Автор: Болодурина Наталия Николаевна
Должность: преподаватель отдельной дисциплины
Учебное заведение: ФГКОУ "ОПКУ"
Населённый пункт: г. Оренбург, Оренбургская область
Наименование материала: выступление
Тема: Актуальность образовательного проекта "Историки спорят" в процессе обучения истории и обществознанию.
Актуальность образовательного проекта «Историки спорят» в процессе
обучения истории и обществознанию.
Болодурина Наталия Николаевна,
преподаватель ОД (история, обществознание и география)
ФГКОУ «ОПКУ» (г. Оренбург)
Современное
образование
призвано
решать
сегодня
не
только
образовательные, но и важнейшие воспитательные задачи. Сегодня только
молодой человек, умеющий мыслить, грамотно и аргументировано выражать
свою точку зрения, инициативный, целеустремленный, самостоятельный в
приобретении знаний, добьется поставленных целей. Образовательный
процесс ФГКОУ "Оренбургское президентское кадетское училище" обладает
необходимыми ресурсами для развития личности кадет, воспитания их в духе
патриотизма и гражданственности, т.к. включает в себя ряд дисциплин
гуманитарного направления, прежде всего - истории и обществознания.
Содержание
этих
важнейших
предметов
способствует
формированию
установок кадет на самопознание и самореализацию, активное участие в
социальной жизни, оптимистическое вступление в самостоятельную жизнь,
выбор военной профессии и готовности к защите Отечества.
Анализ
воспитательно-образовательного
процесса
показывает
необходимость поиска и внедрения новых активных форм в образовательный
процесс. Часто обучающиеся старших классов затрудняются критически
мыслить,
качественно
проводить
информационный
анализ,
разрешать
сложные проблемные ситуации, далеко не всегда терпимы к инакомыслию,
имеют недостаточные знания для гражданского поведения и проявления
подлинного патриотизма. Об этом свидетельствует и анализ результатов ЕГЭ
по
обществознанию
и
истории,
который
выявил,
что
выпускники
испытывают затруднения при выполнении заданий части «С», требующих
высокой
степени
сформированности
умений
анализа
социальной
действительности, оценки событий и явлений, аргументации своей позиции.
Кадеты
старших
классов
ФГКОУ
"Оренбургское
президентское
кадетское училище" сталкиваются также с необходимостью выработки
коммуникативных умений; таких как умение слушать и понимать других,
адекватно оценивать собственные возможности, учиться взаимодействию с
другими людьми, при любых обстоятельствах сохранять хладнокровие и
способность вести диалог.
Кроме
вышеперечисленных
факторов,
в
век
информатизации
большинство
старшеклассников
свое
свободное
время
предпочитает
проводить за компьютером, исключая речевое общение; имеют низкую
мотивацию к напряженному интеллектуальному труду.
Взаимодействие
старших
кадет
в
дискуссии
с
использованием
исторического содержания стало основополагающей идеей образовательного
проекта "Дискуссионный клуб "Историки спорят".
Целью проекта стало
создание площадки для общения кадет 10-11 курсов в обсуждении наиболее
актуальных и острых проблем и вопросов; обучение кадет основам, правилам
политической дискуссии и культуре политических переговоров, совместному
поиску оснований для заключения соглашения, консенсуса. Дискуссионный
клуб
предоставляет также
возможность кадетам
обсудить
проблемы,
поднятые на уроке, и найти решение через деятельность социально-значимых
проектов, содержание исследовательских работ, общение со сверстниками
других учебных заведений и с современными учеными и общественными
деятелями.
Основными задачами дискуссионного клуба являются:
- выработка навыков критического мышления;
- обучение приёмам дискуссии, аргументации и отстаиванию своего
мнения, убеждений в научном и политическом споре;
- осознание кадетами многогранности, сложности и противоречивости
событий и явлений новейшей отечественной истории, а также причин
неоднозначности их восприятия обществом и исторической наукой в
прошлом и настоящем
- формирование качеств личности старших кадет - патриотизма,
активной гражданской позиции, потребности в саморазвитии и
самоутверждении;
- повышение мотивации кадет к изучению предмета истории и
обществознания.
Технология дебатов была определена как наиболее эффективная для
развития
критического
мышления
кадет,
решения
проблем
профессионального
самоопределения
и
поведения
в
практических
жизненных ситуациях. Технология дебатов позволила применить форму
деловой игры в учебной и внеучебной
деятельности, создать особую
атмосферу интеллектуального соперничества по острым и наболевшим
проблемам отечественной и мировой истории ("Решающий вклад во второй
мировой войне: кто его сделал?", "Коллаборационизм или банальное
предательство?", "Освобождение или новая оккупация?", "Причины победы
в Московской битве", "Превентивная война или отражение агрессии?").
Реализация проекта предполагает:
-
создание
условий
для
формирования
патриотизма,
гражданственности, нравственности как базовых ценностей личности кадета;
-
развитие личностных качеств кадет;
-
расширение
возможностей
практической
отработки
курса
предмета "История" кадетами старших классов в процессе урочной и
внеурочной деятельности через дискуссионные формы работы; повышение
качества обучения;
-
специально организованный обмен мнениями по проблеме для
получения продукта в виде решения или инициирования социально-
значимого проекта;
-
содействие
успешной
социализации
кадет,
военной
профессиональной ориентации.