Автор: Фролова Екатерина Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Общеобразовательная Автономная Некоммерческая Организация "Средняя школа "Центр Образования Столичный"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: "Взаимодействие рекламных текстов и литературных образов"
Тема: "Реклама и литература"
Вопрос взаимодействия двух, казалось бы, противоположных понятий:
«литература» и «реклама» - актуален, поскольку большое количество
промороликов и слоганов основывается на обращении к именам известных
писателей и поэтов, а также к их произведениям. Несмотря на то, что мы
долгое время воспринимали эти понятия как антагонистов, при рассмотрении
ряда реклам, можно сделать вывод, что это не так. Рекламные и
литературные процессы органично дополняют друг друга. Соответственно, и
уроки литературы можно разнообразить, подключая исследование
рекламных роликов и текстов.
Начнем с теории. Слово «реклама», пришедшее к нам из Франции, означает
направление в маркетинговых коммуникациях, в рамках которого
производится распространение информации для привлечения внимания к
объекту рекламирования.
Первые источники рекламы уходят ещё во времена до нашей эры. Первым
рекламным материалом считают египетский папирус, который
информировал о продаже рабов. Пройдя длинный путь развития,
современная реклама заимствует образы и сюжетные линии литературных
произведений.
Проанализировав на уроках рекламные ролики «Нескафе Голд», «Билайн»,
«Майский чай», а также социальную рекламу, посвященную сортировке
мусора и привлечению молодежи к чтению, можно сказать, что в рекламе
российских брендов, связанной с литературой, используются образы
знаменитых писателей: А.С. Пушкина, А.П.Чехова, Л.Н.Толстого (стоит
отметить, что образ Пушкина выделяется частотностью использования в
промороликах) или знаменитых героев из различных произведений. Такая
реклама выделяется своей уникальностью и становится более доступной для
широкого круга потребителей, поскольку ее действующие лица знакомы
каждому со школьных лет. Есть и менее популярные, но тем не менее
интересные образы, которые взяли за основу известные компании: «Гензель
и Гретель» - в рекламе сотовой связи, «Мастер и Маргарита» - «Google»,
«Красная шапочка» - «Lenor» и др.
В результате проведенных исследований (как на уроках, так и в ходе
проектной деятельности) можно сделать вывод, что основа «литературной»
рекламы – это отсылка к цитатному мышлению, к знакомым нам устойчивым
выражениям, фразам из всем известных сказок, поэтических и
художественных текстов.