Напоминание

Логопедическая работа по устранению нарушений голоса при патологической мутации у подростков

Авторы: Чугриева Мария Дмитриевна, Максяшина Юлия Александровна
Должность: доцент
Учебное заведение: НовГу им. Ярослава Мудрого
Населённый пункт: Великий Новгород
Наименование материала: Научно - исследовательская работа
Тема: Логопедическая работа по устранению нарушений голоса при патологической мутации у подростков







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого»

Институт непрерывного педагогического образования

¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯

Кафедра психологии

Логопедическая работа по устранению нарушений голоса при патологической мутации у

подростков

курсовая работа

по учебному модулю «логопедия»

( направление 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование профиль Логопедия)

Руководитель

доцент каф. психологии

________Ю.А.Максяшина

«___»___________ 2022 г.

Студент группы 9701зо

___________ М.Д.Чугриева

«_02__»__января____2022 г.

1

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы изучения голосовых расстройств у подростков в

период патологической мутации голоса……………...............................................6

1.1Анатомо-физиологические механизмы формирования голоса…………….….9

1.2Процесс развития голоса в период мутации. Распространенность нарушений

голоса и классификация дисфоний………………………………………………...12

1.3 Методика логопедической работы по коррекции нарушений голоса у

подростков. …………………………………………………………………………..13

1.4 Использование в программе коррекции нарушений голоса у подростков форм

взаимодействия с ближайшим окружением……………………………….……....17

Выводы по первой главе………………………………………………..………..…19

Глава 2.Характеристика актуального уровня развития голоса у

подростков…………………………………………………………………………...20

2.1Цели и задачи констатирующего эксперимента по выявлению уровня развития

голоса у подростков………………………………………………………………..20

2.2Диагностическое

обследование актуального уровняразвития голоса у

подростков…………………………………………………………………………...22

2.3Анализ результатов констатирующего эксперимента……………………….23

Выводы по второй главе………………………………………………………..…24

Глава3. Программа экспериментальной работыпо коррекции нарушений голоса у

подростков…………………………………………………………………………..25

3.1Цель

и

задачи

программы экспериментальной работы по коррекции

нарушений голоса у подростков………………………………………………….25

3.2Программа экспериментальной работы по коррекции нарушений голоса у

подростков…………………………………………………………………………..31

Заключение……………………………………………………………………….…32

Список использованных источников…………………………………………….33

Приложения………………………………………………………………………...36

2

Введение

Многовековой опыт человечества доказывает, что голос является важной

составляющей для полноценного общения между людьми. В процессе своей

коммуникации человек использует вербальные и невербальные способы общения.

Однако,

при

использовании

только

невербальной

коммуникации,

которая

включает в себя позы, знаки, жесты, взгляды и т.д., общение становится скучным

и малоинформативным.

Известно, что в первую очередь окружающие реагируют на голос и только

потом на содержание речи говорящего. Поэтому не удивительно, что голос может

способствовать успеху человека в различных сферах, будь то личная сфера или же

деловая. Меняя интонацию и темп речи можно расположить к себе собеседника

или же, наоборот, отпугнуть, предотвратить конфликтную ситуацию, голосом

можно насторожить , а можно создать доверительные отношения и привлечь к себе

человека.

Все это возможно сделать лишь при умелом использовании своего голоса, но

существуют нарушения, которые способны значительно исказить и затруднить

восприятие речи другими людьми.

В настоящее время изучение нарушений голосовой функции актуальной

проблемой, которой занимаются медицинского и логопедического профиля.

Ведущий

специалист

России

в

области

логопедии,

в

частности

фонопедагогики, автор более 150 научных работ, О.С. Орлова утверждает, что

число детей, имеющих выраженные нарушения тембра, не снижается [1].

Безусловно, что данный факт оказывает большое влияние на общее и речевое

развитие

ребенка.

Происходит

неполноценное

развитие

фонематического,

фонетического и грамматического компонентов речи. Наличие данных нарушений

оказывает непосредственное влияние на развитие личности ребенка, могут вызвать

трудности в социальной адаптации.

Все эти нарушения носят название - мутация голоса или дисфония.

3

Мутация голоса - это физиологическое явление, обусловленное изменениями

функции гортани и всего организма в период полового созревания.

Дисфония – патология голоса, характеризующаяся не полным или же

чрезмерным смыканием голосовых связок.

Выявлением, предупреждением и коррекцией дисфоний у детей во время

мутации голоса занимается не только отоларингология, но и такие смежные

специальности как: фониатрия, логопедия, психология и педагогика.

Эта проблема актуальна для изучения в логопедической практике, так как

раннее выявление и коррекция голосовых расстройств у подростков позволяет

предупредить дальнейшие нарушения речи, которое может помешать полноценной

коммуникации, что в конечном итоге минимизирует социальную дезадаптацию

детей. [Baker В.М., 2004].

Многие авторы уверены, что причиной неполноценности голосового

аппарата у взрослых людей в подавляющем большинстве случаев являются

нарушения, которые развились в детстве, вследствие неправильного лечения.

[Гаращенко Т.Н., 1998, 2003; Рудии Л.Б.,2002; Baker В.М., 2004]

Проблема

логопедической

коррекции

голосовых

расстройств

у

подростков в период патологической мутации голоса занимает важное место в

современной логопедии и является особо актуальной.

Цель исследования: разработка программы коррекционной работы по

преодолению голосовых расстройств у подростков.

Объект исследования: процесс проявления голосовых расстройств у детей-

подростков.

Предмет исследования: особенности преодоления голосовых расстройств у

подростков.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

1.

Изучить

распространенность

патологии

ЛОР-органов

у

детей

в

домутационном и мутационном периодах.

2.Выявить особенности голосовых расстройств у детей подросткового

возраста.

4

3. Подобрать и провести диагностическое исследование по выявлению

голосовых расстройств у подростков.

4. Определить содержание коррекционной работы с подростками

по

развитию и восстановлению у них основных качеств голоса.

Гипотеза исследования заключается в том, что мы предполагаем, что

коррекция нарушений голоса у подростков будет протекать эффективней, в

результате

использования

в

программе

коррекционной

работы

форм

взаимодействияс ближайшим окружением.

В

качестве

методов

исследования

были

выбраны:

логопедическое

обследование, изучение речевого слуха, изучение дыхания, оценка тембра голоса,

балльная оценка.

База исследования –Православная Свято-Никольская классическая гимназия.

г. Кисловодск

Работа состоит из введения, трѐх глав, заключения, списка используемой

литературы, приложений.

5

Глава

1.

Теоретические

основы

изучения

голосовых

расстройств

у

подростков в период патологической мутации голоса

1.1Анатомо-физиологические механизмы формирования голоса

Речевой акт состоит из сложной системы органов, в которой главная и

ведущая роль занимает деятельность головного мозга.

В 1861 г., был сделан первый серьезный шаг, относящийся к вопросу

мозговой организации речи, когда Поль Брока сформулировал положение о том,

что моторная речь локализуется в задних отделах третьей лобной извилины левого

полушария.

Впоследствии, в 1873 г. Карл Вернике провел ряд исследований и связал

заднюю треть верхней височной извилины левого полушария с функцией

сенсорной речи. Все эти открытия послужили началом дальнейшего изучения

таких вопросов как: какие зоны коры принимают участие в организации речи и

какие формы нарушения речевой деятельности возникают при разных поражениях

мозга.

Речь, по современным представлениям – процесс, который происходит с

участием разных отделов мозга.

Главную роль в восприятии слышимой людьми речи играют отделы

слуховой

коры

левого

полушария,

которые

занимаются

восприятием

элементарных кодов слов – фонем.

Поражение этих структур ведет к утере фонемического слуха, в результате

чего точное понимание слов становится невозможным.

Состав речевого аппарата представляет собой две тесно связанные между

собой части: центрального речевого аппарата и периферического аппарата.

6

1.

Центральный речевой аппарат находится в головном мозге. Он состоит

из:

— коры головного мозга (преимущественно левого полушария);

— подкорковых узлов;

— проводящих путей;

— ядер ствола (прежде всего продолговатого мозга);

— нервов, идущих к дыхательным, голосовым и артикуляторным мышцам.

[Купцова А.М., Хабибрахманов И.И., Зиятдинова Н.И., Зефиров Т.Л 2019]

Речь, как и другие проявления высшей нервной деятельности, развивается в

основе рефлексов, которые в свою очередь, связаны с деятельностью различных

участков мозга. Несмотря на это, существуют отделы коры головного мозга,

которые имеют главенствующее значение в образовании речи.

Это лобная, височная, теменная и затылочная доли левого полушария мозга

(у левшей правого).

— Лобные извилины (нижние) являются двигательной областью и участвуют

в образовании собственной устной речи (центр Брока).

— Височные извилины (верхние) являются речеслуховой областью, куда

поступают

звуковые

раздражители

(центр

Вернике).

Благодаря

этому

осуществляется процесс восприятия чужой речи.

— Для понимания речи имеет значение теменная доля коры мозга.

— Затылочная доля является зрительной областью и обеспечивает усвоение

письменной речи (восприятие буквенных изображений при чтении и письме).

— Подкорковые ядра ведают ритмом, темпом и выразительностью речи.

— Проводящие пути соединяют кору головного мозга с мышцами,

регулирующими деятельность речевого аппарата – центробежные (двигательные)

нервные пути.[Купцова А.М., Хабибрахманов И.И., Зиятдинова Н.И., Зефиров

Т.Л., 2019]

Центробежный путь начинается в коре головного мозга в центре Брока. От

периферии к центру идут центростремительные пути. Центростремительный путь

начинается в проприорецепторах и в барорецепторах. При осуществлении

разговора происходит раздражение проприо- и барорецепторов, которое идет по

7

центростремительному пути к коре головного мозга. Центростремительный путь

играет роль общего регулятора всей деятельности речевых органов.В ядрах ствола

берут начало черепно-мозговые нервы.

Все органы периферического речевого аппарата иннервируются нервами.

Главными из них являются: тройничный, лицевой, языкоглоточный, блуждающий,

добавочный и подъязычный.

2. Периферический речевой аппарат состоит из трех отделов:

1. Дыхательного;

Составляет энергетическую основу речи, главная функция- обеспечение

речевого дыхания. Состоит из грудной клетки, легких, бронхов, межреберных

мышц и мышц диафрагмы. Легкие обеспечивают подсвязочное давление воздуха,

которое необходимо для работы голосовых складок, модуляций голоса и

изменений его тональности. Во время процесса физиологического дыхания вдох

происходит активно за счет сокращения дыхательных мышц, а выдох происходит

пассивно за счет отпускания стенок грудной клетки.

2.

Голосового;

Состоит из гортани и голосовых складок, которые с помощью вибраций

голоса создают определенный тембр голоса.

3.

Артикуляционного.

Представлен полостью рта, нижней челюстью, языком, губами, глоткой и

мягким небом. Основную роль при произнесении звуков играют мышцы языка,

мышцы губ и щек тоже принимают участие в артикуляционном акте. При

произнесении определенного звука часть мышц артикуляционного отдела может

быть напряжена, а другая часть- расслаблена.

Само произнесение речи неразрывно связано с дыханием. Дело в том, что

речь образуется в фазе выдоха. В процессе выдоха воздушная струя осуществляет

одновременно голосообразующую и артикуляционную функции. И в момент речи

дыхание сильно отличается от обычного, когда человек молчит. В этот момент

выдох намного длиннее вдоха, однако, во время молчания продолжительность

вдоха примерно одинакова.

8

При фонации происходят колебания голосовых складок. Эти колебания

совершаются в поперечном, а не в продольном направлении. В результате

колебаний голосовых складок движение струи выдыхаемого воздуха превращается

над голосовыми складками в колебание частиц воздуха. Эти колебания передаются

в окружающую среду и воспринимаются нами как звуки голоса.[Купцова А.М.,

Хабибрахманов И.И., Зиятдинова Н.И., Зефиров Т.Л., 2019]

1.2 Процесс развития голоса в период мутации.

Распространенность

нарушений голоса.

Известно, что в переходном возрасте у детей на фоне общего роста

организма и полового созревания, происходят различные изменения в голосовом

аппарате. В логопедической практике замечено, что мальчики в возрасте 7-10 лет

живые и подвижные, которые легко увлекаются хоровыми занятиями, особенно,

если проводить эти занятия в форме игры. Но в 12 - 15 лет у мальчиков начинается

период сначала скрытой, а затем острой мутации.

Эти физиологическиеособенностисвязаны с ростом гортани

и ее

важнейшей частью - голосовых связок.

Медицинские исследования показывают, что в процессе мутации, изменения

в голосовом аппарате у мальчиков протекают гораздо сложнее, чем у девочек.

Так, при ларингоскопическом осмотре обнаруживается сильное покраснение

и набухание голосовых связок.

Если у ребенка были обнаружены функциональные нарушения речи, то

основная

логопедическая работа заключается в преодолении фиксированного

патологического рефлекса голосообразования.

Причинами подобных изменений в голосовом аппарате являются нарушение

координации

между

наружными

и

внутренними

мышцами

гортани

и

недостаточная согласованность между дыханием и фонацией. Все это приводит к

хрипоте различной степени выраженности и быстрому утомлению голоса.

Известно, что на процесс мутации голоса влияют климатические условия,

так, например, срок и скорость мутации у детей проживающих в южных районах

будет выше, чем у детей из северных районов.

9

Характерным признаком

мутации

у

мальчиков- подростков

является

изменение диапазона голоса - происходит потеря верхних звуков диапазона и

приобретение новых нижних звуков. Голос становится более грубым, тусклым,

теряет постепенно лёгкость и звонкость, характерную для детских голосов

(особенно дискантов). [Егорова И.В., 2015]

Если

ребенок

занимается

пением,

то

начинается

сипота,

хрипота,

покашливание – иногда настолько сильные, что они мешают фонации. Может

появляться неточность в интонации, которая ранее не замечалась.

Весь процесс патологической мутации подразделяется на три периода:

1.

Предмутационный или период латентной мутации ( от 7 до 13 лет)

2.

Мутационный ( от 12 до 15 лет)

3.

Послемутационный ( от 14 до 19 лет)

1.

Предмутационный или период латентной мутации.

Для данного периода характерны первые признаки физиологических

изменений голосового аппарата у ребенка. На данном этапе происходит рост

гортани и голосовых связок, появляется небольшая гиперемия. Эти изменения

почти не отражаются на звучании детского голоса и не доставляют неприятных

ощущений ребенку во время речи.

2.

Мутационный период.

Самый

сложный

период

для

подростка,

который

продолжается

от

нескольких недель до 2-3 лет. В это время происходят резкие физиологические

изменения в голосовом аппарате: гортань и связки резко вырастают, гиперемия

становится более выраженной.

У мальчиков начинает расти и увеличиваться в саггитальном направлении

щитовидный хрящ, своим передним углом образуя выпуклость на передней

поверхности шеи.

Голосовые складки у мальчиков удлиняются на 2/3 от своей длины, у

девочек всего на 3-5 мм.

Весь смысл мутации голоса у подростков заключается в том, что рост

отдельных частей голосового аппарата происходит неравномерно: голосовые

10

складки увеличиваются в длину, а в это время ширина их остается прежней.

Надгортанник у юношей зачастую остается прежним . все это приводит к тому, что

голос мальчика срывается, становится жестким и, низким и грубым, а интонация

становится неуверенной. [Купцова А.М., Хабибрахманов И.И., Зиятдинова Н.И.,

Зефиров Т.Л., 2019]

Появляется неудобство или боль в гортани

при разговоре, быстрая

утомляемость голоса при пении, качество звучания голоса заметно падает. Однако,

именно в это время мальчики, обучающиеся пению, могут петь двумя разными

голосами - и детским, и взрослым попеременно.

Совокупность данных факторов приводит к тому, что у мальчика появляется

напряженное дыхание, вследствие неполного смыкания голосовых связок. У

девочек тоже происходят изменения, но процесс протекания

идет плавно,

перемена заключается в быстрой утомляемости голоса.

3.

Послемутационный период.

Голосовой аппарат еще не окреп, быстро наступает голосовое утомление.

Именно в этот период, который продолжается несколько месяцев происходит

определение индивидуального тембра, высоты и силы голоса.

Мальчики 14 -15 лет могут находиться в различных стадиях мутации. В эти

годы (особенно в 14 лет) встречаются наряду с детскими голосами и голоса, остро

мутирующие, и голоса, уже начинающие приобретать качества взрослого звучания.

Относительное окончание мутационного периода, т.е. завершения роста гортани

относится к более позднему возрасту (15 и особенно 16 годам) и характеризуется

расширением диапазона голоса, появлением более или менее определённых

тембровых качеств (тенор, бас).[Купцова А.М., Хабибрахманов И.И., Зиятдинова

Н.И., Зефиров Т.Л., 2019]

За последние несколько десятков лет число детей имеющих измененный

тембр звучания значительно выросло.

По данным различных авторов, распространенность нарушений голоса в

детском возрасте не уменьшается, а постоянно увеличивается и составляет от 1%

до 41% [Воhmе, 1974, И. Максимов, 1987]. Тогда как к подростковому возрасту

эта статистика снижается до 6%.

11

Многие исследователи считают, что около 6-9% детей имеют голосовые

расстройства, при этом половина нуждается в регулярной логопедической

коррекции, а другая половина - требует лечения у врачей различного профиля:

отоларингологов, фониатров, стоматологов, эндокринологов, невропатологов.

Вопрос распространенностинарушений голоса у подростков волнует многих

исследователей. Существует множество работ, посвященных данной теме. Многие

авторы считают, что на первом месте стоят нарушения голоса, в основе которых

лежат органические изменения гортани и заболевания ЛОР-органов у подростков.

Но есть исследователи, которые ссылаются на большую частоту функциональных

дисфоний.

Исследователи

Т.И.

Гаращенко

и

Е.Ю.

Радциг

(2002)

проводили

фиброларингоскопию гортани более чем 500 детям с жалобами на периодическое

нарушение

голосовой

функции.

Из

них

только

30%

подростков

имели

органическую патологию, а остальные - различные функциональные дисфонии

(гипотонусная, гипертонусная, спастическая, мутационная, психогенная).

Исходя из ряда случаев, можно заключить, что патология голосового

аппарата у подростков зачастую проявляется именно в изменении тембра голоса

(дисфония).

12

1.3Методика логопедической работы по коррекции нарушений голоса у

подростков.

Функциональные нарушения голоса не имеют видимых анатомических

изменений в строении голосового аппарата. Патологическая симптоматика

(гиперемия, набухание слизистой оболочки гортани и покраснение) зачастую

носит временный характер и исчезает после лечения и голосовых упражнений.

Основная задача логопедической работы при восстановлении нарушений

голоса в период патологической мутации у подростков заключается в преодолении

стойкого фиксированного патологического рефлекса голосообразования. Поэтому

необходимо проведение психотерапевтических бесед с ребенком, что будет

являться залогом успеха в работе.

Целью психотерапии является формирование адекватного отношения и

принятия нового тембра голоса. На данном этапе проводятся разъяснительные

беседы с ребенком, включаются магнитофонные записи голосов детей до и после

лечения, проводятся личные встречи с детьми, закончивших курс логопедических

занятий. Данный этап важен и нужен для того, чтобы добиться осознанного

участия ребенка в постановке голоса.

13

После беседы, в случае необходимости ребенку назначают режим молчания

от 10 дней до двух недель, вслед за этим идет начало логопедических занятий,

включающие в себя артикуляционную и дыхательную гимнастику и голосовые

упражнения.

Для

коррекции

патологической

мутации

необходимо

провести

курс

фонопедических

занятий,

целью

которых

является

выработка

правильных

стереотипов голосообразования.

Наиболее часто встречается затянувшаяся мутация, когда голос надолго

приобретает высокое фальцетное звучание. В данном случае логопеду необходимо

скоординировать деятельность артикуляционного, дыхательного и голосового

аппарата, фиксировать более низкое, ненапряженное положение гортани и

поставить все звуки речи — как гласные, так и согласные — в этом новом

положении.

Для достижения положительного результата проводятся артикуляционная и

дыхательная гимнастика, голосовые упражнения.

Артикуляционная гимнастика и голосовые упражнения – это важные

составляющие коррекции.

Артикуляционная

гимнастика

способствует

более

активному

участию

органов артикуляции в процессе голосообразования.

Цель артикуляционной гимнастики состоит в выработке четкости, ловкости

и

правильности

движений

всех

частей

артикуляционного

аппарата,

скоординировать его работу с органами дыхания и голосообразования. В данном

случае, необходимо определить над какой проблемой предстоит работать: нужно

будет освободить артикуляционные мышцы от напряженности, скованности или,

наоборот, от вялости, слабости, паретичности.

Наряду с артикуляционными упражнениями, начиная со 2— З-го занятия

начинает проводиться дыхательная гимнастика — статическая и динамическая.

В процессе проведения дыхательной гимнастики необходимо соблюдать ряд

правил:

-строго дозировать количество и темп проведения упражнений, не допускать

переутомления ребенка.

14

- следить, чтобы грудь ребенка не переполнялась воздухом, ребенок не

должен

напрягать

плечи,

шею.

- движения должны производиться плавно, под счет, тихо, в проветренном

помещении,

до

еды.

Статические упражнения

Проведение статических упражнений необходимо выполнять при полной

неподвижности

тела.

Цель статических дыхательных упражнений —выработка дифференцированного

дыхания через рот и нос, приобретение навыков речевого нижнереберно-

диафрагмального или грудо-брющиного типа дыхания с преимущественной

тренировкой

удлиненного

выдоха.

Упражнения включают дутье на вату, на воду, надувание мыльных пузырей,

резиновых игрушек, шаров, игра на детской дудке, свирели, губной гармоники (что

развивает

губную

мускулатуру

и

дает

кинестетическое

ощущение

давно

утраченного звука), при этом секундомер регистрирует продолжительность

выдоха.

Далее

длительно

произносятся:

а)

гласные

(шепотом

и

громко):

у ____ ау ____ уо ____ уа ____ о ____ оу ____ ао ____ оа ____ э ____ иу ____ ио

____

иа

____

и

____

эу

____ эо ____

эа

____

а

____

б) щелевые глухие согласные изолированно и в сочетании с гласными (шепотом и

громко):

ф

____

уф

____

ус

____

уш

____

с

____

оф

_____

ос

____

ош

____

ш

____

эф

____

эс

____

эш

____

х ____ иф ____ ис ____ иш ____ аф ____ ас ____ аш ____ фу ____ су ____ шу ____

фо ____ со ____ шо ____ фэ ____ сэ ____ ше ____ фи ____ си ____ ши ____ фа ____

са

____

ша

____

в) звонкие щелевые согласные изолированно и в сочетании с гласными:

в

____

ув

____

уз

____

уж

____

3

______

ОВ

______

ОЭ

______

ОЖ

______

15

ж ____ эв ____ эз ____ эж ____ ив ____ из ____ иж ____ ав ____ аз ____ аж

г) глухие взрывные согласные только в сочетании с гласными прямых слогах

(шепотом

и

громко):

пу____t'у ____ку ____ to ____ то ____ ко ____ пэ ____ тэ ____ кэ ____ пи_____та

____

ки

____

д) звонкие взрывные согласные только в сочетании с гласными в прямых слогах:

бу___ду___гу___

бо

_____

до

____

го

____

па

____

та

____

ка

____

д) звонкие взрывные согласные только в сочетании с гласными прямых слогах:

бу____ду____гу____

бо

____

до

____

го

____

бэ ____ дэ ____ гэ ____ би ____ ди ____ ги ____ ба ____ да ____ га ____

Так

в

сочетании

артикуляционных

и

простых

дыхательных

упражнений

формируются навыки речевого дыхания. Для развития фонационного дыхания

также подбираются упражнения, тренирующие дифференцированный вздох и

выдох через рот и нос. Эти упражнения подготавливают дыхательный аппарат к

фонации, помогают ощутить работу дыхательных мышц, особенно диафрагмы.

Например:

1)

вдох

(5

сек.)

—задержка

(3

сек.)

—выдох

(5

сек.);

2)

вдох

(беек.)—задержка

(5

сек.)

выдох

(8

сек.);

3)

вдох

(8

сек.)

—задержка

(6

сек.)

—выдох

(10

сек.);

4) «Цветочный магазин» — тренировка глубокого медленного вдоха через нос

(приятное

ощущение

от

вдыхания

чудесного

запаса

цветов);

5) «Свеча» — тренировка ровного, медленного выдоха при дутье на воображаемое

или

реальное

пламя

свечи;

6) «Упрямая свеча» — тренировка интенсивного, сильного выдоха. Ребенок

ощущает

движение

мышц

живота;

7) «Погашу свечу» — тренировка интенсивного, прерывистого выдоха с

произнесением:

фу!

фу!

фу!

фу!

Свеча

погасла;

8) «Насос»— тренировка продолжительного, сильного выдоха при длительном

произнесении звука.

16

При восстановлении функциональных расстройств особую роль следует

уделить профилактике и гигиене голоса. Личная профилактика нарушений голоса

складывается из создания определенных условий быта семьи, отдыха, режима

жизни ребенка.

В число профилактических мер при дисфонии относится запрещение петь,

громко декламировать и всячески перенапрягать голос. При остром начале

заболевания важно дать полный покой голосу на 10—14 дней.

1.4Использование в программе коррекции нарушений голоса у подростков

форм взаимодействия с ближайшим окружением.

Зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие ещё, но

находящиеся в процессе созревания, которые созреют завтра, которые сейчас

находятся ещё в зачаточном состоянии; функции, которые можно назвать не

плодами развития, а почками развития, цветами развития, то есть тем, что только

созревает. [ Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991 ] .

Известно, что речь ребенка не является врожденной способностью, а

формируется под влиянием речи взрослых, педагогического воздействия и условий

жизни.

Благотворное воздействие на формирование речи возможно только в том

случае, когда ребенок будет слышать нормальную речь, получать и следовать

указаниям взрослых для коррекции неправильного произношения. Несоблюдение

17

данных условий приводит к тому, что у ребенка формируется задержка развития

речи.

Это влияние благотворно, когда ребенок слышит нормальную речь, получает

от взрослых указания, как следует говорить, живет в здоровой обстановке.

Нарушение такого влияния задерживает

развитие речи ребёнка

.

Невозможно развитие речи без наличия языковой среды, например,

абсолютно здоровые дети

с нормальным слухом, но имеющие глухонемых

родителей долго не говорят. Это и объясняет тот факт, что чем больше ребенок

ежедневно общается с людьми, которые его окружают, тем он раньше и лучше он

начинает говорить.

Общение с ближайшим окружением влияет на речь ребенка не только в

младшем

возрасте.

Большое

значение

стоит

уделить

этому

в

период

подросткового развития ребенка. В это время происходит процесс полового

созревания, организм начинает активно расти, происходит множество изменений с

телом, в частности с голосовым аппаратом.

В подростковом возрасте дети, как правило, находятся в нескольких видах

ближайшего окружения. Самые распространенные формы ближайшего окружения

– это семья, дружеское окружение, школьное окружение, музыкальное окружение,

спортивное окружение и т.д.

Самое первое и самое значимое окружение для подростка – это семья.

Именно в семье закладывается определенная модель поведения человека, его

ценности, и, конечно же, семья имеет большое влияние на формирование

просодической стороны речи у ребёнка.

В

период

мутации

голоса

голосовой

аппарат

ребенка

претерпевает

множество

изменений:

голосовые

связки

утолщаются

и

крепнут,

воздух,

выходящий из легких, попадая в гортань, начинает резонировать иначе. Нередко

появляются хрипы и свисты, которых до этого не наблюдалось.

Все эти изменения могут напугать мальчика- подростка, ребенок не сможет

самостоятельно адаптироваться к изменениям, поэтому важно объяснить ему, что

18

это временно и в скоро все неприятные ощущения уйдут, и он приобретет новый

взрослый голос.

В данной ситуации для подростка будет полезным общение со сверстниками,

т. к. психика ребёнка в подростковом возрасте устроена таким образом, что

наибольшее влияние на ребёнка имеют не родители и не другие взрослые члены

семьи, а окружение сверстников.

Музыкальное окружение имеет не мало важную роль в развитии таких

составляющих речи ребёнка как тембр, ритм, высота и сила речи. Общаясь с

людьми

музыкальных

профессий

у

ребёнка

со

временем

формируется

музыкальный слух, что помогает подростку в дальнейшей жизни.

Родителям важно понимать, что в данный период необходимо оберегать

голосовой аппарат ребенка от перенапряжений и простудных заболеваний.

В случае несоблюдения этих правил процесс мутации затягивается, и

подросток продолжает говорить детским голосом, который постепенно становится

заметно осипшим, иссякающим, наступают напряжение, утомление и боль в горле.

Данное явление может продолжаться от нескольких месяцев до нескольких лет,

требует установления причин нарушения и их коррекции.

Известно, что для подростка перейти с фальцета на полноценный процесс

образования звука довольно трудно, но эта проблема больше психологическая,

нежели физиологическая. Ребенок привык к своему детскому голосу, но новый бас

его пугает. При разговоре он использует то старый механизм рождения звука, то

новый.

В данной ситуации большое значение в формировании голоса ребенка будет

наличие старших мужчин в его окружении. В норме ребенок прилаживает свою

речь к образцу, который воспринимает от окружающих. Поэтому подросток

сможет быстрее адаптироваться к изменениям, если в его окружении будут

мужчины, на голосовые составляющие которых он сможет ориентироваться.

В этом и состоит суть методики коррекции нарушений патологической

мутации голоса у подростков, в процессе его взаимодействия с ближайшим

окружением.

19

Данная методика является одной из самых эффективных, так как включает в

себя множество аспектов:

- подросток посвящен в процесс голосообразования в своем возрасте;

-общение со сверстниками,которые также проходят процесс полового

созревания помогает подростку принять свои изменения в голосом аппарате,

- в случае появления страха или тревожности, связанными с изменениями в

голосовом аппарате, подросток имеет возможность на примере взрослых мужчин,

окружающих его убедится в проходимости данных процессов.

Выводы по первой главе

В своей работе мы рассмотрели следующие теоретические понятия:

Мутация голоса - это физиологическое явление, обусловленное изменениями

функции гортани и всего организма в период полового созревания.

Дисфония – патология голоса, характеризующаяся не полным или же

чрезмерным смыканием голосовых связок.

Выявлением, предупреждением и коррекцией дисфоний у детей во время

мутации голоса занимается не только отоларингология, но и такие смежные

специальности как: фониатрия, логопедия, психология и педагогика.

Эта проблема актуальна для изучения в логопедической практике, так как

раннее выявление и коррекция голосовых расстройств у подростков позволяет

предупредить дальнейшие нарушения речи, которое может помешать полноценной

коммуникации, что в конечном итоге минимизирует социальную дезадаптацию

детей.

Большое значение в процессе коррекции мутационных дисфоний уделяется

взаимодействию

с

формами

ближайшего

окружения.

В

норме

ребенок

прилаживает свою речь к образцу, который воспринимает от окружающих.

Поэтому подросток сможет быстрее адаптироваться к изменениям, если в его

окружении будут мужчины, на голосовые составляющие которых он сможет

ориентироваться.

20

Глава 2.Характеристика актуального уровня развития голоса у подростков c

мутационными нарушениями голоса

21

2.1 Цели и задачи констатирующего эксперимента по выявлению уровня

развития голоса у подростков с патологической мутацией голоса

Цель

констатирующего

эксперимента

восстановление

голоса

при

патологической мутации голоса у подростков.

С целью нашего обследования были сформулированы задачи:

-подбор методики для проведения обследования;

- подведение результатов обследования.

Обследование проводилось на базе

Православной Свято- Никольской

православной гимназии г. Кисловодска.

В процедуре исследования приняли участие два ребенка- подростка с

патологической мутацией голоса.

За последние несколько десятилетий процесс протекания мутации голоса у

подростков заметно затянулся, все чаще логопедам приходится сталкиваться с

проблемой патологической мутации голоса. М.В. Долгова разработала методику

«Методика обследования темпо-ритмической стороны речи у подростков с

патологической мутацией голоса», в которую входят четыре направления:

1.

Исследование темпо-ритмической стороны речи у подростков с

патологией мутации голоса.

В этом направлении ребенок может набрать 5 баллов.

0-1балла низкий уровень темпо-ритмической составляющей речи. Для

подростка является трудным повторить за логопедом скороговорку «Батон,

буханку, баранку пекарь испек спозаранку» на исследование темпо-ритмической

стороны речи.

2-3 балла средний уровень развития темпа. Подросток воспроизводит вслед

за логопедом скороговорку, но часто останавливается, не может в точности

повторить.

4-5 баллов: темпо-ритмичекая сторона речи подростка в норме. Ребенок

повторил скороговорку вслед за логопедом.

2.

Исследование высоты и тембра голоса.

Оцениваются эмоциональные характеристики голоса.

22

На данном этапе логопед дает задание, которое необходимо выполнить

подростку. Ребенку следует повторить за логопедом фразу «Галя, Гамму», при

этом звук «г» в слове «Галя» произносится резко, а звук «г» в слове «Гамма»

должен звучать плавно, но не громко. Всего на данном этапе ребенок может

набрать 5 баллов.

Для исследования и оценки высоты и тембра голоса была использована

шкала оценки высоты и тембра голоса, разработанная Алмазовой Е.С.

1 балл - отсутствие звучного голоса при наличии шепотной речи. При

исследовании высоты голоса – неспособность изменять голос.

2 балла -

выраженные нарушения тембра голоса, тембр может быть

гортанным, резким или глухим. Способность говорить только низким голосом.

3 балла – умеренная степень нарушения тембра, тембр может быть грубым

или «квакающим». Способность говорить только низким или только высоким

голосом.

4 балла - легкая степень нарушения тембра голоса , тембр может быть

крикливым, писклявым или «назализованным». Способность изменить голос от

самого низкого до самого высокого, но на короткий промежуток времени.

5 – нормальный голос, отклонений от нормального тембра не отмечается.

Способность изменить голос от самого низкого до самого высокого.

3.

Исследование силы звука.

При исследовании силы звука необходимо определить изменять силу голоса,

умение говорить громко, но не крикливо, ясно, четко, постепенно изменяя силу

голоса от громкого произнесения к среднему и тихому и наоборот. На данном

этапе всего можно получить 10 баллов. Необходимо прочитать стихотворение,

выбирая нужную степень громкости.

« Ночь. Уснули улицы.

Тише, туча, тише,

Гулкие дождинки

Не роняй на крыши.

Сны приходят к детям.

23

Фонари зажглись

Тише, тише, ветер,

В окна не стучись»

Л. Яхнин.

От 0 до 5 баллов дается, если подросток не может прочитать стихотворение,

выбирая нужную интонацию на каждом слове.

5-7 баллов можно получить, если ребенок читает стихотворение, но менять

интонацию получается только в половине слов.

8-10 баллов дается, если подросток с легкостью меняет интонацию в

процессе чтения стихотворения.

Таким образом, в нашем исследовании дети могут набрать максимальное

количество баллов, а это 20. Средний результат будет от 10 до 15 баллов. А самым

низким результатом являться будет 0-9 баллов за задания.

2.2 Диагностическое обследование актуального уровня сформированности

голоса у детей подросткового возраста.

В

процессе

проведения

исследования

для

получения

более

благоприятного результата был принят ряд условий взаимодействий с ребенком,

главными из которых были проявление дружелюбия и открытости, которые

позволили быстрее адаптироваться подростку к окружающей его обстановке.

Диагностика проводилась в утреннее время в специально отведенном

кабинете индивидуально с каждым ребенком.

Оборудование, необходимое для проведения исследования: медицинский

анамнез детей, исследования ларингоскопии, запись голоса во время проведения

ларингоскопии, книга соскороговорками.

При

диагностике

мы

использовали

указанную

выше

методикуМ.В.Долгововой [28].

2.3Анализ результатов констатирующего эксперимента

В

результате

исследования

уровня

сформированности

голоса

с

патологической мутацией голоса были получены следующие результаты.

24

Таблица

1

«

Диагностика

обследования

актуального

уровня

сформированности голоса у детей с патологической мутацией голоса»

Задание

Тихон

Владимир

Исследование

темпа речи

Темп в норме, повторил

скороговорку на отлично,5

баллов.

Скороговорку не может сказать в

одном темпе, темп замедленный,

постоянного темпа нет, 3 балла.

Исследование

высоты голоса и

тембра речи

Ребёнок не справился с

заданием, при выполнении

задания получается говорить

только низким голосом.2 балла

Не может выполнить задание,

произнести нужный звук плавно, но

не громко, получается говорить

только низким голосом.

3 балла

Исследование

силы звука

Громкость голоса в норме,

ребенок с легкостью повторяет

упражнения для определения

силы звука, 10 баллов

Громкость голоса в норме, ребенок с

легкостью повторяет упражнения

для определения силы звука, 10

баллов.

Максимальное

количество

баллов

20 баллов

17 баллов

16 баллов 20 баллов

Набранное

количество

баллов

В таблице фиксируется, с какимиименно заданиями не справился подросток

и полученные им баллы. Ниже описана качественная характеристика выполненных

заданий.

Таким образом, мы видим, что оба мальчика во время проведения

обследования показали хорошие результаты, Владимир набрал всего лишь на один

балл ниже Тихона. Однако, для первого мальчика процесс обследования показался

более

интересным

и

завлекающим,

чем

для

Тихона.

Тихон

с

большим

удовольствием выполнял задание со скороговорками.

Несмотря на хорошие результаты, обоим мальчикам необходима помощь

логопеда, т.к. у обоих детей такие составляющие речи как высота и тембр требуют

логопедической коррекции.

Выводы по второй главе

Нами была выбрана методика М.В.Долгововой. Целью констатирующего

эксперимента

являлось:

разработка

программы

коррекционной

работы

по

преодолению голосовых расстройств у подростков.

25

В

результате

проведѐнного

обследования

актуального

уровня

сформированности голоса у детей с патологической мутацией голоса, удалось

выявить следующие особенности:

- у обоих детей голосовые модуляции по высоте недоступны, голос хриплый,

назалированный. Было замечено, что во время выполнения упражнения голос

ребенка быстро истощается, появляется осиплость, дальнейшее выполнение

упражнения не представляется возможным.

-оба подростка в разной степени

имели комплекс неполноценности.

Особенно это было заметно, когда у мальчиков случались краткосрочные срывы

голоса вовремя выполнения упражнения.

-в процессе обследования у одного из подростков наблюдалась повышенная

возбудимость, потеря внимания, неспособность сконцентрироваться на задании.

-было выявлено, что один из подростков не способен произносить

скороговорки различной степени сложности в одном темпе.

Таким образом, при планировании и проведении коррекционных занятий

необходимо

учитывать

эти

специфические

особенности

подростков

с

патологической мутацией голоса. Итак, мы обнаружили в ходе обследования

схожие нарушения, то для этих детей будет разработана одна программа

коррекционной работы по формированию голоса при патологической мутации.

26

Глава

3

Программа

коррекционной

работы по

формированию актуального

уровня развития голоса у подростков с мутационными нарушениями

3.1 Цель и задачи программы коррекционной работы по формированию

актуального уровня развития голоса у подростков с мутационными нарушениями

Целью данного формирующего эксперимента является создание и апробация

программы коррекционной работы, направленной на формирование актуального

уровня развития голоса у подростков с мутационными нарушениями.

Задачи:

-

составить

программу

коррекционной

работы

по

формированию

актуального уровня развития голоса у подростков с мутационными нарушениями;

-провести

повторное

диагностическое

обследование

по

выявлению

актуального урвня развития голоса у подростков с патологией мутации;

-анализ результатов диагностического обследования по формированию

актуального уровня развития голоса при патологической мутации.

Экспериментальная программа была разработана на основе программы

работы логопеда учреждения, а также с учѐтом выявленных при диагностике

особенностей развития детей.

При организации и проведении коррекционной работы мы подбирали

материал в соответствии с периодом обучения, и тематическим планированием.

Занятия проводились с детьми в первой половине дня, в понедельник и

пятницу на индивидуальных логопедических занятиях. Поскольку ошибки у детей

имеют схожий характер, мы разработали для них одну программу коррекционной

работы.

27

3.2 Программа коррекционной работы по формированию актуального уровня

развития голоса у подростков с мутационными нарушениями

Таблица

2

«Программа

коррекционной

работы

по

формированию

актуального уровня развития голоса у подростков с мутационными нарушениями»

Тема

занятия

Цель занятия

Экспериментальная

цель

Работа логопеда

Формы

взаимодействия

с

ближайшим

окружением

1

Ритм

и

подросток

Способствовать

развитию чувства

ритма

Закрепить умение

подростка выявлять

количество

изолированных

ударов, путем

показа

соответствующих

ритмических

карточек

Проведение

упражнений

на

развитие чувства

ритма

Музыкальное

окружение.

В

процессе общения

с

людьми

музыкальных

профессий

у

ребёнка

со

временем

формируется

музыкальный

слух,

2

Ритм

и

подросток

Способствовать

развитию чувства

ритма

Закрепить

умение

подростка выявлять

количество простых

ударов,

путем

показа

соответствующих

ритмических

карточек

Проведение

упражнений

на

развитие чувства

ритма

Музыкальное

окружение.

В

процессе общения

с

людьми

музыкальных

профессий

у

ребёнка

со

временем

формируется

музыкальный

слух,

3

Ритм

и

подросток

Способствовать

развитию чувства

ритма

Закрепить

умение

подростка выявлять

количество

акцентированных

ударов,

путем

показа

соответствующих

ритмических

карточек

Проведение

упражнений на

развитие чувства

ритма

Музыкальное

окружение.

В

процессе общения

с

людьми

музыкальных

профессий

у

ребёнка

со

28

временем

формируется

музыкальный слух,

4

Ритм и

подросток

Способствовать

развитию чувства

ритма

Цель: научить

подростка

воспроизводить

изолированные

удары без опоры на

зрительное

восприятие.

Проведение

упражнений на

развитие чувства

ритма

Музыкальное

окружение.

В

процессе общения с

людьми

музыкальных

профессий у ребёнка

со

временем

формируется

музыкальный слух,

5

Ритм и

подросток

Способствовать

развитию чувства

ритма

Цель: научить

подростка

воспроизводить

серию простых

ударов без опоры на

зрительное

восприятие.

Проведение

упражнений на

развитие чувства

ритма

Музыкальное

окружение.

В

процессе общения с

людьми

музыкальных

профессий у ребёнка

со

временем

формируется

музыкальный слух,

29

Продолжение

таблицы

2

«Программа

коррекционной

работы

по

формированию актуального уровня развития голоса у подростков с мутационными

нарушениями»

6

Ритм и

подросток

Способствовать

развитию чувства

ритма

Цель: научить

подростка

воспроизводить

акцентированные

удары без опоры на

зрительное

восприятие.

Проведение

упражнений на

развитие чувства

ритма

Музыкальное

окружение.

В

процессе общения с

людьми

музыкальных

профессий у ребёнка

со

временем

формируется

музыкальный слух,

7

Ритм и

подросток

Выявить

возможность

детей различать

интонационные

структуры

услышанной речи

и воспроизводить

их по

подражанию.

Дифференциация

типов интонации в

предложении и

воспроизведение

требуемой в задании

интонации.

Проведение

упражнений на

развитие чувства

ритма

8

Ритм

и

подросто

к

выявить

у

подростка

способность

самостоятельно

выявлять

интонации,

отражающее

эмоциональное

состояние

на

материале

отдельных фраз.

Дифференциация

типов интонации в

предложении

и

воспроизведение.

требуемой в задании

интонации.

Проведение

упражнений

на

развитие

чувства

ритма

Музыкальное

окружение. В

процессе общения с

людьми

музыкальных

профессий у ребёнка

со временем

формируется

музыкальный слух,

9

Высота

голоса

Выявить

умения

подростка

определять

и

Исследование

восприятия

изолированных

Работа по развитию

у подростка умения

определять

и

Большое влияние на

развитие

высоты

голоса

оказывает

семья,

а

именно

старшие мужчины в

30

интонировать

постепенное

движение

мелодии

снизу

вверх

и

сверху

вниз.

звуков

и

звукоподражаний,

произнесенных

с

различной

высотой

голоса.

интонировать

постепенное

движение мелодии

снизу

вверх

и

сверху вниз

окружении

подростка.

Процесс

голосообразования

ребёнка

будет

строиться

на

подражании старшим

мужчинам

из

окружения

10

Подростк

овый

тембр

Оценить

умение

определять

характер звучания

тона

голоса

на

слух.

Различение

тембра

голоса на материале

междометий

Проведение

упражнений

для

развития

умения

определять

характер

звучания тона голоса

на слух

Большое влияние на

развитие

тембра

голоса

оказывает

семья,

а

именно

старшие мужчины в

окружении

подростка.

Процесс

голосообразования

ребёнка

будет

строиться

на

подражании старшим

мужчинам

из

окружения

Мы

разработали

десять

индивидуальных

занятий

с

подростами

с

патологической мутацией голоса.

Первое занятие было по теме «Восприятие ритма». Цель: закрепить умение

подроста выявлять количество изолированных ударов, путем показа карточек, с

записанными на ней соответствующими ритмическими фигурами. Подростку

зачитывалось

задание,

которое

предполагало,

определение

количества

изолированных ударов.

Второе занятие было по теме «Восприятие ритма». Цель: закрепить умение

подростка выявлять количество простых

ударов, путем показа карточек, с

записанным на ней соответствующими ритмическими структурами. Мы давали

задание мальчикам, где им требовалось определить количество простых ударов и

показать нужную карточку.

Третье занятие проходило по теме «Восприятие ритма». Цель: закрепить

умение подростка выявлять количество акцентированных ударов, путем показа

31

карточек с записанным на ней соответствующими ритмическими структурами. Мы

давали упражнение, в котором необходимо было определить, сколько и какие были

удары, а также показать нужную карточку.

Четвертое занятие проходило по теме «Воспроизведение ритма». Цель:

научить подростка воспроизводить изолированные удары без опоры на зрительное

восприятие. В данном задании мы производили изолированные удары и просили

подростков внимательно послушать и повторить.

Пятое занятие мы провели по теме «Воспроизведение ритма». Цель: научить

подростка воспроизводить изолированные удары без опоры на зрительное

восприятие. Подросткам было дано упражнение, которое им необходимо было

внимательно прослушать и воспроизвести серию простых ударов.

Шестое занятие мы провели по теме «Воспроизведение ритма». Цель:

научить подростка воспроизводить акцентированные удары без опоры на

зрительное восприятие. Мальчикам давалось задание, в котором говорилось: «

Послушай и повтори за мной удары, где будут тихие и громкие звуки».

Седьмое занятие было по теме «Восприятие интонации». Цель: научить

подростка

дифференцировать

и

воспроизводить

различные

интонационные

структуры речи. Подросткам необходимо было произнести одну и ту же фразу с

разной интонацией (удивленно, радостно и грустно).

Восьмое занятие было по теме «Восприятие интонации». Цель: научить

подростка правильно различать интонации на материале отдельных фраз. Мы дали

задание, которое содержало несколько фраз, которые подростки произносили с

нужной интонацией.

Девятое задание было посвящено теме «Обследование модуляции голоса по

высоте». Цель: выяснить, умеет ли подросток интонировать постепенное движение

мелодии снизу вверх и сверху вниз. Для выяснения данной цели мы дали

подросткам стихотворение, которое необходимо было прочитать с разной высотой

голоса.

32

« Ночь. Уснули улицы.

Тише, туча, тише,

Гулкие дождинки

Не роняй на крыши.

Сны приходят к детям.

Фонари зажглись

Тише, тише, ветер,

В окна не стучись»

Л. Яхнин.

И последнее десятое занятие прошло по теме «Восприятие тембра голоса».

Цель:

научить ребенка различать тембр и воспроизводить его с помощью

материала с междометиями. Ребенку предлагается серия сюжетных картинок, где

необходимо определить, какое междометие к какой картинке относится.

Выводы по третьей главе

Таким образом, формирование актуального уровня развития голоса у

подростков с мутационной патологией будет эффективнее при использовании в

коррекционной работе специальных логоритмических упражнений.

33

Заключение

Целью

дипломной

работы

являлось

изучить

особенности

формирования

актуального

уровня

развития

голоса

у

подростков

с

мутационными

нарушениями

голоса

и

разработка

программы

коррекционной

работы

по

преодолению

голосовых

расстройств

у

подростков.

В ходе нашего исследования были достигнуты следующие задачи:

- изучена распространенность патологии ЛОР-органов у детей в

домутационном и мутационном периодах.

- выявлены особенности голосовых расстройств у детей подросткового

возраста.

- подобрано и проведено диагностическое исследование по выявлению

голосовых расстройств у подростков.

- определено содержание коррекционной работы с подростками по

развитию и восстановлению у них основных качеств голоса.

В ходе исследования была выдвинута гипотеза, которая заключалась в

том, что коррекция нарушений голоса у подростков будет протекать

эффективней, в результате использования в программе коррекционной

работы форм взаимодействия с ближайшим окружением.

34

Список использованных источников

1.

Агафонова Т.Д., Иванченко Г.Ф., Орлова О.С. Состояние

психоэмоционального статуса при функциональных нарушениях

голоса и корригирующая терапия.// Пособие для врачей.- М, 2002- 12с.

2.

Алекперов Ф.М. Стойкая гипотонусная дисфония (диагностика,

клиника и лечение): Автореф. дис. . канд. мед. наук. М., 1993-15с.

3.

Алмазов Е.И. Развитие детского голоса. М., 1963.

4.

Алмазова Е.С. Логопедическая работа у детей с нарушениями

речи. -М., 1973.

5.

Аникеева З.И., Плешков И.В. Основные направления развития

фониатрической службы России // Российская оториноларингология,

№4 (7), 2003- с. 124-128.

6.

Анохин П.К.Очерки по физиологии функциональных систем. -

М., 1963.-447с.

7.

Анохин П.К. Системные механизмы высшей нервной

деятельности// Избранные труды. М., 1979.

8.

Антонив В.Ф., Телеляева Л.М. Нарушение голоса и его

реабилитация у лиц с опухолеподобными образованиями голосовых

складок. Учебное пособие.- М., Изд-во РУДН-1995- 17с.

35

9.

Применение физических методов при лечении заболеваний ЛОР-

органов: (Метод, рекомендации). Центр, ин-т усовершенствования

врачей; Сост. М.И.Антропова, З.С.Кулешева, Л.М.Телеляева.- М.,

1983.-29с.

10.

Бекбулатов Г.Т. Фазы фонации голосового аппарата человека//

Журн. Ушных, носовых и горловых болезней.- 1971 .-№4.-с.32-36.

11.

Василенко Ю.С. Определение времени максимальной фонации

для оценки функционального состояния гортани//В кн.: Вопросы

патологии дыхательных путей.- Сб. трудов, выпуск XIX.-M., 1973.-

с.132-136.

12.

Василенко Ю.С., Иванченко Г.Ф. Функциональное состояние

гортани в возрастном аспекте// В кн. Сборник трудов Московского

НИИ уха, горла и носа. Вып.23.-М., 1977.- с.75-79.

13.

Василенко Ю.С., Иванченко Г.Ф.

Микроларингостробоскопическое исследование больных с

функциональными заболеваниями гортани// Вестн. отоларингол.-1978.-

№3-с.69-73.

14.

Василенко Ю.С. . Голос. Фониатрические аспекты.- М., 2002. -

481с.

15.

Вильсон Д. К. Нарушения голоса у детей. М., 1990 -448с.

36

16.

Гаращенко Т.Н. Эндоскопическая хирургия папилломатоза

гортани, трахеи, бронхов у детей // Хирургия трахеи и бронхов: Тезисы

докладов Всесоюзного симпозиума.- М., 1986-с.66-67.

17.

Гаращенко Т.И., Кручинина И.Л. Эндоскопия в диагностике

папилломатоза верхних дыхательных путей и пищевода// Съезд

хирургов Дагестана.- Махачкала, 1987.

18.

Гаращенко Т.И. Современная эндоскопическая диагностика и

микрохирургия в детской оториноларингологии// 9 съезд

оториноларингологов СССР- Кишинев, 1988.- с.318-319

19.

Гаращенко Т.И., Богомильский М.Р. Диагностическая

оперативная эндоскопия гортани и нижних дыхательных путей у

детей // Современные методы диагностики и лечения заболеваний

гортани: Респ. сборник трудов МНИИ уха, горла и носа- М.,1988-

вып.34-с. 17-23.

20.

Гаращенко Т.Н. Фиброэндоскопия в диагностике и лечении

опухолей верхних дыхательных путей и трахеи у детей // Съезд

хирургов Украины Киев, 1988.

21.

Гаращенко Т.И., Богомильский М.Р., Володченков В. Н.,

Алейников B.C., Масычев В. И. Эндоскопическая диагностика и

лазерная хирургия заболеваний носа, околоносовых пазух, носоглотки

у детей// 6 съезд оториноларингологов РСФСР.- Оренбург, 1990- с.65-

67.

37

22.

Гаращенко Т.И., Богомильский М.Р. Эндоскопия верхних

дыхательных путей в диагностике дыхательных расстройств у

новорожденных и детей раннего возраста // Всесоюзная конференция

по эндоскопии в педиатрии.- Горький, 1990.

23.

Гаращенко Т.И., Богомильский М.Р. Эндоскопия в диагностике и

лечении папилломатоза гортани, трахеи и бронхов у детей//ЖУГНБ,

№3, 1994- с.

24.

Гаращенко Т.И. Возможности биологической

антигомотоксической терапии в детской оториноларингологии //

Реабилитация здоровья человека. Тезисы докладов Всеросс. Научно-

практической конференции-М., 1995.

25.

Гаращенко Т.И. Эндоскопическая диагностика верхних и нижних

дыхательных путей, пищевода у детей // Основы пропедевтики в

детской оториноларингологии: Учебно-методическое пособие для

студентов.- М„199

26.

Гаращенко Т.И. Диагностическая и лечебная эндоскопия

верхних дыхательных путей у детей. Автореферат дисс. доктора мед.

наук. М,1996- 48с.

27.

Э. Геринг. Техника методов исследования и лечения заболеваний

гортани и их отношение к общим заболеваниям. С-

Петербург-«Практическая медицина», 1911-415с.

28.

Гехт Б.М. Теоретическая и клиническая миография. Ленинград,

1990.-229с.

38

29.

Грачева М.С. Морфология и функциональное значение нервного

аппарата гортани. М., 1956.-164с.

30.

Демченко Е.В. Клиника и лечение рецидивирующих нарушений

голоса. Автореф. дис. . канд. мед. наук. -М., 1988.- 20 с.

31.

Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики.- М., Музыка-1968-

674с.

32.

Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики.- М., (Музыка),

1968.-672с.

33.

Использование биологической обратной связи в комплексном

лечении нарушений голоса: (Метод, рекомендации)/ МНИИ уха, горла

и носа; Сост. Г.Ф.Иванченко, О.С.Орлова.- М., 1990.- 16с.

39

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого»

Институт непрерывного педагогического образования

¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯

Кафедра психологии

ПРИЛОЖЕНИЯ

к

курсовой работе по учебному модулю «Логопедия» по теме:

ФОРМИРОВАНИЕ АКУТАЛЬНОГО УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ГОЛОСА ПРИ

ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ МУТАЦИИ У ПОДРОСТКОВ

по направлению 44.03.03 – Специальное (дефектологическое)

образование

научный руководитель:

к.ф.н., доцент каф. Психологии

___________Ю.А.Максяшина

40

« »___________2022 г.

Выполнила:

Студентка группы 9701зо

Чугриева М.Д

«02» января 2022 г.

Приложение 1

Ритмические карточки для обследования

41

Приложение 2

Тематическое планирование учителя-логопеда для учеников 9-11

классов Православной Свято-Никольской классической гимназии

Месяц

Неделя

ФЭМП

Задачи

Цель занятия

Сентябрь

1-3

Диагностика

Диагностика

Диагностика

4

Ритм и

подросток

Определение

ритма

Выявление серии

простых ударов из

упражнений

5

Ритм и

подросток

Определение

ритма

Выявление

акцентированных

ударов из

упражнений

Октябрь

1

Ритм и

подросток

Воспроизведение

ритма

Воспроизведение

серии простых

ударов

2

Ритм и

подросток

Воспроизведение

ритма

Воспроизведение

акцентированных

ударов

3

Высота

Определение и

Упражнения на

развитие

42

голоса

воспроизведение

голосовых связок

4

Тембр

голоса

Определение и

воспроизведение

Переход с

фальцета на

обычный процесс

голосообразования

Приложение3

Конспект индивидуального логопедического занятия коррекция

интонационной стороны речи.

Рочева Ирина Борисовна.

Учитель – логопед ЧУОО «Православная Свято-Никольская

классическая гимназия» г. Кисловодск.

Тема конспекта: «Коррекция интонационной стороны речи»

Цель: Формирование у детей умения осмысленно работать над

собственным произношением.

Задачи:

Закреплять навыки составления предложения по опорным словам,

выкладывания схемы предложения, чтения.

Упражнять в передаче интонации повествовательного,

вопросительного, восклицательного предложения.

Закрепить навыки речевого дыхания, умение регулировать силу и

высоту голоса. Способствовать развитию чувства ритма и темпа,

координации речи с движением; выработке интонационной выразительности

речи.

43

Оборудование: сборник упражнений для коррекции интонационной

стороны речи, ритмические карточки.

Ход занятия:

1.

Организационный момент: Здравствуй! Давай друг другу

улыбнемся. Присаживайся поудобнее, начнём наше занятие.

2.

Артикуляционная гимнастика.

Цель: выработка полноценных движений органов артикуляции,

необходимых для правильного произношения звуков. С помощью

артикуляционной гимнастики происходит объединение простых движений в

сложные, в артикуляционные уклады различных фонем.

Упражнения:

– «Улыбка»:

Подражаем мы лягушкам:

Тянем губы прямо к ушкам.

Мы потянем – перестанем

И нисколько не устанем.

«Забор»:

Ровный, беленький забор нам построил дед Егор.

Все дощечки в ряд стоят, словно боевой отряд.

«Окно»:

Я окошко распахну и открытым подержу.

Пусть проветрятся немножко шкаф, ковер, диван и кошка.

3.

Упражнение на развитие интонационной стороны речи.

1.

Ребёнку необходимо прочитать фразы, подчеркивая голосом

выделенные слова.

Девочка играет в саду с куклой. (Играет девочка, а не мальчик.)

Девочка играет в саду с куклой. (А не просто унесла ее туда.)

44

Девочка играет в саду с куклой. (А не в парке, в лесу.)

Девочка играет в саду с куклой. (А не с другой игрушкой.)

2.

Ребенку необходимо прочитать фразы, поочередно выделяя в

каждой фразе отдельные слова голосом; проследить, как изменяется

смысл фразы.

Шуба висела на вешалке.

Мальчик прочитал интересную книгу.

Дети совершили прогулку на теплоходе.

На нашей улице открылся кинотеатр.

Мама купила сыну новый велосипед.

3.

Ребенку необходимо прочитать пословицы, поговорки, выделяя

голосом главные по смыслу слова.

Всякому овощу свое время.

Мягко стелет, да жестко спать.

Нет лучше дружка, чем родная матушка.

Солнце сияет, а месяц только светит.

Что написано пером, то не вырубишь топором.

4.

Прочтите вслух стихотворение (или подберите прозаический текст)

и выделите голосом главные по смыслу слова и словосочетания.

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо падает, ложится.

И под утро снегом поле забелело,

Точно пеленою все его одело.

Темный лес что шапкой

Принакрылся чудной

45

И заснул под нею

Крепко, непробудно…

Стали дни коротки,

Солнце светит мало,

Вот пришли морозцы –

И зима настала.

И.Суриков

5.Ребенку необходимо прочитать пословицы и поговорки, делая в

нужных местах паузы.

Кто умеет трудиться, тому без дела не сидится.

Кудри завивай, да про дела не забывай.

Как посеешь, так и пожнешь.

Курить – здоровью вредить!

Без дела жить – только небо коптить.

Не верь началу, верь концу.

Куда иголка, туда и нитка.

За правое дело стой смело.

Старый друг лучше новых двух.

Жизнь дана на добрые дела.

46