Напоминание

Работа по профилактике нарушений письменной речи в рамках программы по индивидуальному сопровождению учащихся гимназии.

Автор: Иванова Ольга Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ "Академическая гимназия № 56 им. М. Б. Пильдес" Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Работа по профилактике нарушений письменной речи в рамках программы по индивидуальному сопровождению учащихся гимназии.







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Работа по профилактике нарушений письменной речи в рамках

программы по индивидуальному сопровождению учащихся гимназии.

Иванова О. В., учитель-логопед,

педагог индивидуального сопровождения

ГБОУ «Академическая гимназия № 56 им. М. Б. Пильдес» Санкт-Петербурга

В настоящее время в нашей гимназии действует система индивидуального

сопровождения учащихся, требующих особой педагогической заботы. К

таким учащимся относятся и дети, которым необходима логопедическая

помощь.

При проведении логопедического обследования у первоклассников,

нуждающихся в коррекции звукопроизношения, часто выявляется

недоразвитие различных видов языкового анализа, синтеза, представлений,

которое впоследствии может служить причиной трудностей при

формировании навыков письма и чтения или даже возникновения дисграфии

и дислексии.

С целью профилактики подобных учебных затруднений в нашей гимназии

организовано проведение специальных индивидуальных занятий.

Такие занятия проводятся в течение учебного года два раза в неделю.

Данная работа представляет собой выполнение развивающих игровых

заданий. Задания – это специально подобранные ребусы, «шифровки»,

картинки, в которых «спрятались» звуки и буквы и др.

На занятиях в рамках индивидуального сопровождения проводится работа

по следующим направлениям:

- по развитию фонематического анализа, синтеза, представлений;

- по развитию звуко-слогового и звукобуквенного анализа, синтеза,

представлений;

- по развитию функции оптико-пространственного гнозиса;

- по обучению самоанализу и самооценке деятельности, и оценке

собственного эмоционального благополучия (в сотрудничестве с

психологом).

В работе на занятиях логопед использует рабочую тетрадь В. А.

Дроздовой, А. Н. Бехелевой «ЛОГОобучалочка для первоклассников»,

Кроме перечисленного занятия включают в себя логоритмические

упражнения, в которых движения пальцев рук сочетаются с чётким

ритмичным проговариванием скороговорок. При этом используется

«массажный коврик» из листа рифлёного картона.

Для самоанализа и самооценки деятельности используются таблицы «Мои

скороговорки», «Я а занятии».

Каждый первоклассник, посещающий занятия, заводит специальную папку –

Портфолио, которое создается с целью отражать достижения ученика на

занятиях. Портфолио может называться по-разному и представлять

материалы в разных формах, но по структуре содержит 3 основных блока.

Первый – это «Мои цели» или «Чему я хочу научиться». В ходе общения с

ребенком, логопед помогает ученику осознать, сформулировать задачи и

заполнить раздел Портфолио. Все выполняемые учеником задания

собираются в соответствующем разделе «Рабочие материалы». Этот раздел

демонстрирует, какая работа была проделана учеником в течение учебного

года. А раздел «Мои достижения» отражает успехи, достигнутые в процессе

этой работы.

Портфолио – рабочий инструмент. С его помощью в течение всего учебного

года ребёнка обучают анализировать свои достижения и затраченные усилия

в соответствии с поставленными самим учеником целями. Кроме этого,

ребёнок учится анализировать своё самочувствие, настроение, отношение к

происходящему на занятиях, заполняя с помощью символов

соответствующую таблицу «Я на занятии».

В конце курса занятий с учеником проводится итоговый анализ успешности

и достижения целей в целом, в ходе которого заполняется таблица «Мои

дополнительные занятия – помощь в учёбе».

Несколько лет практики подтвердили эффективность такой

профилактической работы в рамках системы индивидуального

сопровождения на логопедических занятиях. В конце учебного года

педагогом сопровождения совместно с классными руководителями

проводится анализ рабочих тетрадей и итоговых контрольных работ по

обучению грамоте первоклассников, зачисленных на логопедические

занятия.

Анализ показал, что у большинства учащихся, посещавших занятия, в

письменных работах специфические ошибки не встречаются,

орфографических ошибок не много; почерк чёткий, ровный, начертание букв

соответствует каллиграфическим нормам. Со слов классных руководителей,

трудностей в обучении русскому языку и чтению данные учащиеся, как

правило, не испытывают.

Приложение №1.

«Мои скороговорки»

Инструкция к выполнению заданий:

Шаг 1 прочитай скороговорку вслух медленно и чётко

Шаг 2 снова прочитай скороговорку, добавив движения пальцев рук

по «массажному коврику» («игра на пианино»)

Шаг 3 повтори 5 раз с ускорением темпа речи и движений пальцев

Шаг 4 повтори 5 раз в самом быстром возможном темпе,

при желании выполни под ритмичную музыку

Дата

Скороговорка

Произнесение

чётко, без

ошибок

Соединение

речи с

движением

пальцев

рук

Ускорение

выполнено

0-5 баллов

выполнено

0-5 баллов

выполнено

0-5 баллов

У Аграфены и Арины растут

георгины.

Проворонила ворона

воронёнка.

Под солнышком выросли

подсолнушки.

Кошка - крошка на окошке

кашку кушала

по крошке.

Алёша Ульяне сигнал подаёт,

Ульяна услышит — Алёшу

найдет.

Бабкин боб расцвел в дождь,

будет бабке боб в борщ.

У Бори винт. У Вити бинт.

А вот белка не бела. Белой

даже не была.

Вкусная халва — мастеру

хвала.

Гусь Гога и гусь Гага друг без

друга ни шага!

Ворчливый ворон воровал

вчерашние ватрушки.

Приложение №2.

«Я НА ЗАНЯТИИ»

Фамилия, имя____________________________________________________________

Класс –

Ф.И.О кл. руководителя –

Ф.И.О. учителя – логопеда -

Дата

Тема занятия

Мне интересно на занятии

Как я себя чувствую

на занятии

Всегда

интересно

Иногда

интересно,

иногда нет

Никогда

не

нравится

Всегда

хорошо

Иногда

хорошо,

иногда

плохо

Всегда

плохо

Приложение №3.

Анкета

«Мои дополнительные занятия – помощь в учёбе»

ФИ ученика________________________________________

Класс_______________

Уч. год______________________

Педагог сопровождения/логопед_________________________________________________

Уровень

Занятия мне помогли

Да, очень помогли

Частично

помогли

Совсем не

помогли

На занятиях было интересно

Всегда интересно

Иногда

интересно,

иногда нет

Никогда не

интересно

Моё самочувствие на

занятиях

Всегда хорошее

Иногда хорошее,

иногда плохое

Всегда плохое

Я бы хотел(а) продолжить

заниматься

Да, хочу

продолжить

Возможно,

иногда

Не хочу больше

заниматься