Напоминание

"Протяни руку добра"

Автор: Полевая Ирина Викторовна
Должность: воспитательгпд
Учебное заведение: ГБОУ РК "ССШИ №1"
Населённый пункт: голод Симферополь
Наименование материала: разработка воспитательнго часа
Тема: "Протяни руку добра"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ЧАС

Тема: «Протяни руку добра»

9-А

Цель: Способствовать социализации обучающихся через формирование

нравственной установки на проявление доброты.

Задачи:

1. Формировать представление учащихся о значении добра в жизни

человека.

2. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим людям.

3. Побуждать учащихся к совершению добрых поступков.

4.

Формировать

навыки

бесконфликтного

поведения,

умение

взаимодействовать в группе.

5. Развивать коммуникативные навыки и творческие способности

учащихся.

Форма проведения: классный час с элементами тренинга.

Оборудование: 2 веревки, 2 платка - повязки, 2 стакана воды.

Ю.Друнина «Доброта»

Стираются лица и даты,

Но все ж до последнего дня

Мне помнить о тех, кто когда-то

Хоть чем-то согрели меня.

Согрели своей плащ-палаткой,

Иль тихим шутливым словцом,

Иль чаем на столике шатком,

Иль попросту добрым лицом.

Как праздник, как счастье, как чудо

Идет Доброта по земле.

И я про неё не забуду,

Хотя забываю о зле.

Однажды русский путешественник в Париже увидел на мосту юношу,

который явно собирался броситься в реку и так покончить с собой.

Путешественник, проходя мимо задумчивого юноши, вдруг остановился и

задал крайне неуместный вопрос: "Скажите, у Вас, может быть, есть с собою

деньги?". Ошарашенный кандидат в самоубийцы ответил:

- Да, есть…

- Но, кажется, они Вам больше не пригодятся?

- Пожалуй…

- А раз так, то, может, Вы отложите Ваше решение на несколько минут. Вот в

том квартале живут довольно бедные люди, и Ваши деньги им отнюдь не

помешали бы. Мог бы я попросить Вас прежде сходить туда и найти кого-

нибудь, чтобы передать ему не нужные Вам уже деньги?

Юноша согласился. Он ушел и на мост больше не вернулся. В тот момент,

когда он отдал свой кошелек, его сердце осветила радость большая, чем у

тех, кто принял его дар. Он понял смысл своей жизни.

– Что стало смыслом его жизни? – Помощь людям, которые в этом

нуждаются!

Совершенно верно! Тема нашего сегодняшнего классного часа «Протяни

руку помощи»

Цитата нашего классного часа:

«Чтобы поверить в добро, надо начать делать его» (Л.Н.Толстой)

«Сделай доброе дело - и оно вернется к тебе», может, даже через несколько

лет. Никакая боль души человека не бывает маленькой. Сочувствие в чужой

беде не бывает маленьким, даже если ты смог помочь всего лишь одному

человеку, и эта помощь на первый взгляд заключается в том, что стоит

поднести ведро воды, уступить место в автобусе, поздороваться первым и

улыбнуться, т.е. проявить милосердие.

Сегодня мы попробуем найти ответы на некоторые вопросы, сформировать

представление об "особых людях", познакомить с некоторыми проблемами

людей с ограниченными возможностями здоровья

Сейчас в нашей школе проходит неделя инклюзивного образования. Есть

люди, которые не могут обходиться без помощи других, они немного не

Такие, как мы с вами. Это те, кто плохо видит, плохо слышит, кто не может

двигаться в силу каких – то жизненных обстоятельств, таких людей много.

Это и взрослые и дети.

В немецком языке есть понятие "Sonderkind" (зондер кинд) А вы знаете,

среди них находятся такие, кто не сдается и даже находит в себе силы на

достижение каких – то высот в различных областях. Например, незрячие или

неслышащие

музыканты,

певцы,

художники,

спортсмены

–люди

с

ограниченными возможностями. На зимних олимпийских играх в Сочи

инвалиды завоевали множество золотых, серебряных и бронзовых медалей.

Практические упражнения. Давайте попробуем представить каково это

иметь ограничения в здоровье, быть инвалидом. Людям зрячим трудно себе

представить жизнь слепого, те ежедневные сложности, с которыми он

сталкивается в

Быту – налить воду, приготовить еду, сходить в магазин.

1. Приглашаются 2 человека. С закрытыми глазами нарисуйте на доске дом.

Рефлексия:

Что почувствовали? О чем подумали? Трудно ли было выполнять задания?

Что ограничивало ваши возможности? Вот так ощущают себя в нашей жизни

люди с проблемами зрения. Чтобы эти люди тоже могли читать, обучаться,

общаться существует специальная азбука азбука Брайля.

В основе ее стоит выпуклое шеститочие: комбинациями точек обозначаются

и буквы, и цифры, и нотные знаки. А как вы думаете, могут ли слепые люди

обеспечивать себя, работать? (ответы детей) Есть большая организация

«Общество слепых», где люди, не имея зрения изготавливают вещи общего

потребления (крышки, выключатели, розетки). Как можно сделать жизнь

этих людей более комфортной и безопасной? (ответы детей).

Согласны ли вы, что с дружеской помощью таким людям было бы намного

комфортнее, надежнее? (ответы детей).

Диана Гурцкая российская певица. Среди незрячих людей много известных

личностей грузинского происхождения, с рождения не видит. Гомер самый

известный слепец древности, автор «Илиады» и «Одиссеи». Матрона

Московская, Матронушка. никогда не видела мир таким, каким его видим

мы, но никогда не отказывала в помощи тем, кто к ней обращался. А как

живут люди с проблемами слуха?

Ведь на улице не предупредишь об опасности издали, их не окликнешь они

не слышат гудков автомобилей. Люди с нарушениями слуха общаются

жестами, это - жестовая речь. Поэтому таким людям необходимо видеть руки

и лицо собеседника. Если неслышно произнести несколько слов. (Дети

пробуют угадывать сказанное.) А если человек лишен и зрения, и слуха? Как

общаться тогда? А тогда необходим контакт "ладонь в ладонь". Давайте

попробуем. Повернитесь друг к другу, посмотреть в глаза партнеру, взять его

за руку так, чтобы он почувствовал ваше доброе отношение к нему.

Попробуйте написать на ладони партнера букву, назовите ее, проверьте, так

ли это. Тогда пальцы "говорящего" пишут слово из букв в ладошке "

слушателя". Такие буквы особенные. Такой набор "букв" называется

дактильной азбукой. Попробуйте сами (показываются "буквы" дактильной

азбуки). Сложно? А ведь нужно жить, учиться, работать. Известные люди с

проблемами слуха: Людвиг ванн Бетховен, известный композитор, в 26 лет

перенес заболевание, стал глухим. Но написал ряд симфоний и др.

музыкальных произведений.

Виктор Гюго – французский писатель, автор книги «Собор Парижской

богоматери».

Константин

Эдуардович

Циолковский

ученый,

основоположник космонавтики. В детстве потерял слух, с 14 лет учился

самостоятельно. 3. Есть люди, у которых есть проблемы с руками или

ногами. Конечности могут быть малоподвижными или вовсе не подвижными,

или нет руки или ног, или обеих рук и ног. Люди, у которых нет ног, чаще

всего, передвигаются на инвалидных коляска х вынуждены постоянно

пользоваться посторонней помощью. Представьте

свое утро со связанными руками: как умываться, завтракать, одеваться?

Практические упражнения Почувствовать на себе как трудно таким людям

сделать, то что для нас не составляет труда, поможет одно упражнение.

Приглашаются 2 человека. Давайте одну вашу руку ленточкой привяжем к

туловищу. А вы с помощью одной руки попробуйте надеть на себя шапку.

Продолжим пробовать быть ограниченными в движении. Приглашаются ещё

2 человека.

Руки связаны за спиной.

Без помощи рук попейте воды.

Рефлексия: Что хотелось сделать? Что испытывали? Давайте вспомним

пример из художественной литературы. Летчик Алексей Маресьев был сбит

во время боевого вылета, Обе ноги оказались перебиты, он не мог идти,

ползком добрался до наших, но ноги пришлось ампутировать. Но тем не

менее, он встал в строй, на протезах продолжал летать, смог убедить

комиссию из врачей, что ему это посильно. Сколько медалей завоевали наши

параолимпийцы на олимпиадах! Юлия

Самойлова -певица, выдвинута как участница Евровидения 2017г. Родилась

здоровым

ребёнком, после прививки стали отказывать ноги. Сейчас передвигается в

инвалидной коляске.

3. заключительная часть. Сегодня мы с вами попробовали почувствовать мир

таким как его чувствуют люди с ограниченными возможностями, люди-

инвалиды. Какой урок вы сегодня для себя уяснили? Как вы думаете, может

ли мир, вселенная, планета Земля обойтись без людей инвалидов? (ответы

детей). А можем мы как –то облегчить их жизнь? Да, наше участие, помощь,

добросердечие,

наша добрая воля помогут людям с ограниченными

возможностями. Помните об этом! 4. итоги занятия. Каждый человек живет

своей жизнью в большом мире. Но люди, которые нуждаются в помощи

чувствуют мир по другому.

– Что такое милосердие? (Алексей)

– Кто нуждается в милосердии?

Милосердие в моем понимании

– Это ласка, любовь, сострадание.

Это – маме усталой помочь

Это – бабушку навестить.

И обиду свою превозмочь.

И того, кто обидел – простить.

Это – птичек и кошек кормить.

И цветы на окне поливать.

Всё живое на свете любить,

И жалеть, и ценить, и прощать

– Какие дела можно считать милосердными?

– Можно ли научиться быть милосердным?

Итак, что же такое милосердие? – Слушаем варианты ответов… (сочувствие,

сопереживание, взаимопомощь, поддержка, готовность прощать, не ожидая

чего-либо взамен...)

С. И. Ожегов: "Готовность помочь кому-н. или простить кого-н. из

сострадания, человеколюбия".

В. Даль: "Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность

делать добро всякому, милостливость (Слайд 4)

– В определении Ожегова есть слово "сострадание", у Даля – "сочувствие",

есть еще слово "сопереживание". Как вы понимаете данные слова? Что

общего в словах? (приставка СО- вместе чувствовать, переживать, страдать,

разделять чужую боль). Приставка со- обозначает в русском языке

совместность действий, что действия нескольких человек или живых существ

едины.

– Что же отличает эти чувства от чувства жалости? (активная доброта,

включенность

в

проблему

другого,

желание

разделить

его

чувства,

переживания, страдания, готовность помочь. В жалости нет СО-) (Слайд 5)

Верно, Д. Лондон писал: "Кость, брошенная собаке, не есть милосердие.

Милосердие — это кость, поделенная с собакой, когда ты голоден не меньше

ее".

Мы нашли ответ на первый вопрос, а теперь предлагаю послушать притчу.

«Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с

песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик

поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон.

Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян

ими на много километров. — Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду?

— спросил человек, подходя ближе. — Если они останутся на берегу до

завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не

прекращая своего занятия. — Но это же просто глупо! — закричал человек.

— Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои

попытки ничего не изменят! Мальчик поднял следующую морскую звезду, на

мгновение задумался, бросил ее в море и сказал: — Нет, мои попытки

изменят очень много… для этой звезды. Тогда человек тоже поднял звезду и

бросил ее в море. Потом еще одну. К ночи на пляже было множество людей,

каждый из которых поднимал и бросал в море звезду. И когда встало солнце,

на пляже не осталось ни одной неспасенной души»

Л. Н. Толстой утверждал, что милосердие начинается дома. Он говорил, что

если для проявления милосердия нужно куда-то ехать, то едва ли есть

милосердие".

– Что он хотел сказать этими словами? Вспомните одну из заповедей

христианства, которая близка нашей теме. ……. – Верно, одна из заповедей

христианства гласит: "Возлюби ближнего своего". Ближнего – значит того,

кто близко, кто в данный момент нуждается в твоем сочувствии, помощи.

Чаще всего – это наши родные, друзья, одноклассники, соседи, животные.

Как вы можете проявить милосердие к ним? Как помочь? …. Слушаем

варианты ответов,

Как помочь бедным и больным? – Милостыня… Что такое милостыня?..

Милостыня - 1) акт милосердия в форме подаяния нуждающемуся, 2) добрые

поступки, направленные на помощь близкому

– Как вы думаете, кто больше получает: тот, кто подает милостыню или тот,

кто берет? – Святой Дорофей говорил так: "Бедняк, которому ты помог,

получил лишь десятую часть добра. Остальное добро ты причинил самому

себе. Ведь от этого твоя душа стала …светлее".

– У вас еще нет своих денег, чем вы можете пожертвовать, проявляя

милосердие?

(Временем, удовольствиями – не посмотреть ф, а навестить друга,

поговорить с бабушкой, помыть полы или сходить в магазин, поиграть с

младшим братом или сестрой. Главное делать это бескорыстно. От всего

сердца.)

– Когда стоит начать работать над собой? В вашем возрасте? Позже? – С чего

же начать? (быть чутким, внимательным, делать добрые дела)

– Да, как спортсмены тренируют тело, так любому человеку нужно

тренировать душу.

– Как вы считаете, тема, проблема, над которой мы работали, важна для вас

лично?

- В конце нашего занятия хочу вам зачитать замечательные слова

известного педагога Шалвы Александровича Амонашвили:

Независимо от того, ждут от тебя добро или не ждут его –

Твори добро.

Независимо от того, заметят твоё добро или не заметят его – Твори добро

Независимо от того, принимают твоё добро или отбрасывают

его – Твори добро

Независимо от того, чем будут платить тебе за добро: добром или злом –

Твори добро

Твори добро и ни у кого не спрашивай разрешения, ибо никто не властен

над твоим Добром.

Звучит песня «Дорогами добра»

Рефлексия