Напоминание

"Буквы е, ё после букв шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени"

Автор: Зубачева Марина Юрьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 57
Населённый пункт: ст. Троицкая Крымского района Краснодарского края
Наименование материала: Технологическая карта урока русского языка в 7 классе
Тема: "Буквы е, ё после букв шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Автор
Зубачева Марина Юрьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 57 станицы Троицкой Крымского района Краснодарского края
Технологическая карта урока русского языка в 7-б классе
Тема:
Буквы е, ё после букв шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

Тип урока:
урок отработки умений и рефлексии (практикум).
Цели как деятельность учеников.

Метапредметные:

Познавательные:
извлекать, перерабатывать, анализировать, сравнивать, рассуждать, делать выводы.
Коммуникатвные:
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять контроль; точно, правильно и логично излагать свою точку зрения в процессе обсуждения, слушать и слышать других.
Предметные:
опознавать разные виды орфограмм-букв гласных
ё, е, о
после букв шипящих в разных частях речи и в разных частях слова, группировать слова по видам орфограмм, писать слова с указанными орфограммами, устно и графически объяснять выбор написаний.
Материально-техническое обеспечение урока:
 компьютер;  мультимедийный проектор;  экран;  электронное приложение к уроку;  набор карточек с индивидуальными заданиями разного уровня;  учебник русского языка для 7 класса М.Т. Баранова и Т.А. Ладыженской;  доска.
Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и

технология оценивания,

духовно-нравственное

воспитание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Мотивационный
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. Заполнение классного журнала. Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку. Настраиваются на совместную деятельность.
Коммуникативные УУД

1.
Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

2.
Осуществлять совместную деятельность.
Результат совместной деятельности:
создана доброжелательная психологическая атмосфера для взаимной работы.
II. Языковая

разминка.

1.
Работа со сравнительной таблицей. (См. материал предметного диска – сравнительную таблицу «Буквы О, Ё, Е после букв шипящих в суффиксах разных частей речи») – Составьте рассказ в учебно-научном стиле на основе таблицы. – Найдите лишнее слово. Обоснуйте своё мнение: 1) крыжовник, шёрстка, чёрточка, полушёпот; 2) волчок, собачонка, медвежонок, горшочек; 3) напряжённый, испечённый, причёсанный, завершённый; 4) грошовый, плащевой, парчовый, алычовый. Учитель собирает листы с ответами.
2.
Ученики работают в группах на листочках с заданием. Устно по очереди представители группы дают комментарий к выбранным вариантам.
Познавательные УУД

1.
Анализировать, сравнивать, группировать.
2.
Структурировать и представлять информацию в разных формах (таблица).
Коммуникативные УУД

1.
Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
2
. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
Результат совместной деятельности:
отработан учебный материал предыдущих уроков, проверена степень усвоения материала, изученного ранее.
III. Взаимодиктант

(по домашней работе).
Учитель предлагает обучающимся произвести проверку домашнего задания. Учащиеся в парах диктуют друг другу словосочетания из домашней работы. Совместная проверка написанного. Графическое обозначение условий выбора орфограмм.
ТОУУ
Производить взаимоконтроль в процессе работы и взаимооценку по окончании выполнения.
Результат совместной деятельности:
осуществлена проверка выполнения домашнего задания, самостоятельной деятельности обучающихся, закреплено умение решать лингвистические задачи.
IV. Формулирование

цели урока.

(Определение
На доске записаны ключевые слова:
после шипящих, существительные,

прилагательное, причастие, корень,
Обучающие делают вывод, определяют проблему урока:
научиться находить

Регулятивные УУД

1.
Высказывать предположения на основе наблюдений.

проблемного вопроса)

суффикс, окончание.
– Дополните список ключевых слов (ударение, буквы ё, о, е) и сформулируйте проблемный вопрос урока.
орфограммы после букв

шипящих в словах разных

частей речи, правильно их

писать, объясняя условия

выбора написаний.

2.
Формулировать цель урока.
Результат совместной деятельности:
дополнен список ключевых слов, сформулирована проблема урока.
V. Развитие

правописных умений.

Выборочный диктант.
Мы вошли в лес, освещённый лучами осеннего солнца. Расчищенная дорожка вела к речке. Мы часто останавливались, поражённые яркой красотой леса. На пожелтевшей траве лежали опавшие листья. Берёзы покрылись золотой листвой, блестевшей на солнце. Очень красивы одетые в багряную листву клёны. Мы видим жёлтые листья, тихо падающие на землю. Печально шуршащие под ногами листья лежат и на лесных дорожках. Обучающиеся записывают в тетрадях страдательные причастия, выделяют орфограммы, связанные с проблемным вопросом урока.
Вывод: под ударением

пишется ё, в безударном

положении-е
Работа в группах.
1. Упр. 124
(образовать и записать страдательные причастия прошедшего времени. От какого глагола не образуются причастия? Почему?) – развивается умение писать буквы
ё, е
в суффиксах причастий прошедшего времени (полных и кратких форм), группировать слова со сходными написаниями букв гласных в суффиксах. Выполняется письменно в тетрадях.
Взаимопроверка.

2. Упр. 126
– развивается умение извлекать информацию об изученных орфограммах из таблицы, делать обобщения (подбирать заглавие),
Регулятивные УУД

1.
Искать пути решения проблемы.
2.
Прогнозировать, корректировать свою деятельность.
3
. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные УУД

1
. Владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим).
2
. Извлекать информацию, преобразовывать её и передавать в других формах (таблица, модель, схема).
подбирать примеры слов с заданными орфограммами, используя соответствующий стиль речи. Ученики записывают примеры под цифрами. Проверка коллективная.
3.
Ученики обсуждают написание орфограмм в словах и постановку знаков в группах, делают необходимые графические обозначения.
Результат совместной деятельности:
закреплен изученный материал, отработан алгоритм действий выбора гласной буквы в суффиксах причастий, выполнены упражнения различной степени сложности, отработано умение находить в тексте изученную орфограмму, обозначать опознавательный признак орфограммы, получены ответы на проблемный вопрос урока.
VII. Итог урока.
– Подведите краткие итоги работы на уроке: чему научились, какие умения развивали, опираясь на записанные ключевые слова. – Как бы вы оценили свою работу на уроке? Взаимооценка (на основе алгоритма самооценки). – Кто успешно справился с заданиями? Мотивируйте своё мнение. – Что осталось непонятным, трудным в изученной теме? – Кому и над чем ещё следует поработать? Что нужно сделать для того, чтобы в дальнейшем избежать ошибок? Отвечают на поставленные вопросы. Оценивают свою работу на уроке, воспользовавшись алгоритмом самооценки.
Регулятивные УУД

1.
Соотносить цели и результаты своей деятельности.
2.
Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
Технология оценки учебных

умений
.
Результат совместной деятельности:
подведены итоги урока, получен ответ на проблемный вопрос, обозначенный в начале урока, оценены учебные умения, выставлены отметки за работу на уроке.
VIII. Домашнее

задание.

Н.
Упр.127 (по условию).
П.
Составить задание по изученной теме для работы в парах. (Приготовить на отдельном листочке задание с пропусками букв, поиском лишнего
слова, распределением на группы и т.д.) на правописание слов с орфограммами после букв шипящих. (Индивидуально).