Автор: Александр Алексеевич Поваров
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ "СШ№5"
Населённый пункт: Новый Уренгой
Наименование материала: статья
Тема: Развитие креативного мышления школьников на уроках технологии и внеурочной деятельности как важный компонент функциональной грамотности
Развитие креативного мышления школьников на уроках технологии и
внеурочной
деятельности
как
важный
компонент
функциональной
грамотности
Приоритетная цель образования - формирование функциональной грамотности, под которой
понимают способность человека вступать в отношения с внешней средой, максимально быстро
адаптироваться и гармонично существовать в ней.
Одним из направлений функциональной грамотности является «Креативное мышление».
Креативное мышление - это способность продуктивно участвовать в процессе создания и
получения различных идей с помощью принятия инновационных и эффективных решений.
В процессе творческого отношения к трудовой деятельности вырабатывается ассоциативное
мышление и все качества, составляющие единство креативности.
Урок технологии относится к одному из творческих предметов, на котором реализуются
возможности для воспитания креативной и многосторонней личности.
Такая
черта
личности
как
креативность
не
может
существовать
без
мотивационного,
деятельностного и творческого компонентов
Компоненты понятия «Креативность».
Мотивационный
Деятельностный
Творческий
Разрабатывая творческий урок считаю, что сам учитель технологии должен быть не
только грамотным специалистом в своей предметной области, но и человеком,
обладающим
развитыми
креативными
способностями,
действующим
во
всех
направлениях и нацеленных на максимальный результат развития обучающихся.
Содержание заданий увлекает ребят, а это значит, что данные актуальны и соответствуют
зоне ближайшего развития каждого школьника.
Условия формирования функциональной грамотности на уроках технологии:
Профессиональная компетентность учителя
Системно-деятельностный подход
Продуктивный характер учебной деятельности на уроке
Межпредметная интеграция
Образовательные технологии
Исследовательские и проблемные стратегии
Работа с технической документацией
Учебно-практические задания
Этапы урока технологии для формирования креативного мышления учеников:
Планирование и организация.
На этом этапе ставятся цель и задачи, тематика, направление работы. Формируется
мотивация на самостоятельную поисковую деятельность, заинтересовывают и вовлекают
учащихся в работу. Обсуждаются идеи для реализации задания. Составление плана
работы и сроки его реализации. Распределение обязанностей и задач между участниками
проекта. Выбор материала исполнения практической части
Практический
Реализуются практические навыки, формируются УУД. Информационная грамотность,
коммуникативная грамотность. Организационные умения и навыки, переработка и
систематизация имеющихся знаний, оценочные умения, умение делать выводы. Умение
анализировать и использовать информацию, предоставленную в различных формах,
умение контролировать ход и результат решения проблемы (выбирать материал, который
необходим для решения задачи), умение результативно мыслить и работать с
информацией. Взаимодействие при работе в группах, в коллективе, усвоение норм
литературного и художественного языка, речевая и письменная грамотность
Аналитический
Презентация проекта. Организационные умения и навыки, переработка и систематизация
имеющихся знаний, оценочные умения (самостоятельно делать выбор и отвечать за него),
умение выявлять закономерности в структурированных объектах (делать выводы),
формулирование выводов, на основе имеющихся данных.
Современный урок «Технологии» — это такой урок, на котором ученик из пассивного
слушателя превращается в активного участника процесса. На первый план выдвигается
умение использовать теорию на практике.
Умение учиться - это основа креативного мышления при формирования функциональной
грамотности, поэтому в своей деятельности в первую очередь я стараюсь сформировать у
учеников навыки обучения тому, как обучаться. Следствием чего, развивается их
независимость, повышается учебная мотивация, увлеченность предметом, уверенность в
себе, повышается ответственность за результаты своего труда.
На творческих заданиях частного характера (например, по увеличению или уменьшению
размеров объекта, изменению (улучшению) изделия путем замены деталей, улучшению
внешнего оформления готового объекта и т.д.) ребята включаются в творческий процесс,
связанный с обоснованием идеи и конструктивной разработкой изготавливаемого изделия.
Данный метод выполняет функцию углубления знаний, умений, а также способствует
решению задач контроля и коррекции, стимулированию познавательной и творческой
деятельности.
Использование метода конструирования способствует развитию креативности
обучающихся Он связан не только с решением творческой задачи на конструирование или
моделирование изделий труда, но и с необходимостью технологической разработки и
изготовления данного объекта.
Проектная деятельность относится к одному из эффективных методов формирования
креативного мышления на уроках технологии.
Работа в проекте помогает развивать творческие способности детей. В процессе
воплощения оригинального замысла, обсуждения различных вариантов до создания
конечного нового продукта повышается креативность обучающихся за счет расширения
пространства возможностей, свойственных их возрасту. Тем самым дети получают
позитивный опыт конкурентного взаимодействия и понимают, что идея должна
представлять ценность не только для него, но и для одноклассников.
Создание творческой среды является условием креативного подхода обучающихся к
моделированию изделия и способствует осознанию образа изделия. Считаю, что учитель
должен ориентироваться на интересы, ценности и потребности обучающихся в ходе
образовательного
процесса,
оказывать
педагогическую
поддержку
в
творческих
проявлениях обучающихся. Психологический климат, доброжелательная атмосфера,
доверие, игровые моменты во время урока технологии оказывают непосредственное
влияние на активизацию творческой деятельности школьников.
Таким образом, творческие проекты становятся неотъемлемой частью обучения и
вызывают у обучающихся живой интерес, помогая осознать практическую и социальную
направленность знаний и умений, получаемых в школе, проявить самостоятельность и
творческую инициативу
Всестороннее развитие креативных способностей обучающихся в предметной области
«Технология»
обуславливают
гармоничное
развитие
личности
школьника,
его
индивидуальность и тем самым обеспечивают подготовку к будущей взрослой жизни.
Именно технология, как никакой другой предмет, становится экспериментальной
творческой площадкой, на которой создаются идеальные условия для формирования
функциональной грамотности и креативности обучающихся.