Напоминание

Педагогическая находка - "Волшебные мешочки историй"

Автор: Светлана Анатольевна Волегова
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МКДОУ "Д/С №3"
Населённый пункт: город Сатка, Челябинская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Педагогическая находка - "Волшебные мешочки историй"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Педагогическая находка.

Добрый день, уважаемые коллеги! Меня волнует вопрос: Как сделать жизнь детей в

детском саду интересной, а образовательный процесс – творческим? Вы задумывались над

этим? Я да.

Актуальность

Дошкольный возраст - это важный этап в общем развитии человека, который имеет

огромное влияние на развитие воображения.

В настоящее время, в эпоху компьютерных игр, дети не мыслят самостоятельно, а

следуют предложенным ситуациям, используя шаблоны и схемы. Международная

организация по оценке прогресса в образовании провела опрос, который показал, что

дети, обладающие компьютерными навыками, занимают последнее место по

воображению. Нам педагогам приходится использовать различные приёмы, методы,

формы взаимодействия, чтобы развить у детей способность фантазировать, воображать.

представлять.

Зачем же детям воображение?

Эйнштейн однажды сказал, что воображение важнее знаний. Для ребенка наличие этого

фактора означает огромное богатство, которое может принести бесконечную пользу его

будущему росту.

Воображение дает основу творчеству, помогает нестандартно мыслить и

экспериментировать, находить выход из сложных ситуаций. Дети с развитым

воображением легче переносят различные жизненные неприятности, конфликты со

сверстниками, лучше осваивают школьную программу.

Целью моей работы стало развитие у детей дошкольного возраста воображения,

любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

В ходе изучения материала по теме я натолкнулась на учебно-практическое пособие

«Волшебные мешочки историй», автор Сэмуэль Эстрайхер. Автор использует мешочки с

атрибутами для придумывания историй. Пособие, меня заинтересовало и на основе него я

разработала свои волшебные мешочки историй.

С помощью волшебных мешочков можно создавать сказочные истории, ситуации,

которые не навязчиво научат ребёнка мыслить в правильном направлении, покажут

примеры взаимоотношений и способы решения жизненных проблем.

Почему именно мешочек?

Яркий красивый мешочек с секретиком внутри, уже интересен ребёнка.

Не зря кто-то из великих сказал: «Всё. что скрыто – это интересно».

Мешочек это эстетично и красиво.

Весь материал в мешочке компактен и удобен в использоании. (атрибуты. Реквизит и

герои все в одном месте, не надо искать).

Что может представлять мешок историй? Это настоящий тканевый мешок, который

предварительно можно смастерить вместе с детьми (родителями), украсить его. Это могут

быть и пуговицы, вышивка и многое другое.

Затем в мешочек подбираются компоненты: это текст сказочной истории, предлагаемой

детям, игрушки- для обыгрывания истории, дополнительный реквизит, это могут быть

бытовые предметы, предметы обихода или предметы окружающей среды.

Алгоритм работы с мешочком, следующий: обратите внимание на экран.

1.Педагог заранее знакомится с содержанием мешочка и карточкой истории.

2.Все предметы достаем постепенно, сначала достаем-атрибуты обстановки, затем героев

согласно с историей.

3.После инсценировки проводиться беседа с детьми об отношении детей к герою, к

ситуации

4.В конце следует собрать содержимое в мешочек.

В чём же преимущество данного пособия.

Первое преимущество это вариативность использования.

Необязательно предлагать готовую историю. Можно наполнить мешочек героями вместе с

детьми и придумать историю. Можно дать мешочек домой для создания новой семейной

сказки. Можно постепенно усложнять историю, добавляя в мешочек новых персонажей и

атрибуты. Это активизирует творческие ресурсы ребёнка.

Второе преимущество - доступность и простота.

Дети могут в любое время взять и поиграть. Ребёнок с мешочком может действовать с

помощью воспитателя, родителей и самостоятельно.

Третье преимущество это эстетичность.

Четвертое интеграция

Наша технология может интегрироваться со всеми образовательными областями, помогая

решить педагогические задачи, поставленные педагогом.

«Социально-коммуникативное развитие»

Например, мы отметили, что при игре с мешочком дети развивают свои навыки общения и

взаимодействия с окружающими.

«Познавательное развитие»

В ходе различных манипуляций с содержимым мешочка происходит обогащение памяти

ребёнка, активизируются его мыслительные процессы.

«Речевое развитие»

Необходимость рассказать или сочинить сказку, стимулирует у ребёнка развитие речи.

«Физическое развитие»

Во время практических действий с мешочком дети развивают крупную и мелкую

моторику.

В этом и есть её универсальность.

Следующее преимущество

Распространение опыта работы

Эту технологию могут использовать все педагоги. В нашем детском саду она нашла

применение в работе узких специалистов.

Я использую технологию « как элемент занятия, в индивидуальной работе с детьми ОВЗ,

применяю в ходе утреннего и вечернего круга с детьми, при решении проблемных

ситуаций.

Приобретенным опытом и результатами своей работы я обмениваюсь с педагогами на

методических объединениях, мастер классах, семинара.

Работа с родителями.

Моя работа также предусматривает активное вовлечение родителей в творческий процесс.

Вот бабушка связала нам героев и атрибуты к сказке. Вот родители украсили мешочек. Я

раздала мешочки домой и родители вместе с детьми наполнили их и придумали

интересные истории. Эти мешочки сейчас находятся в нашей группе, для свободного

использования. А придуманные истории стали началом картотеки. Поддержка родителей

стимулирует интерес детей. Дети с большой гордостью и радостью приносят свои сказки в

группу .

Семейное совместное создание сказочных историй объединяет семью, дети проводят

время не за гаджетами, а с родителями, занимаясь общим делом.

Развивающий потенциал

Развивающий потенциал технологи в том, что ребёнок с мешочком может выполнять

различные игровые взаимодействия в зависимости от возраста и задач. На основе наших

мешочков можно придумать задания разной сложности. Пособие стимулирует творческую

активность.

Результативность применения технологии

Результатом применения технологии «Волшебный мешочек историй» являет то, что: дети

более активны в своих высказываниях, раскрепощены не бояться выражать свои мысли,

умеют фантазировать, придумывать интересные сюжеты. У воспитанников развивается

воображение, образное мышление, речевая активность и умение сотрудничать. Дети

становятся более отзывчивыми и доброжелательными.

Развитое воображение – это залог успешности ребёнка в будущем. Именно это качество

помогает легко учиться, заниматься научными, творческими проектами, находить

решение в сложных ситуациях. Богатое воображение формирует личность ребёнка,

приобщает его к миру искусства и техники.

Кем же могут стать наши дети с развитым воображением. Это и учёные, учителя,

танцоры, художники, актёры, режиссёры, писатели но и в современных

информационных профессиях воображение просто необходимо: это разработчики сайтов,

интерактивных программ.

Таким образом, мешочки обладают большим количеством положительных аспектов

развития, что делает их незаменимыми помощниками педагогов в детском саду.