Напоминание

Подготовка к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи III уровня

Автор: Исупова Владимира Владимировна
Должность: студент группы 9701 зо
Учебное заведение: НовГУ им. Ярослава Мудрого
Населённый пункт: г. Великий Новгород
Наименование материала: статья
Тема: Подготовка к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи III уровня







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Коррекционно-логопедическое сопровождение процесса обучению

чтению целыми словами первоклассников с общим недоразвитием речи

III уровня

В школе многие дети испытывают трудности в процессе обучения.

Овладение чтением, является базовым, который определяет успешность

обучения школьника.

Одним из приоритетных направлений образовательной политики

Российской Федерации является общедоступность образования для всех

слоев населения, о чем говорится в Федеральном законе «Об образовании в

Российской Федерации». Также в нашей стране принят Федеральный

государственный образовательный стандарт начального общего образования

для детей с ограниченными возможностями здоровья, который удовлетворяет

все образовательные потребности каждой категории детей с ограниченными

возможностями здоровья. Современное образование предоставляет разным

группам детей с ограниченными возможностями здоровья индивидуальные

траектории, учитывающие особенности их развития. В том числе есть

адаптированная образовательная программа начального общего образования

для детей с тяжелыми нарушениями речи [1]. Тем не менее, дети с общим

недоразвитием речи III уровня учатся по основной образовательной

программе начального общего образования.

Чтение —

это неисчерпаемый источник обогащения знаниями,

универсальный способ развития познавательных и речевых способностей

ребёнка, его творческих сил, мощное средство воспитания нравственных

качеств. Чтение — это и то, чему обучают младших школьников,

посредством чего их воспитывают и развивают; это и то, с помощью чего

дети изучают большинство учебных предметов.

Чтение является сложной и многоаспектной деятельностью, где

важным компонентом являются различные навыки, такие как способ,

скорость, точность, автоматизм и понимание прочитанного .

В разное время изучением совершенствования навыка чтения работали

такие известные отечественные педагоги, как К. Д. Ушинский, Н.Ф. Бунаков,

Б.П. Никитин, А.Н. Корнев, Д.Б. Эльконин, В.Г. Горецкий, Л.В. Шибаева,

А.В Давыдова, Н.Н. Светловская и другие.

У детей с ОНР нарушения чтения и письма встречаются довольно

часто, примерно в 50% случаев детей, посещающих дополнительные школы,

так отмечает А. Н. Корнев. Мальчики испытывают трудности в чтении

значительно чаще, в 4-6 раз, по сравнению с девочками.

По словам Р. Е. Левина и Р. И. Лалаевой , недостаточное развитие

навыков

чтения

может

отрицательно

сказываться

на

успеваемости

школьников, при этом скорость чтения отстающих и неуспевающих детей

значительно ниже нормы, что приводит к неудовлетворительному усвоению

информации, поверхностному чтению и негативному отношению к самому

процессу чтения из-за неспособности осмыслить содержание. В связи с этим,

таким детям затруднительно овладевать всеми предметами, особенно

русским языком.

Однако, согласно Р. Е. Левиной, Н. А. Никашиной и Л. Ф. Спировой,

основными причинами проблем с чтением и письмом у детей с ОНР лежат

недостаточность устной речи, отсутствие контроля над психическими

процессами,

слабая

моторика

рук,

проблемы

с

телесной

схемой

и

недостаточное чувство ритма.

Обучение

грамоте

это

процесс

овладения

первоначальными

навыками письма и чтения. Он проходит в три этапа: добуквенный (дети

знакомятся

с

основными

понятиями

грамматики,

учатся

выделять

предложения из речевого потока, выделять ударный слог, подбирать слова к

звуковой или слоговой схеме и т. д.), буквенный (школьники обучаются

слого – звуковому анализу слов, знакомятся с буквами, читают слоги с

новыми буквами, читают слова с новыми буквами, читают букварные

тексты), послебукварный (ученики обучаются способам кодирования и

декодирования).

Дети с общим недоразвитием речи — входят в группу риска по

возникновению трудностей при освоении навыка чтения. Для успешного

освоения программного материала, школьникам потребуется коррекционная

работа по разделу «Письмо и чтение».

Для положительного результата в формировании навыка чтения

целыми словами, принесет большую пользу различные формы работы между

учителем и логопедом. Совместная работа с учителем начальных классов и

логопеда, необходима не только для выявления причин нарушения, а также

для поиска путей их устранения и подбора более подходящих упражнений

для школьника.

Цель

исследования:

теоретически

изучить

коррекционно-

логопедическое сопровождение процесса обучения чтению целыми словами

первоклассников с общим недоразвитием речи 3 уровня

Объект исследования- коррекционно – логопедическое сопровождение

умения

навыка

чтению

целыми

словами

первоклассников

с

общим

недоразвитием речи III уровня.

Предмет исследования- особенности коррекционно-логопедическое

сопровождение обучения чтения целыми словами первоклассников с общим

недоразвитием речи III уровня.

Цель исследования – создание программы коррекционной работы по

формированию навыка чтения целыми словами первоклассников с общим

недоразвитием речи III уровня.

Задачи исследования:

исследование

теоретических

основ

по

коррекционно

логопедическому

сопровождению обучения

чтению

целыми

словами

первоклассников с общим недоразвитием речи III уровня.

разработка содержания контрольно – измерительных материалов

для определения актуального уровня по коррекционно – логопедическому

сопровождению умений навыка чтения целыми словами первоклассников с

общим недоразвитием речи III уровня;

исследование актуального уровня сформированности умений

обучения чтению целыми словами первоклассников с общим недоразвитием

речи III уровня;

создание и логическое описание программы коррекционно-

логопедической работы по формированию навыка чтения целыми словами

первоклассников с общим недоразвитием речи III уровня

Гипотеза:

Коррекционно-логопедическое сопровождение процесса формирования

обучению чтению целыми словами у первоклассников с общим

недоразвитием речи III уровня будет проходить эффективнее, в результате

введения

в

систему

экспериментальной

работы

разнообразных

форм

взаимодействия учителя — логопеда и учителя начальных классов.

Для успешной реализации поставленных задач были использованы

следующие методы:

констатирующий эксперимент;

анализ анамнестических данных.

Методологической

основой

исследования

стали

логопедические

исследования о состоянии общего недоразвития речи младших школьников:

научные труды Р. Е. Левиной, Т.Б. Филичевой, Р.И. Лалаевой, Г.В.

Чиркиной, В.П. Глухова, Л.С. Волковой.

Современные подходы к образованию младших школьников с общим

недоразвитием речи: научные труды С.В. Анащенкова, М.А. Бантова, Г.В.

Бельтюкова, М.В. Бойкина, С.И. Волкова, В.Г. Горецкий, М.Н. Дементьева,

Л.М. Зеленина, В.П. Канакина, Л.Ф. Климанова, А.А. Плешаков, Н.И.

Роговцева, С.В. Степанова, Н.А. Стефаненко, Т.Е. Хохлова, Л.Ф. Спировой,

Т.В. Тумановой.

Формы и содержание взаимодействия учителя – логопеда и учителя

начальных классов: научные работы В. С. Буниной, О. В. Елецкой,

Горбачевской Н. Ю.

Процесс чтения – сложная деятельность, состоящая из большого

количества процессов, контролируемых разными участками мозга. Для

успешного овладения навыками чтения в определенном возрасте у детей

необходимо

развивать

глазодвигательные

механизмы,

зрительное

восприятие, восприятие фонем, развитие устной речи, словарный запас и

грамматику речи, а также другие психологические функции высшего порядка

(внимание, память, мышление).

В области логопедии ОНР, что означает "общее недоразвитие речи",

относится к одной из форм речевой патологии у детей, которые имеют

нормальный слух и не дефектный интеллект, и при этом нарушается

формирование всех элементов речевой системы.

Нарушение чтения у школьников с ОНР 3 уровня обычно обусловлено

недоразвитием всех аспектов языка: фонетико-фонематического и лексико-

грамматического. При глубоком недоразвитии речи дети не могут справиться

с чтением в условиях обычной школы.

Учащиеся

первых

классов

имеют

некоторые

специфические

особенности в организации, содержании и методах коррекции общего

недоразвития речи III уровня.

Прежде

всего,

здесь

требуется

такой

подход

к

планированию

коррекционного

обучения,

который

бы

в

максимальной

степени

способствовал устранению речевого дефекта и общему развитию детей при

минимальных затратах времени. Это необходимо для предупреждения, как

возможных

вторичных

последствий

дефекта,

так

и

нарастания

педагогической запущенности.