Напоминание

Межнациональные отношения

Автор: Малева Марина Александровна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: ЧОУ СОШ "Эстет-центр М"
Населённый пункт: Г. Челябинск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Межнациональные отношения







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Конспект урока по обществознанию

для 11- х классов на тему

«Межнациональные конфликты в современном мире»

Предмет: Обществознание

Тема учебного занятия: Межнациональные конфликты в современном мире

Цели учебного занятия:

Обучающая:

1.

Формирование стабильных знаний об межнациональных конфликтах, их происхождении и основных типах.

Развивающая

1.

Формирование умений различать основные типы межнациональных конфликтов.

2.

Формирование умений анализировать различные типы межнациональных конфликтов.

Воспитательные

1.

Формирование устойчивого интереса к своей будущей профессии.

2.

Воспитание толерантности; патриотизма.

3.

Формирование общих компетенций:

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран, презентация, иллюстрации, раздаточный материал.

Формы обучения: фронтальная, групповая

Используемые методы: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый, практический

Ход учебного занятия

:

Этап

урока

Время

Деятельность

учителя

Содержание занятия

Деятельность

обучающегося

Средства обучения

и контроля

( в т.ч. ЦОР)

1

2

3

4

5

1.Организационный

3 мин

Приветствует

обучающихся

Приветствуют учителя

Речевая коммуникация

(правильная речь, темп,

модуляция, паузы, стиль

речи).

Неречевая

коммуникация (мимика,

взгляд, жесты, внешний

вид).

Слайд презентации №1

Проверяет готовность к

занятию.

Адаптируются к рабочему

месту.

Создает деловую,

дружескую атмосферу

общения.

2. Этап подготовки учащихся к

активному сознательному усвоению

знаний

4 мин

Организует работу с

понятийным аппаратом

по теме: «Конфликт»

Работают с понятиями.

5 мин

Формулирует тему

занятия.

Задает вопрос

студентам.

Формулирует

актуальность темы.

Совместно со

студентами ставит цель

урока.

Сегодня, мы продолжаем изучать

«Социальную сферу».

Тема: Межнациональные конфликты в

современном мире

Как вы считаете, что необходимо знать для

изучения данной темы?

На сегодняшний день трудно назвать более

актуальную проблему. Почему-то людям

разных национальностей трудно жить на

одной планете без попыток доказать

превосходство своей национальности над

другими.

Взяв любую сводку новостей, можно

наткнуться на сообщение об очередной «акции

протеста» или «теракте». Периодически

появляются все новые и новые «горячие

точки» со всеми вытекающими отсюда

процессами – жертвами как среди военных,

так и и мирного населения, потоками

миграции, беженцами и ,в целом, -

искалеченными человеческими судьбами.

Вы как будущие спасатели будите

организовывать и проводить работы по

ликвидации последствий чрезвычайных

ситуаций; техногенного, природного

происхождения, так и социальных

современных процессов;

планировать и осуществлять мероприятия по

предотвращению аварий и катастроф;

снижению их негативных последствий.

После изучения темы вы должны:

Знать понятие «межнациональный конфликт»,

его происхождение и типы.

Уметь различать типы конфликтов;

анализировать различные типы конфликтов

Для того чтобы реализовать эту цель, мы

будем работать по следующему плану.

Записывают

в

тетради

тему занятия.

Отвечают на вопрос.

Совместно с

преподавателем ставят

цель занятия.

Осмысливают цель

Слайд презентации №2

Слайд презентации №3

3 мин

Объявляет план урока.

План:

1.

Что такое межнациональный конфликт?

2.

Причины межнациональных

конфликтов

3.

Типология межнациональных

конфликтов

4.

Межнациональные конфликты в

современном мире

5.

Пути преодоления межнациональных

конфликтов

Записывают план занятия

в тетради.

Слайд презентации №4

3.

Этап усвоения новых знаний.

Изучение первого вопроса.

5 мин

Задает вопрос.

Формулирует

определение.

Переходим к рассмотрению первого вопроса.

Сравним две ситуации.

Первая ситуация — притча: встречает как-то

человек из одного племени волшебника, и

волшебник ему говорит: «Я дам тебе все, что

пожелаешь, но у твоего врага, человека из

другого племени, будет все то же самое, но в

два раза больше». И человек из племени

отвечает волшебнику: «Выколи мне глаз».

Вторая ситуация из истории: «Эпизод между

запорожцами

и

крымскими

татарами,

произошедший

в

XVII

веке:

надо

ли

напоминать, что время было кровавое, и

крымские

татары

не

раз

обрушивали

сокрушительные удары по землям Украины, и

запорожские

казаки

наносили

удары

по

крымцам.

Особенно

прославился

такими

ударами атаман запорожского войска Иван

Сирко. Немало побед одержал он и над

турками.

Его

именем

татары

унимали

плачущих

детей.

Но

вот

на

Крым

обрушивается чума. Она косит людей, не

разбирая пола и возраста. И Сирко с согласия

казаков отводит крымским татарам земли для

переселения,

свободные

от

заразы.

Удивленный

гетман

Украины

Иван

Самойлович отправляет Сирко возмущенное

письмо — зачем тот отдает наследственному

недругу казачьи территории? А Сирко ответил

словами о жалости к невинным и несчастным:

«В татарских кошах чума. Дети, женщины

падают в траву и умирают там. Дадим им

вольные воды и чистые земли. Будем же

людьми, гетман!»

Вопросы для обсуждения по ситуациям:

1) Какая проблема рассматривается в данных

ситуациях?

2) Есть ли различия между первой и второй

ситуацией, если да, то в чем она проявляется?

Отвечают на вопрос.

Работают с раздаточным

материалом

Записывают и повторяют

определение.

Слайд презентации № 5

Слайд презентации №6

Изучение второго вопроса

Организует работу

студентов с понятийным

аппаратом

Как Вы понимаете, что такое

межнациональный конфликт?

Межнациональный конфликт -

одна

из

форм

отношений

между

национальными

общностями,

характеризующаяся

состоянием

взаимных

претензий,

открытым

противостоянием

этносов, народов и наций друг к другу,

имеющим

тенденцию

к

нарастанию

противостояния

вплоть

до

вооруженных

столкновений, открытых войн.

Проблема межнациональных конфликтов

сегодня является одной из наиболее острых.

Переходим ко второму вопросу.

Причины межнациональных конфликтов.

Перечислите современные межнациональные

конфликты и покажите на карте.

Сделайте выводы по результатам работы с

картой.

Что на ваш взгляд, является причиной

межнациональных конфликтов.

Ответы оформить на листах А4 ( 2-3

причины).

Выступление представителей групп.

Причины межнациональных конфликтов:

1.

1. Усложнение социально-

экономического развития стран мира,

существование отсталости многих из

них.

2.

Непродуманная или намеренно

экстремистская политика ряда

государственных деятелей.

3.

Колониальное население.

4.

Ошибки и просчеты руководства

ряда

стран в решении национальных

вопросов.

Отвечают на вопросы

Отвечают на вопросы.

Записывают в тетрадь.

Вывод.

Слайд презентации № 7

Слайд презентации № 8

Слайд презентации № 9

Физкультминутка на уроке составляет 15 минут - по 1 минуте из трех легких упражнений с тремя повторениями каждого

упражнения.

Изучение третьего вопроса

Объясняет новый

материал

Типология межнациональных конфликтов:

Известны также различные подходы к

выделению отдельных типов конфликтов. Так,

по классификации Г. Лапидус существуют:

1. Конфликты, происходящие на

межгосударственном уровне (конфликт между

Россией и Украиной по вопросу о Крыме).

2. Конфликты внутри государства:

2.1. Конфликты с вовлечением в них

аборигенных меньшинств (например лезгин в

Азербайджане и Дагестане);

2.2. Конфликты с вовлечением в них общин

пришлого населения;

2.3. Конфликты с вовлечением насильственно

перемещенных меньшинств (крымские татары);

2.4. Конфликты, возникающие в результате

попыток пересмотра отношений между

бывшими автономными республиками и

правительствами государств-преемников

(Абхазии в Грузии, Татарстана в России).

.

.

Раздаточный материал

Слайд презентации №

10

Изучение четвертого

вопроса

Вывод

Приведем факты из истории межнациональных

конфликтов в мире.

Дома вам нужно было подготовить

информацию о межнациональных конфликтах в

современном мире.

Сообщения по темам

1.

Грузия

2.

Украина

3.

Сирия

Выступают с

сообщениями.

Записи в тетрадь.

Вывод.

Слайд презентации №

Изучение пятого вопроса

Организует работу в

группах

Пути преодоления межнациональных

конфликтов.

В чем опасность межнациональных

конфликтов?

Подготовить в группах программу преодоления

межнациональных конфликтов, выделив

основные пути их решения.

Выступление представителей групп.

Отвечают на вопрос

Работа в группах.

Слайд презентации №23

Изучение пятого вопроса

Вывод

Группы представляют свои творческие задания,

которые оцениваются другими группами по

критериям:

1.

Реалистичность предложенных

вариантов решения проблем;

2.

Гуманистический характер

предложенных мер;

3.

Логичность, точность, обоснованность

предложенных мер.

Выступление

представителей групп

Оценивают выступления

представителей всех

групп.

Заполняют оценочный

лист.

Вывод

Слайд презентации №24

Закрепление

усвоенных знаний

Проводит фронтальный

опрос по теме

Отвечают на вопросы

Инструктаж по

выполнению

домашнего задания

Дома:

1.

Почему в 20-21 вв. увеличилось число

межнациональных конфликтов?

2.

Составить кроссворд по теме.

Подведение итогов

урока

Анализирует работу

учеников. Подводит

итоги.

Помогают учителю

подвести итоги урока.

Рефлексия

Выясняет отношения

учеников к работе на

уроке с помощью

анкеты.

Отвечают на вопросы

анкеты.