"Контрольно-диагностические материалы для формирования и оценки универсальных учебных действий на уроках физики в 7 классе по разделу "Первоначальные сведения о строении вещества"
Автор: Сайфуллин Ильдар Равилович Должность: учитель физики и математики
Учебное заведение: МБОУ Суксинская СОШ
Населённый пункт: с.Суксу, Высокогорский район, Республика Татарстан
Наименование материала: Проектная работа
Тема: "Контрольно-диагностические материалы для формирования и оценки универсальных учебных действий на уроках физики в 7 классе по разделу "Первоначальные сведения о строении вещества"
Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и
профессиональной переподготовки работников образования
Отделение общего образования
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
слушателя курсов
«Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов
образования на уроках физики»
Тема проекта:
«Контрольно-диагностические материалы для формирования и оценки
универсальных учебных действий на уроках физики в 7 классе по разделу
«Первоначальные сведения о строении вещества».
Автор проекта:
Сайфуллин Ильдар Равилович – учитель физики
МБОУ «Суксинская СОШ» Высокогорского муниципального района РТ.
Научный руководитель: Ахметшина Г.Х.,
ст. преподаватель ПМЦ ПК и ППРО К(П)ФУ.
Куратор: Ахметшина Г.Х.,
ст. преподаватель ПМЦ ПК и ППРО К(П)ФУ.
Казань, 2015
Оглавление
Введение........................................................................................................................... 4
1.
Актуальность пректа..............................................................................................5
2.
Цель и задачи проекта........................................................................................... 6
3.
Целевая группа проекта.........................................................................................7
Проектное решение......................................................................................................... 8
Жизненный цикл и этапы реализации проекта...........................................................11
Критерии оценки универсальных учебных действий учащихся..............................12
Риски реализации проекта и пути их преодоления....................................................20
Заключение..................................................................................................................... 21
Ресурсы........................................................................................................................... 22
Приложение №1.............................................................................................................25
Приложение №2.............................................................................................................29
Приложение №3.............................................................................................................35
Приложение №4.............................................................................................................37
Приложение №5.............................................................................................................39
2
Введение
В период введения федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования (далее - ФГОС) целесообразно
пересмотреть целевые установки деятельности администрации образовательной
организации (далее - ОО), педагогов и родительской общественности. Только
осознание необходимости совместных действий по стратегическому
планированию достижения качественно новых результатов образования и
ориентация на инновационные перспективы развития современной ОО будут
способствовать как решению проблем на всех уровнях системы образования, так и
интеграции России в мировое образовательное пространство.
Модернизация российского образования ставит перед учителем средней
образовательной школы задачу переосмысления своей педагогической
деятельности, пересмотра подходов и методов преподавания. Система
образования сегодня отказывается от традиционного представления результатов
обучения в виде знаний, умений и навыков. Федеральный государственный
стандарт указывает реальные виды деятельности, которыми учащийся должен
овладеть к концу обучения. Неотъемлемой частью ядра ФГОС являются
универсальные учебные действия, которые помогут школьнику стать полноценной
социальной личностью, стремящейся реализовать свои возможности, способной
делать осознанный и ответственный выбор.
В данном проекте представлен контрольно-диагностический лист по разделу
«Первоначальные сведения о строении вещества» по физике для 7 класса,
который включает задания на регулятивные, познавательные и коммуникативные
планируемые результаты. Задания подобраны в соответствии с основными
содержательными линиями, указанными в примерной программе по физике ФГОС
ООО, и структурой учебника А. В. Перышкина «Физика» 7 класс.
3
1.
Актуальность проекта
Модернизация российского образования ставит перед учителем средней
общеобразовательной школы задачу переосмысления своей педагогической
деятельности, пересмотра подходов и методов преподавания. Система
образования сегодня отказывается от традиционного представления результатов
обучения в виде знаний, умений, навыков. Федеральный государственный
образовательный стандарт указывает реальные виды деятельности, которыми
учащийся должен овладеть к концу основного общего образования. Неотъемлемой
частью ядра ФГОС являются универсальные учебные действия, которые помогут
школьнику стать полноценной социальной личностью, стремящейся реализовать
свои возможности, способной делать осознанный и ответственный выбор.
Стандарт второго поколения для основной школы предлагает в качестве
результата более совершенную систему, включающую формирование предметных,
метапредметных и личностных компетенций учащихся. Данные изменения
кардинально меняют подходы к преподаванию физики и оценке результатов,
называя их учебными достижениями учащихся. Однако вызывает опасения
недостаточная осведомленность педагогов, неумение включаться в
быстроизменяющийся процесс освоения новых технологий.
В связи с этим актуальным становится разработка новых дидактических
материалов, обеспечивающих включение каждого ребенка в самостоятельную
учебную деятельность, в процессе которой создаются условия для надежного
достижения определенных ФГОС личностных, метапредметных и предметных
результатов освоения ООП посредством формирования УУД как основы ведущей
образовательной компетенции-умения учиться.
4
2.
Цель и задачи проекта
Цель проекта:
Разработка и апробация комплект а контрольно-диагностических материалов для
формирования и оценки универсальных учебных действий на уроках физики в
7
классе по разделу «Первоначальные сведения о строении вещества»
Задачи проекта:
1. Изучить ФГОС и методические материалы в рамках преподаваемого предмета.
2. Разработать систему заданий для формирования и оценки УУД по разделу
«Первоначальные сведения о строении вещества
" (7 класс) и апробировать
комплект дидактических, контрольно-измерительных материалов.
3. Внедрить дидактические материалы, разработанные в рамках проекта, в
практику обучения в основной школе в соответствии с требованиями ФГОС.
4. Опубликовать комплект дидактических материалов на образовательных
порталах и сайтах своих образовательных организаций.
3.
Целевая группа проекта
Учащиеся 7 класса общеобразовательных организаций.
5
Проектное решение
Организуя методическое сопровождение введения в образовательных
организациях федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования, будет разработана технология организации
мониторинга достижения учащимися планируемых результатов освоения
основной образовательной программы основного общего образования (далее –
ООО). Технология включает в себя создание диагностических работ для
обучающихся.
Для проведения мониторинга достижения школьниками планируемых
результатов освоения учебных программ по предметам требуется разработать:
диагностические работы;
инструкции по организации и проведению диагностических работ;
бланки с заданиями для обучающихся;
оценочные листы;
протоколы затруднений;
таблицы учета времени выполнения диагностических работ.
Также необходимы материалы, позволяющие педагогам планировать
результаты по формированию УУД в течение обучения.
Задания ориентированы на проверку сформированности универсальных и
специфических способов действий по предметам.
Развернутое описание диагностической работы включает в себя:
задания;
перечень результатов, на получение которых они направлены;
описание умений, характеризующих достижение этого результата;
перечень критериев достижения планируемого результата.
Оценочные листы заполняются в строгом соответствии с критериями
оценки по всем классам, в которых проводилась работа.
Протокол затруднений состоит из двух частей: затруднения обучающихся
при выполнении работы и затруднения педагогов при проверке работы.
В протоколе затруднений обучающихся при выполнении диагностической
работы фиксируются: все вопросы, которые задавали обучающиеся; трудности,
6
которые испытывали обучающиеся, в порядке их возникновения; номера заданий,
выполнение которых вызвало затруднение.
В протоколе затруднений педагога при проверке диагностической работы
фиксируются: все вопросы, которые возникли у учителя, в порядке их появления;
номера заданий, позиции оценивания, при работе с которыми возникли
затруднения.
Новизна подхода к организации мониторинга достижений обучающимися
планируемых результатов освоения ООО состоит в следующем:
изменились целевые установки контроля (задания ориентированы на проверку
сформированности универсальных и специфических способов действий);
появилась необходимость в использовании критериального подхода при
разработке заданий. Основными критериями оценивания при этом выступают
планируемые результаты освоения ООО;
предметом диагностики выступают как достигаемые образовательные результаты,
так и процесс их достижения;
изменилась роль учителя при проведении работ (активный участник,
рефлексивная позиция при анализе и коррекции, наблюдатель при проведении).
Именно такой подход обеспечивает педагогам возможность в
деятельностном режиме осваивать новые способы организации оценочной
деятельности. Особенность технологии организации мониторинга достижений
учащимися планируемых результатов освоения ООО заключается в том, что в
проектировании заданий принимают участие не только учителя-предметники и
заместители директора по УВР, но и методисты ОО. В ходе совместной
деятельности по разработке контрольно-диагностических материалов педагоги
получают возможность повысить уровень компетентности в организации
учебного процесса в соответствии с требованиями ФГОС. Технологию
организации мониторинга можно описать через представление этапов и целей,
содержания и результатов совместной деятельности методистов ОО и педагогов
пилотных ОО.
В приложении ниже представлен комплекс контрольно-диагностических
материалов для осуществления текущей и промежуточной оценки
7
сформированности личностных, предметных и метапредметных результатов по
физике по разделу «Первоначальные сведения о строении вещества» у учащихся 7
класса.
8
Жизненный цикл и этапы реализации проекта
Сроки реализации проекта: март 2015 - сентябрь 2015.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный (март - апрель 2015 года).
2. Основной (апрель - август 2015 года).
3. Заключительный (сентябрь - октябрь 2015 года).
Место реализации проекта:
Общеобразовательная организация.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
1. Создание комплекта методических материалов для достижения и оценки
планируемых результатов освоения основной образовательной программы по
физике в 7 классе по разделу " Первоначальные сведения о строении вещества".
2. Апробация разработанных заданий на уроках физики в 7 классе по разделу
«Первоначальные сведения о строении вещества".
3. Повышение качества образования и воспитания школьников в целом.
4. Повышение профессиональной компетентности педагогов по актуальным
вопросам внедрения ФГОС.
5. Тиражирование опыта работы по ФГОС в основной школе.
9
Критерии оценки универсальных учебных действий
учащихся
Виды
УУД
Критерии
Показатели
Уровни
1. Регулятивные УУД
Целеполагание как
постановка учебной
задачи на основе
соотнесения того,
что уже известно и
усвоено учащимися,
и того, что еще не
известно;
1.
Способен
определить цель
учебной деятельности.
2.
Строит действие
в соответствии с
целью.
3.
Умеет описать
желаемый результат.
1.
Низкий: Не
контролирует
учебные действия, не
соотносит их с
эталоном. Не
испытывает
потребности в оценке
своих действий ни
самостоятельно, ни
даже по просьбе
учителя. Всецело
полагается на
отметку учителя.
2.
Базовый:
выполняет
фрагментарно или
целиком только с
помощью учителя.
3.
Повышенный:
выполняет
самостоятельно,
обращаясь за
разъяснениями к
учителю.
Прогнозирование
- предвосхищение
результата и уровня
усвоения знаний, его
временных
характеристик;
Планирование
-
определение
последовательности
промежуточных
целей с учетом
конечного
результата;
составление плана и
последовательности
действий;
1. Составляет план
выполнения учебной
задачи.
2. Выполняет
действия по
задуманному плану.
3. Вносит
коррекцию в план
действий еще до
начала их
фактического
выполнения.
10
Контроль
в форме
сличения способа
действия и его
результата с
заданным эталоном с
целью обнаружения
отклонений и
отличий от эталона;
1. Умеет проследить
связь между
результатом и
начальным замыслом
действий.
2.
Умеет назвать
сделанные ошибки.
3.
Умеет объяснить,
что сделал правильно,
что сделал
неправильно, и
привести аргументы.
4.
Умеет исправить
ошибки при повторном
выполнении задания.
Коррекция
–
внесение
необходимых
дополнений и
коррективов в план и
способ действия в
случае расхождения
эталона, реального
действия и его
результата с учетом
оценки этого
результата самим
обучающимся,
учителем,
товарищами;
11
Оценка – выделение
и осознание
обучающимися того,
что уже усвоено и
что еще нужно
усвоить, осознание
качества и уровня
усвоения; оценка
результатов работы;
1.
Умеет
вырабатывать критерии
оценки и определять
степень успешности
выполнения своей
работы и работы
других учеников.
2. Умеет пользоваться
критериями в ходе
оценки и самооценки.
3.
Способен вносить
изменения в результат
своей деятельности.
Саморегуляция
как
способность к
мобилизации сил и
энергии, к волевому
усилию (к выбору в
ситуации
мотивационного
конфликта) и
преодолению
препятствий.
1.
Может оценить
свои силы и
возможности для
выполнения задачи.
2.
Демонстрирует
эмоциональную
выдержанность в
ситуации
успеха/неуспеха.
3.
Понимает
причины своего
неуспеха и находит
способы выхода из
этой ситуации.
Виды
УУД
Критерии
Показатели
Уровни
12
2. Познавательные УУД
Общеучебные
Использование
различных способов
поиска, сбора,
обработки, анализа,
организации,
передачи и
интерпретации
информации ,
структурирование
знаний.
1.
Самосто
ятельно предполагает,
какая информация
нужна для решения
предметной учебной
задачи.
2.
Умеет
самостоятельно искать
в различных
источниках, собирать
информацию,
обрабатывать ее по
критериям и делать
выводы.
1. Низкий:
не умеет
выделять
необходимую
информацию из
текста,
самостоятельно
создавать алгоритмы
деятельности при
решении задач.
Допускает большое
количество ошибок
при построении
речевого
высказывания в
13
устной и письменной
речи.
2. Базовый:
выполняет
фрагментарно или
целиком только с
помощью учителя.
Качество текстов и
высказываний
невысокое.
3. Повышенный:
выполняет
самостоятельно,
обращаясь за
разъяснениями к
учителю.
Качество текстов и
высказывание
хорошее.
Знаково-
символическое
моделирование –
преобразование
объекта из
чувственной формы
в модель, где
выделены
существенные
характеристики
объекта,
(пространственно-
графическую или
знаково-
символическую), и
преобразование
модели с целью
выявления общих
законов,
определяющих
данную предметную
область.
1.
Умеет
называть
существенные
признаки объектов и
явлений.
2.
Представляет
информацию в виде
таблиц, схем, опорного
конспекта, в том числе
с применением средств
ИКТ.
3.
Создает
модели с выделением
существенных
характеристик объекта
и представлением их в
пространственно-
графической или
знаково-символической
форме.
4.
Преобразовы
вает модели с целью
выявления общих
законов.
14
Выбор наиболее
эффективных
способов решения
задач в зависимости
от конкретных
условий.
1.
Умеет решать
задачу разными
способами и выделять
наиболее
оптимальный.
2.
Умеет
самостоятельно
создавать алгоритмы
деятельности и
работать по ним при
решении проблем
поискового,
творческого,
исследовательского
характера.
15
Осознанное и
произвольное
построение речевых
высказываний и
составление текстов
в устной и
письменной формах.
1.
Умеет выделить
и акцентировать
ключевые мысли в
тексте. Способен
осознанно и
произвольно строить
речевое высказывание
в устной и письменной
речи, передавая
содержание текста в
соответствии с целью
(подробно, сжато,
выборочно.
2.
Уровень
речевой культуры.
3.
Качество
письменных текстов.
Логические
Анализ, синтез,
классификация
объектов;
подведение под
понятие,
- установление
причинно-
следственных
связей;
- доказательство;
- выдвижение
гипотез и их
обоснование.
1. Умеет сравнивать
объекты по
существенным
признакам
2. Умеет из отдельных
деталей сложить
целостный объект.
3. Умеет найти в
действиях причину (из-
за чего, почему) и
следствие (поэтому, из-
за этого).
16
Постановка и решение
Постановка и
формулирование
проблемы,
самостоятельное
создание способов
решения проблем, в
т.ч. творческого и
поискового
характера.
1.
умеет выделить
и сформулировать
проблему.
2.
Умеет решать
проблему
нестандартным
способом, предлагать
несколько вариантов
решения проблем.
Виды
УУД
Критерии
Показатели
Уровни
3. Коммуникативные УУД
Владение
монологической и
диалогической
формами речи,
умение
излагать
свое мнение и
аргументировать
свою точку зрения и
оценку событий.
1.
1. Уметь задавать
вопросы.
2.
2. Умеет слушать, не
перебивая.
3.
3. Умеет
аргументировать свою
позицию, приводить в
подтверждение факты
и убеждать другого
человека.
Низкий: низкая
активность в
сотрудничестве.
Базовый:
фрагментарная
активность в
сотрудничестве.
17
Повышенный:
постоянная и
устойчивая
активность в
сотрудничестве.
Умение
договариваться и
приходить к общему
решению в
совместной
деятельности, в том
числе в ситуации
столкновения
интересов;
готовность
конструктивно
разрешать
конфликты.
1.
1. Умеет спорить без
агрессии.
2.
2. Умеет закончить
спор взаимным
согласием.
3.
3. Умеет критически
относиться к своей
позиции и признавать
свою неправоту.
18
Умение
сотрудничать:
определять общую
цель, пути ее
достижения;
распределять
функции и роли в
совместной
деятельности;
осуществлять
взаимный контроль в
совместной
деятельности;
адекватно оценивать
собственное
поведение и
поведение
окружающих.
1.
1. Умеет брать на себя
инициативу в
организации
совместного действия.
2.
2 Умеет выполнять
порученную
групповую роль и
обязанности.
3.
3. Умеет оказывать
помощь и поддержку,
сопереживать другим
людям.
4. Умеет оценивать
совместные действия.
19
Риски реализации проекта и пути их преодоления
1. Низкая мотивация педагогов - Мониторинговое изучение мотивов деятельности
педагогов
2. Дефицит учебно-методических пособий -
Использование ресурсов сети
Интернет
3. Недостаточная методическая подготовка педагогов -
Проведение семинаров,
прохождение курсов повышения квалификации педагогами
20
Заключение
Актуальность исследования проблемы формирования универсальных
учебных действий школьников обусловлена изменением образовательной
парадигмы в соответствии с логикой компетентностного подхода: от цели
усвоения учащимися конкретных предметных знаний, умений и навыков в рамках
отдельных учебных дисциплин к цели развития личностных, социальных,
познавательных и коммуникативных способностей школьников, обеспечивающих
у них такую ключевую компетенцию, как умение учиться и благоприятствующих
их саморазвитию и самосовершенствованию. Достижение данной цели
становится возможным благодаря формированию у обучающихся системы
универсальных учебных действий как эффективного средства обучения предмету.
Проблема эффективного формирования универсальных учебных действий
учащихся - одна из сложных и противоречивых проблем современной
педагогической науки. С одной стороны, она отражает потребность общества,
выраженную в образовательном заказе на учащихся, способных к полноценной
самореализации, самостоятельному добыванию знаний и эффективному
осуществлению различного рода деятельности; отражает заинтересованность
ученых в нахождении путей формирования надпредметных действий школьников.
С другой стороны, показывает, что современная система школьного образования с
традиционной организацией учебного процесса и соответствующим
методическим обеспечением не готова справиться с объективными факторами,
определяющими формирование общепознавательных действий учащихся, и
грамотно, на научной основе, обеспечить формирование надпредметных действий
учащихся в оценочной деятельности.
21
Ресурсы
Нормативно-правовые:
1. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта (ФК
ГОС, утвержден Минобразования России от 05.03.2004 г №1089).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (утвержден Минобразования России от 17.12.2010 г № 1897).
3. ФЗ от 29.12 2012 г №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
4. Закон РТ от 22.07.2013 г «Об образовании».
5. Планируемые результаты освоения программы основного общего образования
по предмету « Физика» (Примерная основная образовательная программы
образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.
С. Савинов]. — М.:
Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).
6. Программы отдельных учебных предметов. (Примерная основная
образовательная программы образовательного учреждения. Основная школа /
[сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).
Научно-методические:
1. Учебно-методические пособия из Интернет-ресурсов ЦОР, ЭОР,
образовательных сайтов.
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. -
М.: Просвещение, 2010.
3.Планируемые результаты. Система заданий.7-9 классы: пособие для учителей
общеобразоват.организаций\[А.А.Фадеева, Г.Г.Никифоров и др.];под
ред.Г.С.Ковалевой,О.Б.Логиновой.-М.Просвещение,2014.-160с.
4.Контрольно-измерительные материалы.Физика:7класс \Сост.Н.И.Зорин.-
М.:ВАКО,2011.
5.Универсальные поурочные разработки по физике.7 класс.-3-е изд., перераб. и
доп.-М.:ВАКО,2014.
22
Интернет – ресурсы
1. Сайт "Первое сентября" – Режим доступа:
(Дата обращения: 26.03.2015).
Материально-технические:
класс – кабинеты;
компьютерный класс с выходом в интернет;
мультимедийная техника;
актовый зал;
библиотека;
Кадровые:
Рабочая группа.
Заместитель директора школы по УВР.
Заместитель директора школ по ВР.
Руководители МО.
Педагоги школы.
Творческие группы.
Информационные:
интернет;
информационно-методическое пространство лаборатории информационной
поддержки развития образования МИИО «Учебное проектирование и
исследование в образовательном учреждении»;
фонд и каталоги библиотеки;
СД и аудио-видеоматериалы.
Организационные:
специальное расписание занятий;
работа аудиторий;
работа в библиотеке;
выход в Интернет.
23
Приложение №1
Контрольно-диагностический лист по разделу
«Первоначальные сведения о строении вещества»
Тематическое
планирование
Планируемые результаты ООП
Строение вещества
.Молекулы.
Знать смысл понятий «гипотеза», «молекула»,
«вещество».
Уметь описывать свойства газов, жидкостей и
твердых тел.
Личностные:
Наблюдают и объясняют опыты по
тепловому расширению тел, окрашиванию жидкости.
Познавательные: Умеют решать задачу разными
способами и выделяют наиболее оптимальный
вариант.
Регулятивные: Умеют исправлять ошибки при
повторном выполнении заданий. Выделяют и
осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит
усвоению.
Коммуникативные: Умеют аргументировать свою
позицию, приводить в подтверждение факты и
убеждать другого человека.
Диффузия в газах,
жидкостях и твердых телах.
Скорость движения
молекул и температура
тела.
Знать смысл понятия «диффузия».
Уметь наблюдать и описывать диффузию в газах,
жидкостях и твердых телах.
Личностные:
Наблюдают и объясняют явление
диффузии.
Познавательные: Анализируют наблюдаемые
явления, обобщают и делают выводы.
24
Регулятивные: Понимают причины своего неуспеха
и находят способы выхода из этой ситуации
.Принимают и сохраняют познавательную цель,
четко выполняют требования познавательной задачи.
Коммуникативные: Имеют навыки конструктивного
общения, взаимопонимания. Умеют критически
относиться к своей позиции и признавать свою
неправоту. Осуществляют взаимоконтроль и
взаимопомощь.
Лабораторная работа
«Измерение размеров
малых тел».
Уметь измерять размеры малых тел способом рядов и
представлять результаты измерений в виде таблицы,
анализировать результаты опытов, делать выводы,
работать в группе. Уметь использовать измерительные
приборы для определения размеров тел, выражать
результаты измерений в СИ.
Личностные: Измеряют размер малых тел методом
рядов.
Предлагают способы повышения точности
измерений.
Познавательные: Управляют своей познавательной и
учебной деятельностью посредством постановки
целей, планирования, контроля, коррекции своих
действий и оценки успешности усвоения. Умеют
самостоятельно создавать алгоритм деятельности и
работать по ним при решении проблемы.
Регулятивные: Сравнивают способ и результат своих
действий с образцом – листом сопровождения.
Обнаруживают отклонения. Обдумывают причины
отклонений. Умеют вносить изменения в результат
своей деятельности.
25
Коммуникативные: Осуществляют самоконтроль и
взаимоконтроль.
Взаимное притяжение и
отталкивание молекул.
Знать
представление о молекулярном строении
вещества, явление диффузии, связь между
температурой тела и скоростью движения молекул, о
силах взаимодействия между молекулами.
Уметь наблюдать и описывать физические явления.
Личностные: Выполняют опыты по обнаружению
сил молекулярного притяжения. Наблюдают и
объясняют явление диффузии.
Познавательные: Умеют выделять и акцентировать
ключевые мысли в тексте. Выделяют обобщенный
смысл наблюдаемых явлений.
Регулятивные: Принимают и сохраняют
познавательную цель, четко выполняют требования
познавательной задачи.
Коммуникативные: Строят понятные для партнера
высказывания. Обосновывают и доказывают свою
точку зрения. Планируют общие способы работы.
Три состояния вещества.
Знать основные свойства вещества.
Уметь доказывать наличие различия в
молекулярном .строении веществ, приводить примеры
практического использования свойств веществ в
различных агрегатных состояниях, выполнять
исследовательский эксперимент по изменению
агрегат. сост. воды, анализировать его и делать
выводы.
Личностные: Объясняют свойства газов, жидкостей
и твердых тел на основе атомной теории строения
вещества. Объясняют явления диффузии, смачивания,
упругости и пластичности на основе атомной теории
26
строения вещества. Приводят примеры проявления и
применения свойств газов, жидкостей и твердых тел в
природе и техник.
Познавательные: Выбирают смысловые единицы
текста и устанавливают отношения между ними.
Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого
и частей.
Регулятивные: Самостоятельно формулируют
познавательную цель и строят действия в
соответствии с ней. Сличают способ и результат
своих действий с заданным эталоном, обнаруживают
отклонения и отличия от эталона.
Коммуникативные: Умеют брать на себя инициативу
в организации совместных действий.
Повторительно-
обобщающее занятие по
теме «Первоначальные
сведения о строении
вещества».
Кратковременная
контрольная работа(30
мин.)
Знать смысл понятий «гипотеза» и «модель».
Уметь объяснять примеры проявления диффузии.
Личностные: Демонстрируют умение решать задачи
разных типов.
Познавательные: Выбирают наиболее эффективные
способы и подходы к выполнению заданий.
Регулятивные: Осознают качество и уровень
усвоения учебного материала.
Коммуникативные: Умеют оценивать совместные
действия и свой вклад в них..
27
Приложение №2
Задания по формированию регулятивных УУД
1. Какие из перечисленных ниже явлений послужили основой для предположения
об атомном строении вещества?
А. Испарение жидкости.
Б. Распространение запахов.
В. Свободное падение тел.
2. Какая из частиц входит в состав другой частицы?
1) атом;
2) молекула.
А. 1.
Б. 2.
В. никакая.
3. Воздух состоит из молекул различных газов, движущихся беспорядочно. Что
происходит при столкновении этих молекул?
А . Соединение молекул
Б . Разрушение молекул
В. Превращение одних молекул в другие
С . Изменение скорости и направления движения молекул
4. Под действием груза резиновый шнур удлинился. Изменились ли промежутки
между молекулами?
А. Не изменились
Б. Изменились размеры молекул
В. Промежутки увеличились
С. Промежутки уменьшились
5. Каким из предложенных способом можно увеличить скорость беспорядочного
движения молекул воздуха, находящегося внутри мяча?
28
1) Бросить мяч с большой скоростью. 2) Нагреть мяч.
А. 1.
Б. 2.
В. 1 и 2.
6. В стакан воды упала маленький кусочек марганцовки. Через некоторое время
вся вода оказалась окрашенной. Какое явление послужило причиной этому?
А. Испарение.
Б. Конденсация.
В. Диффузия.
7. Как взаимодействуют между собой молекулы вещества?
А. Притягиваются.
Б. Отталкиваются.
В. Притягиваются и отталкиваются.
Г. Не взаимодействуют.
8. В каких телах диффузия происходит быстрее при одинаковой температуре?
А. В газах. Б. В жидкостях.
В. В твёрдых телах.
Г. В газах и жидкостях.
Д. Одинаково.
9. Что происходит с молекулами при нагревании тела?
А. Движутся медленнее. Б. Движутся быстрее.
В. Останавливаются.
Г. Ничего не происходит.
10. В каком состоянии вещество не имеет собственной формы, а сохраняет
объем?
А. В твёрдом.
Б. В жидком.
В. В газообразном.
11. Благодаря чему твёрдое тело можно разломать на множество кусочков?
А. Между молекулами действуют силы отталкивания.
Б. Молекулы движутся.
В. Между молекулами действуют силы притяжения.
Г. Тела состоят из молекул, разделённых промежутками.
29
12. Почему газы можно сжать больше, чем жидкости?
А. Расстояние между молекулами больше, чем в жидкости.
Б. Молекулы в газах притягиваются сильнее.
В. Потому, что жидкость обладает текучестью.
13. Можно ли сказать, что объём газа в сосуде равен сумме объёмов его молекул?
А. Можно, т.к. в сосуде содержится определённое число молекул.
Б. Нельзя, т.к. между молекулами есть промежутки.
В. Нельзя, т.к. молекулы не имеют объёма.
14. Отличаются ли при одинаковой температуре промежутки между молекулами в
твёрдом, жидком или газообразном состоянии?
А. В газах больше, чем в жидкостях и твёрдых телах.
Б. В твёрдых телах больше, чем в газах.
В. Не отличаются.
15. Одинаковы ли объём и состав молекул воды и льда?
А. Да.
Б. Нет.
В. Одинаков состав молекул, но объём разный.
16. Газ, находящийся в закрытом сосуде, нагрели. Изменилось ли движение
молекул газа?
А. Молекулы стали двигаться быстрее.
Б. Молекулы стали двигаться медленнее.
В. Движение не изменилось.
17. Одинаковы ли объём и состав молекул стали и меди?
А. Да. Б. Нет.
В. Одинаковый объём, но разный состав молекул.
30
18. Почему уменьшается длина гвоздя, если его вынести из теплого помещения в
холодное?
А. Уменьшается расстояние между молекулами.
Б. Уменьшается объём молекул.
В. Увеличивается сила притяжения.
19. В каком состоянии вещество принимает форму сосуда?
А. В твёрдом.
Б. В жидком.
В. В газообразном.
20. Отличаются ли молекулы холодной воды от молекул горячей, от молекул
водяного пара?
А. Отличаются размерами.
Б. Отличаются составом молекул.
В. Не отличаются.
21. В баллоне, объем которого 40 литров, имеется газ пропан. Этот газ
полностью перекачали в пустую емкость, объем которой 200 л. Какую часть
емкости займет пропан?
А. Одну пятую.
Б. Половину.
В. Полностью.
22. Дым от костра по мере его подъёма перестаёт быть видимым. Почему?
А. Молекулы разлетаются в пространство.
Б. Молекулы испаряются.
В. Молекулы оседают вниз.
23. Почему, разломив карандаш, мы не можем соединить его части так, чтобы он
стал целым?
А. Молекулы не сближаются на расстояние действия взаимного притяжения.
Б. Между молекулами действуют силы отталкивания.
В. Молекулы движутся беспорядочно.
31
24. Один кувшин с молоком поставили в холодильник, а другой оставили в
комнате. Где сливки отстоятся быстрее?
А. В комнате.
Б. В холодильнике.
В. Одинаково отстоятся.
25. В каких телах происходит диффузия медленнее?
А. В твёрдых.
Б. В жидких.
В. В газообразных. Г. Во всех одинаково.
26. Каким образом ученые смогли увидеть крупные молекулы?
А. С помощью микроскопа.
Б. С помощью лупы.
В. Молекулы сфотографировали с помощью электронного микроскопа.
С. Среди ответов нет правильного.
27. Молекулы газа движутся со скоростями порядка нескольких сот метров в
секунду. Почему в воздухе запах пролитого бензина не распространяется
мгновенно?
А. Молекулы, сталкиваясь друг с другом, меняют свою траекторию движения.
Б. Молекулы испытывают сопротивление.
В. Молекулы замедляют свою скорость.
28. Можно ли, ударяя молотом деталь, сделать её как можно малой?
А. Да.
Б. Нет, т.к. между молекулами действуют силы отталкивания.
В. Да, т.к. молекулы уменьшаются.
29. Что общего в характере движения молекул газа, жидкости и твёрдых тел, в чём
отличие?
32
А. Молекулы движутся беспорядочно, в твёрдых телах и жидкостях колеблются
около положения равновесия.
Б. Молекулы в газах движутся, а в твёрдых телах и в жидкостях находятся в
покое.
30. Какой из предложенных способов ускоряет процесс засолки огурцов?
Объясните это явление.
А. Быстрее в горячей воде, т.к. диффузия происходит быстрее.
Б. Быстрее в холодной воде, т.к. диффузия происходит быстрее.
В. Увеличить количество соли.
33
Приложение №3
Задания по формированию коммуникативных УУД
1.Какое положение молекулярно-кинетической теории доказывает растворение
сахара в воде?
2.Какие положения молекулярно-кинетической теории доказывает явление
диффузии?
3. Какие положения молекулярно-кинетической теории доказывает броуновское
движение?
4.Чем объяснить, что газы не имеют ни собственного объема, ни формы?
5.Чем объяснить, что жидкости сохраняют объем, но не сохраняют формы?
6.Чем объяснить, что твердые тела сохраняют и форму и объем?
7.Объясните распространение запаха духов в комнате?
8.Почему воздушный шарик легко сжимается?
9.Почему трудно сломать металлическую проволоку?
10.Какие явления указывают на то, что молекулы отталкиваются друг от друга?
11.Что общего и в чем различие явлений смачивания и несмачивания?
12.За счет чего поднимается вода в стеклянных капиллярах?
13.Для чего перед покраской поверхность металла обезжиривают?
14.Почему ткань, пропитанная маслом, перестает пропускать воду?
15.Почему взрыхленная почва лучше сохраняет влагу?
Задания 1-3,7 направлены на распознавание физического явления и объяснение на
основе имеющихся знаний.
Задания 4-6,8 направлены на формирование действий правильно анализировать
свойства тел и применять основные положения МКТ, адекватно самостоятельно
оценивать правильность выполнения своих действий.
34
В заданиях 9-15 приоритетное внимание уделяется формированию действий
принимать решения в проблемной ситуации на основе работы в группах, основам
прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса, умение
доказывать свою позицию.
35
Приложение №4
Задания по формированию познавательных УУД
1.На чистую руку и руку, смазанную кремом, капните воду. Какую форму имеет
капля воды на чистой руке? на руке, смазанной кремом? Сделайте вывод.
2.Под действием груза резиновый шнур удлинился. Изменились ли форма и
размеры молекул?
3. Стальной шарик свободно проходить сквозь стальное кольцо. Нагрейте шарик
на пламени и пропустите его сквозь кольцо? Что наблюдаете, объясните. Что
будет, если нагреть не шарик, а кольцо? Объясните.
4.Можно ли утверждать что, объем водорода в закрытом баллоне равен сумме
объемов отдельных молекул водорода?
5.В центре дна кастрюли имеется маленькое отверстие, через которое в теплой
комнате вода вытекает из кастрюли в течение суток. Как изменится время
вытекания воды, если кастрюлю с водой перенести в холодное помещение?
(Изменением вязкости и объема воды при ее охлаждении пренебречь).
6.В центре медного диска сделано маленькое отверстие. Изменится ли диаметр
этого отверстия, если диск перенести из холодного помещения в теплое?
7.В стакан с водой упала капля спирта. Через некоторое время спирт
распространился по всему стакану. Какое явление было причиной
распространения молекул спирта по всему объему воды? Температура воды в
стакане была всюду постоянной.
8.Какое свойство ртути лежит в основе устройства медицинского термометра?
9.Почему железнодорожные рельсы не делают сплошными?
10.Случается, что стеклянная пробка графина застревает в горлышке и , несмотря
на все усилия, не вынимается оттуда. Что надо сделать? Предложите свой способ.
11.При проводке линии электропередач летом можно ли сильно натягивать
провода.
36
12.Почему нарушается звук струнных инструментов при изменении температуры
окружающей среды?
13.Между молекулами существуют силы притяжения. Почему же две половинки
сломанной ручки не соединяются, если их плотно приложить одна к другой?
Почему слипаются плотно прижатые друг к другу кусочки пластилина?
14.Чем отличалось бы движение данной молекулы в воздухе от ее движения в
вакууме?
15.Если слить вместе 50 мл воды и 50 мл спирта, объем раствора окажется меньше
100 мл. Почему?
16.После сжатия воздуха в цилиндре поршень выбрасывается. Объясните это
явление.
17.С помощью ученической линейки измерьте толщину листа вашего учебника по
физике. Предложите способы повышения точности измерения.
Задания 1,3,5,6,15,16 направлены на формирование формулирование проблемы,
построение логических рассуждений.
Задания 2,4,7-9,17 направлены на формирование выбора наиболее эффективных
способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Задания 10-14 предполагают формирование самостоятельного создания способов
решения проблемы, умение структурировать знания.
37
Приложение №5
Вариант физического диктанта (5 мин).
Содержание физического диктанта:
1.Вещества состоят из ….. (молекул, между которыми есть промежутки).
2.Молекулой называется ….. (мельчайшая частица данного вещества).
3.Размер молекулы порядка ….. ( 10
-10
м).
4.Молекулы одного и того же вещества ….. (одинаковы).
5.Молекулы разных веществ ….. (разные).
На этот физический диктант уйдет не более 5 минут, учитывая организацию
деятельности учащихся и переход к другой деятельности после его окончания. За
эти 5 минут можно проверить все знания из образовательной цели цикла усвоения
знаний.
В данном физическом диктанте проверяются известные формулировки, не
требующие отдельного размышления, поэтому оцениваться он должен с
максимальной строгостью как наиболее легкая форма работы.
Вариант кратковременной самостоятельной работы (10 мин).
Содержание кратковременной самостоятельной работы:
1.Как ведут себя молекулы в веществе?
2.Нарисуйте модель строения азота
а) при температуре t = 20° C
б) при температуре t = 60° C ,
направление и скорость движения молекул изобразите стрелками.
3.Какое явление называется диффузией? Приведите пример жизненной ситуации,
в которой можно наблюдать это физическое явление.
Эта кратковременная самостоятельная работа займет около десяти минут –
значительное время на уроке, но она позволяет проверить и знания, и умения,
усвоенные в данном цикле знаний. Как и в случае физического диктанта, задания
38
данной работы не новы, а поэтому легки для учащихся. Я считаю, что и эту работу
следует оценивать с максимальной строгостью.
Вариант тестового задания (10-15 мин).
Содержание теста:
1.Как взаимодействуют молекулы вещества?
1. а) только притягиваются
б) только отталкиваются
в) притягиваются и отталкиваются одновременно
г) сначала притягиваются, потом отталкиваются
д) сначала отталкиваются, потом притягиваются.
2.Молекулы вещества расположены на расстояниях, много больших самих
молекул, движутся прямолинейно от столкновения к столкновению. О каком
состоянии вещества идет речь?
а) о твердом
б) о твердом и жидком
в) о газообразном
г) о жидком и газообразном
д) о жидком
е) все перечисленные ответы неверные.
3.Какие черты строения вещества относятся только к жидкому состоянию
вещества?
а) молекулы вещества расположены на расстояниях, приблизительно равных
размерам самих молекул
б) в расположении молекул наблюдается ближний порядок
в) молекулы колеблются относительно положения равновесия
г) молекулы сильно взаимодействуют
д) молекулы могут совершать перескоки
е) ни один из перечисленных ответов не отображает свойства только лишь
жидкостей.
39
4.В каком состоянии вещества тело, изготовленное из этого вещества, не имеет
собственной формы?
а) только в жидком
б) только в газообразном
в) только в твердом
г) в жидком и газообразном
д) в жидком и твердом
е) в твердом и газообразном.
5.Слипание двух кусочков пластилина можно объяснить тем, что:
а) вещества 2-х кусочков взаимно проникают друг в друга вследствие диффузии
б) молекулы 2-х кусочков пластилина притягиваются и отталкиваются
в) пластилин состоит из молекул, между которыми есть промежутки.
Шифр правильных ответов: 1в;2в;3бд;4в;5б.
Следует отметить, что хотя задания, представленные в данном тесте, являются
более сложными, нежели в физическом диктанте и кратковременной
самостоятельной работе, т.к. требуют анализа ответов и самостоятельного
размышления, они соответствуют целям данного цикла усвоения знаний.
Проставление отметки здесь также не составит труда, т.к. требуется оценить 5
ответов по пятибальной шкале.
Вариант контрольной работы по разделу
«Первоначальные сведения о строении вещества» (30-35 мин).
Содержание контрольной работы:
1.
Поясните на примере показанного диапозитива, насколько малы размеры
молекул (на диапозитиве сравниваются размеры молекулы, яблока и Земли).
2.
Найдите диаметр данной проволоки. Запишите план ваших действий по
нахождению диаметра проволоки и результаты выполнения каждого действия. Как
называется подобный метод нахождения размеров малых тел?
40
3.
На диапозитиве показано движение броуновской частицы. Поясните характер
движения этой частицы. Какой вывод сделали физики при наблюдении
броуновского движения?
4.
Какое явление происходит в этих стаканах? (показывается диапозитив на тему
«диффузия»: стаканы с 2-мя жидкостями расположены у окна и на батарее). Как
можно объяснить различие в протекании этого явления в 2-х различных стаканах?
5.
На этом диапозитиве изображены вещества в различных состояниях.
Нарисуйте модели строения этих веществ.
6.
Что вы можете сказать о молекулах одного и того же вещества? Чем
отличаются друг от друга молекулы воды, льда и водяного пара?
7.
Посмотрите на эти два сосуда с водой (на столе стоят 2 сосуда с водой, один из
них – на электрической плитке). Смоделируйте движение молекул в этих 2-х
сосудах в один и тот же момент времени.
8.
Объясните физическое явление, которое вы наблюдаете в опыте. Почему
крышка прилипает к воде? (показывается опыт, демонстрирующий явление
поверхностного натяжения).
9.
Опишите движение молекул вещества в трех состояниях.
Данная контрольная работа вместе с этапом актуализации знаний займет весь
итоговый урок (45 минут). Она охватывает весь пройденный материал,
предоставляя учителю объективную информацию о степени освоенности знаний и
умений учащимися. Вместе с тем все задания опираются на конкретные ситуации
реальной жизни, что делает их понятными и значимыми для самих ребят. Уровень
контрольной работы достаточно высок, здесь встречаются задания, требующие
серьезного размышления, поэтому и оценивать эту работу надо, учитывая ее
сложность и новизну, особо подчеркивая успехи учащихся в ответах на сложные
вопросы.
41