Авторы: Аксенова Олеся Александровна, Дерябина Елена Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия № 1"
Населённый пункт: г.о. Серпухов Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста с использованием Бизи-куба"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Гимназия № 1»
Сообщение из опыта работы
«Развитие нравственных качеств у детей
младшего дошкольного возраста
с использованием Бизи-куба»
Подготовили воспитатели:
Аксенова О.А.
Дерябина Е.И.
г.о. Серпухов, 2023 г.
В настоящее время проблема нравственного воспитания стала очень
актуальной. Россия переживает один из непростых исторических периодов.
Сейчас материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у де-
тей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, спра-
ведливости, гражданственности.
В XXI веке окружающая ребёнка среда перенасыщена цифровыми ис-
точниками информации и техническими приборами для общения. Дети чаще
видят, как родители проводят время у экрана компьютера, телефона или
планшета. Гаджеты легко захватывают и детское внимание, время эффектив-
ной передачи культуры общения, традиций, может быть упущено, и сфор-
мировать нравственные качества в будущем окажется сложной задачей.
Сложившееся положение требует формирования основ моральных ка-
честв уже в дошкольном возрасте. Ведь дошкольный возраст – фундамент
общего развития ребенка.
В трехлетнем возрасте отношение ребенка к людям, вещам, явлениям,
его действия, поступки в большой мере зависят от его эмоций. Он скорее по-
делится игрушками, когда у него вызовут сочувствие к другому ребенку, чем
подчинится строгому, даже и обоснованному, приказу сделать это.
Одним из существенных моментов воспитания является формирова-
ние положительных взаимоотношений ребенка с взрослыми и детьми. Общи-
тельность, приветливое, ласковое обращение с окружающими, сочувствие,
посильная помощь, умение считаться с интересами других, не мешать им —
все эти положительные качества могут быть уже воспитаны у детей 3- 4лет.
Какие же для этого имеются способы? Чтобы ребенок выполнял тре-
бования взрослых, они должны быть обоснованы и посильны ему. Зная, что
чувства детей играют большую роль в их жизни, надо требования к ребенку
делать эмоционально привлекательными, вызывающими у него положитель-
ное к ним отношение. Надо активно упражнять ребенка в положительных по-
ступках и действиях.
Только в процессе активной деятельности создаются и закрепляются
необходимые навыки, нравственные привычки и чувства.
Опираясь на практику работы, можно с уверенностью сказать, что од-
ним из средств нравственного воспитания дошкольников является игра. Иг-
ровая деятельность формирует у дошкольников:
произвольное поведение;
творческое воображение;
самосознание;
межличностные отношения;
коммуникативные способности.
Зинаида Михайловна Богуславская отмечает, что в любой игре содер-
жится два типа правил — правила действия и правила общения с партнерами.
Правила действия определяют способы действий с предметами, общий харак-
тер движений в пространстве (темп, последовательность и т.д.). Правила об-
щения влияют на характер взаимоотношений участников игры (очередность
выполнения наиболее привлекательных ролей, последовательность действий
детей, их согласованность и т.д.). Так, в некоторых играх все дети действуют
одновременно и одинаково, что сближает их, объединяет, учит доброжела-
тельному партнерству. В других играх дети действуют по очереди, не-
большими группами. Это дает возможность ребенку наблюдать за сверстни-
ками, сравнивать их умения со своими.
Эти два правила в простой и доступной для детей форме, без назида-
тельности и навязывания роли со стороны взрослого приучают малышей к
организованности, ответственности, самоограничению, воспитывают умение
сопереживать, внимательно относиться к окружающим.
Мы - педагоги, стремимся использовать каждый момент в своей работе
для развития и воспитания нравственных качеств. Используем творческий
подход для формирования всесторонне-развитой личности.
Современные магазины предлагают очень много игрушек, но ведь
необходимо сделать правильный выбор, и купить именно ту игрушку, кото-
рая не навредит ребёнку. Наиболее интересной из новых игровых технологий
для дошкольников младшего возраста нам показалась идея создания бизи-
куба. (busy в переводе с английского означает оживленный, деятельный).
Бизи-куба - не просто красивая игрушка, а дидактическая игра с множе-
ством функций, которую можно использовать для гармоничного развития ре-
бенка.
Бизи-куб служит предметом интеграции элементов всех образователь-
ных областей развития ребенка, отраженных во ФГОС ДО: познавательное,
речевое, социально-коммуникативное, физическое, художественно - эстети-
ческое. И так же может являться формой психолого - педагогической под-
держки позитивной социализации и индивидуализации ребенка-дошкольни-
ка, средством всестороннего развития его личности.
И мы с коллегой решили подойти к данному вопросу творчески и сде-
лали свой «Бизи-куб» - трансформер. Играя в куб, ребёнок будет развивать
не только мелкую моторику, но и свои нравственные качества.
В своей работе с бизи-кубом, мы используем различные варианты игр,
направленные на формирование положительных взаимоотношений детей,
культуры поведения.
Бизи-куб состоит из 4-х отдельных кубов и представляет собой объем-
ную фигуру, на каждой из граней размещаются разнообразные элементы,
развивающие мелкую моторику, фантазию, воображение, бытовые навыки
ребенка, а так же способствующие развитию нравственных качеств младшего
дошкольника.
Стандартного набора деталей для бизи-куба не существует, на нашем
кубе сконцентрировано абсолютно всё, что может заинтересовать детей.
Различные липучки - это вероятно самый излюбленный элемент де-
тей. Они очень любят отрывать и закреплять обратно.
Шнуровка - научит наших малышей завязывать шнурки. Прививаем
навыки самообслуживания, уважение к труду, бережливость, трудолюбие.
Замок молния детям всегда очень трудно застёгивать и расстёгивать
куртки или другие вещи. На нашем бизи-кубе есть замок
молния, где дети могут научиться застёгивать и расстёги-
вать замок, прививаем навыки трудолюбия, умение радо-
ваться успехам других.
Пазлы -
чтобы
соединить
небольшие
детали
конструктора друг с другом, пальчикам придётся хорошо
поработать, что принесёт малышу большую пользу. Вос-
питываем умение играть в паре.
Магнитная кукла– позволяет ребенку лучше овла-
деть знаниями о строении человеческого тела и разделении гардероба по се-
зонам и назначению; - закрепление правильной очередности надевания пред-
метов гардероба; - получение представления о разделении гардероба на деви-
чий и мальчишечий; - развитие внимания, логики, фантазии, речевых навы-
ков, усиление любознательности; улучшение зрительного восприятия и мото-
рики пальцев.
Времена года позволяет ребенку лучше сформировать представлений
об окружающем мире – о делении года на четыре времени, каждая из кото-
рых, в свою очередь, делиться на три месяца.
Во время игры на нашем бизи-кубе одновременно могут играть как по
одному ребёнку, так и в парах.
Подводя итог, хочется отметить, что с использованием бизи-куба у на-
ших детей повышается желание взаимодействовать друг с другом, а общение
и взаимодействие наполняются новым, актуальным и интересным, содержа-
нием.