Автор: Рыбальченко Наталья Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "Чернятинская основная общеобразовательная школа Октябрьского муниципального округа"
Населённый пункт: село Чернятино
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Совершенствование навыка чтения младших школьников.
Совершенствование навыка чтения младших школьников.
В литературном образовании все чаще обсуждается проблема снижения
интереса
к
чтению
у
современных
школьников.
Появление
различных
интерактивных форматов (например, Tik Tok) привело к тому, что ученики
привыкли
получать
информацию
мгновенно
–
смотреть
короткие
видео,
разглядывать картинки в соцсетях. Они уверены, что читать книги долго. Поэтому
учителю литературы необходимо искать дополнительные инструменты, чтобы
заинтересовать детей чтением и показать, что литература – нескучное занятие.
Нужно понимать: на быстроту чтения влияют многие факторы: уровень
речевого развития, поле чтения, постановка дыхания, характер текста,
шрифт,
четкость печати, развитость анципации, т.е. умения предвидеть следующую
часть слова или последующее слово.
Если
уделять
внимание
всем
этим
факторам,
то
темп
чтения
увеличивается на 50% и более.
Однако не следует забывать, что быстроту темпа обеспечивает, прежде
всего, развитость речедвигательного аппарата и его возможности. Приведу
некоторые
упражнения,
которые
применяю
в
своей
практике.
Данные
упражнения помогают учить детей читать.
Практически каждый урок чтения начинается с подготовки речевого
аппарата. Во время таких разминок включаю упражнения на правильное
произнесение звуков, на отработку дикции, голоса (произносим различные
звуковые сочетания шепотом, тихо, громко), а также упражнения на темп речи
(медленно, умеренно, быстро). Заучиваем с печатного текста и на слух
чистоговорки к изученным буквам, темам или придумываем их сами.
Хороший эффект в работе над артикуляцией приносят упражнения со
скороговорками и считалками. Также
помогают
игры: «Потерялась
буква», «Дочитай словечко», «Доскажи словечко» и др.
Также помогают
в
работе
над
совершенствованием
навыка
чтения
упражнения
на
развитие
зрительной
памяти,
внимания.
Это
«фотографирование» за 30 сек. Дети должны запомнить то, что изображено: а)
буквы; б) слоги; в) слова. После прошу их закрыть глаза, а после открывания
найти «лишнее», либо «недостающее».
Для повышения темпа чтения использую простой прием - чтение с
закладкой, которая движется по строке, закрывая уже прочитанный слог.
Для
преодоления
повторов и достижения полноценного зрительного
восприятия - выбираем из текста слова, трудные для прочтения и понимания,
записываем их на доске с делением на слоги или находим в тексте и разбираем
графическую схему чтения.
Помимо этого, для совершенствования навыков чтения использую такие
виды чтения, как:
«Эхо»: начинает
читать
хорошо
читающий,
за
ним
следом
слабо
читающий.
Цель
такого
чтения
такова,
что
сильный
чувствует
себя
ответственным , а слабый более уверен в себя, ведь он уже услышал слово, ему
легче его узнать.
«Жужжащее чтение»: вначале каждого урока по команде учителя все
дети начинают читать текст вполголоса. Как бы «жужжать» в течение 3-5
минут.
Также интересен приём чтения «Спринт»: небольшие отрывки текста
несколько учащихся
начинают читать одновременно — на скорость. Кроме
быстроты чтения, им надо еще следить за выразительностью и безошибочностью.
После чтения сравниваем результаты.
Необходимо отметить, что при развитии интереса к процессу чтения
важно создать для каждого ребенка ситуацию успеха.
По методике Зайцева этому способствует троекратный замер скорости
чтения, когда темп растет на глазах. Опять сравниваем результаты и делаем
вывод, что чем больше мы читаем, тем лучше результаты.
Совершенствование навыка чтения младших школьников тесно связано с
развитием интереса к чтению. Этому способствует дозированность нагрузки,
доступность и посильность заданий, постепенное нарастание их сложности.
Успешность
в
обучении
чтению
во
многом
зависит
от
мотивации
деятельности ученика «У меня получается, поэтому я хочу», поэтому в своей
практической деятельности использую активные приемы и методы, которые
позволяют
школьникам
освоить
навык
чтения.
Все
задания
многофункциональны. Они не только развивают правильность, осознанность,
скорость, выразительность чтения, способствуют совершенствованию способа
чтения, но и развивают восприятие, память, мышление, стимулируют интерес к
чтению.
Использование системы заданий и упражнений
развивает правильность,
осознательность,
скорость,
выразительность
чтения,
способствует
совершенствованию способа чтения, а так же развитию восприятия, внимания,
мышления, памяти и стимулирует интерес к чтению. Это позволило добиться
высоких результатов в технике чтения.
Из личного опыта также могу посоветовать пособие Ш. Ахмадуллина
«Скорочтение для детей» (Как научиться быстро читать).