Автор: Холмогорова Тамара Ивановна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОУ СОШ с.Беклемишево
Населённый пункт: Село Беклемишево
Наименование материала: Статья
Тема: Технология формирующего оценивания в процессе обучения математике
Холмогорова Тамара Ивановна
Учитель математики
МОУ СОШ с.Беклемишево
Читинский район
Забайкальский край
2024 год
«Технология формирующего оценивания в процессе обучения
математике»
Рассматривая критерии сравнения стандартов по содержанию
образования, можно отметить, что в обновленных стандартах так же как и в
стандартах второго поколения, в основе реализации лежит системно-
деятельностный подход. Ориентация стандарта на деятельностный подход,
на формирование обобщенных способов деятельности ставит процедуру
оценки в особое положение. Она выступает одновременно и как цель, и как
средство обучения. Наряду с формированием таких элементов, как навыки
рефлексии, самоанализа, самоконтроля, самооценки, необходимо вовлечение
в процесс оценивания процедур самооценки.
Под системой оценивания понимается не только та шкала, которая
используется при выставлении отметок и моменты, в которые отметки
принято выставлять, но в целом механизм осуществления контрольно-
диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу
успешности образовательного процесса, равно как и осуществления
самостоятельного определения таковой учащимся.
Различают два вида отметок: внутренняя отметка(формирующая) и внешняя
отметка(суммирующая).
Внутренняя отметка устанавливает «обратную связь « между учащимися и
степенью успешности достижения им целей обучения (результаты ученика в
сравнении с его же предыдущими результатами).
Внешняя отметка связана с выставлением отметок и предполагает
вынесение заключительного суждения о том, чего сумел достичь
обучающийся курсе обучения на основе единых требований (в сравнении с
эталоном). Обе формы оценки взаимосвязаны. Часто формирующую оценку
игнорируют, хотя она имеет первостепенную важность для обеспечения
эффективности процесса обучения.
Цели формирующего оценивания и результаты.
Оценивать опыт и потребности
ученика
Ученики имеют широкий опыт, интерес к
новой теме. Понимание имеющегося
багажа знаний позволяет
скорректировать процесс обучения на
основе дифференцированного подхода
Поощрять самодвижение и
сотрудничество
Оценивание умения работать
самостоятельно и в сотрудничестве
позволяет учащимся самим планировать
свою деятельность без принуждения,
учась на своих ошибках
Осуществлять мониторинг
прогресса учащихся
В результате накопления полезных
отзывов и комментариев учитель
обращает внимание на слабые стороны
учащегося и подтверждает его сильные
стороны
Организация формирующего оценивания.
планирование образовательных результатов по каждой теме, учитывая
индивидуально уровень каждого ученика;
определение в рамках программы обучения тем, при изучении
которых целесообразно использование листов обратной связи;
контроль, определение индивидуальных достижений каждого
учащегося и нет сравнения результатов учащихся;
оценивание результатов деятельности, оценка ориентирована на
конкретного ученика, выявление пробелов в освоении учащимся
содержания образования;
Чтобы оценивание было эффективным, ученик должен видеть прогресс в
обучении. предъявление учащимся планируемых образовательных
результатов;
обратная связь относительно достижений учащегося, анализ;
планирование дальнейшей деятельности.
Оценивается успешность, отдельно каждый вид работы:
- правильно сделать чертеж,
-оформить условие задачи;
-составить ход решения;
-обосновать решение;
-записать ответ.
Всё это должно пронизывать всю работу на уроке. Но оценивать нужно не
только результат деятельности, но и прилежание, усердие, стремление
преодолеть трудности, самостоятельность.
Здесь помогут приёмы самопроверки и взаимопроверки. Но, при этом
ученики должны быть научены правилам самооценки, способам
обнаружения ошибок и их исправления. Ну и, конечно же, нельзя
использовать отметки как средство наказания ученика за нарушение
дисциплины.
Проблемы и пути их преодоления.
Учащиеся и родители привыкли к контрольным работам. Обсудите с
ними критерии оценки и покажите, как вы отслеживаете их прогресс с
их помощью.
Отметки могут носить необъективный характер. Используйте
формирующее и итоговое оценивание в процессе выставления отметок
- их комбинирование дает более точную картину знаний учащегося.
Работа над оцениванием занимает больше времени. Включите
оценивание в учебный процесс - каждый вид деятельности может
предоставить вам информацию для формирующего оценивания
Формирующее (текущее оценивание) позволяет ученику выбрать самому
уровень трудности задания, осознавая ответственность за результаты
деятельности. В любой момент ученик может иметь возможность улучшить
свои достижения. Ученик может учиться на ошибках; понять, что важно;
понять, что у него получается;
Формы учета знаний.
волшебные линеечки, лесенки знаний
лист индивидуальных достижений
диагностические карты
цветовая символика
знаковая символика
жестовая оценка
оценочные листы
недельные отчёты
рейтинг знаний
портфолио
«Разработка листа формирующего оценивания по математике для
учащихся 5 класса
по теме «Проценты».
» (
Обобщающий урок)
Основная цель:
- оценка процесса освоения знаний по теме «Проценты»;
- выявление пробелов в знаниях ученика и устранение недочетов до
контрольной работы.
Лист оценки содержания темы «Проценты»
Ф.И.ученика(цы)_______________________ ______
Уровни усвоения
Образовательные
ресурсы
Критерии
Самооценка
ученика
Оценка
учителя
Воспроизведение
Я могу
назвать определение
процента.
1
Понимание
Я понимаю
смысл
термина
«проценты»;
Могу пояснить, как
обратить десятичную
дробь в проценты;
Как перевести проценты в
десятичную дробь.
2
Применение
Я могу определить
задачи на проценты 3-х
типов:
* находить проценты от
какой-либо величины;
*находить число, если
известно несколько его
процентов;
*находить, сколько
процентов одно число
составляет от другого.
3
Анализ
Я умею решать задачи
всех 3-х типов.
3
Синтез
Я могу предложить
подходящую схему для
представления текста
задачи.
3
Оценка
Я могу самостоятельно
составить задачи для
каждого типа. Доказать
значимость данной темы.
3
15
Шкала для перевода баллов в школьную оценку:
Если вы набрали сумму : от 1 до 4 баллов – отметка «2»
От 5 до 8 баллов – отметка «3»
От 9 до 12 баллов – отметка «4»
От 13 до 15 баллов – отметка «5»
Ожидаемые результаты
1.
Готовность учащихся к выполнению контрольной работы.
2.
Умение систематизировать знания по теме «Проценты» с помощью
самооценки.