Напоминание

И.В.Бунин."Косцы". Человек и природа в рассказе.

Автор: Григорьева Людмила Валерьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №16"
Населённый пункт: г.Мытищи
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: И.В.Бунин."Косцы". Человек и природа в рассказе.







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Иван Алексеевич Бунин «Косцы». Человек и природа в рассказе

Цель работы школьной мастерской –

написать сочинение. опираясь на рассказ И.А. Бунина

«Косцы», на тему: «Прелесть русской песни» (или «Прелесть русского пейзажа»).

по мотивам стихотворения Ф.И. Тютчева «Как весел грохот летних бурь…».

* В работе необходимо использовать результаты деятельности учащихся на каждом этапе

работы мастерской.

I.Задания для создания диалоговой ситуации:

1.Ответьте на вопросы:

Когда и где встретились рассказчику косцы?

Чем поражало их пение?

С каким настроением работали косцы?

Откуда и зачем они пришли в эти места?

Опишите одежду и пищу косцов. Почему рассказчик уделяет этому большое

внимание?

В чем заключалась прелесть, очарование песни косцов?

Почему бесконечно счастливы были в те дни и косцы, и слушатели их песни?

Какие строчки помогают понять, что рассказ написан спустя много лет после

описанных событий?

2.Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопросы:

«Когда мы с моим покойным братом Юлием возвращались из Саратова на волжском

пароходе

и стояли

в Казани,

грузчики,

чем-то

нагружавшие

наш

пароход,

так

восхитительно сильно и дружно пели, что мы с братом были в полном восторге… и все

говорили: “Так могут петь свободно, легко, всем существом только русские люди”. Потом

мы слышали, как в березовом лесу рядом с большой дорогой пели косцы – с такой же

свободой и легкостью. Написал этот рассказ в Париже, вспоминая Казань и этот

березовый лес». (И.А. Бунин «Происхождение моих рассказов»)

Какие впечатления И.А. Бунина легли в основу его рассказа «Косцы»?

Перечитайте описание березового леса и пения косцов. Каким чувством

наполнены эти описания?

II.

Задания для создания эвристической ситуации:

1.Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопросы:

«Любовь Бунина к природе России была нежной и мучительной. Он любуется

нежнейшими

красками

русской

природы,

рисует

изумительные

и бесконечно

разнообразные пейзажи, гармоничное единение человека и природы. Он бескорыстно

и целомудренно

любит

родину,

воспевает

ее

всем

своим

щедрым

талантом».

(А.И. Соболевский)

Почувствовали вы любовь писателя к Родине и ее природе в рассказе «Косцы»?

Аргументируйте свой ответ.

Какова, по-вашему, главная мысль рассказа И.А. Бунина «Косцы»?

2.Подготовьте выразительное чтение отрывков рассказа, рисующих «бесконечную

русскую даль». Обратите внимание на цветовую гамму этих пейзажей

III.Задания для возникновения процесса художественного мышления и речи:

1.Прочитайте пословицы и поговорки. Какие из них близки по смыслу к рассказу

«Косцы»?

Каждому свой край сладок.

В какой народ придешь, такую и шапку наденешь.

Своя сторона не бывает холодна.

В родном углу все по нутру.

Человек без родины, что соловей без песни.

Своя земля и в горсти мила.

2.Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопросы:

«Высокое ощущение лада – единения с миром, собой, природой – владело пером

Бунина, когда он создавал свои лучшие рассказы. В них – представление о должном,

духовно-творческом состоянии человека, к которому всегда стремился художник.

Радостное любование природой, неповторимостью земного мира и человеческой души,

высота

нравственных

требований

и устремлений

спасали

писателя

от уныния».

(Л.В. Крутикова)

Как вы понимаете выражение «жить в ладу» с собой, с миром, с природой?

Можно ли утверждать, что косцы живут именно так? Докажите свою точку

зрения.

Почему писатель любуется косцами? Какое состояние души героев рассказа его

восхищает?

Какие сравнения использует в рассказе И.А. Бунин, рисуя косцов?

«Они пили из деревянных жбанов родниковую воду, – так долго, так сладко, как…».

«… потом крестились и бодро сбегали к месту с белыми, блестящими, наведенными, как …

косами на плечах».

IV.Задания для создания ситуации критики и воплощения:

Индивидуальное выполнение в составе группы:

1.Основываясь на приведенном ниже тезисе, ответьте на вопрос:

«Стремление к совершенству определяло словесную магию бунинского искусства.

Обостренность его взора, слуха, обоняния общеизвестны. Звук, свет, цвет, запахи, краски,

формы, самый ритм жизни Бунин передавал так, что в восторг приводил самых

искушенных любителей слова». (Л.В. Крутикова)

Перечитайте эпизод рассказа, повествующий о том, как работали косцы.

С помощью каких средств выразительности создается музыка и ритм труда?

Как вы понимаете выражение «словесная магия бунинского искусства»? В чем

ее секрет?

2.Объясните значение устаревших слов: мурава, межа, извалы, пополудновать.

Почему автор использует их в своем произведении?

3.Прочитайте стихотворение И.А. Бунина «Гаснет вечер…». Что роднит его с рассказом

«Косцы»?

Гаснет вечер, даль синеет,

Солнышко садится,

Степь да степь кругом – и всюду

Нива колосится!

Пахнет медом, зацветает

Белая гречиха…

Звон к вечерне из деревни

Долетает тихо…

А вдали кукушка в роще

Медленно кукует…

Счастлив тот, кто на работе

В поле заночует!

Гаснет вечер, скрылось солнце,

Лишь закат краснеет…

Счастлив тот, кому зарею

Теплый ветер веет;

Для кого мерцают кротко,

Светятся с приветом

В темном небе темной ночью

Звезды тихим светом;

Кто устал на ниве за день

И уснет глубоко

Мирным сном под звездным небом

На степи широкой!

Коллективное выполнение задания:

1.Напишите сочинение-рассуждение на тему «В чем, по И.А. Бунину, выражается чисто

русская красота?».

2.Напишите сочинение, опираясь на рассказ И.А. Бунина «Косцы», на любую из тем

«Прелесть русской песни», «Прелесть русского пейзажа».