Автор: Григорьева Людмила Валерьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №16"
Населённый пункт: г.Мытищи
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: И.В.Бунин."Косцы". Человек и природа в рассказе.
Иван Алексеевич Бунин «Косцы». Человек и природа в рассказе
Цель работы школьной мастерской –
написать сочинение. опираясь на рассказ И.А. Бунина
«Косцы», на тему: «Прелесть русской песни» (или «Прелесть русского пейзажа»).
по мотивам стихотворения Ф.И. Тютчева «Как весел грохот летних бурь…».
* В работе необходимо использовать результаты деятельности учащихся на каждом этапе
работы мастерской.
I.Задания для создания диалоговой ситуации:
1.Ответьте на вопросы:
Когда и где встретились рассказчику косцы?
Чем поражало их пение?
С каким настроением работали косцы?
Откуда и зачем они пришли в эти места?
Опишите одежду и пищу косцов. Почему рассказчик уделяет этому большое
внимание?
В чем заключалась прелесть, очарование песни косцов?
Почему бесконечно счастливы были в те дни и косцы, и слушатели их песни?
Какие строчки помогают понять, что рассказ написан спустя много лет после
описанных событий?
2.Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопросы:
«Когда мы с моим покойным братом Юлием возвращались из Саратова на волжском
пароходе
и стояли
в Казани,
грузчики,
чем-то
нагружавшие
наш
пароход,
так
восхитительно сильно и дружно пели, что мы с братом были в полном восторге… и все
говорили: “Так могут петь свободно, легко, всем существом только русские люди”. Потом
мы слышали, как в березовом лесу рядом с большой дорогой пели косцы – с такой же
свободой и легкостью. Написал этот рассказ в Париже, вспоминая Казань и этот
березовый лес». (И.А. Бунин «Происхождение моих рассказов»)
Какие впечатления И.А. Бунина легли в основу его рассказа «Косцы»?
Перечитайте описание березового леса и пения косцов. Каким чувством
наполнены эти описания?
II.
Задания для создания эвристической ситуации:
1.Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопросы:
«Любовь Бунина к природе России была нежной и мучительной. Он любуется
нежнейшими
красками
русской
природы,
рисует
изумительные
и бесконечно
разнообразные пейзажи, гармоничное единение человека и природы. Он бескорыстно
и целомудренно
любит
родину,
воспевает
ее
всем
своим
щедрым
талантом».
(А.И. Соболевский)
Почувствовали вы любовь писателя к Родине и ее природе в рассказе «Косцы»?
Аргументируйте свой ответ.
Какова, по-вашему, главная мысль рассказа И.А. Бунина «Косцы»?
2.Подготовьте выразительное чтение отрывков рассказа, рисующих «бесконечную
русскую даль». Обратите внимание на цветовую гамму этих пейзажей
III.Задания для возникновения процесса художественного мышления и речи:
1.Прочитайте пословицы и поговорки. Какие из них близки по смыслу к рассказу
«Косцы»?
•
Каждому свой край сладок.
•
В какой народ придешь, такую и шапку наденешь.
•
Своя сторона не бывает холодна.
•
В родном углу все по нутру.
•
Человек без родины, что соловей без песни.
•
Своя земля и в горсти мила.
2.Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопросы:
«Высокое ощущение лада – единения с миром, собой, природой – владело пером
Бунина, когда он создавал свои лучшие рассказы. В них – представление о должном,
духовно-творческом состоянии человека, к которому всегда стремился художник.
Радостное любование природой, неповторимостью земного мира и человеческой души,
высота
нравственных
требований
и устремлений
спасали
писателя
от уныния».
(Л.В. Крутикова)
Как вы понимаете выражение «жить в ладу» с собой, с миром, с природой?
Можно ли утверждать, что косцы живут именно так? Докажите свою точку
зрения.
Почему писатель любуется косцами? Какое состояние души героев рассказа его
восхищает?
Какие сравнения использует в рассказе И.А. Бунин, рисуя косцов?
«Они пили из деревянных жбанов родниковую воду, – так долго, так сладко, как…».
«… потом крестились и бодро сбегали к месту с белыми, блестящими, наведенными, как …
косами на плечах».
IV.Задания для создания ситуации критики и воплощения:
Индивидуальное выполнение в составе группы:
1.Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопрос:
«Стремление к совершенству определяло словесную магию бунинского искусства.
Обостренность его взора, слуха, обоняния общеизвестны. Звук, свет, цвет, запахи, краски,
формы, самый ритм жизни Бунин передавал так, что в восторг приводил самых
искушенных любителей слова». (Л.В. Крутикова)
Перечитайте эпизод рассказа, повествующий о том, как работали косцы.
С помощью каких средств выразительности создается музыка и ритм труда?
Как вы понимаете выражение «словесная магия бунинского искусства»? В чем
ее секрет?
2.Объясните значение устаревших слов: мурава, межа, извалы, пополудновать.
Почему автор использует их в своем произведении?
3.Прочитайте стихотворение И.А. Бунина «Гаснет вечер…». Что роднит его с рассказом
«Косцы»?
Гаснет вечер, даль синеет,
Солнышко садится,
Степь да степь кругом – и всюду
Нива колосится!
Пахнет медом, зацветает
Белая гречиха…
Звон к вечерне из деревни
Долетает тихо…
А вдали кукушка в роще
Медленно кукует…
Счастлив тот, кто на работе
В поле заночует!
Гаснет вечер, скрылось солнце,
Лишь закат краснеет…
Счастлив тот, кому зарею
Теплый ветер веет;
Для кого мерцают кротко,
Светятся с приветом
В темном небе темной ночью
Звезды тихим светом;
Кто устал на ниве за день
И уснет глубоко
Мирным сном под звездным небом
На степи широкой!
Коллективное выполнение задания:
1.Напишите сочинение-рассуждение на тему «В чем, по И.А. Бунину, выражается чисто
русская красота?».
2.Напишите сочинение, опираясь на рассказ И.А. Бунина «Косцы», на любую из тем
«Прелесть русской песни», «Прелесть русского пейзажа».