"Буквы е, ё после букв шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени"
Автор: Зубачева Марина Юрьевна Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 57
Населённый пункт: ст. Троицкая Крымского района Краснодарского края
Наименование материала: Технологическая карта урока русского языка в 7 классе
Тема: "Буквы е, ё после букв шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени"
Автор Зубачева Марина Юрьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 57 станицы Троицкой
Крымского района Краснодарского края
Технологическая карта урока русского языка в 7-б классе
Тема: Буквы е, ё после букв шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени
Тип урока: урок отработки умений и рефлексии (практикум).
Цели как деятельность учеников.
Метапредметные:
Познавательные: извлекать, перерабатывать, анализировать, сравнивать, рассуждать, делать выводы.
Коммуникатвные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, оказывать в
сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять контроль; точно, правильно и логично излагать свою точку
зрения в процессе обсуждения, слушать и слышать других.
Предметные:
опознавать разные виды орфограмм-букв гласных ё, е, о после букв шипящих в разных частях речи и в разных частях
слова, группировать слова по видам орфограмм, писать слова с указанными орфограммами, устно и графически
объяснять выбор написаний.
Материально-техническое обеспечение урока:
компьютер;
мультимедийный проектор;
экран;
электронное приложение к уроку;
набор карточек с индивидуальными заданиями разного уровня;
учебник русского языка для 7 класса М.Т. Баранова и Т.А. Ладыженской;
доска.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД и
технология оценивания,
духовно-нравственное
воспитание
Деятельность учителя
Деятельность ученика
I. Мотивационный
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Выявление отсутствующих. Заполнение
классного журнала.
Приветствуют учителя.
Проверяют свою готовность к
уроку. Настраиваются на
совместную деятельность.
Коммуникативные УУД
1. Слушать и слышать других,
быть готовым корректировать
свою точку зрения.
2. Осуществлять совместную
деятельность.
Результат совместной деятельности: создана доброжелательная психологическая атмосфера для взаимной работы.
II. Языковая
разминка.
1. Работа со сравнительной таблицей.
(См. материал предметного диска –
сравнительную таблицу «Буквы О, Ё, Е
после букв шипящих в суффиксах разных
частей речи»)
– Составьте рассказ в учебно-научном
стиле на основе таблицы.
– Найдите лишнее слово. Обоснуйте своё
мнение:
1) крыжовник, шёрстка, чёрточка,
полушёпот;
2) волчок, собачонка, медвежонок,
горшочек;
3) напряжённый, испечённый,
причёсанный, завершённый;
4) грошовый, плащевой, парчовый,
алычовый.
Учитель собирает листы с ответами.
2. Ученики работают в группах
на листочках с заданием.
Устно по очереди
представители группы дают
комментарий к выбранным
вариантам.
Познавательные УУД
1. Анализировать, сравнивать,
группировать.
2. Структурировать и
представлять информацию в
разных формах (таблица).
Коммуникативные УУД
1. Слушать и слышать других,
быть готовым корректировать
свою точку зрения.
2 . Владеть монологической
речью; адекватно использовать
речевые средства для решения
коммуникативных задач.
Результат совместной деятельности: отработан учебный материал предыдущих уроков, проверена степень усвоения материала,
изученного ранее.
III. Взаимодиктант
(по домашней работе).
Учитель предлагает обучающимся
произвести проверку домашнего задания.
Учащиеся в парах диктуют
друг другу словосочетания из
домашней работы.
Совместная проверка
написанного. Графическое
обозначение условий выбора
орфограмм.
ТОУУ
Производить взаимоконтроль в
процессе работы и взаимооценку
по окончании выполнения.
Результат совместной деятельности: осуществлена проверка выполнения домашнего задания, самостоятельной деятельности
обучающихся, закреплено умение решать лингвистические задачи.
IV. Формулирование
цели урока.
(Определение
На доске записаны ключевые слова:
после шипящих, существительные,
1. Высказывать предположения
на основе наблюдений.
проблемного вопроса)
суффикс, окончание.
– Дополните список ключевых слов
(ударение, буквы ё, о, е) и сформулируйте
проблемный вопрос урока.
орфограммы после букв
шипящих в словах разных
частей речи, правильно их
писать, объясняя условия
выбора написаний.
2. Формулировать цель урока.
Результат совместной деятельности: дополнен список ключевых слов, сформулирована проблема урока.
V. Развитие
правописных умений.
Выборочный диктант.
Мы вошли в лес, освещённый лучами
осеннего солнца. Расчищенная дорожка
вела к речке. Мы часто останавливались,
поражённые яркой красотой леса. На
пожелтевшей траве лежали опавшие
листья. Берёзы покрылись золотой листвой,
блестевшей на солнце. Очень красивы
одетые в багряную листву клёны. Мы
видим жёлтые листья, тихо падающие на
землю. Печально шуршащие под ногами
листья лежат и на лесных дорожках.
Обучающиеся записывают в
тетрадях страдательные
причастия, выделяют
орфограммы, связанные с
проблемным вопросом урока.
Вывод: под ударением
пишется ё, в безударном
положении-е
Работа в группах.
1. Упр. 124 (образовать и
записать страдательные
причастия прошедшего
времени. От какого глагола не
образуются причастия?
Почему?) – развивается
умение
писать буквы ё, е в суффиксах
причастий прошедшего
времени (полных и кратких
форм), группировать слова со
сходными написаниями букв
гласных в суффиксах.
Выполняется письменно в
тетрадях. Взаимопроверка.
2. Упр. 126 – развивается
умение извлекать информацию
об изученных орфограммах из
таблицы, делать обобщения
(подбирать заглавие),
Регулятивные УУД
1. Искать пути решения
проблемы.
2. Прогнозировать,
корректировать свою
деятельность.
3 . Осуществлять познавательную
и личностную рефлексию.
Познавательные УУД
1 . Владеть разными видами
чтения (ознакомительным,
изучающим).
2 . Извлекать информацию,
преобразовывать её и передавать
в других формах (таблица,
модель, схема).
подбирать примеры слов с
заданными орфограммами,
используя соответствующий
стиль речи.
Ученики записывают примеры
под цифрами. Проверка
коллективная.
3. Ученики обсуждают
написание орфограмм в словах
и постановку знаков в группах,
делают необходимые
графические обозначения.
Результат совместной деятельности: закреплен изученный материал, отработан алгоритм действий выбора гласной буквы в суффиксах
причастий, выполнены упражнения различной степени сложности, отработано умение находить в тексте изученную орфограмму,
обозначать опознавательный признак орфограммы, получены ответы на проблемный вопрос урока.
VII. Итог урока.
– Подведите краткие итоги работы на
уроке: чему научились, какие
умения развивали, опираясь на записанные
ключевые слова.
– Как бы вы оценили свою работу на
уроке?
Взаимооценка (на основе алгоритма
самооценки).
– Кто успешно справился с заданиями?
Мотивируйте своё мнение.
– Что осталось непонятным, трудным в
изученной теме?
– Кому и над чем ещё следует поработать?
Что нужно сделать для того, чтобы в
дальнейшем избежать ошибок?
Отвечают на поставленные
вопросы.
Оценивают свою работу на
уроке, воспользовавшись
алгоритмом самооценки.
Регулятивные УУД
1. Соотносить цели и результаты
своей деятельности.
2. Вырабатывать критерии оценки
и определять степень успешности
работы.
Технология оценки учебных
умений .
Результат совместной деятельности: подведены итоги урока, получен ответ на проблемный вопрос, обозначенный в начале урока,
оценены учебные умения, выставлены отметки за работу на уроке.
VIII. Домашнее
задание.
Н. Упр.127 (по условию).
П. Составить задание по изученной теме для работы в парах. (Приготовить
на отдельном листочке задание с пропусками букв, поиском лишнего
слова, распределением на группы и т.д.) на правописание слов с
орфограммами после букв шипящих. (Индивидуально).