"Инклюзивное образование в ДОУ"

Автор: Старостина Вера Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №2093 им. А.Н. Савельева ДО №4
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: Презентация
Тема: "Инклюзивное образование в ДОУ"
Дата публикации: 19.09.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДОУ ПОДГОТОВИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ ГБОУ СОШ №2093 ИМ. А.Н. САВЕЛЬЕВА ДО №4 СТАРОСТИНА ВЕРА ВАСИЛЬЕВНА
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ЧТО ЭТО?  Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
ИНКЛЮЗИЯ  “Это нечто большее, чем просто быть вместе. Это процесс создания надлежащей среды для всех детей, что в свою очередь, означает необходимость адаптировать программы воспитания и обучения к потребностям и интересам детей, а не наоборот. Это также подразумевает организацию возможностей для активного участия всех детей – типично развивающихся и детей с ограниченными возможностями — в занятиях, которые имеют место в их общей группе детского сада”.
ПРИНЦИПЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:  1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.  2. Каждый человек способен чувствовать и думать.  3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.  4. Все люди нуждаются друг в друге.  5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.  6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.  7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.  8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
 Описанный подход позволяет рассматривать коррекцию и компенсацию нарушений развития не как конечную цель, а как одно из важнейших условий наиболее адекватного и эффективного вхождения ребенка или подростка в социум.
РОССИЙСКАЯ МОДЕЛЬ ИНКЛЮЗИИ БАЗИРУЕТСЯ  на позициях Л.С. Выготского, который мыслил личность и среду как целостность. Согласно его взглядам, социальная среда имеет первостепенное значение для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья
ПОДЛИННАЯ ИНТЕГРАЦИЯ  Организация в общеобразовательном учреждении оптимальных условий для каждого ребенка с особыми потребностями. Простое перемещение ученика из специального образовательного учреждения, имеющего все необходимое (оборудование, а главное — штат квалифицированных специалистов), в неприспособленные для него общеобразовательный детский сад или школу не имеет ничего общего с интеграцией, соответствующей возможностям и особым потребностям ребенка. Предполагает организацию в общеобразовательном учреждении оптимальных условий для каждого ребенка с особыми потребностями.
ФОРМАЛЬНАЯ ИНКЛЮЗИЯ  является скрытой формой дискриминации. Если ребенку предоставляется доступ к общей образовательной системе, не имеющей условий для обеспечения соответствующего его особым потребностям обучения, его право на качественное образование, в действительности, нарушается. В этом случае положение ребенка не только не улучшается, но ухудшается.
КАКИМ БЫВАЕТ ИНКЛЮЗИВНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ?  Инклюзивное дошкольное образование реализуется в двух основных формах.  При ДОУ могут быть организованны специальные группы для детей с особыми потребностями. Несмотря на то, что особенные дети обучаются отдельно, они остаются включёнными в социальную жизнь ДОУ, наравне со здоровыми детьми участвуют в общественных мероприятиях и т.д. Обыкновенно, в специальных группах обучаются дети, имеющие отклонения и задержки в психическом и интеллектуальном развитии.  В другой форме инклюзивное дошкольное образование реализуется путём непосредственного включения детей с особыми потребностями в состав группы, где они занимаются на общих основаниях со всеми детьми. Этот вариант чаще применяется при условии сохранности интеллекта у детей-инвалидов.
УСЛОВИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:  1) наличие возможности подобрать ребёнку тот вариант организации интегрированного обучения, который является доступным и полезным для его развития;  2) желание родителей обучать своего ребёнка вместе с нормально развивающимися сверстниками;  3) стремление и готовность семьи систематически помогать ребёнку в процессе обучения.  В основе построения модели инклюзивного (интегрированного) образования детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья положены следующие принципиальные положения:  - гуманизация системы образования, создание условий для удовлетворения образовательных потребностей различных категорий детей;  - взаимодействие структур массового и специального образования в реализации интегративных подходов к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья;  - доступность образования детям при наличии дефектов развития различной тяжести и глубины;  - обеспечение своевременной диагностики отклонений в развитии, направленной на разработку индивидуального образовательного маршрута для каждого ребёнка, предусматривающего обучение и воспитание в наименее ограничивающих условиях;  - индивидуализация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья как универсальный механизм, направленный на помощь ребёнку в реализации его индивидуальных образовательных возможностей и потребностей;  - формирование банка данных детей с ограниченными возможностями здоровья.
КЛЮЧЕВЫЕ ПРИНЦИПЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:  • дети ходят в местный (находящийся рядом с домом) детский сад и школу;  • программы раннего вмешательства осуществляются на основе принципа инклюзии и готовят к интегративному (в российской практике "комбинированному") детскому саду. Все дети со специальными нуждами в обучении должны иметь право на место в детском саду;  • все дети участвуют во всех мероприятиях, где класс и школьная среда (спортивные мероприятия, представления, конкурсы, экскурсии и пр.) являются инклюзивными;
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:  1) расширение охвата нуждающихся детей необходимой им специальной педагогической помощью;  2) обеспечение детей с ограниченными возможностями здоровья возможность быть интегрированными в среду нормально развивающихся сверстников;  3) обеспечение родителям (законным представителям) возможности получения необходимой консультативной помощи;  4) обеспечение педагогам, работающим с интегрированными детьми постоянную и квалифицированную методическую помощь.  Инклюзия обозначает такое включение детей, которое учитывает их особые потребности, способствует развитию этих детей и раскрытию их потенциальных возможностей.
 • индивидуальное детское обучение поддерживается совместной работой учителей, родителей и всеми теми, кто может оказать такую поддержку;  • инклюзивное образование, если оно основано на правильных принципах, помогает предотвратить дискриминацию в отношении детей и поддерживает детей с особыми потребностями в их праве быть равноправными членами своих сообществ и общества в целом 1 .
ОРГАНИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ.  образовательный процесс детского сада предусматривает как уход и заботу о детях, так и процессы воспитания и обучения знаниям, важным жизненным навыкам, развитие личностных качеств и способностей детей, коррекцию их дефицитов в развитии. Включение детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс ДОУ изменяет, прежде всего, установки взрослых на детей –у всех детей есть особенности, особые образовательные потребности не только у «особых». До сих пор мы в педагогической практике привыкли нивелировать эти особенности, ведь управлять похожими детьми проще, чем разными. Особенности особых детей нивелировать невозможно приходится изменять педагогическую практику, чтобы профессионально решать проблемы образования таких детей вместе с другими. Но если мы начинаем создавать особые условия для «особых» детей, то нарушаем принцип равных прав для других детей. Чтобы сохранить его, надо научиться работать со всеми детьми, учитывая их индивидуальные особенности.
ЛИТЕРАТУРА  1. Екжанова Е.А. От интеграции к инклюзии // Школьный психолог. – 2010. – № 16.  2. Инклюзивное образование: ключевые понятия / сост. Н.В. Борисова, С.А. Прушинский. — М.: Владимир: Транзит-ИКС, 2009.  3. Инклюзивное образование: за и против // Современное дошкольное образование. – 2008. – № 5.  4. Малофеев Н.Н. Дети с отклонениями в развитии в общеобразовательной школе: общие и специальные требования к результатам обучения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2010 – № 5.  5. Малофеев Н.Н. Инклюзивное образование в контексте современной социальной политики // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития – 2010 - № 1.  6. Малофеев Н.Н., Шматко Н.Д. Базовые модели интегрированного обучения // Дефектология. — 2008. — №1.