Напоминание

Актуальность образовательного проекта "Историки спорят" в процессе обучения истории и обществознанию.

Автор: Болодурина Наталия Николаевна
Должность: преподаватель отдельной дисциплины
Учебное заведение: ФГКОУ "ОПКУ"
Населённый пункт: г. Оренбург, Оренбургская область
Наименование материала: выступление
Тема: Актуальность образовательного проекта "Историки спорят" в процессе обучения истории и обществознанию.







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Актуальность образовательного проекта «Историки спорят» в процессе

обучения истории и обществознанию.

Болодурина Наталия Николаевна,

преподаватель ОД (история, обществознание и география)

ФГКОУ «ОПКУ» (г. Оренбург)

Современное

образование

призвано

решать

сегодня

не

только

образовательные, но и важнейшие воспитательные задачи. Сегодня только

молодой человек, умеющий мыслить, грамотно и аргументировано выражать

свою точку зрения, инициативный, целеустремленный, самостоятельный в

приобретении знаний, добьется поставленных целей. Образовательный

процесс ФГКОУ "Оренбургское президентское кадетское училище" обладает

необходимыми ресурсами для развития личности кадет, воспитания их в духе

патриотизма и гражданственности, т.к. включает в себя ряд дисциплин

гуманитарного направления, прежде всего - истории и обществознания.

Содержание

этих

важнейших

предметов

способствует

формированию

установок кадет на самопознание и самореализацию, активное участие в

социальной жизни, оптимистическое вступление в самостоятельную жизнь,

выбор военной профессии и готовности к защите Отечества.

Анализ

воспитательно-образовательного

процесса

показывает

необходимость поиска и внедрения новых активных форм в образовательный

процесс. Часто обучающиеся старших классов затрудняются критически

мыслить,

качественно

проводить

информационный

анализ,

разрешать

сложные проблемные ситуации, далеко не всегда терпимы к инакомыслию,

имеют недостаточные знания для гражданского поведения и проявления

подлинного патриотизма. Об этом свидетельствует и анализ результатов ЕГЭ

по

обществознанию

и

истории,

который

выявил,

что

выпускники

испытывают затруднения при выполнении заданий части «С», требующих

высокой

степени

сформированности

умений

анализа

социальной

действительности, оценки событий и явлений, аргументации своей позиции.

Кадеты

старших

классов

ФГКОУ

"Оренбургское

президентское

кадетское училище" сталкиваются также с необходимостью выработки

коммуникативных умений; таких как умение слушать и понимать других,

адекватно оценивать собственные возможности, учиться взаимодействию с

другими людьми, при любых обстоятельствах сохранять хладнокровие и

способность вести диалог.

Кроме

вышеперечисленных

факторов,

в

век

информатизации

большинство

старшеклассников

свое

свободное

время

предпочитает

проводить за компьютером, исключая речевое общение; имеют низкую

мотивацию к напряженному интеллектуальному труду.

Взаимодействие

старших

кадет

в

дискуссии

с

использованием

исторического содержания стало основополагающей идеей образовательного

проекта "Дискуссионный клуб "Историки спорят".

Целью проекта стало

создание площадки для общения кадет 10-11 курсов в обсуждении наиболее

актуальных и острых проблем и вопросов; обучение кадет основам, правилам

политической дискуссии и культуре политических переговоров, совместному

поиску оснований для заключения соглашения, консенсуса. Дискуссионный

клуб

предоставляет также

возможность кадетам

обсудить

проблемы,

поднятые на уроке, и найти решение через деятельность социально-значимых

проектов, содержание исследовательских работ, общение со сверстниками

других учебных заведений и с современными учеными и общественными

деятелями.

Основными задачами дискуссионного клуба являются:

- выработка навыков критического мышления;

- обучение приёмам дискуссии, аргументации и отстаиванию своего

мнения, убеждений в научном и политическом споре;

- осознание кадетами многогранности, сложности и противоречивости

событий и явлений новейшей отечественной истории, а также причин

неоднозначности их восприятия обществом и исторической наукой в

прошлом и настоящем

- формирование качеств личности старших кадет - патриотизма,

активной гражданской позиции, потребности в саморазвитии и

самоутверждении;

- повышение мотивации кадет к изучению предмета истории и

обществознания.

Технология дебатов была определена как наиболее эффективная для

развития

критического

мышления

кадет,

решения

проблем

профессионального

самоопределения

и

поведения

в

практических

жизненных ситуациях. Технология дебатов позволила применить форму

деловой игры в учебной и внеучебной

деятельности, создать особую

атмосферу интеллектуального соперничества по острым и наболевшим

проблемам отечественной и мировой истории ("Решающий вклад во второй

мировой войне: кто его сделал?", "Коллаборационизм или банальное

предательство?", "Освобождение или новая оккупация?", "Причины победы

в Московской битве", "Превентивная война или отражение агрессии?").

Реализация проекта предполагает:

-

создание

условий

для

формирования

патриотизма,

гражданственности, нравственности как базовых ценностей личности кадета;

-

развитие личностных качеств кадет;

-

расширение

возможностей

практической

отработки

курса

предмета "История" кадетами старших классов в процессе урочной и

внеурочной деятельности через дискуссионные формы работы; повышение

качества обучения;

-

специально организованный обмен мнениями по проблеме для

получения продукта в виде решения или инициирования социально-

значимого проекта;

-

содействие

успешной

социализации

кадет,

военной

профессиональной ориентации.