотипных ограничений. Ведь для чего нужна человеку сила воли? – Да, в первую очередь, для того, чтобы он имел ту жизнь, о которой мечтает. Вы оценили свои волевые качества. Самостоятельно. Есть о чем подумать в свободное время.
Упражнение 3. «Представление о времени»
Подросткам предлагается нарисовать время в виде
отрезка
, отметить на отрезке прошлое, настоящее, будущее и точку времени, в которой они находятся на момент его создания, и кто вы через 10 лет. По окончании все участники внимательно рассматривают свои рисунки.
Лисина Анна Леонидовна Если сесть за стол, взять лист обычной тетрадной бумаги и ручку, попытаться составить план своей жизни хотя бы на ближайшие 10 лет, поставить перед собой задачи, продумать чему нужно научиться за это время и каким образом доказать миру свою полезность, то окажется, что 10 лет — это очень мало! Что каждый день, проведенный в школе, приносит какие-то новые знания. Каждая прочитанная книга открывает дверь в какой-то еще неизведанный мир! Либо раскрывает новую грань этого мира. И терять бесценное время просто так — это все равно, что терять свою собственную жизнь! Правильно ли, что люди откладывают решение проблем на потом? Возможно ли, что времени не хватит на выполнение каких-либо планов? Чтобы исполнилось задуманное, нужно ли предпринять что-то именно сейчас? У каждого человека есть внутренние качества, которые все вместе составляют характер. Черты характера можно изменить, исправить. Всё зависит от самого человека.
Упражнение 4 «Чувство времени»
Участникам предлагается закрыть глаза и, после команды ведущего, попытаться уловить момент, когда пройдет минута. Ведущий определяет течение минуты по секундомеру. Участник, по ощущению которого минута уже прошла, молча открывает глаза и поднимает руку, ожидая, пока все остальные участники не откроют глаза. Подростки делятся на три подгруппы: тех, кто открыл глаза раньше, чем закончилась минута; тех, у кого течение времени совпадает с часами, и тех, у кого минута тянется дольше, чем 60 секунд. Подгруппы стараются определить общие для них ощущения, когда они сидели с закрытыми глазами. Средний человек озабочен тем, как бы ему убить время, человек же талантливый стремится его использовать. Шопенгауэр А. Зависит ли ощущение течения времени от психического состояния человека? Зависит ли оно от его личностных свойств? В каких общих случаях время тянется как «резина», а в каких летит, как ракета? Влияет ли на отношение окружающих к человеку тот факт, что у него время течет по-другому? Пословицы и поговорки, мысли о времени: Делу время – потехе час. Время как воробей: упустишь – не поймаешь. Время не деньги, потеряешь – не найдёшь. Час упустишь, годом не наверстаешь. Если время самая драгоценная вещь, то растрата времени является самым большим мотовством. Б. Франклин Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня. Б. Франклин Время летит стрелой, хотя минуты ползут. Я. Мендельсон
Мини-лекция «Правила гармоничного распределения времени»
Время — характеристика нашего физического мира. Следовательно, когда происходят неполадки с выделением времени на что-либо, это свидетельствует о том, что вы не находитесь здесь и сейчас, а где-то витаете. Если вы оторваны от физического мира, у вас пропадает связь со временем: вы будете его терять, хронически ощущать его недостаток, везде опаздывать и не выполнять обещания. Каждый раз, когда речь идет о нехватке времени, подразумевается неуверенность в собственной
Лисина Анна Леонидовна силе. Вот почему сегодня мы говорили о силе воли. Чтобы не происходило неприятностей с окружающими, нужно правильно и реально распределять свое время. Существуют правила гармоничного распределения времени. Очень полезно не только знать их, но и применять их в жизни.
Первое правило. Определение относительной важности дела.
(принцип Парето — итальянского социолога и экономиста). Принцип подразумевает соотношение 80:20. Этот принцип работает, если вы умеете от- личать важные дела и не очень важные. Потратив всего 20 %времени, вы получите 80 % удовлетворения, занимаясь важным делом. И, наоборот, прозанимавшись весь день неглавным делом, в итоге вы получите 20 % удовлетворения. Как же отличить главное дело от не очень главного? Сейчас вам предстоит найти ответ на этот вопрос. Не стоит вмешиваться в спор. Если подростки все-таки не придут к общему решению, можно им подсказать. Главным считается то дело, которое нельзя откладывать на потом, так как последствия неразрешенной проблемы окажутся крайне негативными. Показать это на жизненных примерах. Самая большая наша ошибка в том, что мы думаем, что у нас ещё много времени. Много времени на всё: на жизнь, на друзей, на семью, на учебу, на любовь, на карьеру. А время, оно так быстро исчезает. Но мы тратим это время впустую.
Второе правило. Умение трезво рассчитывать свои силы и время.
Подавляющее большинство людей склонны преувеличивать свои силы и недооценивать время, необходимое для решения задачи. Определить величину заблуждения можно, если X единиц времени умножить на 3. Например, если вы считаете, что сочинение вы можете написать за 30 минут, умножайте это число на 3 и получите точные временные затраты. Приведите примеры, когда вы не успевали сделать задуманное. Необходимо выбрать несколько примеров и посчитать вместе с участниками реальные вре- менные затраты. Найдите время для работы — это цена успеха. Найдите время для раздумий — это источник силы. Найдите время для игры — это секрет молодости. Найдите время для чтения — это основа знания. Найдите время для дружбы — это источник счастья.
Третье правило
.
Умение давать обещания.
Необходимо научиться анализировать свои возможности, прежде чем соглашаться делать что-то. В ответ на просьбу сначала необходимо ответить: "Подожди, я подумаю, смогу ли я выполнить, что ты просишь". Затем нужно проанализировать ситуацию и только после этого дать ответ. Это проверенный способ приобретения авторитета и заслуженной славы надежного человека. Проанализировать вместе с ребятами ситуации, когда они, дав обещание, не смогли его выполнить. Итак: -Не торопись соглашаться в ситуациях психологического давления. • Принимай решения только после рассуждений о приоритетах и затратах времени. • Честно говори "нет", если не сможешь справиться с чем-либо. • Говори себе: "Молодец!", если сдержал слово».
Лисина Анна Леонидовна
«
Мне некогда», - постоянно говорим мы. Некогда позвонить, написать, увидеться с тем, кто ждет, мы вечно заняты, куда-то спешим. "Хорошо," - отвечает Время и уходит... часто навсегда... «
Сказка о потерянном времени
»
Е.Шварца.
Эта сказка несет некий глубокий полезно-философский смысл. Учит организованности, ответственности за свою судьбу и дальновидности. Очень коротко о сюжетной линии сказки. Жил был на свете ученик 3-го класса Петя Зубов. Он все оставлял на потом и нигде ничего не успевал. Однажды он пришел в школу и там узнал, что превратился в седого старичка. Расстроившись, он побрел куда глаза глядят и попал в лес, что рос возле города. Там он увидел избушку, забрался в нее, и заснул в стогу сена. Когда проснулся, то увидел четырех злых волшебников, похожих на школьников. Подслушав их разговор, он узнал, что именно они украли его время и превратили в седого старика. А вместе с ним еще трех учеников, таких же всюду опаздывающих и откладывающих дела на потом. Именно небережливое отношение ко времени позволило злым колдунам забрать время учеников. Петя так же узнал о способе, благодаря которому можно вернуть
потерянное время
. Для этого необходимо было найти и собрать вместе злополучных школьников. Как только наступило утро, Петя, не теряя ни минуты, отправился в город на поиски соратников по горю. За день ему это удалось. Теперь оставалось успеть до полуночи добраться до избушки в лесу и повернуть стрелки часов в обратном направлении ровно 77 раз. Возможно, впервые в жизни Петя и его новые друзья не опоздали. Стрелки часов были переведены, враг повержен, а время вернулось. Время — особый ресурс жизни. Мы начинаем понимать ценность времени лишь со временем, с жизненным опытом и осознанием того, чему мы успели научиться и чего достигли. Ведь самое ценное на Земле после жизни, это именно
ВРЕМЯ
! К сожалению, донести мысль о великой ценности времени детям не так-то просто. Когда тебе всего 9 или 13 лет, то кажется, что вся жизнь впереди и торопиться некуда. Каждый день, проведенный в школе, приносит какие-то новые знания. Каждая прочитанная книга открывает дверь в какой-то еще неизведанный мир! Либо раскрывает новую грань этого мира. И терять бесценное время просто так — это все равно, что терять свою собственную жизнь! Вот так незаметно, тратя бездарно и глупо свой самый ценный жизненный ресурс в виде времени, мы стареем. Один древнегреческий ученый говорил своим ученикам, что если вновь прожитый день не принес никаких новых знаний или не открыл нового применения на практике от уже полученных знаний, то этот день прожит зря! Данное замечание вполне справедливо. Успевать нужно многое. Побеждает тот, кто научился рационально использовать свое время! Поэтому чем раньше вы освоите эту прописную истину, тем больше у вас шансов стать победителем. Так устроено на свете: от любого несчастья может спастись человек. Много зависит от самого человека. Выход из трудной ситуации найдётся. Основное – это необходимость ценить время, не растрачивая его по пустякам. Ведь оно – то, без чего не обходится ни одна вещь в мире, то, что есть у каждого, только некоторым людям кажется, что у них всего с лихвой. А на самом деле время является нашим бесценным сокровищем, которое требуется расходовать экономно.
Лисина Анна Леонидовна Рефлексия: Итак: достигли ли мы цели нашего занятия - осознали течение собственного времени; приобрели навыки адекватного своим возможностям расчета времени?
Домашнее задание.
Подумайте, что можно сделать полезного за 1 минуту. Спасибо за совместную работу. Я надеюсь, что сегодня мы не зря потратили время.