Напоминание

"Развитие экологической грамотности через использование "занимательного куба".

Авторы: Попова Юлия Викторовна, Ольга Августовна Мишина
Должность: воспитатель
Учебное заведение: муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 5 "Радуга" города Зеленокумска Советского района Ставропольского края
Населённый пункт: Ставропольский край город Зеленокумск
Наименование материала: опыт работы
Тема: "Развитие экологической грамотности через использование "занимательного куба".







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Опыт работы: «Развитие экологической грамотности через

использование «занимательного куба».

Добрый день, уважаемые члены жюри, коллеги! Меня зовут Попова

Юлия Викторовна, я представляю МДОУ «Детский сад № 5 «Радуга города

Зеленокумска.

В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды

возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого

человека независимо от его возраста. В связи с этим в стране активно

создаётся непрерывная система экологического образования и проблема

экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и

актуальность. Решая её, я поставила перед собой следующую цель: создание

условий для формирования у детей элементов экологической грамотности,

правильного отношения к объектам и явлениям природы.

Для реализации поставленной цели мною были намечены следующие

задачи, которые вы можете видеть на экране:

1. Учить анализировать проблемы окружающей среды и предлагать

способы их решения с опорой на пособие «занимательный куб».

2. Развивать у дошкольников умение делать выводы, устанавливать

причинно-следственные связи между объектами природы.

3.

Воспитывать

потребность

помогать

растениям,

насекомым,

животным, птицам.

4.

Наладить

взаимодействие

с

семьями

воспитанников

по

формированию экологической грамотности.

Свою

работу

по

воспитанию

экологической

грамотности

у

дошкольников

я

начала

с

активного

преобразования

развивающей

предметно-пространственной среды своей группы, помещений и территории

детского сада. Вместе с детьми и родителями мы создали:

- мини – музей «Водоём и его обитатели», для формирования знаний о

жителях водоемов, решения проблемы их загрязнения;

- макет фермерского хозяйства – для развития первоначальных

представлений о животноводстве Ставропольского края;

- экологическую тропу на территории детского сада;

- план – схемы пешеходных маршрутов вдоль реки Кума, по территории

Верхнего и Нижнего парков и скверов родного города;

- наборы тематических экологических «занимательных кубов».

Пособие «занимательный куб» является моей авторской разработкой. На

гранях куба я размещаю вопросы, схемы, алгоритмы, сюжетные картинки,

задания, побуждающие к действию по решению экологических проблем и

задач.

Я хочу вам представить опыт использование «занимательного куба» по

теме «Весна в родном городе» в образовательной деятельности:

- первая грань с изображением капели, проталин - предлагает детям

назвать приметы весны;

- следующая, побуждает воспитанников описать перелётных птиц;

- третья грань отражает содержание «цепочки» трудовой деятельности

«Посади

цветы

для

красоты»,

ребята

восстанавливают

нарушенную

последовательность действий по алгоритму;

- четвертая – предполагает художественно-творческую деятельность в

виде использования нетрадиционного рисования, аппликации или лепки на

тему «Краски весны»;

- пятая – рассчитана на повторение правил техники безопасности при

работе с садово-огородным инвентарём, который к тому же нужно

определить по тени;

-

рисунок

заключительной

грани

нацеливает

дошкольников

на

проведение опытно – исследовательской деятельности по теме занятия.

Для проведения экспериментальной деятельности я изготовила ряд

«занимательных кубов», которые посвящены изучению объекта живой или

неживой природы, или явления. На каждой грани нарисован алгоритм

проведения одного из опытов с исследуемым объектом.

Мой педагогический опыт показал, что для достижения положительных

результатов в экологическом воспитании моим воспитанникам только

образовательной деятельности в группе недостаточно. Поэтому я решила

выйти за пределы дошкольного учреждения, один раз в месяц в любое время

года мы выходим на пешие прогулки в парковую зону города, где проводим

экологические квесты.

«Занимательный куб» в данном виде деятельности является источником

информации о ходе квеста. Началом путешествия является вход в парк, там

дети бросают наш куб и определяют первую станцию по фотографии

знакомого места со сказочным героем. Далее, после выполнения задания, мои

ребята бросают куб и определяют по фотографиям следующие станции.

Экологические задания они получают не от взрослого, а из рук сказочных

героев изображенных на нашем кубе.

На одной станции мои юные экологи выполняют упражнение что

«можно», что «нельзя» делать в природе, на другой – проходит «трудовой

десант» по сортировке мусора, на следующей проводятся опыты с землёй,

корой деревьев и семенами растений, еще на одной - отгадывают загадки о

лекарственных

растениях

или

заполняют

страницы

«Красной

книги

Ставрополья», так же проводятся подвижные и оздоровительные игры.

Моя работа предусматривает активное вовлечение семей воспитанников

в формирование экологической грамотности у дошкольников. Родители

принимают участие не только в создании «занимательных кубов», но и

использовании их в практической деятельности.

Интерес детей к окружающему миру природы стимулирует поддержка

родителей в ходе организации и проведения экологических акций. Все наши

акции начинаются с изготовления тематического «занимательного куба».

Каждая пронумерованная грань отражает действия, которые затем будут

выполнять воспитанники с педагогом и родителями в ходе акции.

Рассмотрим куб, описывающий алгоритм проведения акции «Сирень

Победы»:

- под номером один идет название акции, её цель и значимость;

- под номером два схематическое изображение действия «выкапывание

лунки»;

- третья грань – «дети сажают сирень»;

- картинка с цифрой четыре предлагает детям вместе с родителями

полить саженцы;

- грань с цифрой пять помогает дошкольникам вспомнить стихи о дне

Победы, защитниках Родины, в честь которых высаживается весенняя

сирень;

- изображение фотоаппарата на грани с цифрой шесть подсказывает о

необходимости

сделать

фото

посаженных

кустов

сирени,

с

целью

отслеживания развития саженцев.

Я считаю, что при своей простоте пособие «занимательный куб» имеет

практическую значимость и развивающий потенциал его использования в

различных видах детской образовательной деятельности: занятие, игры,

проблемные ситуации, наблюдение, труд, опытная и экспериментальная

деятельность, квесты, проекты и акции. Данное пособие может помогать в

реализации

задач

различных

образовательных

областей.

Работу

я

осуществляю как индивидуально, так и в подгруппе, а сложность и вид

заданий подбираю исходя из возможностей детей моей группы.

Результат моего педагогического опыта сначала привлёк внимание

педагогов детского сада, для которых я провела семинар-практикум

«Занимательный куб – своими руками», мастер-класс «Использование

занимательных кубов в образовательной деятельности».

Стало понятно, что

данное пособие может использоваться не только воспитателем, но и

учителем-логопедом, психологом, музыкальным руководителем и даже

родителями – в зависимости от поставленной задачи.

Я

использую

разные

возможности

для

обмена

опытом

на

муниципальном уровне:

- представляла свое пособие как участник районной мобильной службы

по распространению передового опыта;

- выступила на семинаре руководителей дошкольных учреждений, где

показала опыт участия в экологических акциях и проектах;

- участвовала в районном фестивале «Педагогическое созвездие – 2024».

Я считаю, что представленный опыт актуален сегодня и соответствует

новым

нормативным

документам

развития

дошкольного

образования,

поэтому транслирую его, в том числе в периодических и электронных

изданиях.

Каковы же результаты моей деятельности? Я с уверенностью могу

сказать, что у моих воспитанников:

- повысился мотивационный интерес к решению экологических проблем

родного города и края;

- развились навыки безопасного поведения в природе;

- сформировалась активная жизненная позиция.

Я надеюсь, что моя работа, направленная на формирование будущего

гражданина, умеющего любить и беречь природу, поможет воспитать

творческих,

активных,

неравнодушных

людей,

которые

смогут

изменить этот мир!