Авторы: Попова Юлия Викторовна, Ольга Августовна Мишина
Должность: воспитатель
Учебное заведение: муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 5 "Радуга" города Зеленокумска Советского района Ставропольского края
Населённый пункт: Ставропольский край город Зеленокумск
Наименование материала: опыт работы
Тема: "Развитие экологической грамотности через использование "занимательного куба".
Опыт работы: «Развитие экологической грамотности через
использование «занимательного куба».
Добрый день, уважаемые члены жюри, коллеги! Меня зовут Попова
Юлия Викторовна, я представляю МДОУ «Детский сад № 5 «Радуга города
Зеленокумска.
В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды
возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого
человека независимо от его возраста. В связи с этим в стране активно
создаётся непрерывная система экологического образования и проблема
экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и
актуальность. Решая её, я поставила перед собой следующую цель: создание
условий для формирования у детей элементов экологической грамотности,
правильного отношения к объектам и явлениям природы.
Для реализации поставленной цели мною были намечены следующие
задачи, которые вы можете видеть на экране:
1. Учить анализировать проблемы окружающей среды и предлагать
способы их решения с опорой на пособие «занимательный куб».
2. Развивать у дошкольников умение делать выводы, устанавливать
причинно-следственные связи между объектами природы.
3.
Воспитывать
потребность
помогать
растениям,
насекомым,
животным, птицам.
4.
Наладить
взаимодействие
с
семьями
воспитанников
по
формированию экологической грамотности.
Свою
работу
по
воспитанию
экологической
грамотности
у
дошкольников
я
начала
с
активного
преобразования
развивающей
предметно-пространственной среды своей группы, помещений и территории
детского сада. Вместе с детьми и родителями мы создали:
- мини – музей «Водоём и его обитатели», для формирования знаний о
жителях водоемов, решения проблемы их загрязнения;
- макет фермерского хозяйства – для развития первоначальных
представлений о животноводстве Ставропольского края;
- экологическую тропу на территории детского сада;
- план – схемы пешеходных маршрутов вдоль реки Кума, по территории
Верхнего и Нижнего парков и скверов родного города;
- наборы тематических экологических «занимательных кубов».
Пособие «занимательный куб» является моей авторской разработкой. На
гранях куба я размещаю вопросы, схемы, алгоритмы, сюжетные картинки,
задания, побуждающие к действию по решению экологических проблем и
задач.
Я хочу вам представить опыт использование «занимательного куба» по
теме «Весна в родном городе» в образовательной деятельности:
- первая грань с изображением капели, проталин - предлагает детям
назвать приметы весны;
- следующая, побуждает воспитанников описать перелётных птиц;
- третья грань отражает содержание «цепочки» трудовой деятельности
«Посади
цветы
для
красоты»,
ребята
восстанавливают
нарушенную
последовательность действий по алгоритму;
- четвертая – предполагает художественно-творческую деятельность в
виде использования нетрадиционного рисования, аппликации или лепки на
тему «Краски весны»;
- пятая – рассчитана на повторение правил техники безопасности при
работе с садово-огородным инвентарём, который к тому же нужно
определить по тени;
-
рисунок
заключительной
грани
нацеливает
дошкольников
на
проведение опытно – исследовательской деятельности по теме занятия.
Для проведения экспериментальной деятельности я изготовила ряд
«занимательных кубов», которые посвящены изучению объекта живой или
неживой природы, или явления. На каждой грани нарисован алгоритм
проведения одного из опытов с исследуемым объектом.
Мой педагогический опыт показал, что для достижения положительных
результатов в экологическом воспитании моим воспитанникам только
образовательной деятельности в группе недостаточно. Поэтому я решила
выйти за пределы дошкольного учреждения, один раз в месяц в любое время
года мы выходим на пешие прогулки в парковую зону города, где проводим
экологические квесты.
«Занимательный куб» в данном виде деятельности является источником
информации о ходе квеста. Началом путешествия является вход в парк, там
дети бросают наш куб и определяют первую станцию по фотографии
знакомого места со сказочным героем. Далее, после выполнения задания, мои
ребята бросают куб и определяют по фотографиям следующие станции.
Экологические задания они получают не от взрослого, а из рук сказочных
героев изображенных на нашем кубе.
На одной станции мои юные экологи выполняют упражнение что
«можно», что «нельзя» делать в природе, на другой – проходит «трудовой
десант» по сортировке мусора, на следующей проводятся опыты с землёй,
корой деревьев и семенами растений, еще на одной - отгадывают загадки о
лекарственных
растениях
или
заполняют
страницы
«Красной
книги
Ставрополья», так же проводятся подвижные и оздоровительные игры.
Моя работа предусматривает активное вовлечение семей воспитанников
в формирование экологической грамотности у дошкольников. Родители
принимают участие не только в создании «занимательных кубов», но и
использовании их в практической деятельности.
Интерес детей к окружающему миру природы стимулирует поддержка
родителей в ходе организации и проведения экологических акций. Все наши
акции начинаются с изготовления тематического «занимательного куба».
Каждая пронумерованная грань отражает действия, которые затем будут
выполнять воспитанники с педагогом и родителями в ходе акции.
Рассмотрим куб, описывающий алгоритм проведения акции «Сирень
Победы»:
- под номером один идет название акции, её цель и значимость;
- под номером два схематическое изображение действия «выкапывание
лунки»;
- третья грань – «дети сажают сирень»;
- картинка с цифрой четыре предлагает детям вместе с родителями
полить саженцы;
- грань с цифрой пять помогает дошкольникам вспомнить стихи о дне
Победы, защитниках Родины, в честь которых высаживается весенняя
сирень;
- изображение фотоаппарата на грани с цифрой шесть подсказывает о
необходимости
сделать
фото
посаженных
кустов
сирени,
с
целью
отслеживания развития саженцев.
Я считаю, что при своей простоте пособие «занимательный куб» имеет
практическую значимость и развивающий потенциал его использования в
различных видах детской образовательной деятельности: занятие, игры,
проблемные ситуации, наблюдение, труд, опытная и экспериментальная
деятельность, квесты, проекты и акции. Данное пособие может помогать в
реализации
задач
различных
образовательных
областей.
Работу
я
осуществляю как индивидуально, так и в подгруппе, а сложность и вид
заданий подбираю исходя из возможностей детей моей группы.
Результат моего педагогического опыта сначала привлёк внимание
педагогов детского сада, для которых я провела семинар-практикум
«Занимательный куб – своими руками», мастер-класс «Использование
занимательных кубов в образовательной деятельности».
Стало понятно, что
данное пособие может использоваться не только воспитателем, но и
учителем-логопедом, психологом, музыкальным руководителем и даже
родителями – в зависимости от поставленной задачи.
Я
использую
разные
возможности
для
обмена
опытом
на
муниципальном уровне:
- представляла свое пособие как участник районной мобильной службы
по распространению передового опыта;
- выступила на семинаре руководителей дошкольных учреждений, где
показала опыт участия в экологических акциях и проектах;
- участвовала в районном фестивале «Педагогическое созвездие – 2024».
Я считаю, что представленный опыт актуален сегодня и соответствует
новым
нормативным
документам
развития
дошкольного
образования,
поэтому транслирую его, в том числе в периодических и электронных
изданиях.
Каковы же результаты моей деятельности? Я с уверенностью могу
сказать, что у моих воспитанников:
- повысился мотивационный интерес к решению экологических проблем
родного города и края;
- развились навыки безопасного поведения в природе;
- сформировалась активная жизненная позиция.
Я надеюсь, что моя работа, направленная на формирование будущего
гражданина, умеющего любить и беречь природу, поможет воспитать
творческих,
активных,
неравнодушных
людей,
которые
смогут
изменить этот мир!