Напоминание

"Развитие познавательной активности младших школьников на уроках русского языка "

Авторы: Каминская Виктория Валентиновна, Сухарева Евгения Евгеньевна
Должность: студент гуманитарного факультета, старший преподаватель кафедры историко-филологических дисциплин филиал сгпи в г. железноводске
Учебное заведение: Филиал СГПИ в г. Железноводске
Населённый пункт: г. Железноводск
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие познавательной активности младших школьников на уроках русского языка "







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

УДК 372.881.161.1

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Каминская Виктория Валентиновна

Студент

Филиал СГПИ в г. Железноводске

Научный руководитель: Сухарева Евгения Евгеньевна

Старший преподаватель кафедры историко-филологических дисциплин

Филиал СГПИвг. Железноводске

Аннотация:

на сегодняшний день одной из актуальных проблем

является формирование познавательной активности учащихся на уроках

русского

языка.

Все

большее

значение

в

жизни

приобретают

коммуникативные

умения,

способность

к

моделированию

ситуаций,

приобретению

опыта

ведения

диалога,

дискуссий,

приобщенной

к

творческой

деятельности,

но

актуальность

проблемы

формирования

познавательной активности в том, что наблюдается снижение интереса к

учебе, интеллектуальная пассивность.

Ключевые слова:

познавательная активность, ученик,

обучение,

методы и приемы, младшие школьники.

DEVELOPMENT OF COGNITIVE ACTIVITY OF JUNIOR

SCHOOLCHILDREN IN RUSSIAN LANGUAGE LESSONS

Kaminskaya Victoria Valentinovna

Scientific adviser: Sukhareva Evgeniya Evgenievna

Annotation: Today, one of the pressing problems is the formation of

cognitive activity of students in Russian language lessons. Communication skills,

the ability to model situations, gain experience in dialogue, discussions, and

creative activities are becoming increasingly important in life, but the relevance of

the problem of forming cognitive activity is that there is a decrease in interest in

learning and intellectual passivity.

Key words: cognitive activity, student, learning, methods and techniques,

primary schoolchildren.

Развитие познавательной активности младших школьников является

одной из важных задач современного образования. Уроки русского языка

предоставляют широкие возможности для развития этой активности, так как

русский язык является одним из наиболее сложных и интересных предметов.

Одним из способов развития познавательной активности является

использование различных методов и приемов обучения. Например, можно

использовать игровые технологии, которые помогают заинтересовать детей и

сделать урок более увлекательным. Также можно использовать различные

задания

и

упражнения,

которые

требуют

от

учеников

активной

мыслительной деятельности. Важно создавать условия для активного участия

учеников в учебном процессе. Это может быть проведение дискуссий,

дебатов, проектов и других форм работы, которые позволяют ученикам

высказывать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

Еще одним способом развития познавательной активности является

создание условий для самостоятельного поиска и анализа информации. Для

этого можно использовать различные источники информации, такие как

учебники, справочники, энциклопедии, интернет-ресурсы и т.д.

Развитие познавательной активности младших школьников на уроках

русского языка является важной задачей, которую необходимо решать

педагогам. Использование различных методов и приемов, создание условий

для самостоятельной работы и активного участия учеников, а также учет

индивидуальных особенностей каждого ученика – все это поможет достичь

высоких результатов в обучении русскому языку.

Познавательная активность – это стремление к познанию окружающего

мира, желание учиться и узнавать новое. Она играет важную роль в

формировании личности ребенка и его успешности в обучении.

Виды познавательной активности:

1. Эмоциональная активность – это способность ребенка чувствовать и

переживать эмоции, связанные с изучаемым материалом.

2. Интеллектуальная активность – стремление ребенка к получению

новых знаний и умений.

3.

Волевая

активность

способность

ребенка

самостоятельно

принимать решения и действовать в соответствии с ними.

4. Коммуникативная активность – умение общаться со сверстниками и

взрослыми, выражать свои мысли и чувства.

5. Творческая активность – желание создавать что-то новое, проявлять

свою индивидуальность.

6. Физическая активность - двигательная активность, связанная с

изучением материала.

Способы развития познавательной активности младших школьников:

- Использование игровых технологий. Игры помогают заинтересовать

ребенка и сделать процесс обучения более увлекательным.

- Применение наглядных пособий. Картинки, схемы, таблицы и другие

наглядные материалы помогают ребенку лучше понять материал и запомнить

его.

- Проектная деятельность. Работа над проектами помогает ребенку

проявить свою творческую активность и развить коммуникативные навыки.

- Организация дискуссий и обсуждений. Обсуждение различных точек

зрения и аргументов помогает ребенку развивать свою интеллектуальную

активность и умение аргументировать свою точку зрения.

- Создание ситуаций успеха. Важно поощрять ребенка за его

достижения и успехи, чтобы он чувствовал себя уверенно и мог продолжать

учиться.

Степени развития познавательной активности у младших школьников

могут быть различными. Некоторые дети могут проявлять высокую

эмоциональную

активность

при

изучении

материала,

другие

же

интеллектуальную или волевую. Важно помочь ребенку развить все виды

познавательной активности и помочь ему стать успешным учеником.

Система работы над развитием познавательной активности включает в

себя различные методы и приемы, которые помогают ученикам лучше

понимать и усваивать материал. Одним из главных методов является

использование наглядных пособий и интерактивных материалов, которые

позволяют ученикам лучше визуализировать и понимать материал. Также

важным элементом системы работы является использование игровых

элементов и заданий, которые способствуют развитию мотивации и интереса

к обучению.

Одним из примеров такой системы работы может быть использование

интерактивных досок и приложений с заданиями на русском языке. Это

позволяет ученикам лучше понимать изучаемый материал и развивает их

когнитивные функции. Например, задания на составление слов из букв,

поиск слов по определенным признакам или составление предложений из

предложенных слов помогают ученикам развивать логику и внимание.

Важно учитывать индивидуальные особенности каждого ученика. Для

этого можно использовать различные методы диагностики и оценки уровня

развития познавательной активности каждого ученика. Это поможет учителю

подобрать наиболее подходящий подход к каждому ученику и создать

индивидуальную программу обучения. Например, для детей с высоким

уровнем мотивации можно предлагать более сложные задания, а для детей с

низким уровнем мотивации – более простые.

Таким образом, развитие познавательной активности на уроках

русского языка имеет большое значение для успешного обучения в

начальной школе. Использование различных методов и приемов, а также

индивидуальный подход к каждому ученику, помогут ученикам лучше

понимать материал и развивать свои когнитивные функции, что в свою

очередь приведет к более успешному обучению и повышению успеваемости.

Список литературы:

1.

Анохина Т.Н. Активизация познавательной деятельности

учащихся на уроках русского языка // Начальная школа. – 1999. - № 12. – С.

57.

2.

Баранов, М. Т. Русский язык: учебное пособие для учащихся / М.

Т. Баранов. – М.: Просвещение, 2009. – 288 с.

3.

Белов Б.Ф. Педагогика диалога: теория и практика. – М., 2006.

4.

Загвязинская, В. Н. Педагогика [Электронный ресурс]: учеб. для

студ. учреждений высш. проф. образования / В. И. Загвязинский, И. Н.

Емельянова; под ред. В. И. Загвязинского. - М.: Академия, 2011.

5.

Сластенин, В. А. Педагогика [Электронный ресурс]: учеб.

пособие для вузов / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В.

А. Сластенина. - [3-е изд., стер.]. - М.: Академия, 2004. – 512 с.

References:

1. Anokhina T.N. Activation of cognitive activity of students in Russian

language lessons // Elementary school. – 1999. - No. 12. – P. 57.

2. Baranov, M. T. Russian language: a textbook for students / M. T.

Baranov. – M.: Education, 2009. – 288 p.

3. Belov B.F. Pedagogy of dialogue: theory and practice. – M., 2006.

4. Zagvyazinskaya, V. N. Pedagogy [Electronic resource]: textbook. for

students institutions of higher education prof. education / V. I. Zagvyazinsky, I. N.

Emelyanova; edited by V. I. Zagvyazinsky. - M.: Academy, 2011.

5. Slastenin, V. A. Pedagogy [Electronic resource]: textbook. manual for

universities / V. A. Slastenin, I. F. Isaev, E. N. Shiyanov; edited by V. A.

Slastenina. - [3rd ed., erased]. - M.: Academy, 2004. – 512 p.