Напоминание

"Художественное слово в воспитании нравственных чувств у детей дошкольного возраста "

Автор: Федосова Ирина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы "Школа №281"
Населённый пункт: Город Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Художественное слово в воспитании нравственных чувств у детей дошкольного возраста "







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Художественное слово в воспитании нравственных чувств у

детей дошкольного возраста.

Приобретение первоначального опыта поведения, отношения к сверстникам и близким, к

окружающей природе, к своей родине, в том числе, к малой родине, нормам морали

происходит в дошкольные годы и под чутким руководством взрослых, окружающих

ребенка.

При условии правильного воспитания удается предупредить процесс накопления

ребенком отрицательного опыта, предотвратить развитие нежелательных навыков и

привычек, что может оказать неблагоприятное воздействие на формировании его

нравственных качеств.

Среди основных задач нравственного воспитания детей дошкольного возраста на первый

план выходит формирование нравственных чувств, положительных навыков,

нравственных представлений, мотивов и привычек поведения.

Важнейшую роль в вопросе формирования нравственных суждений и духовных

ценностей у дошкольников играет художественная литература. Во время прослушивания

литературного произведения ребенок занимает особую позицию, как бы оказывается

внутри самого произведения. Ему необходимо сразу же выделить положительных и

отрицательных героев, при этом безоговорочно приняв их позиции. Ребенок всегда

стремится подражать любимому герою. Таким образом, при прослушивании

литературных произведений возникают механизмы нравственной идентификации. При

этом происходит обогащение личного опыта ребенка, так как он переживает описанные

события, в которых сам даже не участвовал. Персонажи литературного произведения

запечатлеваются в сознании ребенка в соответствии с определенной характеристикой,

заложенной в самом произведении. Личностное отношение к герою является

определяющим моментом в оценке того или иного персонажа. В возрасте 6-7 летнего

возраста, с развитием сопереживания и содействия герою, возникает нравственная

аргументация. Старший дошкольник может указать на общественную значимость

поступков, осмыслить мотив поведения. Говоря о теме «Добро и зло» огромную роль в

формировании нравственного воспитания подрастающего поколения играют народные

сказки. Среди них стоит упомянуть такие как, «Иван - крестьянский сын и Чудо-Юдо»,

«Василиса Прекрасная», «Илья Муромец и Соловей разбойник», «Морозко», «Снежнас

королева» и авторские сказки. Среди них такие, как : «Не плюй в колодец – пригодится

воды напиться» К.Д. Ушинского, «Двенадцать месяцев» С.Я. Маршака, «Золотой ключик»

А Н. Толстого, «Снежная королева» Г.-Х. Андерсена, «Сказка о мертвой царевне и семи

богатырях» А.С. Пушкина и многие другие. Добро в сказках всегда представлено в образе

главного героя, наделенного такими качествами, как смелость, ответственность, доброта,

скромность, трудолюбие, ум и находчивость. Отрицательная моральная сторона

поступков отрицательных героев сказок вызывает у ребенка резкий протест и

возмущение. Дошкольники сознательно делают свой выбор в пользу положительных

героев и совершения добрых поступков. В последующем, дети с удовольствием

инсценируют понравившиеся им произведения. Так с детьми нашей группы были

подготовлены и проведены спектакли по произведениям К.И. Чуковского «Муха –

Цокотуха» и И.А. Крылов «Стрекоза и муравей».

Проведение последующих бесед осуществляет помощь в более детальном разборе

содержания литературного произведения. Беседы целесообразно проводить вслед за

чтением художественных произведений особенно на этические темы. Прочитав рассказ

Н.Д. Калининой «Разве так играют?» целесообразно задать дошкольником вопрос : «А как

играть правильно?» и провести обсуждение, как нужно договариваться в процессе игры,

как нужно делиться игрушками. Старшие дошкольники симпатизируют главному герою

цикла стихов А. Л. Барто «Вовка – добрая душа» и выражают стремление быть похожими

на Вовку, хорошо понимают смысл «Волшебного слова» В.А. Осеевой, добродушно

усмехаются над трусливыми мальчиками Вовкой и Вадиком из рассказа Н.Н. Носова

«Живая шляпа», осуждают плохой поступок Котьки, который засыпал горку песком из

рассказа «На горке», не хотят становиться неряхами, как Федора из произведения К.И.

Чуковского «Федорино горе».

Работая над темой «Семья и семейные традиции», происходило ознакомление

дошкольников с настоящими ценностями семьи, среди которых нужно упомянуть любовь

к родственникам, уважение к старшим, заботу и помощь близким людям.

Кладезь семейных ценностей кроется в пословицах и поговорках. Это особый жанр, где

кратко и очень точно оцениваются различные жизненные позиции. В добрых пословицах

о семье дошкольники узнают о нравственных нормах общества, о семейных ценностях.

Пословицы и поговорки учат тому, сохранять мир и гармонию в семье, уважать старшее

поколение, по -доброму относиться к младшим. В пословицах и поговорках заложена

мудрость о том, что семья должна быть дружной, что в ней должны царить мир и покой.

(В дружной семье и в холод тепло; Кто родителей почитает, тот вовек не погибает; Брат

брата не выдаст; В хорошей семье хорошие дети растут; У кого есть бабушка и дед, тот не

ведает бед; Хоть тесно, да лучше вместе). Тема семейных ценностей очень ярко выражена

и в сказках. Наставление о том, что нужно слушаться родителей, старших звучит в сказках

"Гуси-лебеди", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Снегурочка", "Терешечка".

Кроме того, примеры взаимоотношений в семье были приведены детям через

художественные произведения. Прослушивая рассказ В.А. Осеевой «Бабка» дети остро

переживали все несправедливости, которые несут в своих словах и поступках главные

герои. Ребята очень тонко прочувствовали сюжетную линию и выражали сострадание то

Борьке, то бабке. Задумывались над тем, какие поступки они совершают относительно

своих бабушек и дедушек, о том, что необходимо научится проявлять уважение и заботу к

представителям старшего поколения. Нравственные правила, проходящие «красной

нитью» в художественных произведениях, приобретают живое содержание, которое

выстраивает духовный мир ребенка.

Тема уважения к матери играет очень важную роль в духовно – нравственном воспитании

ребенка. Огромный отклик у дошкольников вызвала ненецкая народная сказка

«Кукушка», из которой дети узнают о необходимости такого понятия, как уважение к

своей маме. Сюда же можно отнести такие произведения как «Девочка из города» В. А.

Осеевой, стихи о маме таких поэтов, как А. Барто, А. Фета, С. Есенина. Тема

взаимовыручки и готовности помогать своим близким очень хорошо освещена в

произведении Г.-Х. Андерсена «Снежная королева». В сказке Е. Шварца «Два брата»

рассматривается тема ссор между родственниками и как нужно себя вести в подобных

ситуациях. Тема семьи, где царят мир и покой, простого человеческого общения

освещены в произведениях Л. Воронковой «Солнечный денек» и Ю.И. Коваля «Чистый

дор». После прочтения этих произведений в группе остается атмосфера добра и заботы

друг о друге.

Рассказы Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек», «Девочка и грибы», Т.А. Шарыгиной

«Три дочери», В. А. Осеевой «Просто старушка» помогут сформировать у старших

дошкольников умения проявлять заботу о близких.

Период дошкольного возраста, по своим психологическим характеристикам, наиболее

благоприятен для воспитания любви к родному городу или краю. В этом возрасте

дошкольник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость,

эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Е.И.

Водовозова считали, что начинать воспитывать у детей патриотизм нужно с дошкольного

возраста. В старшем дошкольной возрасте, в формировании любви к родному краю,

большая роль отводится малым фольклорным формам (пословицы и поговорки) и

художественной литературе. Эмоциональное, положительно-окрашенное восприятие

увиденного и прослушанного, способствует переносу вызванных эмоций и чувств на

реальные объекты и явления окружающей действительности, и способствуют

формированию нравственных чувств. Необходимо показать ребёнку, что родной город

славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими

людьми. Тут педагогу на помощь придут следующие литературные произведения: П.К.

Федоренко «История Москвы для детей», Н.П. Кончаловская «Наша древняя столица»,

Волкова Н.Г. «Метро. Подземный город», Заграевский С.В. «Кирюшкины сказки о

Москве» и многие другие. Знакомство детей с двором, улицей, на которой проживают

дети, микрорайоном закладывают начало формирования у детей представления о родном

городе, его устройстве, достопримечательностях. Любовь к Отчизне начинается с любви к

своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало,

откуда человек делает шаг в большой мир. Особую роль в формировании нравственно-

патриотического воспитания подрастающего поколения в теме «Родной город - Москва»

отводится стихотворным произведениям. Тут необходимо упомянуть следующие

стихотворные произведения: С.Я. Маршак «Московские голуби», М. Ю. Лермонтов поэма

«Сашка», сборник стихотворений А. Барто «Я живу в Москве», И. Токмакова «Красная

площадь» и так далее, в которых детям рассказывается о достопримечательностях,

культуре, традициях родного края; о замечательных людях, прославивших свой край.

Художественная литература является одним из важнейших средств всестороннего и

гармоничного развития личности. Она решает не только образовательные, но и

воспитательные задачи развития личности детей. Художественное слово способствует

формированию нравственных представлений и воспитанию чувств и эмоций

дошкольников. Если художественное произведение будет затрагивать душу ребенка, так

чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою, то система работы по

приобщению детей к художественной литературе, будет способствовать социально-

нравственному воспитанию детей.