Автор: Мухамадеева Лидия Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 1392 им. Д. В. Рябинкина, ОПД 4
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: учебно-методический материал
Тема: Технологии проектной деятельности дошкольников в ДОО по ФГОС
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 1392 имени Д.В. Рябинкина»
Технологии
проектной деятельности
дошкольников в ДОО по ФГОС
Составила: Мухамадеева Лидия Александровна,
Старший воспитатель ГБОУ
«Школа № 1392 имени Д.В. Рябинкина»
г. Москва
2024 год.
Современное дошкольное образование в условиях ФГОС
предполагает применение новых методов образовательной деятельности
.
Именно эти методы помогают воспитывать дошкольника как
инициативного и ответственного человека, способного принимать
самостоятельно решения в сложившихся ситуациях выбора, так как
формирование у дошкольников инициативы и самостоятельности
является самой актуальной проблемой в современном дошкольном
образовании. Малышам свойственно стремление к самостоятельности и
дошкольный период открывает благоприятные возможности для
формирования у детей этих качеств личности. Воспитатель должен
научить ребенка мыслить самостоятельно, уметь высказывать свою точку
зрения – это залог успешной подготовки дошкольника к обучению в
школе.
В настоящее время в практику дошкольных образовательных
учреждений прочно вошел метод проектов, который дает дошкольнику
возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания,
развивать творческие способности и коммуникативные навыки, а также
планировать свою деятельность и проявлять инициативу и
самостоятельность.
Проект
Это специально организованный воспитателем
и выполняемый детьми комплекс действий,
который завершается созданием творческих
работ.
Метод проектов
Это система обучения, при которой дети
приобретают новые знания в процессе
планирования и выполнения практических
заданий, которые постоянно усложняются.
При участии дошкольников в методе проектов дети решают какую-то
проблему. Главное, воспитанники понимают, для чего им нужны
приобретаемые знания, где и как они будут использовать эти знания в
своей жизни. То есть проект – это практическая направленность
образовательной деятельности.
Поэтому проект – это пять «П»:
П
Проблема
П
Проектирование или планирование
П
Поиск информации
Наличие значимой для детей в исследовательском, творческом плане
проблемы.
Практическая, теоретическая, познавательная значимость
предполагаемых результатов.
Самостоятельная деятельность детей.
Четкая структура содержательной части проекта.
Использование исследовательских методов и приемов: опыты,
наблюдения, экспериментирование и другие.
Проектная деятельность развивает:
творческое и критическое мышление,
самодисциплину,
культуру речи,
позволяет участникам быть более активными в дошкольной жизни,
способствует развитию у детей и педагогов навыков общения в
группе,
умение отстаивать и доказывать свою точку зрения,
умения публичного выступления.
П
Продукт
П
Презентация
Требования к использованию
проекта
Проект направлен на применение и приобретение
новых знаний
Этапы проектной деятельности
I этап
Проблематизация
II этап
Целеполагание
III этап
Сбор информации
IV этап
Планирование (составление алгоритма
действий)
V этап
Рефлексия
VI этап
Презентация
№
Форма
Содержание
1.
«Гарантия
успеха»
Инициатива дошкольника замечается и
вознаграждается с помощью бонусной
оценки.
2.
«Успех каждого-
успех общего
дела»
Вклад в общее дело становится наградой за
проявленные усилия и является важным
фактором непринужденной самореализации
детских инициатив.
3.
«Поддержка»
Принцип поддержки: «Научился сам-научи
другого». Ребенок стремится вовлекать
других детей в работу над проектом,
передает свои знания и поддерживает других
в этой деятельности.
4.
«Мотивированная
интеграция всех
участников»
Все участники проекта объединяются в
едином процессе творчества.
5.
«Игровая основа»
Продуктивная деятельность строится на
основе игры. В процессе реализации
проекта участвует вся семья ребенка. Дети в
группе показывают, что они делали дома с
родителями. Знания, полученные детьми в
образовательных проектах, становятся
достоянием их личного опыта, потому что
являются ответами на вопросы детей в
процессе собственной деятельности.
Формы поддержки детских
инициатив
Вывод:
Проектный метод как никакой другой, поддерживает детскую
познавательную инициативу, помогает получить ребёнку
ранний, социальный, позитивный опыт реализации
собственных замыслов, требует поиска нестандартных
действий в разнообразных обстоятельствах, развивает
познавательную и творческую активность дошкольника.
Суть проектной
деятельности
Активировать и поддерживать интерес
дошкольников к обозначенным в
проектной деятельности разнообразным
проблемам.
Основа проектной
деятельности
Развитие познавательных интересов детей,
умение самостоятельно применять
полученные представления в типичных
ситуациях, ориентироваться в
информационном пространстве, восполнять
недостающие знания и обретать умения,
развитие критического мышления.
Дошкольник постоянно углубляется в
проблему.
Руководство проектной
деятельностью
Происходит изменения позиции педагога.
Из транслятора готовых знаний педагог
превращается в организатора
познавательной деятельности своих
воспитанников и помогает ребенку
приобретать универсальные культурные
способы действий (умения), универсальные
компетентности, помогающие ему
действовать во всех обстоятельствах жизни
и деятельности.
Отличия проектной
деятельности
1.
Практическое применение детьми имеющихся у них
знаний и умений.
2.
Нежесткое формулирование задач, их вариативность для
повышения самостоятельности и творчества детей.
Задание для детей,
сформулированное в виде
проблемы.
Целенаправленную детскую
деятельность.
Формы организации
взаимодействия детей с
воспитателем и друг с другом.
Результат деятельности как
найденный детьми способ решения
проблемы проекта.
Виды проектной деятельности:
Познавательно-исследовательская
Игровая
творческая
По продолжительности:
краткосрочные (от 1 недели до нескольких
месяцев)
долгосрочные (от полугода до нескольких лет)
Для детей младшего
дошкольного возраста
Характерны небольшие по
продолжительности и простые по результату
продуктивной деятельности тематические
мини-проекты, организуемые чаще при
участии родителей или совместно с
родителями.
Для детей старшего
дошкольного возраста
Проектная
деятельность
становится
более
продолжительным
занятием,
она
может
активно развиваться, приостанавливаться на
какое-то
время
и
снова
нарастать
по
мере
активности детей.
3.
Интерес к деятельности , приносящей публичный
результат, личная заинтересованность в результате.
Проектная деятельность
включает в себя:
Погружение в проект;
Организация деятельности;
Осуществление деятельности;
Презентация результатов.
№
Воспитатель
Воспитанники
1.
Погружение в проект
Формулирует проблему
проекта, сюжетную игровую
ситуацию, цель и задачи.
Вводит детей в проблему,
активизируя интерес к ней,
«заражая» стремлением
решить ее.
Осуществляют присвоение
проблемы на личном уровне,
вживаются в ситуацию,
принимают, уточняют и
конкретизируют цели и задачи
предстоящей деятельности
2.
Организация деятельности
Создает условия для
самостоятельной
деятельности детей.
Предлагает и организует:
группы детей;
распределяет роли,
ответственность;
планирование детской
деятельности по
решению задач
проекта;
формы презентации
результатов, итогов
работы
Распределяются по группам с
помощью взрослого. Распределяют
роли, ответственность. Планируют
свою работу и работу всех
участников проекта. Выбирают
формы и способы презентации
полученных результатов.
3.
Осуществление деятельности
При косвенном участии:
при необходимости
консультирует,
отвечает на вопросы,
подсказывает,
советует;
Активно и самостоятельно при
косвенном участии воспитателя:
выполняют свою работу в
рамках выбранной роли и
ответственности;
консультируются, задают
Этапы проекта
деликатно
контролирует;
обогащает знания
детей, повышает их
эрудицию;
репетирует с детьми
презентацию,
обсуждает, помогает
вопросы, ищут поддержки и
положительного
подкрепления;
добывают необходимые и
недостающие знания;
фантазируют;
готовят презентацию
4.
Презентация результатов
Обобщает полученные
результаты проекта и
подводит его итоги.
Оценивает умения детей и
совместную деятельность
дошкольников. Поощряет
каждого участника,
подобрав ему свою
номинацию
Демонстрируют:
понимание проблемы, цели и
задачи;
умение планировать и
осуществлять работу;
найденные способы решения
проблемы;
самоанализ деятельности и ее
результата;
взаимную оценку в
деятельности, способность
выбрать лучших участников
вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль
педагога);
активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации
(вместе с педагогом);
формирование начальных предпосылок поисковой деятельности
(практические опыты).
Задачи обучения:
пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;
Задачи исследовательской
деятельности
Младший дошкольный возраст
приобщать детей к процессу познания;
формировать различные представления;
привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные
варианты;
побуждать детей к совместной поисковой деятельности,
экспериментированию.
Совершенствование психических процессов:
формирование эмоциональной заинтересованности;
знакомство с предметами и действиями с ними;
развитие мышления и воображения;
речевое развитие.
Формирование проектно-исследовательских умений и
навыков:
осознание поставленной цели;
овладение различными способами решения поставленных задач;
способность предвосхитить результат, основываясь на своём
прошлом опыте;
поиск различных средств достижения цели.
Типы проектов:
1. По доминирующему методу: исследовательские, информационные,
творческие, игровые, приключенческие,
практико-ориентированные.
2. По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и
природу, ребенка и рукотворный мир,
ребенка, общество и культуру.
3. По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт,
исполнитель, участник от зарождения
идеи до получения результата.
4. По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной
группы, в контакте с другой возрастной
группой, внутри ДОУ, в контакте с
семьей, учреждениями культуры,
общественными организациями
(открытый проект)
5. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и
фронтальный.
6. По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности
и долгосрочный.
Ведущими видами деятельности этого возраста являются : игровая
и продуктивная поли деятельность, учебная и исследовательская.
Формируются предпосылки поисковой деятельности и интеллектуальной
инициативы, развиваются умения определять возможные методы решения
проблемы с помощью взрослых, а затем и самостоятельно. У детей
развивается желание пользоваться терминологией и вести конструктивную
беседу в процессе совместной исследовательской деятельности
Задачи обучения:
развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;
развивать специальные способы ориентации – экспериментирование
и моделирование;
формировать обобщённые способы умственной работы и средства
построения собственной познавательной деятельности;
развивать способность к прогнозированию будущих изменений.
Формирование предпосылок учебной деятельности:
произвольности в поведении и продуктивной деятельности
потребности в создании собственной картины мира;
навыков коммуникативного общения.
Формирование проектно-исследовательских умений и
навыков:
выявить проблему;
самостоятельно искать нужное решение;
выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и
продуктивно его использовать;
самостоятельно анализировать полученные результаты.
Старший дошкольный возраст
№
Название
Содержание
1.
Метод проблемного
изложения
Устный диалог воспитателя, который
активирует мыслительную
деятельность детей через создание
проблемной ситуации и изложение ее
по разрешению. Это подталкивает
детей к получению новых знаний, а не
дает их в готовом виде.
2.
Метод эвристического
диалога
Вопросно-ответный способ
организации процесса обучения, где
вопрос носит проблемный характер, а
ответ является результатом активного
поиска детей под руководством
воспитателя.
3.
Приемы
эвристического
диалога
Выдвижение гипотез, поиск
аргументации, наводящие вопросы,
поиск возможных ошибок в
рассуждениях, обобщение.
4.
Метод «мозгового
штурма» (массовая
мозговая атака)
Интенсивное и хаотическое
генерирование идей без их
сиюминутного анализа и с отдаленной
по времени оценкой. В основе метода
лежит создание вероятных ситуаций.
Метод предполагает участие всех детей
в выдвижении идей с последующим
коллективным анализом.
Методы и приемы
проектной деятельности
Исследовательские проекты в
детском саду
В гостях у
сказки
В детский сад с
улыбкой
Вода и ее
свойства
Дикие
животные
Домашние
животные
Зайка в гости к
нам пришел
Зеленый
подоконник
История
возникновения
снеговика
Кладовая
развлечений
Книжка-
малышка
Мыльные
пузыри
Морские
обитатели
Мы природу
бережем-наш
красивый
общий дом
Одуванчики-
лучики
солнышка
Почему весной
сосулька плачет
Семья –это
счастье
Умный
светофор
Что такое
хорошо и что
такое плохо
Скоро, скоро
Новый год
чистюли
Вежливые
слова
Город
маленьких
пешеходов
Детский сад
наш так хорош-
лучше сада не
найдешь
Дружба
начинается с
улыбки
Какие дома у
разных
животных
Комнатные
растения
Любим спортом
заниматься
Мы правнуки
твои , Победа!
От семечка до
ягодки
Почему у елки
колкие иголки
Праздники
нашей семьи
Путешествие в
страну
дорожных
знаков
Наш дом, наш
двор
Путешествие по
сказкам
Россия –Родина
моя
Удивительный
мир аквариума
Что такое
листопад
Яблоня и
яблоко
Традиции моей
семьи
Фиалка для
мамы
Темы проектов в младшей группе ДОУ
Темы проектов в средней группе ДОУ
Быть
здоровыми
хотим
Волшебница-
водица
Волшебный мир
К.И. Чуковского
Волшебство на
грядке
Да здравствует
мыло душистое
Домашние
питомцы
Загадочный
космос
Зимующие
птицы наши
друзья
Игрушки из
русской
избушки
Как хлеб на
стол пришел
Зеленая аптека
Лук – наш
добрый друг
Мультфильм
своими руками
Ребенок имеет
право
Неделя здоровья
Широкая
масленица
Экологическая
тропа
Чем пахнут
ремесла
Основы
безопасности и
жизнедеятельности
дома и на улице
Путешествие
вокруг света
Безопасная
дорога
В гостях у
Мухи-Цокотухи
Богатыри земли
русской
Впустите в
сердце доброту
Делу-время,
потехе-час
Город, в
котором я живу
Дружба –
лучшее
богатство
Здоровая семья
Здравствуй,
школа
Как я помогаю
дома
Люби и знай
свой край
Мамы всякие
нужны, их
профессии
важны
Наша армия
сильна,
охраняет мир
она
Чтобы сильным
быть сполна,
физкультура
нам нужна
Мои хорошие
поступки
Поклонимся
великим тем
годам
Отходы в
доходы
Огород на окне
Поможем
Матушке
природе
Поход в зимний
лес
Темы проектов в старшей группе ДОУ
Темы проектов в подготовительной группе ДОУ
Веселый этикет
В стране чисел
и фигур
День Земли
День чистоты
Защитники
Отечества
Здравствуй,
Пушкин
Зимняя сказка
Как на
масленой
неделе
Кладовая земли
Кто у бабушки
живет
Любимое блюдо
моей семьи
Мир моря
Мама, папа, я –
спортивная
семья
Лиственный лес
Лето на даче
Мое настроение
Мир животных
и птиц
Мир семейных
увлечений
Мои друзья
От кареты до
ракеты
Зачем коту усы
Зачем овечке
столько шерсти
Зачем жирафу
длинная шея
Зачем ежу
иголки
Кто живет в
моем лесу
Лисица-рыжая
плутовка
Мое любимое
домашнее
животное
Почему
лягушки
квакают перед
дождем
Собака друг и
помощник
человека
Почему медведь
так любит
спать
Самые добрые
животные -
дельфины
Повадки моего
кота
Мой домашний
питомец
Моя любимая
собака
Удивительный
мир динозавров
Моя ручная
черепашка
У меня живет
Морская
свинка
Хомячки-
пуховички
Эта сказочная
лягушка
Почему моя
кошка не любит
наряды
Ах,
картошечка,
картошка
Аптека под
ногами
Будь природе
другом
В лесу родилась
елочка
Лекарственные
растения
Мой любимый
фрукт банан
Огород на окне
Одуванчик –
мое маленькое
Темы мини-проектов в ДОУ
Темы проектов о животных в ДОУ
Исследовательские работы о растениях
солнце
Первый
весенний
цветок
Сеньор-
помидор
Сколько лет
дереву
Что такое
листопад
Цветы нашего
детского сада
Что за ягода
земляника
Удивительный
мир растений
Что мы знаем о
подсолнухе
Чудо орешки
Ягодная азбука
Я нашел
подснежник
Я нашел
ландыш
.